Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
решению суда, так и на основании предписания антимонополь-
ного органа. В первом случае иск (заявление) вправе предъявить
и сам антимонопольный орган, и хозяйствующий субъект, права
1
В
связи с этим выглядит
ной разновидностью мер ответственности, применяемых исключительно анти-
монопольными органами, являются предписания (см.: Баринов Н. А., Козлова
М. Ю. Антимонопольное законодательство Российской Федерации (вопросы
теории и практики). Волгоград, 2001. С. 159).
2
См.:
Тотьев К. Ю. Предписание
2000. № 12. С. 8.
которого нарушены, если иное не предусмотрено законом. В ча-
стности, за систематическое осуществление монополистической
деятельности, занимающей доминирующее положение, коммерче-
ской организацией, а также некоммерческой организацией, осу-
ществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску
антимонопольного органа (в отношении кредитной организации
по иску антимонопольного органа по согласованию с Централь-
ным банком
РФ) вправе принять решение о
делении таких организаций либо решение о выделении из их со-
става одной или нескольких организаций. Созданные в результате
принудительного разделения организации не могут входить в одну
группу лиц (п. 1 ст. 38 Закона о защите конкуренции). Правило
п. 1 ст. 38 соответствует норме п. 2 ст. 57 ГК. Во втором случае
гражданско-правовые
санкции реализуются в
порядке по решению антимонопольного органа.
Уголовно-правовые санкции за нарушение антимонопольного
законодательства представлены в основном в гл. 22 УК. За уго-
ловно-правовые деяния виновные лица наказываются либо
штрафом, либо арестом, либо лишением свободы. За отдельные
составы преступлений закон устанавливает комбинированное со-
четание мер уголовной ответственности.
Так, за недопущение, ограничение или устранение конкурен-
ции путем установления или поддержания монопольно высоких
или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа
на рынок, устранения с него других субъектов экономической
деятельности, установления или поддержания единых цен, если
эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, виновные ли-
ца наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в раз-
мере заработной платы или иного дохода осужденного за период
до 18 месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести меся-
цев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 178
УК). Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего
служебного положения либо группой лиц по предварительному
сговору, наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс.
руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужден-
ного за период от одного года до двух лет либо лишением свобо-
ды на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 178). Деяния, предусмотренные
частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с
применением насилия или с угрозой его применения, а равно
с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с уг-
розой
его уничтожения или
ков вымогательства, либо организованной группой, наказываются
лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в
размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.При этом крупным ущербом в названной статье Кодекса призна-
ется
ущерб, сумма которого превышает 1 млн
руб.
Государственное регулирование ценообразования
I. Понятие, структура и виды цен. Являясь принципиально
значимой категорией товарно-денежных отношений, цена пред-
ставлена в качестве объекта исследований в социально-политиче-
ских, экономических и маркетинговых теориях. Действительно,
важность цены как элемента жизнедеятельности человека в част-
ности и общества в целом трудно переоценить. Участвуя в товар-
но-денежных отношениях, цена позволяет определить значимость
тех или иных благ. С ее помощью подвергаются оценке качест-
венные и количественные характеристики овеществленного труда.
Однако до сих пор цена не нашла однообразного понимания сре-
ди экономистов и является предметом оживленной дискуссии1
.
Наличие различных подходов в экономической науке в целом,
а в понимании сущности иены в частности объясняется многими
причинами. Здесь имеют значение такие факторы, как глубина
исследований экономических явлений, различия в методологии,
оценке и другие субъективные обстоятельства. Кроме этого нель-
зя забывать и об объективных условиях. По мере развития эконо-
мических отношений вскрываются новые противоречивые состав-
ляющие,
требующие дополнительного
мер, сильные инфляционные процессы XX в., имевшие место
в западных странах, послужили толчком к появлению монетари-
стской
школы, представители которой
цен определяется количеством денег, находящихся в обращении,
а покупательная способность денег обусловливается уровнем цен".
1
Обзор литературы по этому вопросу см.: Белых В. С, Виниченко С. И.
Правовое
регулирование цен и
Учебно-практическое пособие. С. 5—9 и яр.
2
См.: Бартнеев С. А. Экономические теории и школы (история и совре-
менность): Курс лекций. М, 1996. С. 193.
Цена
— действительно сложная
практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Рассуж-
дая подобным образом, было бы неверно, на наш взгляд, сводить
сущность цены к какому-либо одному знаменателю, игнорируя
другие аспекты, оказывающие непосредственное влияние на фор-
мирование и динамику цен. Многообразие формулировок опреде-
ления этой категории предопределено множеством школ и науч-
ных теорий1
. Однако неоднозначность экономического понимания
феномена цены не способствует формированию концепции цено-
вой политики государства, субъектов Федерации и муниципаль-
ных образований, а также коммерческих организаций. В конеч-
ном итоге это отрицательно сказывается на разработке единого
подхода в правовом регулировании цен и ценообразовании.
Как всякий элемент социальных отношений, цены выполняют
определенные функции. В экономической литературе выделяют
следующие основные функции цен: учетная или измерительная,
распределительная (перераспределительная), стимулирующая, ба-
лансирующая спрос и предложение, размещения производства
2
.
Не раскрывая содержания названных функций, отметим, что за
некоторыми экономическими «обязанностями» цены можно обна-
ружить и юридические вопросы. Так, учетная функция цены
в своем проявлении на уровне отдельно взятых субъектов хозяй-
ствования приобретает принципиальное значение в правовом ре-
гулировании бухгалтерского учета и взимания налогов.
Вместе
с тем федеральное
ного (универсального) понятия цены. На наш взгляд, такое поло-
жение должно восприниматься в качестве серьезного недостатка
отечественного нормотворчества. Цена, являясь важным экономи-
ческим средством, широко используется в различных сферах пра-
вового регулирования.
Большинство
ученых-юристов по-разному
прибегая при этом к какому-либо комментарию. Например,
В. А. Мусин определяет цену товара как количество денежных
единиц определенной валютной системы, которое покупатель
должен заплатить продавцу за весь товар (или его единицу), дос-
тавленный продавцом на базисных условиях в указанный кон-
трактом географический пункт
3
. Названный автор отождествляет
цену с деньгами, подчеркивая необходимость платежа при пере-
1
См.: Слепое В. А., Николаева Т. Е. Ценообразование: Учебное посо-
бие/Под ред. В. А. Слепова. М., 2000. С. 8.
2
См.: Слепое В. А., Николаева Т. Е. Указ. соч. С. 10—11; Яковлев Н. Я.
Цены и ценообразование: Учебное пособие. М, 2001. С. 9—11. Ряд уче-
ных-экономистов называет и такие функции цен, как обменную, потребле-
ния, накопления, критерия рационального размещения производства и др.
3
См.:
Мусин В. А. Международные
корреспондируется с мнением о том, что без денег нет цены,
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности