Механизмы государственной поддержки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:30, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

Файлы: 1 файл

Механизмы государственной поддержки малого бизнеса.docx

— 87.44 Кб (Скачать)

– уделять особый интерес к той части малого бизнеса, которая ведёт интенсивную научно-производственную деятельность;

– упрощение порядка регистрации и форм отчётности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности.

 

 

 

2. Анализ состояния малого бизнеса в Казахстане

 

2.1 Анализ состояния субъектов малого предпринимательства

 

По данным Агентства РК по статистике на 1 января 2010 года в стране наблюдается снижение числа зарегистрированных субъектов малого предпринимательства (МП), по сравнению с прошлыми годами (2005, 2006, 2007, 2008 гг.)

 

Таблица 2

Количество зарегистрированных субъектов  малого предпринимательства на 1 января 2010 года

       

единиц

 

Всего

в том числе

юридических лиц

индивидуальных предпринимателей

крестьянских (фермерских) хозяйств

Республика Казахстан

1084170

213454

676 736

193 980

Акмолинская

47097

6314

35 997

4 786

Актюбинская

41534

8494

28 343

4 697

Алматинская

113389

9418

51 778

52 193

Атырауская

38886

6012

30 815

2 059

Западно-Казахстанская

35104

4238

26 386

4 480

Жамбылская

49965

5533

28 173

16 259

Карагандинская

69764

13401

49 588

6 775

Костанайская

56260

7395

42 778

6 087

Кызылординская

28508

3867

21 952

2 689

Мангистауская

44620

6533

36 892

1 195

Южно-Казахстанская

164068

18383

76 664

69 021

Павлодарская

37486

9073

24 756

3 657

Северо-Казахстанская

30455

4578

22 264

3 613

Восточно-Казахстанская

94990

12006

66 597

16 387

г. Астана

73299

24335

48 948

16

г. Алматы

158745

73874

84 805

66


 

 

Таблица 3

Численность занятых в малом предпринимательстве

       

человек

 

Всего

в том числе

предприятия малого предпринимательства

индивидуальные предприниматели

крестьянские (фермерские) хозяйства

2005

Республика Казахстан

1 610 054

533 777

571 620

504 655

Акмолинская

68 175

26 253

29 343

12 579

Актюбинская

57 325

24 649

20 665

12 011

Алматинская

175 094

29 866

37 020

108 208

Атырауская

48 321

18 490

26 652

3 179

Западно-Казахстанская

45 666

14 814

18 862

11 990

Жамбылская

91 153

15 909

32 315

42 929

Карагандинская

105 022

37 514

45 325

22 183

Костанайская

85 304

27 772

43 418

14 114

Кызылординская

30 990

12 959

14 697

3 334

Мангистауская

32 221

14 859

16 495

867

Южно-Казахстанская

312 328

48 479

50 008

213 841

Павлодарская

68 906

25 285

34 159

9 462

Северо-Казахстанская

59 758

19 586

28 237

11 935

Восточно-Казахстанская

139 827

41 817

60 078

37 932

г. Астана

86 323

47 319

38 995

9

г. Алматы

203 641

128 208

75 351

82

2006

Республика Казахстан

1 684 814

557 884

622 667

504 262

Акмолинская

70 594

25 117

33 233

12 244

Актюбинская

60 255

26 004

22 008

12 243

Алматинская

191 557

32 168

42 033

117 356

Атырауская

52 000

18 811

29 590

3 599

Западно-Казахстанская

50 288

15 303

21 308

13 677

Жамбылская

112 885

16 462

43 638

52 785

Карагандинская

110 449

40 904

47 113

22 432

Костанайская

93 087

29 092

48 904

15 091

Кызылординская

34 110

13 541

16 342

4 227

Мангистауская

35 073

15 431

18 698

944

Южно-Казахстанская

287 263

50 964

42 198

194 101

Павлодарская

69 024

23 549

36 160

9 315

Северо-Казахстанская

64 257

21 207

30 488

12 562

Восточно-Казахстанская

139 502

43 280

62 620

33 602

г. Астана

99 204

51 828

47 355

21

г. Алматы

215 266

134 223

80 980

63

2007

Республика Казахстан

1 862 076

585 866

733 456

542 754

Акмолинская

78 048

26 973

38 567

12 508

Актюбинская

64 220

25 902

27 737

10 581

Алматинская

226 629

33 750

54 344

138 535

Атырауская

59 990

19 254

37 425

3 311

Западно-Казахстанская

55 996

16 486

26 530

12 980

Жамбылская

127 208

19 536

49 855

57 817

Карагандинская

113 599

40 769

50 574

22 256

Костанайская

89 877

28 461

45 995

15 421

Кызылординская

45 947

16 533

26 133

3 281

Мангистауская

42 380

21 029

20 261

1 090

Южно-Казахстанская

309 012

55 296

48 265

205 451

Павлодарская

80 554

27 833

42 693

10 028

Северо-Казахстанская

63 167

18 985

30 188

13 994

Восточно-Казахстанская

153 350

45 343

72 582

35 425

г. Астана

128 069

56 649

71 416

4

г. Алматы

224 030

133 065

90 893

72

2008

Республика Казахстан

1 755 356

464 622

828 963

461 768

Акмолинская

75 371

20 868

42 272

12 231

Актюбинская

60 826

21 942

27 598

11 286

Алматинская

212 778

28 041

57 677

127 060

Атырауская

66 685

14 522

47 861

4 302

Западно-Казахстанская

60 190

16 123

33 355

10 712

Жамбылская

124 358

22 171

55 057

47 130

Карагандинская

121 085

43 498

56 525

21 062

Костанайская

98 427

27 026

59 092

12 309

Кызылординская

40 696

15 571

20 132

4 993

Мангистауская

37 188

17 362

18 168

1 658

Южно-Казахстанская

241 134

25 841

55 191

160 102

Павлодарская

79 892

24 367

47 555

7 970

Северо-Казахстанская

54 424

18 175

27 913

8 336

Восточно-Казахстанская

168 112

47 974

87 683

32 455

г. Астана

93 128

31 868

61 249

11

г. Алматы

221 062

89 273

131 638

151


 

По данным статистики на 1 января 2010 года количество зарегистрированных субъектов  малого предпринимательства в РК стала 1 084 170, 2005 год –

1 610 054, 2006 год – 1 684 814, 2007 год – 1 862 076, 2008 год – 1 755 356. Как видно из данных таблиц с 2005–2008 гг., с каждым годом увеличивалось количество субъектов малого предпринимательства, но к 2010 году количество зарегистрированных резко снизилось по сравнению с 2008 годом на 61%.

Также данные в таблице 2 показывают, что из всех субъектов малого предпринимательства первое место по количеству зарегистрированных всех субъектов малого предпринимательства занимает Южно – Казахстанская область – 164068. Если рассмотреть отдельно субъекты малого предпринимательства, то по образованию юридического лица первое место занимает г. Алматы – 73 874, по образованию индивидуального предпринимательства, также первое место занимает г. Алматы – 84 805. По образованию крестьянских (фермерских) хозяйств занимает Южно – Казахстанская – 69 021.

Из таблицы 3 видно, что с 2005 года по 2008 год, что  из всех субъектов малого предпринимательства  первое место по количеству зарегистрированных всех субъектов малого предпринимательства занимает Южно – Казахстанская область:

  • 2005 год – 312 328
  • 2006 год – 287 263
  • 2007 год – 309 012
  • 2008 год – 241 134

По образованию  юридического лица с 2005 года по 2008 год  первое место занимает г. Алматы:

  • 2005 год – 128 208
  • 2006 год – 134 223
  • 2007 год – 133 065
  • 2008 год – 89 273

По образованию  индивидуального предпринимательства, также первое место занимает г. Алматы:

  • 2005 год – 75 351
  • 2006 год – 80 980
  • 2007 год – 90 893
  • 2008 год – 131 638

По образованию крестьянских (фермерских) хозяйств занимает Южно – Казахстанская:

  • 2005 год – 213 841
  • 2006 год – 194 101
  • 2007 год – 205 451
  • 2008 год – 160 102

Следует отметить, что г. Алматы занимает первое место по образованию юридического лица, индивидуального предпринимательства – во всех прошедших годах и настоящего года. По образованию крестьянских (фермерских) хозяйств первое место занимает Южно – Казахстанская, также во всех годах, приведённых в таблице.

 

 

Рисунок 1. Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства на 1 января 2010 года

 

 

3. Пути совершенствования развития малого бизнеса

 

3.1 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления

 

В последнее  время предпринимательство Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикой  роста числа предприятий и  занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура нерациональны. Усиливается криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства  часто носят эпизодический и  ненаучный характер. Не отработана денежная система защиты предпринимателя  и его собственности от посягательств.

Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку  предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная  стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была налажена адекватная статистика. Налицо просчеты как стратегического, так и тактического характера. Также проблемой малого предпринимательства является не правильное управление бизнесом, принятия решений, кадровая политика.

Любой вид  предпринимательства требует довольно гибкого управления и постоянного  поиска новых решений, технологий и  рынков сбыта. Одной из основных проблем, с которыми сталкивается владелец небольшого предприятия, является совершенствование малого бизнеса на всех этапах его развития.

Если  первоначально небольшое предприятие, которое было создано частным  предпринимателем, может управлять  «стихийными методами», то, при увеличении количества сотрудников или объемов заказов, необходимо проводить мероприятия, направленные на совершенствование малого бизнеса. Одним из главных недостатков многих малых предприятий является отсутствие чёткого планирования финансовых показателей. Несмотря на то, что многие частные предприниматели имеют соответствующее образование, необходимое для проведения работ по планированию бизнеса.

Еще одним  направлением совершенствования малого бизнеса является применение новых  технологий производства. Многие владельцы  малых предприятий вынуждены  приобретать устаревшее оборудования, которое используется до тех пор, пока оно не придет в полную негодность. К сожалению, деньги на покупку или модернизацию оборудования для своего бизнеса может выделять далеко не каждый предприниматель, что плачевно сказывается на продукции, которая производится малым предприятием.

Совершенствование малого бизнеса также должно затрагивать кадровую политику. Если на первоначальном этапе развития предприятия можно нанять работников, рассказав о вашем бизнесе знакомым, то в процессе расширения малого бизнеса необходимо обратиться в кадровое агентство или разместить объявления в сети Интернет о поиске «рабочей силы». Возможно, стоит создать некий костяк профессионалов, которые будут заниматься развитием бизнеса, а остальных сотрудников нанимать временно при наличии необходимых заказов.

Одним из важнейших этапов совершенствования  малого бизнеса является распределение  полномочий. Владелец малого предприятия  физически не может решать все  проблемы, которые возникают при  управлении предприятием. Часть работы, например, составление и сдачу  бухгалтерской отчетности, можно  поручить другому малому предприятию, специализирующемуся на предоставлении услуг аутсорсинга, которое гораздо быстрее и качественнее справится с этой задачей.

Каждый  владелец малого предприятия рассчитывает на то, что его бизнес значительно  расширится и, возможно, превратиться в огромную корпорацию, которая будет  приносить солидный доход. Единственным правильным направлением развития предприятия  является постоянное совершенствование малого бизнеса и применение новых технологий, как при производстве продукции, или предоставлении услуг, так и при управлении предприятием.

Пути преодоления проблем малого бизнеса в Казахстане:

  • создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;
  • реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;
  • реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;
  • оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;
  • упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности.
  • снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:
  • поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;
  • интенсификацию инвестиционных процессов;
  • стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.

Информация о работе Механизмы государственной поддержки малого бизнеса