Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

проявляются через категорию цены. К функциям ценообразова-

ния относятся: учетная или измерительная, распределительная

(перераспределительная), стимулирующая, балансирующая спрос

и предложение, размещения производства и др.

Сущность  всякого управления заключается  в выработке и осу-

ществлении  управляющих воздействий для  достижения цели

управления. Ученые по-разному классифицируют цели ценообра-

зования. И. П. Денисова попыталась выявить наиболее общие

позиции и выделила три основные группы целей: 1) цели, основан-

ные на прибыли (максимизация прибыли, быстрое  получение на-

личных  денег, получение просто удовлетворительной прибыли,

извлечение  дохода от инвестиций); 2) цели, основанные на сбыте

(завоевание  доли рынка, увеличение объемов  продаж); 3) цели,

основанные  на существующем положении (создание более  благо-

приятного экономического климата)

1

.

Наряду  с целями ценообразования в теории цен и на практи-

ке называют принципы и методы ценообразования. Важнейшими

принципами  ценообразования являются: научность  обоснования

цен; целевая  направленность цен; непрерывность  процесса цено-

образования; единство процесса ценообразования и контроля за

соблюдением цен2

. Принципы (равно и методы) ценообразования

нас интересуют в той мере, в какой они влияют на специфику

правового регулирования экономических отношений. Например,

в рамках реализации принципа единства процесса ценообразова-

ния и  контроля за соблюдением цен осуществляется государст-

венный  контроль в сфере ценовой политики.

Такие правовые принципы предпринимательского права, как

свобода конкуренции и ограничение монополистической  деятель-

ности, получение прибыли как цели предпринимательства, закон-

ность в предпринимательской деятельности, сочетание частных и

публичных интересов в предпринимательском  праве, государст-

венное  регулирование предпринимательской  деятельности, могут

быть  использованы и в области правового  регулирования ценооб-

1

 См.: Денисова И. П. Цены и ценообразование:  Учебное пособие. М,

1997. С. 38.

2

 См.: Цены и ценообразование: Учебник  для вузов / Под ред. И. К.  Са-

лимжанова. С. 27—28.

разования. Например, процесс формирования цен  тесно связан

с принципом сочетания частных и публичных интересов, особен-

но это  касается регулируемых и устанавливаемых  цен. Принцип

свободы конкуренции и ограничения монополистической  деятель-

ности проявляется в установлении монопольно низкой и моно-

польно  высокой цены. Правда, законодательство недостаточно

четко в регулирует рассматриваемые вопросы. Отсутствует мето-

дика  определения монопольных цен, а  также информация о це-

нообразовании. Кроме того, в настоящее время  на естественные

монополии есть рычаги воздействия, однако на хозяйствующие

субъекты  в других сферах, которые систематически завышают це-

ны независимо от экономической ситуации, таких  рычагов прак-

тически нет.

В специальном  законе о ценах и ценообразовании  следует за-

крепить основные начала (нормы-принципы) законодательства

о ценах  и ценообразовании. В качестве примера  можно привести

положения ст. 1 ГК и ст. 3 НК.

IV. Законодательство  о ценах и ценообразовании  и основные на-

правления его совершенствования. В условиях развития рыночной

экономики в России наблюдается процесс формирования пред-

принимательского  законодательства, в том числе  в области цен

и ценообразования. Пока в этом направлении сделаны  лишь пер-

вые шаги и обозначены примерные контуры  будущего развития

нормотворческого  процесса.

Полагаем, что формирование законодательства о ценах и це-

нообразовании будет происходить прежде всего  на федеральном

уровне  посредством принятия специальных  законов в зависимо-

сти от специфики применения цен в различных  отраслях хозяй-

ствования. В рамках этих актов субъектам Федерации, возможно,

будут предоставлены некоторые конкретные полномочия в отно-

шении регулирования и контроля цен.

Как показывает анализ отечественного законодательства, про-

цесс  нормотворчества в области регулирования  цен и ценообразо-

вания придерживается именно второго варианта своего развития.

Ранее отмечалось, что в области цен  и ценообразования от-

сутствует общий (универсальный) закон. Вместе с  тем по некото-

рым вопросам были приняты специальные законы, например За-

кон о  тарифах, определяющий экономические, организационные

и правовые основы государственного регулирования  тарифов на

электрическую и тепловую энергию в России. Он установил орга-

ны, осуществляющие государственное регулирование  тарифов, их

компетенцию, основные принципы государственного регулирова-

ния тарифов  в данной сфере экономики.

В большинстве  случаев применение государством регулируе-

мых или  установленных цен определяется законами, регулирую-

щими  отношения в определенной сфере  народного хозяйства.К числу таких  нормативных актов можно отнести Федеральный

закон о монополиях, Федеральный закон  от 10 января 2003 г.

№ 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Феде-

рации» (в ред. от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ)', Федеральный  за-

кон о  местном самоуправлении и др.

Общие положения государственного регулирования  деятельно-

сти субъектов  естественных монополий в сферах: 1) транспорти-

ровки нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

2) транспортировки  газа; 3) оказания услуг по передаче  электри-

ческой и тепловой энергии; 4) железнодорожной перевозки;

5) оказания  услуг транспортными терминалами,  портами, аэро-

портами, общедоступной электрической и  почтовой связи закреп-

лены  Федеральным законом о монополиях.

Кроме материальных норм Закон о монополиях содержит

и процессуальные, где оговаривается административный порядок

принятия, исполнения и обжалования решений  об осуществлении

мер государственного регулирования. Руководители субъектов  ес-

тественных  монополий, органы исполнительной власти и местно-

го самоуправления, потребители, общественные организации по-

требителей, их ассоциации и союзы, прокурор вправе обратиться

в суд  с заявлением о признании недействительным полностью

или частично решений органов регулирования  естественных мо-

нополий. Причем подача заявления в суд приостанавливает ис-

полнение  соответствующего решения (ст. 25 Закона).

Деятельность  других организаций, занимающих доминирую-

щее положение  на рынке, подлежит регулированию посредством

механизмов, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Закон (ст. 1) определяет организационные и  правовые основы:

защиты  конкуренции, в том числе предупреждения и пресече-

ния монополистической  деятельности;

недопущения, ограничения, устранения конкуренции  феде-

ральными  органами исполнительной власти, органами государст-

венной  власти субъектов Федерации, местного самоуправления,

иными органами, осуществляющими данные функции, органами

или организациями, а также государственными внебюджетными

фондами, Банком России.

Закон не предусматривает непосредственное государственное

регулирование цен.

Соответствующий механизм опосредуется через нормы, на-

правленные  на пресечение актов злоупотребления  доминирующим

положением  и выраженные в недобросовестной конкуренции. Ре-

гулирование производится по факту выявления монопольно высо-

ких (низких) цен.

1

 СЗ  РФ. 2003. № 2. Ст. 170. Далее - УЖТ.

Законодательство  о ценах представлено не только законами.

До сих  пор существует целый блок цен, регулируемых подзакон-

ными  нормативными правовыми актами (в  том числе ведомствен-

ными). В их числе можно назвать Указ Президента РФ от

28 февраля  1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению  государст-

венного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 8 апреля 2005 г.

№ 410)', постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г.

№ 239 (в  ред. от 12 июля 2005 г. № 424) и др.

По мере развития рыночных отношений в России будет посте-

пенно формироваться и антидемпинговое  законодательство. Сейчас

оно представлено в виде консолидированного Федерального закона

о защите конкуренции.

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности