Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

Антимонопольное регулирование предпринимательской

деятельности

I. Понятие  и виды конкуренции. Конкуренция  — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке  существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию  как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями). Сторонники теории конкуренции как  процесса и мето-

да (А. А. Амбарцумов, И. М. Кирцнер, Л. фон Мизес, М. Портер,

А. Смит) используют состязательный и ролевой  подходы. С пози-

ции ученых — приверженцев состязательного  подхода основное со-

держание  конкуренции — это борьба (процесс  соревнования, состя-

заний) за потребителя, более полное удовлетворение его потребно-

стей, за наиболее выгодные условия приложения капитала, за

долю  на рынке, успех которой зависит  от дешевизны и качества

товара.

Сторонники  ролевой теории (например, Й. Шумпетер,

Ф. А. Хайек, X. Зайдель, Р. Теммен, В. А. Новиков и др.) видят

конкуренцию через призму выполняемых ею экономических

функций. Конкуренция — элемент рыночного  механизма, связан-

ный в  условиях рынка с процессом формирования хозяйственных

пропорций на основе соперничества хозяйствующих  субъектов за

лучшие  и экономически более выгодные условия  приложения ка-

питала, реализации товаров и услуг.

Ряд ученых-экономистов  объединяют все изложенные выше

признаки  конкуренции (комплексный подход). Такой  точки зре-

1

 Обзор  точек зрения об экономической сущности конкуренции см.:

Тотъев  К. Ю. Конкурентное право (правовое регулирование  деятельности

субъектов конкуренции и монополий): Учебник  для вузов. 2-е изд., перераб.

и доп. М„ 2003. С. 17-19.ния придерживается известный  русский экономист М. Туган-Ба-

рановский.

На наш  взгляд, научные теории конкуренции  содержат проти-

воречивые положения. Сторонники теории конкуренции  как ре-

зультата (состояния) практически ставят знак равенства между

разными понятиями, такими как «результат»  и «состояние».

В свою очередь, те ученые, которые рассматривают конкуренцию

в качестве процесса и метода, также объединяют разноплановые

категории. Процесс — это одно, метод —  другое. Вряд ли допусти-

мо рассматривать  эти понятия как синонимы.

Ученые-юристы дают определение конкуренции с учетом эко-

номической  природы данного явления. По мнению С. Э. Жилин-

ского, в широком смысле конкуренция  представляет собой сорев-

нование (состязательность) между различными лицами в достиже-

нии какой-либо цели. Применительно к предпринимательской

деятельности  она (конкуренция) означает соперничество  между

участниками экономического оборота за лучшие условия  производ-

ства  и реализации (обмена) товаров, а  также получения на этой

основе  максимальной прибыли1

. Как  видим, С. Э. Жилинский

придерживается состязательного подхода к сущности конкуренции.

Легальное определение конкуренции содержится в Законе

о защите конкуренции. В соответствии со ст. 4 Закона конкурен-

ция —  соперничество хозяйствующих субъектов, при котором са-

мостоятельными  действиями каждого из них исключается или ог-

раничивается  возможность каждого из них в  одностороннем по-

рядке воздействовать на общие условия  обращения товаров на

соответствующем товарном рынке. И вновь обращает на себя

внимание  состязательный подход, но уже на законодательном

уровне, к определению экономической  сущности конкуренции.

С позиции  законодателя основная цель конкуренции  — огра-

ничение монополистического положения хозяйствующих  субъек-

тов на соответствующем рынке. Вместе с  тем вряд ли можно со-

гласиться с таким односторонним акцентом при характеристике

конкуренции. Ведь главная черта соревнования (соперничества,

состязательности) между участниками рынка заключается  в дости-

жении результатов на каком-либо поприще, за лучшие, экономи-

чески более выгодные условия производства, купли и продажи

товаров и услуг

2

. Именно  в этом направлении следует  идти в по-

исках и раскрытии экономической сущности конкуренции.

Виды  конкуренции. Как экономическая категория конкуренция

по содержанию не однородна и может быть классифицирована на

отдельные виды. В литературе с учетом количества и «удельного

веса» на рынке производителей различают  совершенную (свобод-

ную) и  несовершенную конкуренцию. Основными  признаками свобод-

ной конкуренции  являются:

неограниченное  число участников конкуренции;

абсолютно свободный доступ на рынок и выход  из него;

продукты  определенного назначения, одинаковые по важней-

шим свойствам (однородность одноименных продуктов);

неучастие хозяйствующих субъектов в контроле за рыночны-

ми ценами (неценовые методы не практикуются);

полная  информированность каждого участника  конкуренции1

.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую мо-

нополию, монополистическую конкуренцию  и олигополию. Чис-

тая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (от-

расль) является единственным производителем продукта. К их

числу относятся прежде всего естественные монополии (напри-

мер, акционерные  общества «Газпром», «ЕЭС России»).

Монополистическая конкуренция предполагает наличие  относи-

тельно  большего числа хозяйствующих субъектов, которые произ-

водят и реализуют дифференцированную продукцию. Причем

дифференциация  касается прежде всего неценовых  факторов про-

дукта или услуги. Каждый производитель (хозяйствующий  субъ-

ект) обладает в некоторой степени монопольной властью над сво-

им товаром. В частности, он может повышать или  понижать цену

на него независимо от конкурентов

2

. Данный  вид конкуренции

преобладает на современных рынках.

И, наконец, олигополия означает немногочисленность участни-

ков конкуренции. В качестве примера можно привести предпри-

ятия  металлургического комплекса (когда  несколько крупных

производителей  господствуют на рынке). К их числу  относятся,

например, открытые акционерные общества «Магнитогорский  ме-

таллургический  комбинат», «Нижне-Тагильский металлургический

комбинат», «Мечел».

С учетом методов осуществления различают  ценовую и неце-

новую конкуренцию3

. При  ценовой конкуренции продавцы  товаров

и услуг  влияют на потребителя посредством  изменений в цене.

Неценовая конкуренция включает: изменение свойств продук-

ции; создание новой продукции для удовлетворения определен-

ных потребностей; совершенствование услуг, сопутствующих  това-

ру. Большое  значение придается таким показателям, как надеж-

ность, производительность, энергоемкость, экологичность и др.

В конкурентной борьбе важная роль отводится эстетическим по-

казателям, а также товарным знакам и фирменным  наименовани-

ям. В  реальной деятельности ценовая и  неценовая конкуренция

существуют  в тесной взаимосвязи и дополняют  друг друга.

У этого  вида конкуренции имеются по крайней  мере две про-

блемы.

Первая  проблема — становление и развитие в России анти-

демпингового  законодательства. В указанном направлении  пока

делаются  лишь первые шаги. На практике же предприятия  неред-

ко злоупотребляют своим правом, устанавливая либо высокие,

либо  низкие цены на реализуемую продукцию (услуги). В странах

Запада  действует антидемпинговое законодательство и осуществ-

ляют  свою деятельность одноименные органы. При нарушении

императивных  предписаний к российским предприятиям-экспор-

терам применяются серьезные меры ответственности.

Вторая  проблема связана с определением высокой монополь-

ной и  низкой монопольной цены в каждой конкретной ситуации.

Действующее законодательство не вносит достаточной  четкости

в регулирование  рассматриваемых вопросов. Отсутствуют  методи-

ка определения  монопольных цен и информация о ценообразова-

нии. Кроме  того, сейчас на естественные монополии  есть рычаги

воздействия, однако в отношении хозяйствующих  субъектов

в других сферах, систематически завышающих цены независимо

от экономической  ситуации, таких рычагов нет.

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности