Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
ной главы, посвященной административной ответственности за
рассматриваемые правонарушения.
Составы административных правонарушений, имеющие отно-
шение к нарушениям антимонопольного законодательства, в ос-
новном сосредоточены в гл. 14 КоАП «Административные право-
нарушения в области предпринимательской деятельности». Так,
в силу ст. 14.3 нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем
или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненад-
лежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение
административного штрафа на граждан в размере от 2000 до
1
См.: Ардашкин В. Д. Меры защиты (пресечения) в советском админист-
ративном праве. Дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1967. С. 98.
2
См.: Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов.
С. 447-449.
3
См. : Тотьев К. Ю. Указ. соч. С. 146.2500 руб; на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб; на юриди-
ческих лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
1
За нарушение порядка ценообразования (завышение или заниже-
ние регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок
и др.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тари-
фов, расценок, ставок и др.), завышение или занижение установ-
ленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, став-
кам и др.), нарушение установленного порядка регулирования цен
(тарифов), иное нарушение установленного порядка ценообразо-
вания) предусмотрена административная ответственность в форме
административного штрафа по правилам ст. 14.6 КоАП.
За нарушение иных прав потребителей, связанных с получе-
нием
необходимой и достоверной
варе (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполните-
ле и о режиме их работы, виновные должностные лица и юриди-
ческие лица несут административную ответственность (ст. 14.8
КоАП).
Статьей 14.9 КоАП установлена административная ответствен-
ность (штраф) за действия должностных лиц органов исполни-
тельной власти субъектов Федерации или должностных лиц орга-
нов местного самоуправления, направленные на незаконное огра-
ничение свободы торговли, т. е. за недопущение на местные рынки
товаров из других регионов Российской Федерации либо запре-
щение вывоза местных товаров в другие регионы России в разме-
ре от 4000 до 5000 руб.
В соответствии со ст. 14.10 КоАП незаконное использование чу-
жого товарного знака, знака обслуживания, наименования места
происхождения товара или сходных с ними обозначений для однород-
ных товаров влечет наложение административного штрафа на гра-
ждан, должностных лиц и юридических лиц. Кроме администра-
тивного штрафа к виновным лицам применяются конфискация
предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного
знака, знака обслуживания, наименования места происхождения
товара. В данном случае виновное лицо лишается собственного
имущества (предметов) без получения каких-либо выгод и ком-
пенсаций, а потому конфискация есть мера административного на-
казания, т. е. мера административной ответственности.
В гл. 19 КоАП помещены отдельные составы административ-
ных правонарушений против порядка управления, за которые ус-
тановлена административная ответственность. Так, невыполнение
1
Федеральным законом от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ внесены изменения
в Кодекс об административных правонарушениях в части определения разме-
ра административных штрафов. В настоящее время они (штрафы) определя-
ются в твердом размере, а не в МРОТ, исходя из общей ставки — 100 руб. за
один МРОТ.
в установленный срок законного предписания (постановления,
представления, решения) органа (должностного лица), осуществ-
ляющего государственный надзор (контроль), об устранении нару-
шений законодательства влечет наложение административного
штрафа на граждан, должностных лиц, юридических лиц. Пунк-
том 2 ст. 19.5 КоАП предусмотрен более повышенный размер ад-
министративного штрафа за невыполнение в установленный срок
законного предписания, решения федерального антимонопольного
органа, его территориального органа. Специальный размер адми-
нистративного штрафа установлен за невыполнение в установлен-
ный срок законного предписания, решения органа регулирования
естественных монополий, его территориального органа (п. 3
ст. 19.5).
В связи с этим особого внимания заслуживает правило ст. 19.8
КоАП об административной ответственности (наложении штрафа)
граждан, должностных лиц, юридических лиц за непредставление
ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации)
в федеральный антимонопольный орган, его территориальные ор-
ганы или органы регулирования естественных монополий. Размер
административного штрафа дифференцируются с учетом степени
общественной опасности совершаемого административного право-
нарушения (п. 1, 2 ст. 19.8 КоАП).
Гражданско-правовые санкции за нарушение антимонопольного
законодательства — следующая (немногочисленная) группа санк-
ций. Прежде всего надо отметить, что указанные санкции можно
подразделить на две группы: меры защиты субъективных граж-
данских прав и меры гражданско-правовой ответственности1
.
В числе первой группы следует назвать:
а) признание недействующими либо недействительными пол-
ностью или частично противоречащих антимонопольному законо-
дательству нормативных правовых актов или ненормативных ак-
тов федеральных органов исполнительной власти, органов испол-
нительной власти субъектов Федерации, органов местного
самоуправления, иных органов или организаций, а также государ-
ственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ;
б) признание
недействительными полностью
договоров,
не соответствующих
тельству;
в) признание торгов недействительными.
К второй группе относится такая форма ответственности, как
возмещение убытков.
1
См.,
например: Мындря Д. И.
вующей закону или иным правовым актам. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
Екатеринбург. 2003.Спорной является природа предписаний антимонопольного ор-
гана об обязательном заключении договора, изменении или рас-
торжении договора, о признании торгов недействительными (ст.
23 Закона о защите конкуренции).
Существует
две противоположные точки
указанные предписания относят к актам административно-право-
вого принуждения; другие — к способам защиты гражданских
прав в административном порядке.
В связи с этим отметим ряд принципиальных положений.
1. Предписание антимонопольного органа (несмотря на отсут-
ствие легального определения) можно рассматривать в качестве
и документа (наряду с другими аналогичными документами),
и индивидуального юрисдикционного акта
1
.
2. В силу п. 2 ст. 11 ГК допускается защита гражданских прав
в административном порядке в случаях, предусмотренных зако-
ном. В рассматриваемом случае гражданские права и частные ин-
тересы конкретных хозяйствующих субъектов защищаются имен-
но в административном порядке. При этом используются средст-
ва (способы) из арсенала гражданско-правовой защиты (ст. 12
ГК). Даже с позиции формальной логики едва ли можно утвер-
ждать, что предписание выходит за рамки способа защиты нару-
шенных гражданских прав
2
. Предписание и способ защиты граж-
данских прав — это разнопорядковые понятия. У каждого из на-
званных явлений свой правовой режим. Поэтому указанные
понятия — не только не совпадающие по объему, но и не пере-
крещивающиеся .
3. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 23 Закона о защите конку-
ренции предписания о заключении договоров, об изменении или
о расторжении
договоров применяются в
смотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимо-
нопольного законодательства лицами, права которых нарушены
или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее хода-
тайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом
государственного контроля за экономической концентрацией.
Следовательно, гражданско-правовые санкции за нарушение
антимонопольного законодательства могут применяться как по
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности