Организация социальной сферы как подсистема города: понятие, характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение особенностей организации социальной сферы как подсистемы города.
Объект исследования: город и его подсистемы.
Предмет исследования: организация социальной сферы как подсистемы города.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………... 3
1.1. Понятие «социальной сферы». Основные компоненты социальной сферы ………… 4-7

1.2. Суть социальной сферы и взаимосвязь с муниципальным образованием…..……….7-21
Развитие социальной сферы муниципального сектора ……………………..............21-31
Заключение ………………………………………………………………………………….….32
Список использованной литературы ….…………………………………………………….. 33

Файлы: 1 файл

работа новая.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Основные виды образовательных учреждений:

• дошкольные;

• общеобразовательные, включающие в себя три ступени — начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

• начального, среднего, высшего и послевузовского  профессионального образования;

•   дополнительного  образования детей;

•   специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии;

• для детей  — сирот и оставшихся без попечения  родителей (законных представителей);

•   другие учреждения, осуществляющие образовательный  процесс.

Культура. Эта  социальная сфера способствует повышению  интеллектуального потенциала общества, формированию ценностных ориентиров и норм поведения индивидуумов, создает предпосылки для модернизации экономики, социальной активности личности. Результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и не всегда поддаются обычным статистическим измерениям.

Современная сфера  культуры является индустрией с многомиллионными рабочими местами, она выходит за пределы той или иной страны на глобальные рынки через сети обмена информацией, развития коммуникаций, теле-, медиа-, кинопроизводства. Тенденция совмещения производства сочетается с усилением конкуренции, общественный сектор культуры тесно взаимодействует с бизнесом в интересах достижения социокультурных целей государства.

К учреждениям  культуры и искусства относятся  музеи, дома, дворцы культуры, театры, организации  кинематографии, средства массовой информации (телевидение, радиовещание, периодическая  печать и издательства), концертные организации (эстрадные, филармонические), библиотеки, учебные заведения.

Особо важную роль играют кино, средства массовой информации. Как вид художественной культуры кино ориентировано на приобщение широких слоев общества к духовным ценностям. В продукцию оно воплощается в процессе материального производства.

В городах наиболее популярными объектами культуры являются парки, театры, цирки.

Состояние и  уровень развития подразделений  культуры определяются абсолютными и относительными показателями.

Абсолютные  показатели определяют соотношение между количеством учреждений культуры и численностью населения:

•  число  массовых библиотек, клубных учреждений, киноустановок на 10 тыс. человек населения;

•    число  книг, журналов и брошюр в массовых библиотеках, мест в зрительных и лекционных залах клубных учреждений и киноустановок на 1000 человек населения.

Рассчитываются  показатели, характеризующие посещаемость учреждений культуры: численность посетителей  музеев, зрителей в театрах на 1000 человек населения, а также число посещений киносеансов в среднем одним жителем.

Исчисляется выпуск печатной продукции в расчете  на 1000 человек населения и средний тираж печатного издания.

Вместимость зрелищного учреждения характеризуют два показателя: общая вместимость (число всех посадочных мест, в том числе служебных) и коммерческая вместимость (число мест, поступающих в продажу, без служебных).

К основным относительным показателям относятся обращаемость библиотечного фонда, читаемость, посещаемость зрелищного предприятия, наполняемость зрительного зала.

Обращаемость  библиотечного фонда — показатель интенсивности использования фонда. Определяется как отношение числа кни-говыдач к объему фонда.

Читаемость  — показатель, характеризующий интенсивность  использования библиотечного фонда читателями, определяется как отношение годовой книговыдачи к численности читателей библиотеки.

Посещаемость  зрелищного предприятия — показатель численности зрителей на спектакле, концерте и других представлениях. Устанавливается по числу проданных билетов, определяется по каждому спектаклю, концерту, киносеансу, а также зрелищному предприятию или группе их в абсолютном и относительном выражении (на 1000 человек населения).

Наполняемость зрительного зала театра — отношение  посещаемости театра к общей пропускной способности, умноженное на 100.

Анализ показателей  служит основанием для оценки достигнутого уровня развития различных подразделений культуры в сравнении с потребностями по научно обоснованным нормативам.

По данным Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 2,2 тыс. государственных музеев, в которых сосредоточено более 60.2 млн единиц хранения, фонд 51 тыс. массовых библиотек приближается к миллиарду книг, сотни миллионов историко-культурных документов хранятся в 2,5 тыс. государственных и муниципальных архивах, на государственной охране находится около 85 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, в регионах функционирует более 50 тыс. клубов и домов культуры, около 600 театров и 250 концертных организаций, 64 цирка, 48 зоопарков, 18.3 тыс. киноустановок, 542 парка культуры и отдыха.

В сфере электронных  и печатных средств массовой информации работают 43 850 периодических печатных изданий и 1290 электронных периодических изданий, 7200 вещательных компаний, свыше 11 000 издающих организаций, 6000 полиграфических предприятий.

Потребность в  объектах культуры и искусства муниципальных  образований определяется по клубам или учреждениям клубного типа, библиотекам, паркам культуры и отдыха, музеям, выставочным залам, театрам, концертным залам в соответствии с Методикой, одобренной распоряжением Правительства РФ № 1683-р от 19 октября 1999 г.

В постперестроечной  России эта сфера развивается  противоречиво, отличается сложным процессом одновременного присутствия и отсутствия в ней государства, особенно в отраслях, где до последнего времени не было выработано стратегии управления. В 1990-е годы государство сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что рынок самостоятельно решит возникающие проблемы. В результате значительно уменьшено позитивное влияние культуры на общество.

Несмотря на сложность ситуации с помощью  федеральной целевой программы «Культура России (2001—2005 годы)» удалось частично преодолеть спад в сфере культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в ее поддержке.

Но существенно  ослабла материально-техническая  база организаций культуры и искусства, кинематографии, архивного дела, снизился уровень культурного обслуживания населения. Многовековые национальные культурные традиции все больше вытесняются упрощенными формами массовой культуры. К уничтожению культурного наследия приводят военные действия, ограниченность ресурсов, неконтролируемый туризм, незаконная торговля произведениями искусства, манипулирование деятельностью музеев.

В то же время  имеются предпосылки для начала радикального обновления в отраслях культуры, о чем свидетельствует  утверждение Правительством РФ Концепции федеральной целевой программы «Культура России 2006—2010 гг. (распоряжение Правительства РФ № 1432-р от 15 сентября 2005 г.).

Многообразие  направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решение  стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности.

В соответствии с Законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления»  произошли существенные изменения в перечне вопросов местного значения в сфере культуры, которые относятся к компетенции местного самоуправления.

К полномочиям  органов местного самоуправления поселений  и городских округов в области  культуры относятся: организация библиотечного обслуживания населения (за исключением обеспечения услугами библиотечного коллектора); создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах муниципального образования.

К полномочиям  органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области культуры относится организация библиотечного обслуживания (обеспечение услугами библиотечного коллектора).

В соответствии с Законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (№ 3612-1 от 9 октября 1992 г.) на развитие культуры должно направляться не менее 2% федерального и 6% территориальных бюджетов. Финансовое обеспечение предусматривается также Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (№ 135-ФЗ от 11 февраля 1995 г.), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Государственной Думы и Правительства РФ. Этими документами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности.

Необходимо  не только достойное финансирование, но и поиск путей саморазвития культуры. В налаживании такого процесса основная роль отводится государству, которое должно играть координирующую роль при взаимодействии заинтересованных сторон, способствовать созданию правовой среды, обеспечивающей развитие отрасли.

Отрасль социальной защиты населения включает учреждения: дома-интернаты для престарелых и инвалидов; дома-интернаты для малолетних инвалидов; центры социальной помощи населению; отделения социальной помощи на дому; учреждения социальной помощи семье и детям; службы занятости; центры социального обслуживания временного пребывания пожилых граждан и инвалидов; центры   социального   обслуживания  дневного   пребывания пожилых граждан и инвалидов; реабилитационные центры для инвалидов-взрослых; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; специализированные учреждения для несовершеннолетних; кризисные центры для женщин.

Комплексная система  социальной защиты и поддержки населения предусматривает предоставление как материальной помощи, социальных пособий, компенсаций, субсидий, так и социальных услуг. Учреждения социального обслуживания предоставляют населению разного вида социальные услуги, включая медико-социальные, социально-педагогические, психолого-социальные, юридические и т.д.

Учреждения  подразделяются на стационарные, которые обеспечивают предоставление социальных услуг клиентам в условиях их круглосуточного пребывания в этих учреждениях, и полустационарные — с предоставлением социальных услуг клиентам в условиях их пребывания в этих учреждениях в течение определенного времени суток.

Перед системой социальной защиты населения стоят  задачи смягчения негативных последствий  бедности, снижения социального неравенства и предотвращения социального иждивенчества; повышения эффективности социальных пособий и предоставления других форм помощи малоимущим семьям; улучшения положения и качества жизни граждан из так называемых групп риска; расширения рынка и повышения качества предоставляемых социальных услуг гражданам, пользующимся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

Эту работу выполняют  структурные подразделения: управления социальной защиты города; отделы социальной защиты населения администраций  городских районов;  учреждения социального обслуживания; центры социального обслуживания, социальной реабилитации несовершеннолетних и детей с ограниченными возможностями.

Управление  социальной защиты отвечает за проведение единой социальной  политики  города,  определяет основные направления: оказания помощи  гражданам,  предоставляет социальную помощь нуждающимся гражданам, при формировании бюджета города проводит расчеты необходимых финансовых средств по разделу «социальная защита населения», исполняет государственные полномочия по реализации федеральных и областных законов в части возмещения организациям и учреждениям затрат на предоставление льгот по этим законам, осуществляет компенсацию расходов по проезду гражданам, предоставляет субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным гражданам. Отделы социальной защиты администраций назначают и выплачивают государственные пособия семьям с детьми, осуществляют компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством.

Полномочия  органов местного самоуправления в  области социальной защиты населения в связи с принятием Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» существенно меняются. Прежде обеспечение социальной защиты населения входило в состав расходных обязательств всех бюджетных уровней. Теперь на региональный бюджет возложена социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., семей, имеющих детей, жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.

Определенные функции по социальной защите местные органы власти продолжат выполнять на условиях делегирования государственных полномочий с предоставлением субвенций из регионального бюджета. Так, предусмотрено предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта РФ стандартам и оплаты жилья и коммунальных услуг.

Информация о работе Организация социальной сферы как подсистема города: понятие, характеристика