Механизмы государственной поддержки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:30, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

Файлы: 1 файл

Механизмы государственной поддержки малого бизнеса.docx

— 87.44 Кб (Скачать)

В рыночной экономике развитых стран предпринимательство  построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются  не на подавление малого бизнеса, а  наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые  предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации  отдельных производств и в  инновационных разработках. Если крупное  производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют  на небольших сегментах рынка, в  избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой  продукции, прежде всего высокой  технологии, которые образуются в  тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой  емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может  достигнуть такого размера, при котором  оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.

Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления  все большую роль играют специфические  потребности сравнительно небольших  групп покупателей. Удовлетворять  такой спрос могут только небольшие  фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или  даже заказной продукции это может  быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в Крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого времени, как например, в случае с производством медицинского оборудования фирмами Дании.

Для крупных  предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным  спросом; продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малые  предприятия имеют возможность  быстрее и лучше приспосабливаться  к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое  принятие решений, в том числе  и по корректировке целей. Кроме  того, себестоимость продукции в  малых предприятиях ниже, чем в  крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.

Малые предприятия  и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных  комплексов. По отношению к ним  малые предприятия выступают  в качестве поставщиков комплектующих  изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции  и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия – субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной-двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.

Широкое распространение  в сотрудничестве крупных и малых  предприятий получила в современных  условиях система контрактных отношений  на основе франчайзинга. Ее суть состоит  в том, что крупная фирма предоставляет  малой фирме исключительное право  использовать свой технологический  опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет  также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

Особенностью  малого бизнеса в развитых странах  в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой  интеграции являются финансируемый  лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты  на поставки комплектующих изделий  под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных  отношений, составило в США в  конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд. долл. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга может возрасти к 2010 г. до 1 трлн. долл.

Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых предприятий служат непременным условием их последующего выхода на арену самостоятельной  конкурентной деятельности. Не прошедшие  этап субподрядной деятельности малые  предприятия, напротив, не смогли подняться  до высокого уровня механизации и  выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения  проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно  отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети.

Теперь переходим к целям и основным направлениям государственного регулирования и содействия развитию малого предпринимательства за рубежом.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование  и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные  государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная  поддержка малого предпринимательства  опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему  и систему различных исследований.

Особый интерес  государство проявляет к той  части малого бизнеса, которая ведет  интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 70-х годов одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.

Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет  целью:

  • создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;
  • реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;
  • реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;
  • оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;
  • упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;
  • снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:
  • поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;
  • интенсификацию инвестиционных процессов;
  • стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.

В странах  с развитой рыночной экономикой государственная  поддержка предпринимательства  опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные  государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной  поддержки:

  • законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;
  • включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.

В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

Государственное содействие развитию малого предпринимательства  осуществляется по следующим основным направлениям:

  • создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;
  • использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
  • обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;
  • создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес – инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
  • осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:
  • разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;
  • оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;
  • предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.
  • содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

Рассказав о малом бизнесе за рубежом, теперь приведём некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах, которые показаны в таблице 1.

 

Таблице 1. Развития малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах

Страны

Количество малых и средних  предприятий (тыс.)

Количество малых и средних  предприятий на 10 тыс. жителей

Занято на малых и средних предприятиях (млн. чел.)

Доля малых и средних предприятий  в общей численности занятий (%)

Доля малых и средних предприятий  в ВВП (%, оценочно)

Великобритания

2630

460

13,6

49

50–53

Германия

2290

370

18,5

46

50–52

Италия

3920

680

16,8

73

57–60

Франция

1980

350

15,2

54

55–62

Страны ЕС

15770

450

68,0

72

63–67

США

19300

742

70,2

54

50–52

Япония

6450

496

39,5

78

52–55


 

 

Как видно  из таблицы 1, по количеству малых и  средних предприятий занимает первое место США – 19300 тыс. Также США занимает первое место по количеству малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей – 742 тыс. и по занятости на малых и средних предприятиях (млн. чел.) – 70,2 тыс.

По доле малых и средних предприятий  в общей численности занятий (в%) первое место занимает Япония – 78%. Страны ЕС получили первое место в доле малых и средних предприятий в ВВП (%, оценочно) – 63% – 67%.

Для Казахстана можно использовать опыт зарубежных стран в частности:

Информация о работе Механизмы государственной поддержки малого бизнеса