Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
не менее чем одного года или в течение срока существования со-
ответствующего товарного рынка, если такой срок составляет ме-
нее чем один год.
Согласованные действия осуществляются хозяйствующими
субъектами без оформления соглашения. Именно таким образом
следует понимать правило п. 2 ст. 8 Закона о защите конкурен-
ции, согласно которому совершение хозяйствующими субъектами
действий по соглашению не относится к согласованным действиям.
Иначе говоря, согласованные действия — это такие действия хо-
зяйствующих субъектов, которые получили одобрение (согласие)
всех субъектов, как по организации самих действий, так и по их
результатам. Согласовать — значит одобрить.
К сказанному следует добавить.
Во-первых, в силу п. 14 ст. 3 Закона о защите конкуренции
координация экономической деятельности есть согласование дейст-
вий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в од-
ну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не
являются координацией экономической деятельности осуществ-
ляемые в соответствии с федеральными законами действия само-
регулируемой организации по установлению для своих членов ус-
ловий доступа на товарный рынок или выхода из него.
Координация экономической деятельности, т. е. согласован-
ные действия
хозяйствующих субъектов с
знается неправомерной, если при этом создается возможность ог-
раничения конкуренции. В противном случае такая координация
допустима и правомерна.
Во-вторых, в соответствии с п. 21 ст. 3 Закона экономическая
концентрация — сделки, иные действия, осуществление которых
оказывает влияние на состояние конкуренции. На наш взгляд,
Закон сформулировал весьма оригинально определение понятия
«экономическая концентрация». Дословно это звучит так: «эконо-
мическая концентрация — это сделки». Действительно, век жи-
ви — век учись! Кто бы мог подумать, что ключевая категория
гражданского права может использоваться в контексте определе-
ния понятия
экономической концентрации.В
означает сосредоточение производства, капитала в одном месте
или в одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких
фирм'. Применительно к экономической концентрации можно
говорить о сосредоточении разных составляющих экономи-
ки — производства, капитала, ресурсов, экономических субъектов
(например, концентрация банков). Сделки и иные действия есть
правовые средства экономической концентрации.
Следовательно, экономическая концентрация (равно как коор-
динация экономической деятельности) — объект повышенного
внимания
со стороны антимонопольных
бежать неправомерного ограничения конкуренции на товарных
рынках. Поэтому не случайно гл. 7 Закона (ст. 27—35) подробно
регулирует общественные отношения в сфере государственного
контроля за экономической концентрацией.
В-третьих, в Законе о защите конкуренции (п. 19, ст. 4, 12)
особо регламентируются так называемые вертикальные соглаше-
ния. Согласно п. 19 ст. 4 «вертикальное» соглашение — соглашение
между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют ме-
жду собой, один из которых приобретает товар или является его
потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар
или является его потенциальным продавцом. По общему правилу
«вертикальные» соглашения считаются неправомерными, за ис-
ключением случаев, предусмотренных ст. 12 Закона о защите кон-
куренции. Прежде всего допускаются «вертикальные» соглашения
в письменной форме, являющиеся договорами коммерческой
концессии (гл. 54 ГК). Закон признает правомерными «верти-
кальные» соглашения между хозяйствующими субъектами, доля
каждого из которых на любом товарном рынке не превышает
20%. Правила ст. 12 Закона о защите конкуренции не распростра-
няются на «вертикальные» соглашения между финансовыми орга-
низациями.
Что касается «горизонтальных» соглашений, то в Законе о за-
щите конкуренции они прямо не названы. Однако в литературе
(со
ссылкой на антимонопольный
круг соглашений, подпадающих под режим «горизонтальных»
(картельных) соглашений.
Под «горизонтальными» соглашениями, а также согласован-
ными действиями понимаются соглашения (согласованные дейст-
вия) между субъектами конкуренции (потенциальными конкурен-
тами), действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых
товаров), т. е. имеет место так называемый картельный сговор.
Закон о защите конкуренции (ст. 11) содержит абсолютный за-
1
См.: Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцев Е. Б. Современный
экономический словарь. С. 162.
прет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласо-
ванные действия хозяйствующих субъектов. При этом в Законе
отсутствуют какие-либо требования, предъявляемые к хозяйствую-
щим субъектам, действующим на рынке одного товара'.
Статья 11 Закона о защите конкуренции предусматривает при-
мерный перечень запрещенных «горизонтальных» соглашений
и согласованных действий хозяйствующих субъектов, которые мо-
гут привести:
к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок,
надбавок (доплат), наценок;
повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
разделу товарного рынка по территориальному принципу, объ-
ему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых то-
варов
либо составу продавцов или
экономически или технологически не обоснованному отказу от
заключения
договоров с определенными
телями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен ак-
тами федерального законодательства или судебными актами;
навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для
него или не относящихся к предмету договора (необоснованные
требования о передаче финансовых средств, иного имущества,
в том числе имущественных прав, а также согласие заключить до-
говор при условии внесения в него положений относительно това-
ров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
экономически, технологически и иным образом не обоснован-
ному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же
товар;
сокращению или прекращению производства товаров, на ко-
торые имеется спрос либо на поставки которых размещены зака-
зы, при наличии возможности их рентабельного производства;
созданию препятствий доступу на товарный рынок или выхо-
ду из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
установлению условий членства (участия) в профессиональных
и иных объединениях, если такие условия приводят или могут
привести к недопущению, ограничению или устранению конку-
ренции, а также к установлению необоснованных критериев
членства, являющихся препятствиями для участия в платежных
или иных системах, без участия в которых конкурирующие между
собой финансовые организации не смогут оказать необходимые
финансовые услуги.
' В Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятель-
ности на товарных рынках» (в ред. от 9 октября 2002 г. № 122-ФЗ) (п. 3
ст. 6) подобные соглашения и согласованные действия признавались противо-
правными, если их участники в совокупности обладали на рынке определен-
ного товара долей более 35%.Далее, Закон о защите конкуренции (п. 2 и 3 ст. 11) устанав-
ливает два общих запрета. Первый запрет касается физических
лиц, коммерческих и некоммерческих организаций, которым за-
прещается координация экономической деятельности хозяйствую-
щих субъектов, если такая координация приводит или может
привести к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 11. Суть второго
запрета заключается в том, что запрещаются иные соглашения
между хозяйствующими субъектами или иные согласованные дей-
ствия субъектов, если такие соглашения или согласованные дей-
ствия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Абсолютный запрет на ограничивающие конкуренцию согла-
шения или согласованные действия хозяйствующих субъектов не
лишает субъектов права представить доказательства того, что дос-
тигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные
действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со
ст. 12 и п. 1 ст. 13 Закона.
Закон о защите конкуренции содержит запреты не только
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности