Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
а без цены деньги не имеют экономического смысла
1
.
Данный подход к определению цены не совсем верней. Непо-
нятно, например, как оценивать договоры, в рамках которых де-
нежные платежи отсутствуют (договор мены).
В. С. Мартемьянов, напротив, жестко не привязывает цену
к категории денег. Он полагает, что цена выражает согласованный
покупателем и продавцом денежный или иной имущественный
эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный
ему товар (работу, услугу)
2
. Таким образом, цена конкретизирует
(уточняет) встречное предоставление, действующее в области воз-
мездных договоров. Правда, цена может иногда присутствовать и
в безвозмездных договорах.
При определенных обстоятельствах цену можно отождествлять
с эквивалентностью. Однако эквивалентность — это характеристи-
ка некоторого соотношения обмениваемых благ (эквивалентность
следует относить к показателям состояния экономических отно-
шений — эквивалентны или нет). Цена — средство установления
данного соотношения (обмениваемых благ) в рамках конкретных
актов обмена, происходящих между участниками гражданского
оборота. Механизм действия цены заключается в указании на
признаки, идентифицирующие предмет и его количество. Напри-
мер, цена одной книги равна 10 руб. Цена, с одной стороны,
называет предметы обмена (книга и рубль), с другой — определя-
ет количество каждого из них: книга — одна, рублей — десять.
Необходимо отметить, что цена формирует эквивалентное
соотношение обмениваемых благ при прочих равных условиях
только в сбалансированных экономических связях. Данное пра-
вило не срабатывает в присутствии субъектов, занимающих до-
минирующее положение на товарном рынке. Здесь свободная
цена однозначно «стремится» установить соответствующие про-
порции в интересах экономически более сильной стороны. Во
избежание
социального кризиса
баланс интересов потребителей и монополизированных произво-
дителей. Одним из способов уравнивания этих взаимонаправлен-
ных интересов (установление эквивалентного обмена) является
государственное регулирование цен. Следовательно, цена и эк-
вивалентность — не совпадающие полностью, а пересекающиеся
понятия.
1
См.: Уткин Э. А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М., 1997.
С. 149.
2
См.:
Мартемьянов В. С.
С. 246.
На наш взгляд, цена — средство определения объема встречного
предоставления. Такая интерпретация цены в сжатом виде, безус-
ловно, нуждается в пояснении. «Предоставление» присутствует
в любом гражданско-правовом договоре, тогда как «встречное
предоставление» — только в возмездных. Прилагательное «встреч-
ный» трактуется как, во-первых, направляющийся или направляе-
мый навстречу кому-чему-нибудь, во-вторых, представляющий
собой ответное действие на что-либо1
. Как видно, категория
«встречное предоставление» является более сложной (чем «пре-
доставление») и указывает на наличие не менее двух взаимосвя-
занных предоставлений. Другими словами, встречное предоставле-
ние — это взаимное правомерное действие лица, обусловленное
предшествующим или будущим соответствующим действием
контрагента в конкретных обязательственных отношениях, выра-
жающееся в передаче товаров, уплате денег, выполнении работ
и т. п.
С учетом сказанного сформулируем развернутое (доктриналь-
ное) определение цены. Цена — это объективное экономическое
явление, определяющее соотношение обмениваемых благ (объем
встречного предоставления) и их (блага) характеризующее. Цена
выражается в уплате контрагенту известного количества валюты
либо в ином встречном предоставлении за переданный товар (вы-
полненную работу, оказанную услугу) посредством согласования
сторонами ее (цены) в договоре, исходя из нормативных требова-
ний действующего законодательства.
Структура цены — это совокупность ее элементов. В экономи-
ческой литературе разные авторы неоднозначно определяют эле-
менты цены. Распространена точка зрения, согласно которой эле-
ментами цены являются базисная (исходная) цена, наценки (над-
бавки) и скидки.
Базисная составляющая (или базисная, исходная цена) пред-
ставляет собой цену товара стандартного (среднего) качества, на
основе которой определяется цена товара более высокого или бо-
лее низкого качества
2
.
Наценка (надбавка) — это цена, добавленная к цене предшест-
вующего производителя, в которой учитывается прибыль, а также
сумма, возмещающая расходы, связанные с производством, реа-
лизацией и обслуживанием продукции (товаров). Наценки (над-
бавки) используются, например, при формировании цен лицами,
осуществляющими посредническую деятельность, и организация-
ми розничной торговли. В некоторых случаях первоначальный
производитель (при формировании свободных цен) использует
1
См.:
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.
Толковый словарь русского
80 000 слов и фразеологических выражений. 2-е изд. М., 1994. С. 102.
2
См.: Уткин Э. А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. С. 210.систему наценок (надбавок) в виде дополнительной платы за из-
готовление товаров с особыми свойствами посредством сложения
суммы надбавки (наценки) и базовой составляющей цены.
Скидка — сумма, на которую уменьшен размер (уровень) ба-
зисной цены. При свободном ценообразовании широко использу-
ют скидки за платеж наличными, за количество закупаемого то-
вара, функциональные скидки, сезонные скидки, скидки-зачеты
и др.
1
Нормативное же закрепление скидок обычно связано со
льготами для отдельных потребителей.
На наш взгляд, все элементы цены нужно подразделять на
две большие группы: затратную и прибыльную. Вот что по этому
поводу пишет А. В. Бусыгин: «Предприниматель сам формирует
цену товара путем сложения издержек производства, фактически
понесенных им, и минимально допустимой (с его точки зрения)
прибыли...»
2
Однако
в данном случае можно
нимально допустимой цене.
Первая (затратная) включает в себя все издержки продавца,
которые он понес в результате производства (приобретения) про-
дукции. Сюда относятся, например, и стоимость материалов,
и амортизация оборудования, и налоги, сборы, платежи, другие
обязательные отчисления, производимые в соответствии с уста-
новленным законодательством порядком. Затратная часть цены
регулируется гл. 25 НК. Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмот-
ренных ст. 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
Как правило, цена содержит в своем составе и прибыль от
реализации товара (оказания услуги). Но возможны ситуации, ко-
гда из-за резкого падения спроса размер свободной цены будет
равен себестоимости либо и того ниже, что исключает присутст-
вие в ней (цене) прибыли как таковой, а в последнем случае во-
обще
свидетельствует о наличии
Виды цен. Цены могут быть классифицированы по разным
критериям. Рассмотрим те виды цен, которые заметно влияют на
характер общественных отношений и режим правового регулиро-
вания. Прежде всего отметим, что в зависимости от государствен-
ного воздействия цены подразделяются на три вида: свободные
(рыночные),
регулируемые и
государством (ст. 424 ГК).
Свободные цены складываются посредством соглашения лиц,
вступающих в договорные отношения. Эти цены определяются
исключительно волей контрагентов, основанной на конъюнктуре
1
См.: Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб., 1994. С. 346—347.
2
Бусыгин
А. В. Предпринимательство.
С. 226.
рынка (и не только). Например, в соответствии с Законом РФ от
20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой
торговле» биржевая торговля производится в порядке гласных
публичных торгов при гарантированном свободном ценообразова-
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности