Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)
justify">ных рынках; существенное изменение спроса на товар  в течение

не менее  чем одного года или в течение  срока существования со-

ответствующего  товарного рынка, если такой срок составляет ме-

нее чем  один год.

Согласованные действия осуществляются хозяйствующими

субъектами  без оформления соглашения. Именно таким образом

следует понимать правило п. 2 ст. 8 Закона о  защите конкурен-

ции, согласно которому совершение хозяйствующими субъектами

действий  по соглашению не относится к согласованным  действиям.

Иначе говоря, согласованные действия —  это такие действия хо-

зяйствующих субъектов, которые получили одобрение (согласие)

всех субъектов, как по организации самих действий, так и по их

результатам. Согласовать — значит одобрить.

К сказанному следует добавить.

Во-первых, в силу п. 14 ст. 3 Закона о защите конкуренции

координация экономической деятельности есть согласование дейст-

вий хозяйствующих  субъектов третьим лицом, не входящим в од-

ну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих  субъектов. Не

являются  координацией экономической деятельности осуществ-

ляемые  в соответствии с федеральными законами действия само-

регулируемой  организации по установлению для своих членов ус-

ловий доступа на товарный рынок или  выхода из него.

Координация экономической деятельности, т. е. согласован-

ные действия хозяйствующих субъектов с третьими лицами, при-

знается неправомерной, если при этом создается возможность ог-

раничения конкуренции. В противном случае такая координация

допустима и правомерна.

Во-вторых, в соответствии с п. 21 ст. 3 Закона экономическая

концентрация  — сделки, иные действия, осуществление  которых

оказывает влияние на состояние конкуренции. На наш взгляд,

Закон сформулировал весьма оригинально  определение понятия

«экономическая  концентрация». Дословно это звучит так: «эконо-

мическая  концентрация — это сделки». Действительно, век жи-

ви —  век учись! Кто бы мог подумать, что ключевая категория

гражданского  права может использоваться в  контексте определе-

ния понятия  экономической концентрации.В экономических  словарях и литературе слово «концентрация»

означает  сосредоточение производства, капитала в одном месте

или в  одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких

фирм'. Применительно к экономической  концентрации можно

говорить  о сосредоточении разных составляющих экономи-

ки —  производства, капитала, ресурсов, экономических  субъектов

(например, концентрация банков). Сделки и иные действия есть

правовые  средства экономической концентрации.

Следовательно, экономическая концентрация (равно  как коор-

динация экономической деятельности) — объект повышенного

внимания  со стороны антимонопольных органов, с тем чтобы из-

бежать неправомерного ограничения конкуренции на товарных

рынках. Поэтому не случайно гл. 7 Закона (ст. 27—35) подробно

регулирует  общественные отношения в сфере  государственного

контроля  за экономической концентрацией.

В-третьих, в Законе о защите конкуренции (п. 19, ст. 4, 12)

особо регламентируются так называемые вертикальные соглаше-

ния. Согласно п. 19 ст. 4 «вертикальное» соглашение —  соглашение

между хозяйствующими субъектами, которые  не конкурируют ме-

жду собой, один из которых приобретает товар  или является его

потенциальным приобретателем, а другой предоставляет  товар

или является его потенциальным продавцом. По общему правилу

«вертикальные»  соглашения считаются неправомерными, за ис-

ключением случаев, предусмотренных ст. 12 Закона о защите кон-

куренции. Прежде всего допускаются «вертикальные» соглашения

в письменной форме, являющиеся договорами коммерческой

концессии (гл. 54 ГК). Закон признает правомерными «верти-

кальные»  соглашения между хозяйствующими субъектами, доля

каждого из которых на любом товарном рынке не превышает

20%. Правила  ст. 12 Закона о защите конкуренции  не распростра-

няются  на «вертикальные» соглашения между  финансовыми орга-

низациями.

Что касается «горизонтальных» соглашений, то в  Законе о за-

щите  конкуренции они прямо не названы. Однако в литературе

(со  ссылкой на антимонопольный закон)  ряд авторов очерчивают

круг  соглашений, подпадающих под режим  «горизонтальных»

(картельных) соглашений.

Под «горизонтальными»  соглашениями, а также согласован-

ными  действиями понимаются соглашения (согласованные дейст-

вия) между  субъектами конкуренции (потенциальными конкурен-

тами), действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых

товаров), т. е. имеет место так называемый картельный сговор.

Закон о защите конкуренции (ст. 11) содержит абсолютный за-

1

 См.: Райзберг Б. А., Лозовский Л.  Ш., Стародубцев Е. Б. Современный

экономический словарь. С. 162.

прет  на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласо-

ванные  действия хозяйствующих субъектов. При этом в Законе

отсутствуют какие-либо требования, предъявляемые к хозяйствую-

щим субъектам, действующим на рынке одного товара'.

Статья 11 Закона о защите конкуренции предусматривает  при-

мерный  перечень запрещенных «горизонтальных» соглашений

и согласованных  действий хозяйствующих субъектов, которые мо-

гут привести:

к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок,

надбавок (доплат), наценок;

повышению, снижению или поддержанию цен  на торгах;

разделу товарного рынка по территориальному принципу, объ-

ему продажи  или покупки товаров, ассортименту реализуемых то-

варов либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

экономически  или технологически не обоснованному  отказу от

заключения  договоров с определенными продавцами либо покупа-

телями (заказчиками), если такой отказ прямо  не предусмотрен ак-

тами  федерального законодательства или  судебными актами;

навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для

него  или не относящихся к предмету договора (необоснованные

требования  о передаче финансовых средств, иного  имущества,

в том  числе имущественных прав, а также согласие заключить до-

говор при условии внесения в него положений  относительно това-

ров, в  которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

экономически, технологически и иным образом не обоснован-

ному  установлению различных цен (тарифов) на один и тот же

товар;

сокращению  или прекращению производства товаров, на ко-

торые имеется спрос либо на поставки которых  размещены зака-

зы, при  наличии возможности их рентабельного  производства;

созданию  препятствий доступу на товарный рынок или выхо-

ду из товарного рынка другим хозяйствующим  субъектам;

установлению  условий членства (участия) в профессиональных

и иных объединениях, если такие условия  приводят или могут

привести  к недопущению, ограничению или  устранению конку-

ренции, а также к установлению необоснованных критериев

членства, являющихся препятствиями для участия  в платежных

или иных системах, без участия в которых  конкурирующие между

собой финансовые организации не смогут оказать  необходимые

финансовые  услуги.

' В Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятель-

ности на товарных рынках» (в ред. от 9 октября 2002 г. № 122-ФЗ) (п. 3

ст. 6) подобные соглашения и согласованные действия признавались противо-

правными, если их участники в совокупности обладали на рынке определен-

ного  товара долей более 35%.Далее, Закон  о защите конкуренции (п. 2 и 3 ст. 11) устанав-

ливает  два общих запрета. Первый запрет касается физических

лиц, коммерческих и некоммерческих организаций, которым  за-

прещается координация экономической деятельности хозяйствую-

щих субъектов, если такая координация приводит или может

привести  к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 11. Суть второго

запрета заключается в том, что запрещаются  иные соглашения

между хозяйствующими субъектами или иные согласованные дей-

ствия субъектов, если такие соглашения или  согласованные дей-

ствия приводят или могут привести к  ограничению конкуренции.

Абсолютный  запрет на ограничивающие конкуренцию  согла-

шения или согласованные действия хозяйствующих  субъектов не

лишает  субъектов права представить  доказательства того, что дос-

тигнутые  им соглашения или осуществляемые им согласованные

действия  могут быть признаны допустимыми  в соответствии со

ст. 12 и  п. 1 ст. 13 Закона.

Закон о защите конкуренции содержит запреты не только

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности