Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
и (или) ущемление интересов других лиц. Реализация указанных
действий (бездействия) и наступление вредоносных последст-
вий — свидетельство злоупотребления хозяйствующим субъектом
своим доминирующим положением. Закон о защите конкуренции
запрещает совершение подобного рода действий (бездействия).
В учебной литературе злоупотребление доминирующим поло-
жением на рынке рассматривается как индивидуальное поведение
субъекта. Содержащийся в п. 1 ст. 10 Закона о защите конкурен-
ции перечень запрещенных действий (бездействия) является от-
крытым. В порядке иллюстрации рассмотрим некоторые виды
правонарушений
в форме злоупотребления
жением. Так, запрещается установление, поддержание монопольно
высокой или монопольно низкой цены товара.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции мо-
нопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услу-
ги) является цена, установленная занимающим доминирующее
положение хозяйствующим субъектом, если она (цена) соответст-
вует в совокупности двум критериям. Первый — данная цена пре-
вышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рын-
ке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный
период товара, составу покупателей или продавцов товара (опре-
деляемому исходя из целей приобретения или продажи товара)
и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не
входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу
лиц и не занимающие доминирующего положения на сопостави-
мом товарном рынке. Второй — эта цена превышает сумму необ-
ходимых для производства и реализации такого товара расходов
и прибыли. Цена товара не признается монопольно высокой, ес-
ли она не соответствует хотя бы одному из указанных критериев.
Например, в строительном бизнесе цены на жилье явно превы-
шают те суммы расходов и прибыли, которые необходимы для
строительства объектов. Однако при этом второй критерий в ус-
ловиях непомерного роста цен на жилье остается безупречным.
Рост цен на жилье стимулируется возросшим спросом на жилье!
Не признается монопольно высокой цена товара, установлен-
ная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на та-
кой товар,
определенного органом
монополии.
Параметры монопольно низкой цены сформулированы в ст. 7
Закона о защите конкуренции. Те же самые требования, что и в
отношении монопольно высокой цены, но только с указанием
критерия — «ниже цены».
Выявляются монопольные цены антимонопольными органами
на основе принятых МАП РФ от 21 апреля 1994 г. № ВБ/2053
Временных методических рекомендаций по выявлению монополь-
ных цен.
Односторонние злоупотребления хозяйствующим субъектом сво-
им монопольным положением — следующие виды правонаруше-
ний. Их можно условно подразделить на два подвида: а) правона-
рушения,
которые непосредственно
ра; б) правонарушения, которые не имеют такой прямой связи1
.
К первым
относятся такие
навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для
него или не относящихся к предмету договора;
экономически или технологически не обоснованные отказ ли-
бо уклонение от заключения договора с отдельными покупателя-
ми (заказчиками) в случае наличия возможности производства
или поставок соответствующего товара, а также в случае, если та-
кой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены феде-
ральными законами, нормативными правовыми актами Президен-
та РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов
исполнительной власти или судебными актами.
В числе вторых нарушений следует назвать:
экономически или технологически не обоснованные сокра-
щение или прекращение производства товара, если на данный
товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при
наличии возможности его рентабельного производства, а также
если такое сокращение или такое прекращение производства то-
вара
прямо не предусмотрено
актами;
изъятие товара из обращения, когда результатом такого изъя-
тия явилось повышение цены товара;
создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу
из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
экономически, технологически и иным образом не обоснован-
ное установление различных цен (тарифов) на один и тот же то-
вар, если иное не установлено федеральным законом;
нарушение установленного нормативными правовыми актами
порядка ценообразования.
В Законе о защите конкуренции (подп. 8 п. 1 ст. 10) исполь-
зуется довольно широкое по объему понятие «дискриминацион-
ные условия». Дискриминационные условия — условия доступа на
1
Иной точки зрения придерживается С. А. Парашук (см.: Предпринима-
тельское право Российской Федерации / Отв. ред. Е. П. Губин. П. Г. Лахно.
С. 484-486).товарный рынок, условия производства, обмена, потребления,
приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хо-
зяйствующий субъект (несколько хозяйствующих субъектов) по-
ставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйст-
вующим субъектом (или хозяйствующими субъектами). Понятие
«дискриминационные условия» практически охватывает большин-
ство правонарушений в сфере антимонопольного регулирования.
Требования ст. 10 Закона не распространяются на действия по
осуществлению исключительных прав на результаты интеллекту-
альной деятельности и приравненные к ним средства индивидуа-
лизации юридического лица, средства индивидуализации продук-
ции, работ или услуг.
Коллективное поведение хозяйствующих субъектов в форме со-
глашений и согласованных действий субъектов, ограничивающих
конкуренцию,
— самостоятельный вид
тельности субъектов конкуренции на товарном рынке. Закон о
защите конкуренции проводит разграничение между понятиями
«соглашение» и «согласованные действия».
Соглашение — договоренность в письменной форме, содержа-
щаяся в документе или нескольких документах, а также договорен-
ность в устной форме (п. 18 ст. 4). В контексте Закона о защите
конкуренции «соглашение» — широкое понятие; оно не совпадает
с понятием договора, используемым в гражданском законодатель-
стве. Так, в силу п. 1 ст. 420 ГК договором признается соглашение
двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекра-
щении гражданских прав и обязанностей. Следовательно, любой
договор есть соглашение, однако не всякое соглашение является
договором1
. Применительно к гражданскому праву договор пред-
ставляет собой юридический факт, благодаря которому происходит
установление, изменение или прекращение гражданских прав
и обязанностей (п. 1 ст. 8 ГК). Поэтому на те соглашения, кото-
рые не
подпадают под режим
ответственно не распространяются общие положения Гражданского
кодекса о договоре.
Согласованные действия хозяйствующих субъектов — действия
субъектов на товарном рынке, удостоверяющие совокупности сле-
дующих условий:
1
По справедливому мнению Д. Н. Сафиуллина, договор следует отличать
от иных юридически значимых соглашений, а последние — от соглашений
(зачастую именуемых договорами), заключенных в сфере, не контролируемой
правом (см.: Сафиуллин Д. Н. Теория и практика правового регулирования хо-
зяйственных связей в СССР. С. 109). Продолжая эту мысль, надо четко про-
водить различие между такими смежными понятиями, как «соглашение», «до-
говор», «согласование», «согласие».
1) результат таких действий соответствует интересам каждого
из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что
их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов
вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не явля-
ются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все
хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Такими обстоятельствами, в частности, могут быть: изменение ре-
гулируемых тарифов; изменение цен на сырье, используемое для
производства товара; изменение цен на товар на мировых товар-
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности