Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

и (или) ущемление интересов других лиц. Реализация указанных

действий (бездействия) и наступление вредоносных  последст-

вий —  свидетельство злоупотребления  хозяйствующим субъектом

своим доминирующим положением. Закон о  защите конкуренции

запрещает совершение подобного рода действий (бездействия).

В учебной  литературе злоупотребление доминирующим поло-

жением  на рынке рассматривается как  индивидуальное поведение

субъекта. Содержащийся в п. 1 ст. 10 Закона о  защите конкурен-

ции перечень запрещенных действий (бездействия) является от-

крытым. В порядке иллюстрации рассмотрим некоторые виды

правонарушений  в форме злоупотребления доминирующим поло-

жением. Так, запрещается установление, поддержание  монопольно

высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции мо-

нопольно  высокой ценой товара (за исключением  финансовой услу-

ги) является цена, установленная занимающим доминирующее

положение хозяйствующим субъектом, если она (цена) соответст-

вует  в совокупности двум критериям. Первый — данная цена пре-

вышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рын-

ке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный

период  товара, составу покупателей или  продавцов товара (опре-

деляемому исходя из целей приобретения или  продажи товара)

и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не

входящие  с покупателями или продавцами товара в одну группу

лиц и  не занимающие доминирующего положения  на сопостави-

мом товарном рынке. Второй — эта цена превышает  сумму необ-

ходимых для производства и реализации такого товара расходов

и прибыли. Цена товара не признается монопольно высокой, ес-

ли она  не соответствует хотя бы одному из указанных критериев.

Например, в строительном бизнесе цены на жилье  явно превы-

шают  те суммы расходов и прибыли, которые  необходимы для

строительства объектов. Однако при этом второй критерий в ус-

ловиях  непомерного роста цен на жилье  остается безупречным.

Рост  цен на жилье стимулируется возросшим  спросом на жилье!

Не признается монопольно высокой цена товара, установлен-

ная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на та-

кой товар, определенного органом регулирования  естественной

монополии.

Параметры монопольно низкой цены сформулированы в ст. 7

Закона  о защите конкуренции. Те же самые  требования, что и в

отношении монопольно высокой цены, но только с указанием

критерия  — «ниже цены».

Выявляются  монопольные цены антимонопольными органами

на основе принятых МАП РФ от 21 апреля 1994 г. №  ВБ/2053

Временных методических рекомендаций по выявлению  монополь-

ных цен.

Односторонние злоупотребления хозяйствующим субъектом сво-

им монопольным  положением — следующие виды правонаруше-

ний. Их можно условно подразделить на два  подвида: а) правона-

рушения, которые непосредственно связаны  с заключение догово-

ра; б) правонарушения, которые не имеют такой прямой связи1

.

К первым относятся такие правонарушения, как:

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для

него  или не относящихся к предмету договора;

экономически  или технологически не обоснованные отказ ли-

бо уклонение от заключения договора с отдельными покупателя-

ми (заказчиками) в случае наличия возможности  производства

или поставок соответствующего товара, а также  в случае, если та-

кой отказ  или такое уклонение прямо  не предусмотрены феде-

ральными  законами, нормативными правовыми актами Президен-

та РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных  органов

исполнительной  власти или судебными актами.

В числе  вторых нарушений следует назвать:

экономически  или технологически не обоснованные сокра-

щение или прекращение производства товара, если на данный

товар имеется спрос или размещены  заказы на его поставки при

наличии возможности его рентабельного  производства, а также

если  такое сокращение или такое прекращение  производства то-

вара  прямо не предусмотрено законодательством или судебными

актами;

изъятие товара из обращения, когда результатом  такого изъя-

тия явилось  повышение цены товара;

создание  препятствий доступу на товарный рынок или выходу

из товарного  рынка другим хозяйствующим субъектам;

экономически, технологически и иным образом не обоснован-

ное установление различных цен (тарифов) на один и  тот же то-

вар, если иное не установлено федеральным  законом;

нарушение установленного нормативными правовыми  актами

порядка ценообразования.

В Законе о защите конкуренции (подп. 8 п. 1 ст. 10) исполь-

зуется  довольно широкое по объему понятие  «дискриминацион-

ные условия». Дискриминационные условия —  условия доступа на

1

 Иной  точки зрения придерживается  С. А. Парашук (см.: Предпринима-

тельское  право Российской Федерации / Отв. ред. Е. П. Губин. П. Г. Лахно.

С. 484-486).товарный рынок, условия производства, обмена, потребления,

приобретения, продажи, иной передачи товара, при  которых хо-

зяйствующий субъект (несколько хозяйствующих  субъектов) по-

ставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйст-

вующим  субъектом (или хозяйствующими субъектами). Понятие

«дискриминационные  условия» практически охватывает большин-

ство  правонарушений в сфере антимонопольного регулирования.

Требования  ст. 10 Закона не распространяются на действия по

осуществлению исключительных прав на результаты интеллекту-

альной  деятельности и приравненные к ним  средства индивидуа-

лизации юридического лица, средства индивидуализации продук-

ции, работ  или услуг.

Коллективное  поведение хозяйствующих субъектов в форме со-

глашений  и согласованных действий субъектов, ограничивающих

конкуренцию, — самостоятельный вид монополистической  дея-

тельности субъектов конкуренции на товарном рынке. Закон о

защите  конкуренции проводит разграничение  между понятиями

«соглашение»  и «согласованные действия».

Соглашение  — договоренность в письменной форме, содержа-

щаяся в документе или нескольких документах, а также договорен-

ность в устной форме (п. 18 ст. 4). В контексте  Закона о защите

конкуренции «соглашение» — широкое понятие; оно не совпадает

с понятием договора, используемым в гражданском  законодатель-

стве. Так, в силу п. 1 ст. 420 ГК договором признается соглашение

двух  или нескольких лиц об установлении, изменении или прекра-

щении гражданских прав и обязанностей. Следовательно, любой

договор есть соглашение, однако не всякое соглашение является

договором1

. Применительно  к гражданскому праву договор  пред-

ставляет  собой юридический факт, благодаря  которому происходит

установление, изменение или прекращение гражданских прав

и обязанностей (п. 1 ст. 8 ГК). Поэтому на те соглашения, кото-

рые не подпадают под режим гражданско-правового  договора, со-

ответственно  не распространяются общие положения  Гражданского

кодекса о договоре.

Согласованные действия хозяйствующих субъектов — действия

субъектов на товарном рынке, удостоверяющие совокупности сле-

дующих  условий:

1

 По  справедливому мнению Д. Н.  Сафиуллина, договор следует отличать

от иных юридически значимых соглашений, а  последние — от соглашений

(зачастую именуемых договорами), заключенных в сфере, не контролируемой

правом (см.: Сафиуллин Д. Н. Теория и практика правового регулирования хо-

зяйственных связей в СССР. С. 109). Продолжая эту  мысль, надо четко про-

водить  различие между такими смежными понятиями, как «соглашение», «до-

говор», «согласование», «согласие».

1) результат  таких действий соответствует  интересам каждого

из указанных  хозяйствующих субъектов только при условии, что

их действия заранее известны каждому из них;

2) действия  каждого из указанных хозяйствующих субъектов

вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов  и не явля-

ются  следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все

хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Такими  обстоятельствами, в частности, могут  быть: изменение ре-

гулируемых  тарифов; изменение цен на сырье, используемое для

производства  товара; изменение цен на товар  на мировых товар-

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности