Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
ный-экономист А. Смит
3
.
В антимонопольном законодательстве отсутствует определение
понятия «монополия». Однако в законодательстве существуют
близкие понятия: «доминирующее положение», «монополистиче-
ская деятельность», «естественная монополия».
1
См.:
Еременко В. И. Правовое
в России и за рубежом. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 9, 21.
2
Более
подробно обзор по этому
С. 30-33.
3
См.:
Смит А. Исследование о
розаводск, 1992. С. 53.
В силу ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г.
№ 147-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ)' «О естествен-
ных монополиях» естественная монополия характеризуется как со-
стояние товарного рынка. Поскольку естественная монополия
есть вид монополии, постольку последняя представляет собой со-
стояние товарного рынка. Здесь на первый план выдвигается эко-
номическая природа монополии, что является закономерным. Ре-
зонно возникает два вопроса: что есть состояние товарного рынка
и какими признаками оно характеризуется?
Состояние товарного рынка — это прежде всего качественная ха-
рактеристика рынка, а потому для рынка свойственны соответ-
ствующие показатели (признаки). Так, исходя из нормативного оп-
ределения понятия «естественная монополия», укажем на следующие
ее признаки:
а) удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее
в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей
производства;
б) товары, производимые субъектами естественной монопо-
лии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
в) спрос на данном товарном рынке на товары, производимые
субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит
от изменения цены на этот товар, нежели спрос на другие виды
товаров.
Эти признаки — предмет специального исследования эконо-
мической науки. Тем не менее они (признаки) носят условный
(оценочный) характер, а их применение на практике не всегда
позволяет очертить контуры естественных монополий.
Монополия (равно и естественная монополия) есть экономи-
ко-правовое явление. Оно (явление) экономическое по содержа-
нию, но правовое по форме. В этом качественном состоянии мо-
нополия характеризуется, во-первых, доминирующим положением
хозяйствующего субъекта на определенном сегменте рынка,
во-вторых, особыми (исключительными) правами хозяйствующего
субъекта на осуществление деятельности определенного вида
в пределах одного товарного рынка.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции до-
минирующим признается положение хозяйствующего субъекта
(группы
лиц) или нескольких
лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствую-
щему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам
(группам
лиц) возможность оказывать
щие условия обращения товара на соответствующем товарном
рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяй-
1
Первоначально текст документа опубликован: СЗ РФ. 1995. № 34.
С. 3426. Далее — Закон о монополиях.ствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный
рынок другим хозяйствующим субъектам. Таким образом, доми-
нирующее положение — это характеристика прежде всего хозяйст-
вующего субъекта, а затем (косвенно) — характеристика монопо-
лии как состояния товарного рынка. Далее, принципиальным
в определении
понятия «доминирующее
указание на решающее влияние со стороны хозяйствующих субъек-
тов на общие условия обращения товара на соответствующем то-
варном рынке.
Закон о защите конкуренции раскрывает смысл словосочетания
«решающее влияние» и группирует монопольное положение хозяй-
ствующих субъектов (за исключением финансовых организаций)
с учетом количественных и качественных показателей.
Первый показатель — доля хозяйствующего субъекта на рынке
определенного товара —либо превышает 50%, либо составляет ме-
нее, чем 50%. Однако в этих случаях Закон о защите конкуренции
(п. 1,2 ст.
5) вводит дополнительные
в первом случае (когда указанная доля превышает 50%) положение
хозяйствующего субъекта не признается доминирующим, если при
рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодатель-
ства
или при осуществлении
мической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на
превышение указанной величины, нет доминирующего положения
хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Во втором случае
(когда указанная доля не превышает 50%) доминирующее положе-
ние такого хозяйствующего субъекта может быть установлено ан-
тимонопольным органом, исходя из неизменной или подвержен-
ной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта
на товарном рынке, относительного размера долей на этом товар-
ном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на
этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных
критериев, характеризующих товарный рынок. Как видно, магиче-
ская цифра «50» применяется и в антимонопольном законодатель-
стве (контрольный пакет акций определяется как 50% плюс одна
акция).
Второй показатель — доля хозяйствующего субъекта на рынке
определенного товара не превышает 35% в случаях, предусмот-
ренных в п. 3 и 6 ст. 5 Закона о защите конкуренции. По обще-
му правилу не может быть признано доминирующим положение
хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организа-
ции), доля которого на рынке определенного товара не превыша-
ет 35% (п. 2 ст. 5).
В соответствии с п. 3. ст. 5 Закона о защите конкуренции до-
минирующим
признается положение каждого
екта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением
финансовой организации), применительно к которому выполняют-
ся в совокупности следующие условия:
1) совокупная
доля не более чем трех
тов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих
субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%,
или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов,
доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих
субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 75%
(настоящее
положение не применяется,
из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);
2) в течение длительного периода (не менее чем одного года
или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение
срока существования соответствующего товарного рынка) относи-
тельные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или
подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на со-
ответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый
или приобретаемый
тами товар не может быть заменен другим товаром при потребле-
нии (в том числе при потреблении в производственных целях),
рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту
снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях
реализации или приобретения этого товара на соответствующем
товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц. В данном
случае требуется провести глубокий математический расчет и ана-
лиз показателей.
И еще одно исключение — федеральными законами могут ус-
танавливаться случаи признания доминирующим положения хозяй-
ствующего субъекта, доля которого на рынке определенного това-
ра составляет менее чем 35% (п. 6 ст. 5 Закона о защите конку-
ренции).
Третий показатель — доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на
товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монопо-
лии (п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции).
Четвертый показатель — условия признания доминирующим
положения финансовой организации (за исключением кредитной
организации) с учетом ограничений, предусмотренных Законом
о защите конкуренции, устанавливаются Правительством РФ. Те
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности