Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
Конкуренция может быть подразделена на добросовестную и не-
добросовестную. В соответствии с Законом о защите конкуренции
(ст. 4) недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствую-
щих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение
преимуществ
при осуществлении
сти, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, тре-
бованиям добропорядочности, разумности и справедливости и при-
чинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъ-
ектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их
деловой репутации. На практике недобросовестная конкуренция вы-
ражается в следующих формах:
в демпинговых ценах — продаже товаров (работ, услуг) по це-
не ниже себестоимости;
в злоупотреблении монопольным положением на товарном
рынке;
в установлении
дискриминационных цен или
условий и др.
Недобросовестная конкуренция и незаконная конкуренция —
несовпадающие понятия. Недобросовестная конкуренция может
противоречить не только законодательству и обычаям делового
оборота,
но и требованиям
ведливости.
И. Субъекты конкуренции. Закон о защите конкуренции (ст. 4)
использует понятия «хозяйствующий субъект», «финансовая орга-
низация», «группа лиц». Под хозяйствующим субъектом понимает-
ся индивидуальный предприниматель, коммерческая организация,
а также некоммерческая организация, осуществляющая деятель-
ность, приносящую ей доход. Итак, неправосубъектные образова-
ния (холдинги, ФПГ, страховые пулы и др.) не входят в состав
хозяйствующих субъектов.
Не являются хозяйствующими субъектами в контексте Закона
о защите конкуренции органы государственной власти, органы
местного самоуправления и их должностные лица, поскольку все
они не могут в силу Закона осуществлять предпринимательскую
деятельность, а также публичные образования (Российская Феде-
рация, ее субъекты и муниципальные образования).
Финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказываю-
щий финансовые услуги. Это кредитная организация, кредитный
потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, об-
щество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа,
ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный
фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управ-
ляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая
компания негосударственного пенсионного фонда, специализиро-
ванный
депозитарий инвестиционного
ный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализиро-
ванный депозитарий негосударственного пенсионного фонда,
профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Надо обратить внимание на словосочетание «хозяйствующий
субъект, оказывающий финансовые услуги». Термин «финансовая
услуга» носит экономический характер и может не совпадать с
юридическим понятием услуги1
, а понятие «финансовая организа-
ция» является собирательным и условным.
Тем не менее финансовые организации представляют собой
разновидность хозяйствующих субъектов конкуренции. Кроме то-
го, их перечень в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции, не-
смотря на собирательный характер, является закрытым. По край-
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о защите конкуренции финансовая
Услуга — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг,
Услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой органи-
зацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств
Юридических и физических лиц.ней мере законодатель не использует слова «в частности», «иные
услуги финансового характера».
В новом Законе о защите конкуренции (в отличие от Феде-
рального закона от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ) нет прямого ука-
зания на распространение положений о финансовой организации
на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на осно-
ве соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых
услуг. Сказанное означает, что Закон о защите конкуренции огра-
ничивает понятие финансовой организации статусом юридическо-
го лица и в этой части не распространяется на граждан, осущест-
вляющих
предпринимательскую
вых услуг без образования юридического лица (ст. 23 ГК).
Далее Закон о защите конкуренции называет группу лиц, од-
нако не дает общего определения этого понятия.
Группа лиц — совокупность юридических и физических лиц,
которые в результате определенных законом способов контроля
и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект
рынка
1
. Закон о защите конкуренции (ст. 9) предусматривает 14
вариантов (способов) контроля и влияния. Вряд ли целесообразно
их все называть и комментировать.
Отметим, что группа лиц не является юридическим лицом,
а потому не обладает статусом субъекта гражданского права.
Группа лиц — широкое понятие, и в этом качестве оно является
родовым в отношении такого понятия, как «объединение юриди-
ческих лиц».
По мнению ученых-экономистов, группа представляет собой
совокупность лиц, которые в силу сложившихся между ними свя-
зей регулярно выступают в некоторых важных аспектах как еди-
ное целое
2
. При
этом связи могут быть
мальными, прозрачными или непрозрачными для внешнего на-
блюдателя, основанными на отношениях собственности или нет.
По отраслевому составу российские группы чаше всего явля-
ются диверсифицированными, а их структура — самая разнообраз-
ная: от классических холдингов, где материнские компании облада-
ют контрольными пакетами акций дочерних обществ, до структур, в
которых
предприятия связаны между
взаимными обязательствами их основных собственников или
управляющих
3
. Например,
в группу лиц входят
щества, в которых более чем 50% количественного состава колле-
гиального исполнительного органа и (или) совета директоров (на-
1
См.:
Предпринимательское право
ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. С. 467.
2
См.: Паппэ Я. Ш. Олигархи. М„ 2000. С. 30-35.
3
См.:
Звездина Т. М. Правовое
венных обществ. С. 17.
блюдательного совета) избрано по предложению одного и того же
физического лица или одного и того же юридического лица
(п. 10 ст. 9 Закона о защите конкуренции).
Другой пример: к группе лиц относятся лица, являющиеся
участниками одной и той же финансово-промышленной группы
(п. 12 ст. 9). Закон о защите конкуренции (п. 13 ст. 9) рассматри-
вает в качестве группы лиц физическое лицо, его супруга, роди-
телей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновлен-
нных), полнородных и неполнородных братьев и сестер.
Группа лиц и аффилированные лица — это перекрещивающиеся
понятия. В новом Законе о защите конкуренции отсутствуют и
определение понятия «аффилированные лица», и само понятие.
Законодатель
оставил в практически
«О конкуренции
и ограничении
на товарных рынках» положения (абз. 26 и след. ст. 4) об аффи-
лированных лицах. Аффилированными лицами признаются физиче-
ские и юридические лица, способные оказывать влияние на дея-
тельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность.
В литературе выделяют следующие способы влияния (контроля):
1) организационно-управленческий, связанный с участием тех
или иных лиц в органах управления юридических лиц (например,
аффилированным лицом юридического лица являются член его
совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллеги-
ального органа управления, член его коллегиального исполни-
тельного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его
единоличного исполнительного органа);
2) имущественный,
основанный на участии в
дочном) капитале конкретного юридического лица (например, ли-
цо, которое
имеет право распоряжаться
числа голосов, приходящихся на голосующие акции либо состав-
ляющих уставный или складочный капитал вклада, доли данного
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности