Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

юридического  лица);

3) договорный  — применяется в случае, когда  лицо или не-

сколько лиц получили возможность на основании  договора опре-

делять  решения, принимаемые другим лицом (или лицами). На-

пример, лицо или несколько лиц совместно  в результате соглаше-

ния (согласованных  действий) имеют право прямо или  косвенно

распоряжаться (в том числе на основании договоров  купли-прода-

жи, доверительного управления, о совместной деятельности, пору-

чения или других сделок или по иным основаниям) более чем 50%

от общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции ли-

бо составляющие уставный или складочный капитал  вклады, доли

одного  юридического лица;

4) родственный  — он возникает между супругами,  родителями

и детьми, братьями и (или) сестрами. Так, аффилированными ли-цами признаются одни и те же физические лица, их супруги, ро-

дители, дети, братья, сестры и (или) юридические  лица, которые

имеют право самостоятельно или через  представителей (поверен-

ных) распоряжаться  более чем 50% голосов, приходящихся на го-

лосующие  акции либо составляющие уставный или  складочный

капитал вклады, доли каждого из двух и более  юридических лиц;

5) смешанный  — в нем сочетаются элементы  других способов.

Право хозяйствующих субъектов на конкуренцию  — одно из

правомочий  субъектов по осуществлению хозяйственной, в том

числе предпринимательской деятельности. Поэтому данное право

есть, с  одной стороны, элемент правоспособности юридического

или физического  лица (ст. 17. 18, 23, 49 ГК), с другой —  субъек-

тивное  гражданское право в структуре правоотношения. В кон-

тексте  Конституции РФ более корректно  говорить о праве хозяй-

ствующих  субъектов на свободу добросовестной конкуренции'.

III. Антимонопольное  законодательство. В соответствии с п. 1

ст. 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законода-

тельство  основывается на Конституции РФ, Гражданском  кодексе

и состоит  из настоящего Закона, иных федеральных  законов, ре-

гулирующих  отношения в сфере защиты конкуренции. Далее

в п. 2 ст. 2 Закона отмечается, что соответствующие  отношения

могут регулироваться постановлениями Правительства  РФ, норма-

тивными правовыми актами федерального антимонопольного ор-

гана  в случаях, предусмотренных антимонопольным  законодатель-

ством.

Итак, сформулируем некоторые выводы.

1. Состав  антимонопольного законодательства ограничен фе-

деральными  законами. Подзаконные нормативные  правовые акты

не входят в данный состав. Законодатель использует здесь мо-

дель, схожую с конструкцией определения состава  гражданского

законодательства (ст. 3 ГК). Таким образом, постановления Пра-

вительства  РФ, нормативные правовые акты федерального анти-

монопольного  органа представляют собой иные акты, содержащие

нормы конкурентного права.

2. Антимонопольное  законодательство является федеральным.

В нем  не нашлось место региональному законодательству, хотя

в силу пп. «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ административное за-

конодательство  относится к совместному ведению  Российской

Федерации и ее субъектов. Правда, в соответствии с подп. «ж»

ст. 71 Конституции  РФ в ведении Российской Федерации нахо-

1

 Г.  А. Гаджиев в качестве одного  из конституционных принципов  свобо-

ды предпринимательства  рассматривает свободу от незаконной конкуренции

(см.: Гаджиев  Г. А. Защита основных экономических  прав и свобод предпри-

нимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного ис-

следования). С. 137).

дится установление правовых основ единого  рынка. Поэтому счи-

тается, что антимонопольное законодательство относится к право-

вым основам, обеспечивающим единство рынка

1

. По  нашему

мнению, словосочетание «установление правовых основ единого

рынка»  неопределенно. В буквальном смысле оно (словосочета-

ние) охватывает все правовое регулирование экономики.

3. В  новом Законе о защите конкуренции  появилась фраза

«основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ».

Ранее, в утратившем силу Законе «О конкуренции  и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 1.1),

не было ссылки на Гражданский кодекс. На наш  взгляд, это вы-

звано прежде всего тем, что в силу п. 1 ст. 10 ГК не допускаются

использование гражданских прав в целях ограничения  конкурен-

ции, а  также злоупотребление доминирующим положением на

рынке. Бросается в глаза некоторое  выпячивание роли Граждан-

ского кодекса в регулировании конкурентных отношений.

Действительно, феномен конкуренции проявляется в сочета-

нии частных  интересов субъектов предпринимательской  деятель-

ности и публичных — у государства. В рыночной системе борьба

за выгодные условия производства и реализации товаров и услуг,

а также  за потребителя и удовлетворение его потребностей есть

сфера частных интересов предпринимателей. Что касается огра-

ничения или сдерживания монопольного положения  хозяйствую-

щих субъектов  на соответствующем рынке, то здесь  конкуренция

представляет  собой область публичных интересов государства.

Указанный подход к общей проблеме конкуренции  носит прин-

ципиальный  характер и может служить отправным  моментом

в разработке концепции правового регулирования  рыночной кон-

куренции.

В юридической  литературе существует мнение, согласно кото-

рому  конкуренция есть публичный интерес. В этом качестве кон-

куренция  выполняет функции регулирования, мотивации, распре-

деления и контроля. Термин «конкурентное  право» охватывает

юридические институты как публично-правового, так и частно-

правового характера

2

. Иначе  говоря, конкурентное право регули-

рует  целый комплекс общественных отношений, возникающих

в процессе развития конкуренции, ее защиты и участия  в ней

предпринимателей. Конкурентное право представляет собой  ком-

плексный  правовой (межотраслевой) институт, регулирующий од-

нородные  отношения.

Иное  мнение о конкурентном праве было высказано В. И. Ере-

менко, который считает его подотраслью  гражданского права. Кон-

курентное право состоит из двух правовых институтов: института

'См. : Тотьев К. Ю. Указ. соч. С. 112.

2

 См.: там же. С. 96.защиты от монополистической  деятельности и института защиты  от

недобросовестной  конкуренции1

. В то  же время в своем диссерта-

ционном исследовании конкурентное право рассматривается  в ка-

честве  комплексной отрасли законодательства, сочетающей нормы

гражданского  и административного права. Такое  утверждение

спорно.

В. И. Еременко отождествляет институт права (конкурентного

права) и институт законодательства. Комплексный  характер при-

сущ не только конкурентному законодательству, но и конкурент-

ному  праву.

IV. Понятие и виды  монополий. Слово «монополия» имеет гре-

ческое  происхождение {monos — один, единственный; poleo — про-

давец). Дословно монополия означает «один  продавец».

В литературе, преимущественно экономической, существуют

различные точки зрения по поводу монополии  как экономиче-

ской  категории2

.

Представители системного (структурного) подхода  считают мо-

нополией  исключительное (читай: монопольное) положение,

в котором  находится хозяйствующий субъект на товарном рынке.

Исключительность  положения состоит в том, что  данный субъект

сосредотачивает в своих руках значительную часть  производства

и сбыта  определенного товара. В конечном итоге это позволяет

ему (субъекту) осуществлять диктат над потребителями и другими

участниками рыночных отношений.

Сторонники  поведенческого подхода рассматривают  монополию

в качестве особого поведения господствующего  на рынке субъекта

в целях  использования своего положения  в собственных интере-

сах.

Сторонники  ролевого (функционального) подхода подчеркивают

отрицательные последствия монополизации той  или иной сферы

хозяйствования. По их мнению, монополия способствует неспра-

ведливому перераспределению дохода от потребителей к монопо-

листической фирме за счет установления монопольно высоких

цен. Ярким  представителем этого подхода был  и остается уче-

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности