Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

же условия  для кредитной организации устанавливаются  Прави-

тельством РФ по согласованию с Центральным  банком РФ. Не

может быть признано доминирующим положение  финансовой ор-

ганизации, доля которой не превышает 10% на единственном

в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном

рынке, обращающийся на котором товар обращается также на

иных  товарных рынках в Российской Федерации.Хозяйствующий  субъект вправе представлять в антимонополь-

ный орган  или в суд доказательства того, что положение этого

хозяйствующего  субъекта на товарном рынке не может  быть при-

знано доминирующим.

С юридической  точки зрения понятие «монополия»  означает

исключительное  право хозяйствующего субъекта на осуществле-

ние деятельности единолично в пределах товарного  рынка. В то

же время  исключительность режима выражается в  обоснованном

ограничении действия свободы экономической  деятельности с це-

лью реализации и защиты публичных интересов  путем государст-

венного регулирования монополий. Сказанное  относится ко всем

видам монополий, включая естественные. Правда, естественные

монополии — объект повышенного внимания со стороны государ-

ства, о  чем свидетельствует принятие отдельного закона.

Итак, монополия есть такое состояние товарного рынка, в кото-

ром хозяйствующий  субъект занимает доминирующее положение

на определенном сегменте товарного рынка при  осуществлении им

предпринимательской и иной экономической деятельности.

Виды  монополий. В литературе обычно выделяют три вида мо-

нополий:

а) закрытая (законная) монополия, защищенная от конкурен-

ции с  помощью юридических ограничений (например, государст-

венная  монополия);

б) естественная монополия — сфера экономики, где весь ры-

нок охватывается одним хозяйствующим субъектом (например,

железнодорожная перевозка);

в) открытая (временная) монополия, когда один хозяйствую-

щий субъект  временно становится единственным поставщиком

товара, а его конкуренты могут появиться  на том же рынке поз-

же'.

Однако  при внешней привлекательности указанная классифи-

кация страдает таким серьезным недостатком, как отсутствие еди-

ного  критерия (основания) деления. В связи  с этим непонятно,

как соотносятся  между собой закрытая и открытая монополии,

поскольку первая является законной, а вторая — лишь временной

(хотя  было бы логично назвать ее  незаконной). Кроме того,

в данную классификацию не вписывается естественная монопо-

лия: является ли она закрытой или открытой?

Более логично использовать такой критерий, как защищен-

ность монополии от конкуренции. С учетом этого критерия моно-

полии можно подразделить на защищенные от конкуренции

и незащищенные. К числу первых относятся монополии: 1) непо-

средственно регулируемые государством; 2) обладатели исключи-

тельных прав. Монополии, непосредственно регулируемые госу-

1

 См.: Тотьев К. Ю. Указ. соч. 32—33.

дарством, — это государственные монополии  и естественные мо-

нополии. Остальные монополии не защищены от конкуренции,

а потому должны подчиняться общим правилом (принципам) ры-

ночной экономики и предпринимательства.

Монополии можно классифицировать и по другим основани-

ям (например, в зависимости от степени государственного регу-

лирования, характера происхождения, сферы  деятельности). Так,

в зависимости  от характера происхождения монополии следует

подразделить  на естественные и искусственные. Используя  такой

критерий, как степень государственного регулирования, монопо-

лии можно  классифицировать на непосредственно (прямо) регу-

лируемые  государством и опосредованно регулируемые государст-

вом. С  учетом сферы деятельности можно  говорить о монополиях

в области  газовой и нефтяной промышленности, транспорта

и связи  и т. д.

Более подробно остановимся  на статусе естественной монопо-

лии. Как уже отмечалось, статус естественных монополий регули-

руется  Законом о монополиях. В силу ст. 3 этого Закона естест-

венная  монополия — это состояние  товарного рынка, при котором

удовлетворение  спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие

конкуренции в силу технологических особенностей производства

(в связи  с существенным понижением издержек  производства на

единицу товара по мере увеличения объема производства), а това-

ры, производимые субъектами этой монополии, не могут  быть за-

менены  в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на

данном  товарном рынке на товары, производимые субъектами ес-

тественных  монополий, в меньшей степени  зависит от изменения

цены  на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Иначе го-

воря, монополии  называются естественными в силу не зависящих

от воли и сознания людей специфических свойств, присущих

этим  товарам, работам и услугам. Естественная монополия дейст-

вует  в условиях, когда создание конкурентной среды на товарном

рынке (в том числе путем ввоза  продукции на данный рынок)

независимо  от уровня спроса невозможно или экономически не-

эффективно  при существующем уровне научно-технического про-

гресса'. Итак, если данный уровень существенно  изменится, мо-

нополия может утратить свой статус «естественной», т. е. законо-

датель  признает временный характер той  или иной естественной

монополии (поскольку определяет ее через состояние  товарного

рынка).

Существует  перечень сфер деятельности, в которых  действует

исключительный  режим естественной монополии (ст. 4 Закона

о монополии):

а) транспортировка  нефти и нефтепродуктов по магистраль-

ным трубопроводам;

б) транспортировка  газа по трубопроводам; железнодорожные

перевозки;

в) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

г) услуги общедоступной электрической и  почтовой связи;

д) услуги по передаче электрической энергии;

е) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в элек-

троэнергетике;

ж) услуги по передаче тепловой энергии.

Следует согласиться с мнением о том, что отнесение той или

иной  сферы к естественно-монопольной  во многом оценочно.

«Сферы  естественных монополий подвижны. Они то расширяют-

ся, то сужаются, то ликвидируются в зависимости  от природных

факторов, от спроса на товары, конъюнктуры рынка, развития

научно-технического прогресса и других причин»

1

. Конкретный

набор естественно-монопольных видов деятельности зависит от

качественного состояния экономики государства. Поэтому уни-

версального перечня сфер естественных монополий  в принципе

быть  не может. Указанный перечень сфер естественных монопо-

лий в  государстве определяется конкретно  исторически2

.

Субъект естественной монополии — хозяйствующий  субъект

(юридическое  лицо), занятый производством (реализацией)  това-

ров в  условиях естественной монополии (п. 3 ст. 3 Закона о мо-

нополиях). Формулировка Закона «субъекты естественных моно-

полий»  некорректна. Дословно это выглядит следующим образом:

субъекты  состояния товарного рынка.

Итак, субъекты естественных монополий есть хозяйствующие

субъекты, выступающие в качестве носителя специального права.

В литературе верно отмечается, что существует несогласованность

норм  Закона о монополиях и специальных  законов в части хо-

зяйствующих субъектов.

Закон о монополиях ограничивает субъектный состав ука-

занием  на юридические лица. Другие федеральные  законы со-

держат  указания на возможность осуществления  естествен-

но-монополистической  деятельности и индивидуальными  пред-

принимателями. Так, в силу ст. 2 Федерального закона от

7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (в  ред. от 29 декабря

2006 г.  № 245-ФЗ) оператором связи (т.  е. субъектом естест-

' Григорьева  О. А. Правовое регулирование естественных монополий. Авто-

реф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 32—33.

2

 См. там же. С. 34.

венной  монополии в данной сфере) считается  физическое или

юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг

электрической или почтовой связи'. Аналогичное правило со-

держится  в ст. 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г.

№ 176-ФЗ «О почтовой связи»' (в ред. от 22 августа 2004 г.

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности