Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
же условия
для кредитной организации
тельством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Не
может быть признано доминирующим положение финансовой ор-
ганизации, доля которой не превышает 10% на единственном
в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном
рынке, обращающийся на котором товар обращается также на
иных товарных рынках в Российской Федерации.Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонополь-
ный орган или в суд доказательства того, что положение этого
хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть при-
знано доминирующим.
С юридической точки зрения понятие «монополия» означает
исключительное право хозяйствующего субъекта на осуществле-
ние деятельности единолично в пределах товарного рынка. В то
же время исключительность режима выражается в обоснованном
ограничении действия свободы экономической деятельности с це-
лью реализации и защиты публичных интересов путем государст-
венного регулирования монополий. Сказанное относится ко всем
видам монополий, включая естественные. Правда, естественные
монополии — объект повышенного внимания со стороны государ-
ства, о чем свидетельствует принятие отдельного закона.
Итак, монополия есть такое состояние товарного рынка, в кото-
ром хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение
на определенном сегменте товарного рынка при осуществлении им
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Виды монополий. В литературе обычно выделяют три вида мо-
нополий:
а) закрытая (законная) монополия, защищенная от конкурен-
ции с
помощью юридических
венная монополия);
б) естественная монополия — сфера экономики, где весь ры-
нок охватывается одним хозяйствующим субъектом (например,
железнодорожная перевозка);
в) открытая (временная) монополия, когда один хозяйствую-
щий субъект временно становится единственным поставщиком
товара, а его конкуренты могут появиться на том же рынке поз-
же'.
Однако при внешней привлекательности указанная классифи-
кация страдает таким серьезным недостатком, как отсутствие еди-
ного критерия (основания) деления. В связи с этим непонятно,
как соотносятся между собой закрытая и открытая монополии,
поскольку первая является законной, а вторая — лишь временной
(хотя было бы логично назвать ее незаконной). Кроме того,
в данную классификацию не вписывается естественная монопо-
лия: является ли она закрытой или открытой?
Более логично использовать такой критерий, как защищен-
ность монополии от конкуренции. С учетом этого критерия моно-
полии можно подразделить на защищенные от конкуренции
и незащищенные. К числу первых относятся монополии: 1) непо-
средственно регулируемые государством; 2) обладатели исключи-
тельных прав. Монополии, непосредственно регулируемые госу-
1
См.: Тотьев К. Ю. Указ. соч. 32—33.
дарством,
— это государственные
нополии. Остальные монополии не защищены от конкуренции,
а потому должны подчиняться общим правилом (принципам) ры-
ночной экономики и предпринимательства.
Монополии можно классифицировать и по другим основани-
ям (например, в зависимости от степени государственного регу-
лирования, характера происхождения, сферы деятельности). Так,
в зависимости от характера происхождения монополии следует
подразделить на естественные и искусственные. Используя такой
критерий, как степень государственного регулирования, монопо-
лии можно классифицировать на непосредственно (прямо) регу-
лируемые государством и опосредованно регулируемые государст-
вом. С учетом сферы деятельности можно говорить о монополиях
в области газовой и нефтяной промышленности, транспорта
и связи и т. д.
Более подробно остановимся на статусе естественной монопо-
лии. Как уже отмечалось, статус естественных монополий регули-
руется Законом о монополиях. В силу ст. 3 этого Закона естест-
венная монополия — это состояние товарного рынка, при котором
удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие
конкуренции в силу технологических особенностей производства
(в связи
с существенным понижением
единицу товара по мере увеличения объема производства), а това-
ры, производимые субъектами этой монополии, не могут быть за-
менены
в потреблении другими
данном товарном рынке на товары, производимые субъектами ес-
тественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения
цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Иначе го-
воря, монополии называются естественными в силу не зависящих
от воли и сознания людей специфических свойств, присущих
этим товарам, работам и услугам. Естественная монополия дейст-
вует в условиях, когда создание конкурентной среды на товарном
рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок)
независимо от уровня спроса невозможно или экономически не-
эффективно при существующем уровне научно-технического про-
гресса'. Итак, если данный уровень существенно изменится, мо-
нополия может утратить свой статус «естественной», т. е. законо-
датель признает временный характер той или иной естественной
монополии (поскольку определяет ее через состояние товарного
рынка).
Существует перечень сфер деятельности, в которых действует
исключительный режим естественной монополии (ст. 4 Закона
о монополии):
а) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистраль-
ным трубопроводам;
б) транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные
перевозки;
в) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
г) услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
д) услуги по передаче электрической энергии;
е) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в элек-
троэнергетике;
ж) услуги по передаче тепловой энергии.
Следует согласиться с мнением о том, что отнесение той или
иной
сферы к естественно-
«Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяют-
ся, то сужаются, то ликвидируются в зависимости от природных
факторов, от спроса на товары, конъюнктуры рынка, развития
научно-технического прогресса и других причин»
1
. Конкретный
набор естественно-монопольных видов деятельности зависит от
качественного
состояния экономики
версального перечня сфер естественных монополий в принципе
быть не может. Указанный перечень сфер естественных монопо-
лий в государстве определяется конкретно исторически2
.
Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект
(юридическое
лицо), занятый производством (
ров в условиях естественной монополии (п. 3 ст. 3 Закона о мо-
нополиях). Формулировка Закона «субъекты естественных моно-
полий» некорректна. Дословно это выглядит следующим образом:
субъекты состояния товарного рынка.
Итак, субъекты естественных монополий есть хозяйствующие
субъекты, выступающие в качестве носителя специального права.
В литературе верно отмечается, что существует несогласованность
норм Закона о монополиях и специальных законов в части хо-
зяйствующих субъектов.
Закон о монополиях ограничивает субъектный состав ука-
занием на юридические лица. Другие федеральные законы со-
держат указания на возможность осуществления естествен-
но-монополистической деятельности и индивидуальными пред-
принимателями. Так, в силу ст. 2 Федерального закона от
7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 29 декабря
2006 г. № 245-ФЗ) оператором связи (т. е. субъектом естест-
' Григорьева О. А. Правовое регулирование естественных монополий. Авто-
реф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 32—33.
2
См. там же. С. 34.
венной монополии в данной сфере) считается физическое или
юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг
электрической или почтовой связи'. Аналогичное правило со-
держится в ст. 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г.
№ 176-ФЗ «О почтовой связи»' (в ред. от 22 августа 2004 г.
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности