Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:40, курсовая работа
Цель работы: изучение особенностей организации социальной сферы как подсистемы города.
Объект исследования: город и его подсистемы.
Предмет исследования: организация социальной сферы как подсистемы города.
Введение ………………………………………………………………………………………... 3
1.1. Понятие «социальной сферы». Основные компоненты социальной сферы ………… 4-7
1.2. Суть социальной сферы и взаимосвязь с муниципальным образованием…..……….7-21
Развитие социальной сферы муниципального сектора ……………………..............21-31
Заключение ………………………………………………………………………………….….32
Список использованной литературы ….…………………………………………………….. 33
Основные виды образовательных учреждений:
• дошкольные;
• общеобразовательные, включающие в себя три ступени — начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
• начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
• дополнительного образования детей;
• специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии;
• для детей — сирот и оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Культура. Эта социальная сфера способствует повышению интеллектуального потенциала общества, формированию ценностных ориентиров и норм поведения индивидуумов, создает предпосылки для модернизации экономики, социальной активности личности. Результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и не всегда поддаются обычным статистическим измерениям.
Современная сфера культуры является индустрией с многомиллионными рабочими местами, она выходит за пределы той или иной страны на глобальные рынки через сети обмена информацией, развития коммуникаций, теле-, медиа-, кинопроизводства. Тенденция совмещения производства сочетается с усилением конкуренции, общественный сектор культуры тесно взаимодействует с бизнесом в интересах достижения социокультурных целей государства.
К учреждениям культуры и искусства относятся музеи, дома, дворцы культуры, театры, организации кинематографии, средства массовой информации (телевидение, радиовещание, периодическая печать и издательства), концертные организации (эстрадные, филармонические), библиотеки, учебные заведения.
Особо важную роль играют кино, средства массовой информации. Как вид художественной культуры кино ориентировано на приобщение широких слоев общества к духовным ценностям. В продукцию оно воплощается в процессе материального производства.
В городах наиболее популярными объектами культуры являются парки, театры, цирки.
Состояние и уровень развития подразделений культуры определяются абсолютными и относительными показателями.
Абсолютные показатели определяют соотношение между количеством учреждений культуры и численностью населения:
• число массовых библиотек, клубных учреждений, киноустановок на 10 тыс. человек населения;
• число книг, журналов и брошюр в массовых библиотеках, мест в зрительных и лекционных залах клубных учреждений и киноустановок на 1000 человек населения.
Рассчитываются показатели, характеризующие посещаемость учреждений культуры: численность посетителей музеев, зрителей в театрах на 1000 человек населения, а также число посещений киносеансов в среднем одним жителем.
Исчисляется выпуск печатной продукции в расчете на 1000 человек населения и средний тираж печатного издания.
Вместимость зрелищного учреждения характеризуют два показателя: общая вместимость (число всех посадочных мест, в том числе служебных) и коммерческая вместимость (число мест, поступающих в продажу, без служебных).
К основным относительным показателям относятся обращаемость библиотечного фонда, читаемость, посещаемость зрелищного предприятия, наполняемость зрительного зала.
Обращаемость
библиотечного фонда —
Читаемость — показатель, характеризующий интенсивность использования библиотечного фонда читателями, определяется как отношение годовой книговыдачи к численности читателей библиотеки.
Посещаемость зрелищного предприятия — показатель численности зрителей на спектакле, концерте и других представлениях. Устанавливается по числу проданных билетов, определяется по каждому спектаклю, концерту, киносеансу, а также зрелищному предприятию или группе их в абсолютном и относительном выражении (на 1000 человек населения).
Наполняемость зрительного зала театра — отношение посещаемости театра к общей пропускной способности, умноженное на 100.
Анализ показателей служит основанием для оценки достигнутого уровня развития различных подразделений культуры в сравнении с потребностями по научно обоснованным нормативам.
По данным Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 2,2 тыс. государственных музеев, в которых сосредоточено более 60.2 млн единиц хранения, фонд 51 тыс. массовых библиотек приближается к миллиарду книг, сотни миллионов историко-культурных документов хранятся в 2,5 тыс. государственных и муниципальных архивах, на государственной охране находится около 85 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, в регионах функционирует более 50 тыс. клубов и домов культуры, около 600 театров и 250 концертных организаций, 64 цирка, 48 зоопарков, 18.3 тыс. киноустановок, 542 парка культуры и отдыха.
В сфере электронных и печатных средств массовой информации работают 43 850 периодических печатных изданий и 1290 электронных периодических изданий, 7200 вещательных компаний, свыше 11 000 издающих организаций, 6000 полиграфических предприятий.
Потребность в объектах культуры и искусства муниципальных образований определяется по клубам или учреждениям клубного типа, библиотекам, паркам культуры и отдыха, музеям, выставочным залам, театрам, концертным залам в соответствии с Методикой, одобренной распоряжением Правительства РФ № 1683-р от 19 октября 1999 г.
В постперестроечной России эта сфера развивается противоречиво, отличается сложным процессом одновременного присутствия и отсутствия в ней государства, особенно в отраслях, где до последнего времени не было выработано стратегии управления. В 1990-е годы государство сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что рынок самостоятельно решит возникающие проблемы. В результате значительно уменьшено позитивное влияние культуры на общество.
Несмотря на сложность ситуации с помощью федеральной целевой программы «Культура России (2001—2005 годы)» удалось частично преодолеть спад в сфере культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в ее поддержке.
Но существенно
ослабла материально-
В то же время имеются предпосылки для начала радикального обновления в отраслях культуры, о чем свидетельствует утверждение Правительством РФ Концепции федеральной целевой программы «Культура России 2006—2010 гг. (распоряжение Правительства РФ № 1432-р от 15 сентября 2005 г.).
Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности.
В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» произошли существенные изменения в перечне вопросов местного значения в сфере культуры, которые относятся к компетенции местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области культуры относятся: организация библиотечного обслуживания населения (за исключением обеспечения услугами библиотечного коллектора); создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах муниципального образования.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области культуры относится организация библиотечного обслуживания (обеспечение услугами библиотечного коллектора).
В соответствии
с Законом «Основы
Необходимо не только достойное финансирование, но и поиск путей саморазвития культуры. В налаживании такого процесса основная роль отводится государству, которое должно играть координирующую роль при взаимодействии заинтересованных сторон, способствовать созданию правовой среды, обеспечивающей развитие отрасли.
Отрасль социальной защиты населения включает учреждения: дома-интернаты для престарелых и инвалидов; дома-интернаты для малолетних инвалидов; центры социальной помощи населению; отделения социальной помощи на дому; учреждения социальной помощи семье и детям; службы занятости; центры социального обслуживания временного пребывания пожилых граждан и инвалидов; центры социального обслуживания дневного пребывания пожилых граждан и инвалидов; реабилитационные центры для инвалидов-взрослых; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; специализированные учреждения для несовершеннолетних; кризисные центры для женщин.
Комплексная система социальной защиты и поддержки населения предусматривает предоставление как материальной помощи, социальных пособий, компенсаций, субсидий, так и социальных услуг. Учреждения социального обслуживания предоставляют населению разного вида социальные услуги, включая медико-социальные, социально-педагогические, психолого-социальные, юридические и т.д.
Учреждения подразделяются на стационарные, которые обеспечивают предоставление социальных услуг клиентам в условиях их круглосуточного пребывания в этих учреждениях, и полустационарные — с предоставлением социальных услуг клиентам в условиях их пребывания в этих учреждениях в течение определенного времени суток.
Перед системой социальной защиты населения стоят задачи смягчения негативных последствий бедности, снижения социального неравенства и предотвращения социального иждивенчества; повышения эффективности социальных пособий и предоставления других форм помощи малоимущим семьям; улучшения положения и качества жизни граждан из так называемых групп риска; расширения рынка и повышения качества предоставляемых социальных услуг гражданам, пользующимся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.
Эту работу выполняют структурные подразделения: управления социальной защиты города; отделы социальной защиты населения администраций городских районов; учреждения социального обслуживания; центры социального обслуживания, социальной реабилитации несовершеннолетних и детей с ограниченными возможностями.
Управление социальной защиты отвечает за проведение единой социальной политики города, определяет основные направления: оказания помощи гражданам, предоставляет социальную помощь нуждающимся гражданам, при формировании бюджета города проводит расчеты необходимых финансовых средств по разделу «социальная защита населения», исполняет государственные полномочия по реализации федеральных и областных законов в части возмещения организациям и учреждениям затрат на предоставление льгот по этим законам, осуществляет компенсацию расходов по проезду гражданам, предоставляет субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным гражданам. Отделы социальной защиты администраций назначают и выплачивают государственные пособия семьям с детьми, осуществляют компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством.
Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения в связи с принятием Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» существенно меняются. Прежде обеспечение социальной защиты населения входило в состав расходных обязательств всех бюджетных уровней. Теперь на региональный бюджет возложена социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., семей, имеющих детей, жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.
Определенные функции по социальной защите местные органы власти продолжат выполнять на условиях делегирования государственных полномочий с предоставлением субвенций из регионального бюджета. Так, предусмотрено предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта РФ стандартам и оплаты жилья и коммунальных услуг.
Информация о работе Организация социальной сферы как подсистема города: понятие, характеристика