Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
Антимонопольное
регулирование
деятельности
I. Понятие
и виды конкуренции.
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями). Сторонники теории конкуренции как процесса и мето-
да (А. А. Амбарцумов, И. М. Кирцнер, Л. фон Мизес, М. Портер,
А. Смит) используют состязательный и ролевой подходы. С пози-
ции ученых — приверженцев состязательного подхода основное со-
держание конкуренции — это борьба (процесс соревнования, состя-
заний) за потребителя, более полное удовлетворение его потребно-
стей, за наиболее выгодные условия приложения капитала, за
долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества
товара.
Сторонники ролевой теории (например, Й. Шумпетер,
Ф. А. Хайек, X. Зайдель, Р. Теммен, В. А. Новиков и др.) видят
конкуренцию через призму выполняемых ею экономических
функций.
Конкуренция — элемент
ный в условиях рынка с процессом формирования хозяйственных
пропорций на основе соперничества хозяйствующих субъектов за
лучшие и экономически более выгодные условия приложения ка-
питала, реализации товаров и услуг.
Ряд ученых-экономистов объединяют все изложенные выше
признаки конкуренции (комплексный подход). Такой точки зре-
1
Обзор точек зрения об экономической сущности конкуренции см.:
Тотъев К. Ю. Конкурентное право (правовое регулирование деятельности
субъектов конкуренции и монополий): Учебник для вузов. 2-е изд., перераб.
и доп. М„ 2003. С. 17-19.ния придерживается известный русский экономист М. Туган-Ба-
рановский.
На наш взгляд, научные теории конкуренции содержат проти-
воречивые положения. Сторонники теории конкуренции как ре-
зультата (состояния) практически ставят знак равенства между
разными понятиями, такими как «результат» и «состояние».
В свою очередь, те ученые, которые рассматривают конкуренцию
в качестве процесса и метода, также объединяют разноплановые
категории. Процесс — это одно, метод — другое. Вряд ли допусти-
мо рассматривать эти понятия как синонимы.
Ученые-юристы дают определение конкуренции с учетом эко-
номической природы данного явления. По мнению С. Э. Жилин-
ского, в широком смысле конкуренция представляет собой сорев-
нование (состязательность) между различными лицами в достиже-
нии какой-либо
цели. Применительно к
деятельности она (конкуренция) означает соперничество между
участниками экономического оборота за лучшие условия производ-
ства и реализации (обмена) товаров, а также получения на этой
основе максимальной прибыли1
. Как видим, С. Э. Жилинский
придерживается состязательного подхода к сущности конкуренции.
Легальное
определение конкуренции
о защите конкуренции. В соответствии со ст. 4 Закона конкурен-
ция —
соперничество хозяйствующих
мостоятельными действиями каждого из них исключается или ог-
раничивается возможность каждого из них в одностороннем по-
рядке воздействовать на общие условия обращения товаров на
соответствующем товарном рынке. И вновь обращает на себя
внимание состязательный подход, но уже на законодательном
уровне, к определению экономической сущности конкуренции.
С позиции законодателя основная цель конкуренции — огра-
ничение монополистического положения хозяйствующих субъек-
тов на соответствующем рынке. Вместе с тем вряд ли можно со-
гласиться с таким односторонним акцентом при характеристике
конкуренции. Ведь главная черта соревнования (соперничества,
состязательности)
между участниками рынка
жении результатов на каком-либо поприще, за лучшие, экономи-
чески более выгодные условия производства, купли и продажи
товаров и услуг
2
. Именно в этом направлении следует идти в по-
исках
и раскрытии экономической
Виды конкуренции. Как экономическая категория конкуренция
по содержанию не однородна и может быть классифицирована на
отдельные виды. В литературе с учетом количества и «удельного
веса» на рынке производителей различают совершенную (свобод-
ную) и несовершенную конкуренцию. Основными признаками свобод-
ной конкуренции являются:
неограниченное число участников конкуренции;
абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него;
продукты определенного назначения, одинаковые по важней-
шим свойствам (однородность одноименных продуктов);
неучастие
хозяйствующих субъектов в
ми ценами (неценовые методы не практикуются);
полная
информированность каждого
.
Рынок
несовершенной конкуренции
нополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чис-
тая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (от-
расль) является единственным производителем продукта. К их
числу относятся прежде всего естественные монополии (напри-
мер, акционерные общества «Газпром», «ЕЭС России»).
Монополистическая конкуренция предполагает наличие относи-
тельно большего числа хозяйствующих субъектов, которые произ-
водят и реализуют дифференцированную продукцию. Причем
дифференциация касается прежде всего неценовых факторов про-
дукта или услуги. Каждый производитель (хозяйствующий субъ-
ект) обладает
в некоторой степени
им товаром. В частности, он может повышать или понижать цену
на него независимо от конкурентов
2
. Данный вид конкуренции
преобладает на современных рынках.
И, наконец, олигополия означает немногочисленность участни-
ков конкуренции. В качестве примера можно привести предпри-
ятия металлургического комплекса (когда несколько крупных
производителей господствуют на рынке). К их числу относятся,
например, открытые акционерные общества «Магнитогорский ме-
таллургический комбинат», «Нижне-Тагильский металлургический
комбинат», «Мечел».
С учетом
методов осуществления
новую конкуренцию3
. При ценовой конкуренции продавцы товаров
и услуг влияют на потребителя посредством изменений в цене.
Неценовая конкуренция включает: изменение свойств продук-
ции; создание
новой продукции для
ных потребностей; совершенствование услуг, сопутствующих това-
ру. Большое значение придается таким показателям, как надеж-
ность, производительность, энергоемкость, экологичность и др.
В конкурентной борьбе важная роль отводится эстетическим по-
казателям, а также товарным знакам и фирменным наименовани-
ям. В реальной деятельности ценовая и неценовая конкуренция
существуют в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
У этого вида конкуренции имеются по крайней мере две про-
блемы.
Первая проблема — становление и развитие в России анти-
демпингового законодательства. В указанном направлении пока
делаются лишь первые шаги. На практике же предприятия неред-
ко злоупотребляют своим правом, устанавливая либо высокие,
либо низкие цены на реализуемую продукцию (услуги). В странах
Запада
действует антидемпинговое
ляют свою деятельность одноименные органы. При нарушении
императивных предписаний к российским предприятиям-экспор-
терам применяются серьезные меры ответственности.
Вторая проблема связана с определением высокой монополь-
ной и низкой монопольной цены в каждой конкретной ситуации.
Действующее законодательство не вносит достаточной четкости
в регулирование рассматриваемых вопросов. Отсутствуют методи-
ка определения монопольных цен и информация о ценообразова-
нии. Кроме того, сейчас на естественные монополии есть рычаги
воздействия, однако в отношении хозяйствующих субъектов
в других сферах, систематически завышающих цены независимо
от экономической ситуации, таких рычагов нет.
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности