Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

решению суда, так и на основании предписания  антимонополь-

ного  органа. В первом случае иск (заявление) вправе предъявить

и сам  антимонопольный орган, и хозяйствующий  субъект, права

1

 В  связи с этим выглядит несколько  странным утверждение, будто основ-

ной разновидностью мер ответственности, применяемых  исключительно анти-

монопольными  органами, являются предписания (см.: Баринов  Н. А., Козлова

М. Ю. Антимонопольное  законодательство Российской Федерации (вопросы

теории  и практики). Волгоград, 2001. С. 159).

2

 См.: Тотьев К. Ю. Предписание антимонопольного  органа//Законность.

2000. №  12. С. 8.

которого  нарушены, если иное не предусмотрено  законом. В ча-

стности, за систематическое осуществление  монополистической

деятельности, занимающей доминирующее положение, коммерче-

ской  организацией, а также некоммерческой организацией, осу-

ществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд  по иску

антимонопольного  органа (в отношении кредитной  организации

по иску антимонопольного органа по согласованию с Централь-

ным банком РФ) вправе принять решение о принудительном раз-

делении таких организаций либо решение  о выделении из их со-

става одной или нескольких организаций. Созданные в результате

принудительного разделения организации не могут входить в одну

группу  лиц (п. 1 ст. 38 Закона о защите конкуренции). Правило

п. 1 ст. 38 соответствует норме п. 2 ст. 57 ГК. Во втором случае

гражданско-правовые санкции реализуются в административном

порядке по решению антимонопольного органа.

Уголовно-правовые санкции за нарушение антимонопольного

законодательства  представлены в основном в гл. 22 УК. За уго-

ловно-правовые деяния виновные лица наказываются либо

штрафом, либо арестом, либо лишением свободы. За отдельные

составы преступлений закон устанавливает  комбинированное со-

четание мер уголовной ответственности.

Так, за недопущение, ограничение или устранение конкурен-

ции путем  установления или поддержания монопольно высоких

или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения  доступа

на рынок, устранения с него других субъектов экономической

деятельности, установления или поддержания единых цен, если

эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, виновные ли-

ца наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в раз-

мере  заработной платы или иного дохода осужденного за период

до 18 месяцев, либо арестом на срок от четырех  до шести меся-

цев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 178

УК). Те же деяния, совершенные лицом с  использованием своего

служебного  положения либо группой лиц по предварительному

сговору, наказываются штрафом в размере  от 100 тыс. до 300 тыс.

руб. или  в размере заработной платы или  иного дохода осужден-

ного  за период от одного года до двух лет  либо лишением свобо-

ды на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 178). Деяния, предусмотренные

частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с

применением насилия или с угрозой его  применения, а равно

с уничтожением или повреждением чужого имущества  либо с уг-

розой его уничтожения или повреждения, при отсутствии призна-

ков вымогательства, либо организованной группой, наказываются

лишением  свободы на срок от трех до семи лет  со штрафом в

размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного

дохода  осужденного за период до пяти лет  либо без такового.При этом крупным  ущербом в названной статье Кодекса призна-

ется  ущерб, сумма которого превышает 1 млн  руб. 

Государственное регулирование ценообразования

I. Понятие,  структура и виды цен. Являясь  принципиально

значимой  категорией товарно-денежных отношений, цена пред-

ставлена  в качестве объекта исследований в социально-политиче-

ских, экономических  и маркетинговых теориях. Действительно,

важность  цены как элемента жизнедеятельности  человека в част-

ности и общества в целом трудно переоценить. Участвуя в товар-

но-денежных отношениях, цена позволяет определить значимость

тех или  иных благ. С ее помощью подвергаются оценке качест-

венные  и количественные характеристики овеществленного  труда.

Однако  до сих пор цена не нашла однообразного  понимания сре-

ди экономистов  и является предметом оживленной дискуссии1

.

Наличие различных подходов в экономической  науке в целом,

а в  понимании сущности иены в частности  объясняется многими

причинами. Здесь имеют значение такие факторы, как глубина

исследований  экономических явлений, различия в  методологии,

оценке  и другие субъективные обстоятельства. Кроме этого нель-

зя забывать и об объективных условиях. По мере развития эконо-

мических  отношений вскрываются новые  противоречивые состав-

ляющие, требующие дополнительного научного анализа. Напри-

мер, сильные инфляционные процессы XX в., имевшие место

в западных странах, послужили толчком к  появлению монетари-

стской  школы, представители которой утверждают, что уровень

цен определяется количеством денег, находящихся  в обращении,

а покупательная  способность денег обусловливается уровнем цен".

1

 Обзор  литературы по этому вопросу  см.: Белых В. С, Виниченко С.  И.

Правовое  регулирование цен и ценообразование  в Российской Федерации:

Учебно-практическое пособие. С. 5—9 и яр.

2

 См.: Бартнеев С. А. Экономические  теории и школы (история и совре-

менность): Курс лекций. М, 1996. С. 193.

Цена  — действительно сложная категория. Она присутствует

практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Рассуж-

дая подобным образом, было бы неверно, на наш взгляд, сводить

сущность цены к какому-либо одному знаменателю, игнорируя

другие  аспекты, оказывающие непосредственное влияние на фор-

мирование и динамику цен. Многообразие формулировок опреде-

ления этой категории предопределено множеством школ и науч-

ных теорий1

. Однако неоднозначность экономического понимания

феномена  цены не способствует формированию концепции  цено-

вой политики государства, субъектов Федерации  и муниципаль-

ных образований, а также коммерческих организаций. В конеч-

ном итоге  это отрицательно сказывается на разработке единого

подхода в правовом регулировании цен  и ценообразовании.

Как всякий элемент социальных отношений, цены выполняют

определенные  функции. В экономической литературе выделяют

следующие основные функции цен: учетная или  измерительная,

распределительная (перераспределительная), стимулирующая, ба-

лансирующая спрос и предложение, размещения производства

2

.

Не раскрывая  содержания названных функций, отметим, что за

некоторыми  экономическими «обязанностями» цены можно обна-

ружить  и юридические вопросы. Так, учетная функция цены

в своем  проявлении на уровне отдельно взятых субъектов хозяй-

ствования приобретает принципиальное значение в правовом ре-

гулировании бухгалтерского учета и взимания налогов.

Вместе  с тем федеральное законодательство не содержит еди-

ного (универсального) понятия цены. На наш взгляд, такое  поло-

жение должно восприниматься в качестве серьезного недостатка

отечественного  нормотворчества. Цена, являясь важным экономи-

ческим  средством, широко используется в различных сферах пра-

вового  регулирования.

Большинство ученых-юристов по-разному трактуют цену, не

прибегая  при этом к какому-либо комментарию. Например,

В. А. Мусин  определяет цену товара как количество денежных

единиц  определенной валютной системы, которое  покупатель

должен  заплатить продавцу за весь товар (или  его единицу), дос-

тавленный продавцом на базисных условиях в  указанный кон-

трактом географический пункт

3

. Названный  автор отождествляет

цену  с деньгами, подчеркивая необходимость  платежа при пере-

1

 См.: Слепое В. А., Николаева Т. Е. Ценообразование: Учебное посо-

бие/Под  ред. В. А. Слепова. М., 2000. С. 8.

2

 См.: Слепое В. А., Николаева Т. Е.  Указ. соч. С. 10—11; Яковлев Н. Я.

Цены  и ценообразование: Учебное пособие. М, 2001. С. 9—11. Ряд уче-

ных-экономистов называет и такие функции цен, как обменную, потребле-

ния, накопления, критерия рационального размещения производства и др.

3

 См.: Мусин В. А. Международные торговые  контракты. Л., 1986. С. 21.даче товара  на определенных условиях. Возможно, такой взгляд

корреспондируется с мнением о том, что без  денег нет цены,

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности