Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

в отношении  хозяйствующих субъектов при  осуществлении ими

монополистической деятельности. Признается также неправомер-

ной деятельность органов государственной власти, органов мест-

ного  самоуправления, иных органов или  организаций, осуществ-

ляющих  управленческие функции, а также  государственных вне-

бюджетных фондов, Банка России, индивидуальные акты и

действия (бездействия) которых направлены на ограничения кон-

куренции (ст. 15). В частности, подлежат запрету:

введение  ограничений в отношении создания хозяйствующих

субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление

запретов  или введение ограничений в отношении  осуществления

отдельных видов деятельности или производства определенных

видов товаров;

необоснованное  препятствование осуществлению деятельности

хозяйствующими  субъектами;

установление  запретов или введение ограничений  в отноше-

нии свободного перемещения товаров в Российской Федерации,

иных  ограничений прав хозяйствующих  субъектов на продажу,

покупку, иное приобретение, обмен товаров;

дача  хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных

поставках товаров для определенной категории  покупателей (за-

казчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

установление  для приобретателей товаров ограничений  выбора

хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Надо  особо обратить внимание на следующие  обстоятельства.

1. Наряду  с органами государственной власти  и органами ме-

стного  самоуправления Закон о защите конкуренции  называет

иные  органы и организации, которые осуществляют управленче-

ские  функции. К их числу относятся, например, Центральный

банк  РФ и государственные внебюджетные органы. Публичные

функции могут выполнять и некоторые  некоммерческие органи-

зации (например, саморегулируемые организации).

2. Закон  о защите конкуренции (п. 2 ст. 15) запрещает наде-

ление органов государственной власти субъектов Федерации, ор-

ганов местного самоуправления полномочиями, осуществление

которых приводит или может привести к  недопущению, ограни-

чению, устранению конкуренции, за исключением случаев, уста-

новленных федеральными законами.

3. Установлен  запрет на совмещение функций  федеральных

органов исполнительной власти, органов исполнительной власти

субъектов РФ, иных органов власти, органов  местного самоуправ-

ления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением слу-

чаев, установленных  федеральными законами, указами Президен-

та РФ, постановлениями Правительства  РФ, а также наделение

хозяйствующих субъектов функциями и правами  указанных орга-

нов, в  том числе функциями и правами органов государственного

контроля  и надзора (п. 3 ст. 15).

На наш  взгляд, исключение из общего правила  о запрете на

совмещение  функций распространяется также  на хозяйствующие

субъекты, которые могут быть наделены некоторыми правами

и функциями  органов государственной власти.

Неправомерные соглашения или согласованные действия, ограни-

чивающие  конкуренцию органов исполнительной власти, органов

местного  самоуправления, иных органов или  организаций, а так-

же государственных  внебюджетных фондов, Центрального бан-

ка РФ, запрещены. В соответствии со ст. 16 Закона о защите

конкуренции подлежат запрету соглашения или  согласованные

действия, которые могут привести:

к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за

исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены фе-

деральными  законами, нормативными правовыми актами Прези-

дента РФ, Правительства РФ;

экономически, технологически и иным образом не обоснован-

ному  установлению различных цен (тарифов) на один и тот же

товар;

разделу товарного рынка по территориальному принципу, объ-

ему продажи  или покупки товаров, ассортименту реализуемых то-

варов либо по составу продавцов или  покупателей (заказчиков);

ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарно-

го рынка  или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Закон о защите конкуренции не разрешает (в отличие от хо-

зяйствующих субъектов) перечисленным выше органам  и органи-

зациям  представлять доказательства того, что  принятые ими ин-

дивидуальные  акты и действия, а также достигнутые соглашенияили осуществляемые ими согласованные действия могут быть

признаны  допустимыми.

VI. Антимонопольные  органы. В настоящее время функции ан-

тимонопольного  органа осуществляет Федеральная антимонополь-

ная служба России (ФАС)

1

. Статус  ФАС России основывается на

ст. 10, 77 Конституции РФ, ст. 22—26 Закона о  защите конкурен-

ции, определяется Положением о федеральной антимонопольной

службе, утвержденным постановлением Правительства  РФ от

30 июня 2004 г. № 331.

Федеральная антимонопольная служба является уполномочен-

ным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляю-

щим функции  по принятию нормативных правовых актов, кон-

тролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере кон-

куренции  на товарных рынках, защиты конкуренции  на рынке

финансовых  услуг, деятельности субъектов естественных монопо-

лий, рекламы (в части установленных законодательством  полно-

мочий антимонопольного органа). Руководство  деятельностью

ФАС России осуществляет Правительство РФ.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою дея-

тельность непосредственно и через свои территориальные органы

во взаимодействии с другими федеральными органами. Таким об-

разом, федеральная система антимонопольных  органов России

состоит из ФАС и территориальных органов (управлений). Терри-

ториальные  органы создаются федеральным антимонопольным

органом в соответствии с ч. 1 ст. 78 Конституции  РФ, актами фе-

дерального  законодательства, на основе Положения  о территори-

альном  органе федеральной антимонопольной  службе, утвержден-

ного  приказом ФАС России от 13 октября 2004 г. № 135.

ФАС России и ее территориальные органы являются юридиче-

скими лицами со всеми необходимыми признаками и атрибутикой.

Основными функциями ФАС России являются: а) организаци-

онная; б) контрольная; в) репрессивная. Статья 22 Закона о за-

щите  конкуренции содержит развернутый  перечень основных

функций антимонопольного органа в контексте  предмета и целей

настоящего  Закона.

Антимонопольный орган выполняет следующие основные

функции:

обеспечивает  государственный контроль за соблюдением анти-

монопольного  законодательства органами государственной  власти,

органами  местного самоуправления, иными органами или органи-

зациями, осуществляющими эти функции, а  также государствен-

1

 См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и струк-

туре  федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 15 марта 2005 г.)

(№ 295) (п. 13) // СЗ РФ. 2004. №11 . Ст. 945.

ными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами,

физическими лицами;

выявляет  нарушения антимонопольного законодательства, при-

нимает  меры по прекращению его нарушения  и привлекает к от-

ветственности виновных лиц, органы и организации  за такие нару-

шения;

предупреждает монополистическую деятельность, недобросове-

стную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законо-

дательства  органами государственной власти, органами местного

самоуправления, иными органами или организациями, осуществ-

ляющими данные функции указанных органов, а также государст-

венными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами,

физическими лицами;

осуществляет  государственный контроль за экономической

концентрацией в сфере использования земли, недр, водных

и других природных ресурсов, в том числе  при проведении тор-

гов, в  случаях, предусмотренных федеральными законами.

Реализуя  свои основные задачи и функции, ФАС  России и ее

территориальные органы (управления) обладают широкими пол-

номочиями (компетенцией). В ст. 23 Закона о защите конкурен-

ции сформулированы основные полномочия антимонопольного

органа, которые также можно сгруппировать с учетом вышена-

званной классификации функций. К ним  относятся полномочия,

направленные:

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности