Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
юридического лица);
3) договорный — применяется в случае, когда лицо или не-
сколько лиц получили возможность на основании договора опре-
делять решения, принимаемые другим лицом (или лицами). На-
пример, лицо или несколько лиц совместно в результате соглаше-
ния (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно
распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-прода-
жи, доверительного управления, о совместной деятельности, пору-
чения или других сделок или по иным основаниям) более чем 50%
от общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции ли-
бо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли
одного юридического лица;
4) родственный
— он возникает между
и детьми, братьями и (или) сестрами. Так, аффилированными ли-цами признаются одни и те же физические лица, их супруги, ро-
дители, дети, братья, сестры и (или) юридические лица, которые
имеют право самостоятельно или через представителей (поверен-
ных) распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на го-
лосующие акции либо составляющие уставный или складочный
капитал вклады, доли каждого из двух и более юридических лиц;
5) смешанный — в нем сочетаются элементы других способов.
Право хозяйствующих субъектов на конкуренцию — одно из
правомочий субъектов по осуществлению хозяйственной, в том
числе
предпринимательской
есть, с одной стороны, элемент правоспособности юридического
или физического лица (ст. 17. 18, 23, 49 ГК), с другой — субъек-
тивное гражданское право в структуре правоотношения. В кон-
тексте Конституции РФ более корректно говорить о праве хозяй-
ствующих субъектов на свободу добросовестной конкуренции'.
III. Антимонопольное законодательство. В соответствии с п. 1
ст. 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законода-
тельство основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе
и состоит из настоящего Закона, иных федеральных законов, ре-
гулирующих отношения в сфере защиты конкуренции. Далее
в п. 2 ст. 2 Закона отмечается, что соответствующие отношения
могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, норма-
тивными правовыми актами федерального антимонопольного ор-
гана
в случаях, предусмотренных
ством.
Итак, сформулируем некоторые выводы.
1. Состав
антимонопольного
деральными законами. Подзаконные нормативные правовые акты
не входят в данный состав. Законодатель использует здесь мо-
дель, схожую с конструкцией определения состава гражданского
законодательства (ст. 3 ГК). Таким образом, постановления Пра-
вительства РФ, нормативные правовые акты федерального анти-
монопольного органа представляют собой иные акты, содержащие
нормы конкурентного права.
2. Антимонопольное
законодательство является
В нем не нашлось место региональному законодательству, хотя
в силу пп. «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ административное за-
конодательство
относится к совместному
Федерации и ее субъектов. Правда, в соответствии с подп. «ж»
ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации нахо-
1
Г. А. Гаджиев в качестве одного из конституционных принципов свобо-
ды предпринимательства рассматривает свободу от незаконной конкуренции
(см.: Гаджиев
Г. А. Защита основных
нимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного ис-
следования). С. 137).
дится установление правовых основ единого рынка. Поэтому счи-
тается,
что антимонопольное
вым основам, обеспечивающим единство рынка
1
. По нашему
мнению, словосочетание «установление правовых основ единого
рынка» неопределенно. В буквальном смысле оно (словосочета-
ние) охватывает все правовое регулирование экономики.
3. В
новом Законе о защите
«основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ».
Ранее, в утратившем силу Законе «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 1.1),
не было ссылки на Гражданский кодекс. На наш взгляд, это вы-
звано прежде всего тем, что в силу п. 1 ст. 10 ГК не допускаются
использование гражданских прав в целях ограничения конкурен-
ции, а
также злоупотребление
рынке. Бросается в глаза некоторое выпячивание роли Граждан-
ского
кодекса в регулировании
Действительно, феномен конкуренции проявляется в сочета-
нии частных
интересов субъектов
ности и публичных — у государства. В рыночной системе борьба
за выгодные условия производства и реализации товаров и услуг,
а также за потребителя и удовлетворение его потребностей есть
сфера
частных интересов
ничения или сдерживания монопольного положения хозяйствую-
щих субъектов на соответствующем рынке, то здесь конкуренция
представляет собой область публичных интересов государства.
Указанный подход к общей проблеме конкуренции носит прин-
ципиальный характер и может служить отправным моментом
в разработке
концепции правового
куренции.
В юридической литературе существует мнение, согласно кото-
рому конкуренция есть публичный интерес. В этом качестве кон-
куренция
выполняет функции
деления и контроля. Термин «конкурентное право» охватывает
юридические
институты как публично-
правового характера
2
. Иначе говоря, конкурентное право регули-
рует целый комплекс общественных отношений, возникающих
в процессе развития конкуренции, ее защиты и участия в ней
предпринимателей. Конкурентное право представляет собой ком-
плексный правовой (межотраслевой) институт, регулирующий од-
нородные отношения.
Иное мнение о конкурентном праве было высказано В. И. Ере-
менко,
который считает его
курентное право состоит из двух правовых институтов: института
'См. : Тотьев К. Ю. Указ. соч. С. 112.
2
См.:
там же. С. 96.защиты от
недобросовестной конкуренции1
. В то же время в своем диссерта-
ционном исследовании конкурентное право рассматривается в ка-
честве комплексной отрасли законодательства, сочетающей нормы
гражданского и административного права. Такое утверждение
спорно.
В. И. Еременко отождествляет институт права (конкурентного
права) и институт законодательства. Комплексный характер при-
сущ не только конкурентному законодательству, но и конкурент-
ному праву.
IV. Понятие и виды монополий. Слово «монополия» имеет гре-
ческое происхождение {monos — один, единственный; poleo — про-
давец). Дословно монополия означает «один продавец».
В литературе, преимущественно экономической, существуют
различные точки зрения по поводу монополии как экономиче-
ской категории2
.
Представители системного (структурного) подхода считают мо-
нополией исключительное (читай: монопольное) положение,
в котором
находится хозяйствующий
Исключительность положения состоит в том, что данный субъект
сосредотачивает в своих руках значительную часть производства
и сбыта определенного товара. В конечном итоге это позволяет
ему (субъекту) осуществлять диктат над потребителями и другими
участниками рыночных отношений.
Сторонники поведенческого подхода рассматривают монополию
в качестве
особого поведения
в целях использования своего положения в собственных интере-
сах.
Сторонники ролевого (функционального) подхода подчеркивают
отрицательные последствия монополизации той или иной сферы
хозяйствования. По их мнению, монополия способствует неспра-
ведливому перераспределению дохода от потребителей к монопо-
листической фирме за счет установления монопольно высоких
цен. Ярким представителем этого подхода был и остается уче-
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности