Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

а) на осуществление  организационных и регулятивных функ-

ций (например, утверждает формы представления  в антимоно-

польный орган сведений при осуществлении сделок и (или) дей-

ствий, предусмотренных ст. 32 Закона);

б) осуществление  контрольных функций (например, осуществ-

ляет  в порядке, установленном Правительством РФ, контроль за

деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию

торговли  на рынках определенных товаров, в том  числе на рынке

электрической энергии (мощности), в условиях прекращения  го-

сударственного  регулирования цен (тарифов) на такие  товары);

в) пресечение нарушений антимонопольного законодательства

хозяйствующими субъектами, органами государственной власти,

местного  самоуправления, а также иными  органами и организа-

циями (например, право давать субъектам  обязательные для ис-

полнения  предписания).

Данный  перечень полномочий не является исчерпывающим.

В порядке  иллюстрации и сравнительного анализа можно

привести  следующие группы полномочий ФАС  России:

1) возбуждает  и рассматривает дела о нарушениях  антимоно-

польного  законодательства (подп. 1 п. 1 ст. 23 Закона о защите

конкуренции). Глава 9 Закона посвящена рассмотрению дел о на-

рушении антимонопольного законодательства, т. е. получила ле-гальную прописку административная форма рассмотрения дел.

Здесь нет экономического спора и соответственно искового заяв-

ления. Такого рода дела рассматриваются специально созданной

комиссией;

2) выдает  в случаях, указанных в Законе о защите конкурен-

ции, хозяйствующим  субъектам обязательные для исполнения

предписания. Причем спектр предписаний для хозяйствующих

субъектов является достаточно широким. Такие  же предписания

выдаются  органам государственной власти, местного самоуправле-

ния, иным органам и организациям, осуществляющим эти функ-

ции, а  также государственным внебюджетным фондам, их долж-

ностным лицам. Однако круг предписаний заметно  ограничен;

3) вправе  обращаться в арбитражный суд  с исками, заявле-

ниями о нарушении антимонопольного законодательства, в том

числе с исками, заявлениями;

4) некоторые  функции и полномочия антимонопольный  орган

реализует совместно с иными федеральными органами.

Разграничение полномочий между ФАС России и  ее террито-

риальными органами происходит двумя способами: законодатель-

ным и  делегированным.

Так, в  Положении о территориальном  органе Федеральной ан-

тимонопольной службы закреплены полномочия территориально-

го органа путем перечисления его прав в  различных сферах. При

этом  используются несколько критериев, позволяющих провести

указанное разграничение:

а) объект контроля и надзора;

б) субъектный состав участников деятельности и действий,

подлежащих  контролю;

в) местонахождение  соответствующего хозяйствующего субъ-

екта

1

.

Например, территориальный орган ФАС России осуществляет

контроль  и надзор за соблюдением антимонопольного законода-

тельства  на рынке финансовых услуг, в том  числе при соверше-

нии сделок, если размер уставного капитала финансовой органи-

зации не превышает: 300 млн руб. для кредитных организаций,

100 млн  руб. для страховых организаций  и перестраховочных об-

ществ, 30 млн руб. для профессиональных участников рынка цен-

ных бумаг  и иных финансовых организаций.

Другой  пример: к полномочиям территориального органа от-

носится осуществление контроля и надзора  за субъектами есте-

ственных  монополий в сферах услуг транспортных терминалов,

портов  и аэропортов, стоимость активов  которых по последнему

балансу не превышает 20 млн установленных  федеральным зако-

ном минимальных размеров оплаты труда; услуг по передаче

1

 См.: Тотьев К. Ю. Указ. соч. С. 321.

электрической энергии по распределительным сетям; услуг по

передаче  тепловой энергии; услуг по транспортировке  газа по

газораспределительным сетям; услуг железнодорожного транс-

порта необщего пользования; услуг общедоступной  электриче-

ской  и почтовой связи.

Наряду  с делегированием конкретных полномочий территори-

альным  органам ФАС России в случае необходимости  может за-

просить у территориального органа материалы  для своего рас-

смотрения.

VII. Санкции  за нарушение антимонопольного  законодательства.

Глава 8 Закона о защите конкуренции озаглавлена  «Ответствен-

ность за нарушение антимонопольного законодательства». Однако

практически только ст. 37 Закона имеет прямое отношение к от-

ветственности.

В соответствии с п. 1 ст. 37 за нарушение антимонопольного

законодательства  должностные лица органов государственной  вла-

сти, местного самоуправления, должностные лица иных органов

или организаций, осуществляющих эти функции, а также долж-

ностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерче-

ские  и некоммерческие организации и  их должностные лица, фи-

зические  лица, в том числе индивидуальные предприниматели,

несут ответственность, предусмотренную  законодательством Рос-

сийской Федерации. Как видим, Закон о защите конкуренции со-

держит  бланкетную норму, отсылающую к использованию  соот-

ветствующих положений действующего законодательства.

С учетом характера и содержания можно  выделить следующие

правонарушения  антимонопольного законодательства: а) нарушения

правового запрета; б) неисполнение возложенных  обязанностей;

в) злоупотребление  субъективным правом; г) превышение компе-

тенции.

Значительную  группу составляют нарушения правового  запре-

та. Закон  о защите конкуренции выделяет несколько видов наруше-

ний правового  запрета. Это нарушения запрета:

на злоупотребление  хозяйствующим субъектом доминирую-

щим положением;

ограничивающие  конкуренцию соглашения или согласованные

действия  хозяйствующих субъектов;

ограничивающие  конкуренцию акты и действия (бездействие)

органов государственной власти, местного самоуправления, иных

органов или организаций, осуществляющих эти  функции, а также

государственных внебюджетных фондов, Банка России;

недобросовестную  конкуренцию.

Вторую  группу образуют правонарушения, вызванные неисполне-

нием  возложенных обязанностей. По субъектному  составу данная

группа  правонарушений неоднородна. Сюда входят хозяйствующие

субъекты, органы государственной власти, местного самоуправления,иные органы или организации, осуществляющие управленческие

функции, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк

РФ, антимонопольный  орган, юридические и физические лица.

Например, в силу ст. 25 Закона о защите конкуренции  указан-

ные субъекты, органы и организации, юридические и физические

лица  обязаны представлять в антимонопольный  орган по его моти-

вированному требованию документы, объяснения в  письменной

или устной форме, информацию (в том числе  информацию, со-

ставляющую  коммерческую, служебную, иную охраняемую законом

тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с

возложенными  на него полномочиями для рассмотрения заявлений

и материалов о нарушении антимонопольного законодательства,

дел о  нарушении антимонопольного законодательства, осуществле-

ния контроля за экономической концентрацией или определения

состояния конкуренции. В соответствии со ст. 26 Закона о защите

конкуренции антимонопольный орган обязан соблюдать  коммерче-

скую, служебную, иную охраняемую законом тайны.

Злоупотребление субъективным правом — самостоятельный вид

правонарушения. В свою очередь, злоупотребление  монопольным

положением  также является видом правонарушения. Возникает во-

прос  о соотношении рассматриваемых  понятий. Прежде всего от-

метим, что с точки зрения Гражданского кодекса (ст. 10) «зло-

употребление  субъективными правами» — это  гражданско-право-

вая категория. Вместе с тем злоупотреблять можно  не только

гражданскими  правами, но и публичными. Следовательно, поня-

тие «злоупотребление субъективным правом» имеет межотрасле-

вой характер и используется в публичном и частном, материаль-

ном и  процессуальном праве

1

. Это  принципиальное положение

получило  закрепление в п. 3 ст. 17 Конституции  РФ, согласно

которому  осуществление прав и свобод человека и гражданина не

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности