Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

а без  цены деньги не имеют экономического смысла

1

.

Данный  подход к определению цены не совсем верней. Непо-

нятно, например, как оценивать договоры, в рамках которых де-

нежные  платежи отсутствуют (договор мены).

В. С. Мартемьянов, напротив, жестко не привязывает цену

к категории  денег. Он полагает, что цена выражает согласованный

покупателем и продавцом денежный или иной имущественный

эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный

ему товар (работу, услугу)

2

. Таким  образом, цена конкретизирует

(уточняет) встречное предоставление, действующее  в области воз-

мездных договоров. Правда, цена может иногда присутствовать и

в безвозмездных  договорах.

При определенных обстоятельствах цену можно отождествлять

с эквивалентностью. Однако эквивалентность — это  характеристи-

ка некоторого соотношения обмениваемых благ (эквивалентность

следует относить к показателям состояния  экономических отно-

шений — эквивалентны или нет). Цена —  средство установления

данного соотношения (обмениваемых благ) в рамках конкретных

актов обмена, происходящих между участниками  гражданского

оборота. Механизм действия цены заключается  в указании на

признаки, идентифицирующие предмет и его  количество. Напри-

мер, цена одной книги равна 10 руб. Цена, с  одной стороны,

называет  предметы обмена (книга и рубль), с другой — определя-

ет количество каждого из них: книга — одна, рублей — десять.

Необходимо  отметить, что цена формирует эквивалентное

соотношение обмениваемых благ при прочих равных условиях

только  в сбалансированных экономических  связях. Данное пра-

вило  не срабатывает в присутствии  субъектов, занимающих до-

минирующее  положение на товарном рынке. Здесь  свободная

цена  однозначно «стремится» установить соответствующие про-

порции  в интересах экономически более  сильной стороны. Во

избежание социального кризиса государство  должно установить

баланс  интересов потребителей и монополизированных произво-

дителей. Одним из способов уравнивания этих взаимонаправлен-

ных интересов (установление эквивалентного обмена) является

государственное регулирование цен. Следовательно, цена и эк-

вивалентность — не совпадающие полностью, а  пересекающиеся

понятия.

1

 См.: Уткин Э. А. Цены. Ценообразование.  Ценовая политика. М., 1997.

С. 149.

2

 См.: Мартемьянов В. С. Хозяйственное  право: В 2 т. Т. 2. М.: Бек, 1994.

С. 246.

На наш  взгляд, цена — средство определения  объема встречного

предоставления. Такая интерпретация цены в сжатом виде, безус-

ловно, нуждается в пояснении. «Предоставление» присутствует

в любом  гражданско-правовом договоре, тогда  как «встречное

предоставление» — только в возмездных. Прилагательное «встреч-

ный»  трактуется как, во-первых, направляющийся или направляе-

мый навстречу  кому-чему-нибудь, во-вторых, представляющий

собой ответное действие на что-либо1

. Как  видно, категория

«встречное  предоставление» является более  сложной (чем «пре-

доставление») и указывает на наличие не менее  двух взаимосвя-

занных  предоставлений. Другими словами, встречное  предоставле-

ние —  это взаимное правомерное действие лица, обусловленное

предшествующим  или будущим соответствующим  действием

контрагента в конкретных обязательственных  отношениях, выра-

жающееся  в передаче товаров, уплате денег, выполнении работ

и т. п.

С учетом сказанного сформулируем развернутое (доктриналь-

ное) определение  цены. Цена — это объективное  экономическое

явление, определяющее соотношение обмениваемых благ (объем

встречного  предоставления) и их (блага) характеризующее. Цена

выражается  в уплате контрагенту известного количества валюты

либо  в ином встречном предоставлении за переданный товар (вы-

полненную работу, оказанную услугу) посредством  согласования

сторонами ее (цены) в договоре, исходя из нормативных  требова-

ний действующего законодательства.

Структура цены — это совокупность ее элементов. В экономи-

ческой  литературе разные авторы неоднозначно определяют эле-

менты цены. Распространена точка зрения, согласно которой эле-

ментами цены являются базисная (исходная) цена, наценки (над-

бавки) и скидки.

Базисная  составляющая (или базисная, исходная цена) пред-

ставляет  собой цену товара стандартного (среднего) качества, на

основе  которой определяется цена товара более  высокого или бо-

лее низкого  качества

2

.

Наценка (надбавка) — это цена, добавленная  к цене предшест-

вующего производителя, в которой учитывается  прибыль, а также

сумма, возмещающая расходы, связанные  с производством, реа-

лизацией  и обслуживанием продукции (товаров). Наценки (над-

бавки) используются, например, при формировании цен лицами,

осуществляющими посредническую деятельность, и организация-

ми розничной  торговли. В некоторых случаях  первоначальный

производитель (при формировании свободных цен) использует

1

 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.  Толковый словарь русского языка:

80 000 слов и фразеологических выражений. 2-е изд. М., 1994. С. 102.

2

 См.: Уткин Э. А. Цены. Ценообразование.  Ценовая политика. С. 210.систему наценок  (надбавок) в виде дополнительной  платы за из-

готовление  товаров с особыми свойствами посредством сложения

суммы надбавки (наценки) и базовой составляющей цены.

Скидка  — сумма, на которую уменьшен размер (уровень) ба-

зисной  цены. При свободном ценообразовании  широко использу-

ют скидки за платеж наличными, за количество закупаемого  то-

вара, функциональные скидки, сезонные скидки, скидки-зачеты

и др.

1

 Нормативное  же закрепление скидок обычно  связано со

льготами  для отдельных потребителей.

На наш  взгляд, все элементы цены нужно  подразделять на

две большие  группы: затратную и прибыльную. Вот что по этому

поводу  пишет А. В. Бусыгин: «Предприниматель сам формирует

цену  товара путем сложения издержек производства, фактически

понесенных  им, и минимально допустимой (с его  точки зрения)

прибыли...»

2

 Однако  в данном случае можно говорить  лишь о ми-

нимально  допустимой цене.

Первая (затратная) включает в себя все издержки продавца,

которые он понес в результате производства (приобретения) про-

дукции. Сюда относятся, например, и стоимость  материалов,

и амортизация  оборудования, и налоги, сборы, платежи, другие

обязательные  отчисления, производимые в соответствии с уста-

новленным законодательством порядком. Затратная  часть цены

регулируется  гл. 25 НК. Расходами признаются обоснованные и

документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмот-

ренных  ст. 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные

(понесенные) налогоплательщиком.

Как правило, цена содержит в своем составе  и прибыль от

реализации  товара (оказания услуги). Но возможны ситуации, ко-

гда из-за резкого падения спроса размер свободной  цены будет

равен себестоимости либо и того ниже, что исключает присутст-

вие в  ней (цене) прибыли как таковой, а  в последнем случае во-

обще  свидетельствует о наличии убытков.

Виды  цен. Цены могут быть классифицированы по разным

критериям. Рассмотрим те виды цен, которые заметно влияют на

характер  общественных отношений и режим  правового регулиро-

вания. Прежде всего отметим, что в зависимости  от государствен-

ного  воздействия цены подразделяются на три вида: свободные

(рыночные), регулируемые и устанавливаемые  (фиксированные)

государством (ст. 424 ГК).

Свободные цены складываются посредством соглашения лиц,

вступающих  в договорные отношения. Эти цены определяются

исключительно волей контрагентов, основанной на конъюнктуре

1

 См.: Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб., 1994. С. 346—347.

2

 Бусыгин  А. В. Предпринимательство. Основной  курс: Учебник для вузов.

С. 226.

рынка (и не только). Например, в соответствии с Законом РФ от

20 февраля  1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах  и биржевой

торговле» биржевая торговля производится в порядке  гласных

публичных торгов при гарантированном свободном  ценообразова-

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности