Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
в отношении хозяйствующих субъектов при осуществлении ими
монополистической деятельности. Признается также неправомер-
ной деятельность
органов государственной
ного самоуправления, иных органов или организаций, осуществ-
ляющих управленческие функции, а также государственных вне-
бюджетных фондов, Банка России, индивидуальные акты и
действия (бездействия) которых направлены на ограничения кон-
куренции (ст. 15). В частности, подлежат запрету:
введение ограничений в отношении создания хозяйствующих
субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление
запретов или введение ограничений в отношении осуществления
отдельных видов деятельности или производства определенных
видов товаров;
необоснованное препятствование осуществлению деятельности
хозяйствующими субъектами;
установление запретов или введение ограничений в отноше-
нии свободного
перемещения товаров в
иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу,
покупку, иное приобретение, обмен товаров;
дача
хозяйствующим субъектам
поставках товаров для определенной категории покупателей (за-
казчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
установление для приобретателей товаров ограничений выбора
хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Надо особо обратить внимание на следующие обстоятельства.
1. Наряду
с органами государственной
стного самоуправления Закон о защите конкуренции называет
иные органы и организации, которые осуществляют управленче-
ские функции. К их числу относятся, например, Центральный
банк РФ и государственные внебюджетные органы. Публичные
функции могут выполнять и некоторые некоммерческие органи-
зации (например, саморегулируемые организации).
2. Закон о защите конкуренции (п. 2 ст. 15) запрещает наде-
ление органов государственной власти субъектов Федерации, ор-
ганов местного самоуправления полномочиями, осуществление
которых приводит или может привести к недопущению, ограни-
чению, устранению конкуренции, за исключением случаев, уста-
новленных федеральными законами.
3. Установлен запрет на совмещение функций федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправ-
ления
и функций хозяйствующих
чаев, установленных федеральными законами, указами Президен-
та РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение
хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных орга-
нов, в том числе функциями и правами органов государственного
контроля и надзора (п. 3 ст. 15).
На наш взгляд, исключение из общего правила о запрете на
совмещение функций распространяется также на хозяйствующие
субъекты, которые могут быть наделены некоторыми правами
и функциями
органов государственной
Неправомерные соглашения или согласованные действия, ограни-
чивающие
конкуренцию органов
местного самоуправления, иных органов или организаций, а так-
же государственных внебюджетных фондов, Центрального бан-
ка РФ, запрещены. В соответствии со ст. 16 Закона о защите
конкуренции подлежат запрету соглашения или согласованные
действия, которые могут привести:
к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за
исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены фе-
деральными законами, нормативными правовыми актами Прези-
дента РФ, Правительства РФ;
экономически, технологически и иным образом не обоснован-
ному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же
товар;
разделу товарного рынка по территориальному принципу, объ-
ему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых то-
варов либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарно-
го рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Закон о защите конкуренции не разрешает (в отличие от хо-
зяйствующих субъектов) перечисленным выше органам и органи-
зациям представлять доказательства того, что принятые ими ин-
дивидуальные акты и действия, а также достигнутые соглашенияили осуществляемые ими согласованные действия могут быть
признаны допустимыми.
VI. Антимонопольные органы. В настоящее время функции ан-
тимонопольного органа осуществляет Федеральная антимонополь-
ная служба России (ФАС)
1
. Статус ФАС России основывается на
ст. 10, 77 Конституции РФ, ст. 22—26 Закона о защите конкурен-
ции, определяется Положением о федеральной антимонопольной
службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от
30 июня 2004 г. № 331.
Федеральная антимонопольная служба является уполномочен-
ным федеральным органом исполнительной власти, осуществляю-
щим функции по принятию нормативных правовых актов, кон-
тролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере кон-
куренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке
финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монопо-
лий, рекламы
(в части установленных
мочий антимонопольного органа). Руководство деятельностью
ФАС России осуществляет Правительство РФ.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою дея-
тельность непосредственно и через свои территориальные органы
во взаимодействии с другими федеральными органами. Таким об-
разом,
федеральная система
состоит из ФАС и территориальных органов (управлений). Терри-
ториальные
органы создаются федеральным
органом в соответствии с ч. 1 ст. 78 Конституции РФ, актами фе-
дерального законодательства, на основе Положения о территори-
альном органе федеральной антимонопольной службе, утвержден-
ного приказом ФАС России от 13 октября 2004 г. № 135.
ФАС России и ее территориальные органы являются юридиче-
скими лицами со всеми необходимыми признаками и атрибутикой.
Основными функциями ФАС России являются: а) организаци-
онная; б) контрольная; в) репрессивная. Статья 22 Закона о за-
щите конкуренции содержит развернутый перечень основных
функций антимонопольного органа в контексте предмета и целей
настоящего Закона.
Антимонопольный
орган выполняет следующие
функции:
обеспечивает государственный контроль за соблюдением анти-
монопольного законодательства органами государственной власти,
органами местного самоуправления, иными органами или органи-
зациями, осуществляющими эти функции, а также государствен-
1
См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и струк-
туре
федеральных органов
(№ 295) (п. 13) // СЗ РФ. 2004. №11 . Ст. 945.
ными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами,
физическими лицами;
выявляет нарушения антимонопольного законодательства, при-
нимает меры по прекращению его нарушения и привлекает к от-
ветственности виновных лиц, органы и организации за такие нару-
шения;
предупреждает
монополистическую
стную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законо-
дательства органами государственной власти, органами местного
самоуправления, иными органами или организациями, осуществ-
ляющими данные функции указанных органов, а также государст-
венными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами,
физическими лицами;
осуществляет государственный контроль за экономической
концентрацией в сфере использования земли, недр, водных
и других природных ресурсов, в том числе при проведении тор-
гов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Реализуя свои основные задачи и функции, ФАС России и ее
территориальные органы (управления) обладают широкими пол-
номочиями (компетенцией). В ст. 23 Закона о защите конкурен-
ции сформулированы основные полномочия антимонопольного
органа, которые также можно сгруппировать с учетом вышена-
званной классификации функций. К ним относятся полномочия,
направленные:
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности