Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

ный-экономист  А. Смит

3

.

В антимонопольном  законодательстве отсутствует определение

понятия «монополия». Однако в законодательстве существуют

близкие понятия: «доминирующее положение», «монополистиче-

ская  деятельность», «естественная монополия».

1

 См.: Еременко В. И. Правовое регулирование конкурентных отношений

в России и за рубежом. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 9, 21.

2

 Более  подробно обзор по этому вопросу  см.: Тотьев К. Ю. Указ. соч.

С. 30-33.

3

 См.: Смит А. Исследование о природе  и причинах богатств народа. Пет-

розаводск, 1992. С. 53.

В силу ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г.

№ 147-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ)' «О естествен-

ных монополиях»  естественная монополия характеризуется  как со-

стояние товарного рынка. Поскольку естественная монополия

есть  вид монополии, постольку последняя  представляет собой со-

стояние товарного рынка. Здесь на первый план выдвигается эко-

номическая  природа монополии, что является закономерным. Ре-

зонно возникает два вопроса: что есть состояние товарного рынка

и какими признаками оно характеризуется?

Состояние товарного рынка — это прежде всего качественная ха-

рактеристика  рынка, а потому для рынка свойственны  соответ-

ствующие  показатели (признаки). Так, исходя из нормативного оп-

ределения понятия «естественная монополия», укажем на следующие

ее признаки:

а) удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее

в отсутствие конкуренции в силу технологических  особенностей

производства;

б) товары, производимые субъектами естественной монопо-

лии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;

в) спрос  на данном товарном рынке на товары, производимые

субъектами  естественных монополий, в меньшей  степени зависит

от изменения  цены на этот товар, нежели спрос на другие виды

товаров.

Эти признаки — предмет специального исследования эконо-

мической  науки. Тем не менее они (признаки) носят условный

(оценочный)  характер, а их применение на  практике не всегда

позволяет очертить контуры естественных монополий.

Монополия (равно и естественная монополия) есть экономи-

ко-правовое явление. Оно (явление) экономическое  по содержа-

нию, но правовое по форме. В этом качественном состоянии мо-

нополия характеризуется, во-первых, доминирующим положением

хозяйствующего  субъекта на определенном сегменте рынка,

во-вторых, особыми (исключительными) правами хозяйствующего

субъекта  на осуществление деятельности определенного  вида

в пределах одного товарного рынка.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции  до-

минирующим  признается положение хозяйствующего субъекта

(группы  лиц) или нескольких хозяйствующих  субъектов (групп

лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствую-

щему  субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим  субъектам

(группам  лиц) возможность оказывать решающее  влияние на об-

щие условия обращения товара на соответствующем товарном

рынке, и (или) устранять с этого товарного  рынка других хозяй-

1

 Первоначально  текст документа опубликован:  СЗ РФ. 1995. № 34.

С. 3426. Далее  — Закон о монополиях.ствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный

рынок другим хозяйствующим субъектам. Таким  образом, доми-

нирующее  положение — это характеристика прежде всего хозяйст-

вующего субъекта, а затем (косвенно) — характеристика монопо-

лии как  состояния товарного рынка. Далее, принципиальным

в определении  понятия «доминирующее положение» является

указание  на решающее влияние со стороны хозяйствующих  субъек-

тов на общие условия обращения товара на соответствующем то-

варном  рынке.

Закон о защите конкуренции раскрывает смысл словосочетания

«решающее влияние» и группирует монопольное  положение хозяй-

ствующих  субъектов (за исключением финансовых организаций)

с учетом количественных и качественных показателей.

Первый  показатель — доля хозяйствующего субъекта на рынке

определенного товара —либо превышает 50%, либо составляет ме-

нее, чем 50%. Однако в этих случаях Закон  о защите конкуренции

(п. 1,2 ст. 5) вводит дополнительные показатели (критерии). Так,

в первом случае (когда указанная доля превышает 50%) положение

хозяйствующего  субъекта не признается доминирующим, если при

рассмотрении  дела о нарушении антимонопольного законодатель-

ства  или при осуществлении государственного контроля за эконо-

мической  концентрацией не будет установлено, что, несмотря на

превышение  указанной величины, нет доминирующего положения

хозяйствующего  субъекта на товарном рынке. Во втором случае

(когда  указанная доля не превышает  50%) доминирующее положе-

ние такого хозяйствующего субъекта может быть установлено ан-

тимонопольным органом, исходя из неизменной или подвержен-

ной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта

на товарном рынке, относительного размера долей  на этом товар-

ном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности  доступа на

этот  товарный рынок новых конкурентов  либо исходя из иных

критериев, характеризующих товарный рынок. Как видно, магиче-

ская  цифра «50» применяется и в  антимонопольном законодатель-

стве (контрольный  пакет акций определяется как 50% плюс одна

акция).

Второй  показатель — доля хозяйствующего субъекта на рынке

определенного товара не превышает 35% в случаях, предусмот-

ренных  в п. 3 и 6 ст. 5 Закона о защите конкуренции. По обще-

му правилу  не может быть признано доминирующим положение

хозяйствующего  субъекта (за исключением финансовой организа-

ции), доля которого на рынке определенного товара не превыша-

ет 35% (п. 2 ст. 5).

В соответствии с п. 3. ст. 5 Закона о защите конкуренции  до-

минирующим  признается положение каждого хозяйствующего субъ-

екта  из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением

финансовой  организации), применительно к которому выполняют-

ся в  совокупности следующие условия:

1) совокупная  доля не более чем трех хозяйствующих  субъек-

тов, доля каждого из которых больше долей  других хозяйствующих

субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%,

или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих  субъектов,

доля  каждого из которых больше долей  других хозяйствующих

субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 75%

(настоящее  положение не применяется, если  доля хотя бы одного

из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);

2) в  течение длительного периода  (не менее чем одного года

или, если такой срок составляет менее чем  один год, в течение

срока существования соответствующего товарного  рынка) относи-

тельные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или

подвержены  малозначительным изменениям, а также  доступ на со-

ответствующий товарный рынок новых конкурентов  затруднен;

3) реализуемый  или приобретаемый хозяйствующими  субъек-

тами  товар не может быть заменен другим товаром при потребле-

нии (в  том числе при потреблении  в производственных целях),

рост  цены товара не обусловливает соответствующее  такому росту

снижение  спроса на этот товар, информация о  цене, об условиях

реализации  или приобретения этого товара на соответствующем

товарном  рынке доступна неопределенному  кругу лиц. В данном

случае  требуется провести глубокий математический расчет и ана-

лиз показателей.

И еще  одно исключение — федеральными законами могут ус-

танавливаться случаи признания доминирующим положения  хозяй-

ствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  това-

ра составляет менее чем 35% (п. 6 ст. 5 Закона о защите конку-

ренции).

Третий  показатель — доминирующим признается положение

хозяйствующего  субъекта — субъекта естественной монополии на

товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монопо-

лии (п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Четвертый показатель — условия признания  доминирующим

положения финансовой организации (за исключением  кредитной

организации) с учетом ограничений, предусмотренных Законом

о защите конкуренции, устанавливаются Правительством РФ. Те

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности