Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

Конкуренция может быть подразделена на добросовестную и не-

добросовестную. В соответствии с Законом о  защите конкуренции

(ст. 4) недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствую-

щих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение

преимуществ при осуществлении предпринимательской  деятельно-

сти, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, тре-

бованиям  добропорядочности, разумности и справедливости и при-

чинили  или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъ-

ектам-конкурентам  либо нанесли или могут нанести  вред их

деловой репутации. На практике недобросовестная конкуренция вы-

ражается  в следующих формах:

в демпинговых  ценах — продаже товаров (работ, услуг) по це-

не ниже себестоимости;

в злоупотреблении  монопольным положением на товарном

рынке;

в установлении дискриминационных цен или коммерческих

условий и др.

Недобросовестная  конкуренция и незаконная конкуренция  —

несовпадающие понятия. Недобросовестная конкуренция может

противоречить не только законодательству и обычаям  делового

оборота, но и требованиям добропорядочности, разумности и спра-

ведливости.

И. Субъекты конкуренции. Закон о защите конкуренции (ст. 4)

использует  понятия «хозяйствующий субъект», «финансовая орга-

низация», «группа лиц». Под хозяйствующим  субъектом понимает-

ся индивидуальный предприниматель, коммерческая организация,

а также  некоммерческая организация, осуществляющая деятель-

ность, приносящую ей доход. Итак, неправосубъектные образова-

ния (холдинги, ФПГ, страховые пулы и др.) не входят в состав

хозяйствующих субъектов.

Не являются хозяйствующими субъектами в контексте  Закона

о защите конкуренции органы государственной  власти, органы

местного  самоуправления и их должностные лица, поскольку все

они не могут в силу Закона осуществлять предпринимательскую

деятельность, а также публичные образования (Российская Феде-

рация, ее субъекты и муниципальные образования).

Финансовая  организация — хозяйствующий  субъект, оказываю-

щий финансовые услуги. Это кредитная организация, кредитный

потребительский кооператив, страховщик, страховой  брокер, об-

щество  взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа,

ломбард, лизинговая компания, негосударственный  пенсионный

фонд, управляющая  компания инвестиционного фонда, управ-

ляющая  компания паевого инвестиционного  фонда, управляющая

компания  негосударственного пенсионного фонда, специализиро-

ванный  депозитарий инвестиционного фонда, специализирован-

ный депозитарий  паевого инвестиционного фонда, специализиро-

ванный  депозитарий негосударственного пенсионного  фонда,

профессиональный  участник рынка ценных бумаг.

Надо  обратить внимание на словосочетание «хозяйствующий

субъект, оказывающий финансовые услуги». Термин «финансовая

услуга» носит экономический характер и  может не совпадать с

юридическим понятием услуги1

, а понятие  «финансовая организа-

ция»  является собирательным и условным.

Тем не менее финансовые организации представляют собой

разновидность хозяйствующих субъектов конкуренции. Кроме то-

го, их перечень в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции, не-

смотря  на собирательный характер, является закрытым. По край-

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о защите конкуренции  финансовая

Услуга  — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг,

Услуга  по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой органи-

зацией  и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств

Юридических и физических лиц.ней мере законодатель не использует слова «в частности», «иные

услуги  финансового характера».

В новом  Законе о защите конкуренции (в отличие  от Феде-

рального  закона от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ) нет прямого  ука-

зания на распространение положений о  финансовой организации

на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на осно-

ве соответствующей  лицензии деятельность на рынке финансовых

услуг. Сказанное означает, что Закон  о защите конкуренции огра-

ничивает  понятие финансовой организации  статусом юридическо-

го лица и в этой части не распространяется на граждан, осущест-

вляющих предпринимательскую деятельность на рынке финансо-

вых услуг  без образования юридического лица (ст. 23 ГК).

Далее Закон о защите конкуренции называет группу лиц, од-

нако  не дает общего определения этого  понятия.

Группа лиц — совокупность юридических и физических лиц,

которые в результате определенных законом  способов контроля

и влияния  друг на друга рассматриваются как  единый субъект

рынка

1

. Закон  о защите конкуренции (ст. 9) предусматривает  14

вариантов (способов) контроля и влияния. Вряд ли целесообразно

их все  называть и комментировать.

Отметим, что группа лиц не является юридическим  лицом,

а потому не обладает статусом субъекта гражданского права.

Группа  лиц — широкое понятие, и в  этом качестве оно является

родовым в отношении такого понятия, как «объединение юриди-

ческих  лиц».

По мнению ученых-экономистов, группа представляет собой

совокупность  лиц, которые в силу сложившихся  между ними свя-

зей регулярно  выступают в некоторых важных аспектах как еди-

ное целое

2

. При  этом связи могут быть формальными  или нефор-

мальными, прозрачными или непрозрачными  для внешнего на-

блюдателя, основанными на отношениях собственности  или нет.

По отраслевому  составу российские группы чаше всего  явля-

ются  диверсифицированными, а их структура — самая разнообраз-

ная: от классических холдингов, где материнские  компании облада-

ют контрольными пакетами акций дочерних обществ, до структур, в

которых предприятия связаны между собой  лишь неформальными

взаимными обязательствами их основных собственников или

управляющих

3

. Например, в группу лиц входят хозяйственные  об-

щества, в которых более чем 50% количественного  состава колле-

гиального исполнительного органа и (или) совета директоров (на-

1

 См.: Предпринимательское право Российской  Федерации / Отв.

ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. С. 467.

2

 См.: Паппэ Я. Ш. Олигархи. М„ 2000. С. 30-35.

3

 См.: Звездина Т. М. Правовое положение  дочерних и зависимых хозяйст-

венных  обществ. С. 17.

блюдательного совета) избрано по предложению одного и того же

физического лица или одного и того же юридического лица

(п. 10 ст. 9 Закона о защите конкуренции).

Другой  пример: к группе лиц относятся  лица, являющиеся

участниками одной и той же финансово-промышленной группы

(п. 12 ст. 9). Закон о защите конкуренции (п. 13 ст. 9) рассматри-

вает  в качестве группы лиц физическое лицо, его супруга, роди-

телей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновлен-

нных), полнородных и неполнородных  братьев и сестер.

Группа  лиц и аффилированные лица — это  перекрещивающиеся

понятия. В новом Законе о защите конкуренции  отсутствуют и

определение понятия «аффилированные лица», и само понятие.

Законодатель  оставил в практически отмененном Закон РСФСР

«О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности

на товарных рынках» положения (абз. 26 и след. ст. 4) об аффи-

лированных  лицах. Аффилированными лицами признаются физиче-

ские  и юридические лица, способные  оказывать влияние на дея-

тельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих

предпринимательскую деятельность.

В литературе выделяют следующие способы влияния (контроля):

1) организационно-управленческий, связанный с участием тех

или иных лиц в органах управления юридических  лиц (например,

аффилированным  лицом юридического лица являются член его

совета  директоров (наблюдательного совета) или иного коллеги-

ального органа управления, член его коллегиального исполни-

тельного  органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его

единоличного  исполнительного органа);

2) имущественный,  основанный на участии в уставном (скла-

дочном) капитале конкретного юридического лица (например, ли-

цо, которое  имеет право распоряжаться более  чем 20% общего

числа голосов, приходящихся на голосующие акции  либо состав-

ляющих  уставный или складочный капитал  вклада, доли данного

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности