Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:40, курсовая работа
Цель работы: изучение особенностей организации социальной сферы как подсистемы города.
Объект исследования: город и его подсистемы.
Предмет исследования: организация социальной сферы как подсистемы города.
Введение ………………………………………………………………………………………... 3
1.1. Понятие «социальной сферы». Основные компоненты социальной сферы ………… 4-7
1.2. Суть социальной сферы и взаимосвязь с муниципальным образованием…..……….7-21
Развитие социальной сферы муниципального сектора ……………………..............21-31
Заключение ………………………………………………………………………………….….32
Список использованной литературы ….…………………………………………………….. 33
Согласно определению
Международной организации
• стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
• предотвращение социальных рисков и компенсацию доходов с помощью механизмов социального страхования;
• предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы страхования;
• обеспечение доступа граждан к образованию и медицинской помощи.
Для трудоспособного населения важны экономические условия, позволяющие гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления; это эффективная занятость, баланс спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, регулирование миграционных процессов.
Поддержание занятости требует проведения эффективной кадровой политики, обеспечения гражданам свободы выбора места жительства и возможности продуктивно трудиться, стимулирования организации современных производств и рабочих мест, защиты трудовых прав и интересов работников в рамках социального партнерства; содействия общественно полезному и эффективному предпринимательству, стимулирования экономической активности, более адекватного отражения ее фактической результативности в доходах разных групп населения, в том числе работников бюджетной сферы; выравнивания экономических возможностей.
Проведение политики повышения доходов включает установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, формирование эффективной системы налогообложения, контроль за инфляцией.
Улучшение жизнеобеспечения населения прежде всего сводится поддержанию и развитию коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи, охране окружающей среды. Совершенствование системы социальной защиты граждан включает разработку и реализацию государственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения, в первую очередь слабозащищенных категорий, от социальных рисков; реформирование системы социального страхования, в том числе пенсионного и медицинского.
Современное состояние социальной сферы нельзя назвать удовлетворительным. Рыночное хозяйствование нанесло ей ощутимый урон по всем направлениям и отраслям. За советский период предприятия для социальной поддержки работников построили много санаториев, домов отдыха, детских лагерей, жилья, объектов здравоохранения, культуры. С переходом к рынку большинство из них посчитали непрофильными и обременительными для содержания.
Переданные на баланс муниципальных предприятий социальные объекты не обеспечивались в течение более 10 лет средствами даже на текущий ремонт и создали проблемы прежде всего для региональных и муниципальных властей. Несмотря на запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей, и их перепрофилирование в течение не менее 5 лет, до сих пор идет приватизация детских садов, домов ученых, домов культуры.
Социальное развитие сузилось до рамок смягчения негативных последствий реформ и поддержки малоимущих слоев населения, что весьма обедняет его содержание, не позволяет вовлекать в экономику в полной мере трудовой, интеллектуальный, творческий потенциал страны.
Каждая из отраслей сферы характеризуется специфическими показателями развития; среди них есть представительские показатели, которые позволяют выразить деятельность каждой из отраслей сферы обслуживания. В жилищном хозяйстве — это размер жилой площади, приходящейся на одного человека; в коммунальном хозяйстве —размер оборудованной жилой площади, приходящейся на одного человека; в образовании — численность учащихся всех видов; в здравоохранении — число больничных коек; в транспортной отрасли — пассажирооборот; в зрелищных видах искусства — число мест в зрительных залах.
Оптимизация таких
показателей и достижение других
социально значимых целей требуют
совершенствования
Необходимо шире использовать финансовые механизмы в интересах повышения качества предоставляемых услуг, оптимизации затрат, обеспечения равного доступа к социальным благам всем гражданам независимо от региона проживания. Этому служат более прогрессивные методы финансирования, основанные на использовании обоснованных нормативов, бюджетировании по результатам. Социальная сфера, как никакая другая, базируется на нормативном методе планирования и финансирования, системе социальных стандартов. Построение системы государственных социальных стандартов является важнейшим направлением улучшения управления социальными процессами, преодоления негативных явлений в социальной сфере. Подушевые нормы предоставления услуг в количественном и стоимостном выражении позволяют полнее обеспечивать потребности человека, укреплять единое социальное пространство, концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях социальной политики, объективно оценивать уровень социального развития в территориальном разрезе, нормализовывать межбюджетные отношения.
Государственные стандарты определяют объем социальных услуг, предоставляемых законодательством бесплатно или на льготной основе за счет бюджетной системы Российской Федерации. Они используются и как нормативы бюджетной обеспеченности (расчетные показатели в натуральном и стоимостном выражении) при формировании расходов бюджетов различных уровней на социальные нужды, в качестве ориентира для финансовой поддержки местных бюджетов.
Субъекты РФ и муниципальные образования могут устанавливать собственные стандарты, дополняющие и превышающие федеральные при условии их обеспечения за счет дополнительных финансовых средств своего бюджета.
С переходом к рынку источники финансирования социальных услуг стали разнообразнее, активизировалась коммерциализация социальной сферы. Однако основные расходы до сих пор приходятся на местные бюджеты, т.е. на муниципальный сектор.
Закон о местном самоуправлении в новой редакции вносит существенные изменения в полномочия органов власти субъектов РФ муниципальных образований в области социального развития. Так, в полномочия органов местного самоуправления включены:
• организация оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
• организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного воспитания на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
• организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
• создание
условий для организации
В социальной сфере местного самоуправления остались некоторые обслуживающие функции первой ступени (общее школьное образование, первичная медико-санитарная помощь, коммунальное обслуживание), что ведет к ограничению возможностей местной власти в воспроизводстве населения. Такие функции, как занятость хотя бы с небольшим доходом, доступное здравоохранение и образование, защита нетрудоспособных, обустройство среды обитания и т.п., могут выполнять местные власти эффективнее; это, безусловно, станет фактором делегирования их региональными органами местному самоуправлению. Роль муниципального сектора в социальном развитии территорий реально вряд ли уменьшится.
С расширением возможностей государственного финансирования социальной сферы нужны эффективные механизмы расходования средств. Важно платить за количество и качество услуг на основе размещения государственных и муниципальных заказов, применения нормативов затрат на единицу объема. Через заказ услуги выкупаются у организаций государственными и муниципальными органами и передаются клиентам. При использовании подушевых нормативов на обслуживание деньги следуют за клиентом, а услуги оплачиваются по конечному результату. Полученные за выполнение заказа деньги расходуются на развитие материальной базы, оплату труда персонала и другие нужды.
Здравоохранение
стало важнейшей отраслью социальной
сферы, ключевым фактором качества жизни,
деловой активности людей. К сфере
здравоохранения относятся разн
Основу сферы здравоохранения составляют лечебно-профилактические учреждения; к ним относятся больницы разного профиля, диспансеры, амбулатории и поликлиники, санатории, станции скорой медицинской помощи, переливания крови и др. Медицинское законодательство в понятие «первичная медико-санитарная помощь» включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; реализацию мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
К муниципальной системе здравоохранения относятся находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, а также муниципальные органы управления здравоохранением.
В настоящее
время здравоохранение в
Компетенция местных
органов в области
• скорой медицинской
помощи (за исключением санитарно-
• специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях, за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, а также обязательного медицинского страхования неработающего населения.
Согласно новой редакции Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» местное самоуправление отвечает в основном за оказание первичной медико-санитарной помощи, устанавливает объем первичной медико-санитарной помощи в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, перечень услуг, предоставление которых возлагается на органы местной администрации.
Конституцией
РФ гарантируются общедоступность
и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального
образования в государственных
или муниципальных образователь
В социально-экономическом развитии общества образование играет важную роль. В конечном счете оно обеспечивает повышение производительности общественного труда, интеллектуального, духовного потенциала страны. Только высококвалифицированные профессионалы способны придать развитию инновационное направление.
Образование обеспечивает качество «человеческого капитала» и является крупной инвестиционной отраслью. Расходы на образование имеют долгосрочное назначение, они дадут отдачу не раньше чем через 10 лет.
Уровень образования определяет способность государства к адаптации в условиях меняющихся обстоятельств.
Потребность в образовании сопровождает людей практически всю жизнь. Заказ на образование исходит и от общества в целом. Оно же создает сеть образовательных учреждений, ориентированных на запросы самых разных профессиональных, социальных, возрастных групп населения.
Как отрасль система образования включает в себя:
• совокупность образовательных программ и стандартов по уровням и направлениям;
• сеть образовательных учреждений, которые их реализуют;
• органы управления образованием.
Основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования. Она дополняется региональными программами, которые учитывают социально-экономические, национально-культурные, демографические и другие особенности регионов.
Правительство
РФ утверждает положения об основных
типах и видах образовательных
учреждений, государственные
Информация о работе Организация социальной сферы как подсистема города: понятие, характеристика