Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
проявляются через категорию цены. К функциям ценообразова-
ния относятся: учетная или измерительная, распределительная
(перераспределительная),
стимулирующая, балансирующая
и предложение, размещения производства и др.
Сущность всякого управления заключается в выработке и осу-
ществлении управляющих воздействий для достижения цели
управления. Ученые по-разному классифицируют цели ценообра-
зования. И. П. Денисова попыталась выявить наиболее общие
позиции и выделила три основные группы целей: 1) цели, основан-
ные на прибыли (максимизация прибыли, быстрое получение на-
личных денег, получение просто удовлетворительной прибыли,
извлечение дохода от инвестиций); 2) цели, основанные на сбыте
(завоевание
доли рынка, увеличение
основанные на существующем положении (создание более благо-
приятного экономического климата)
1
.
Наряду с целями ценообразования в теории цен и на практи-
ке называют принципы и методы ценообразования. Важнейшими
принципами ценообразования являются: научность обоснования
цен; целевая направленность цен; непрерывность процесса цено-
образования; единство процесса ценообразования и контроля за
соблюдением цен2
. Принципы (равно и методы) ценообразования
нас интересуют в той мере, в какой они влияют на специфику
правового
регулирования экономических
в рамках реализации принципа единства процесса ценообразова-
ния и контроля за соблюдением цен осуществляется государст-
венный контроль в сфере ценовой политики.
Такие правовые принципы предпринимательского права, как
свобода
конкуренции и ограничение
ности, получение прибыли как цели предпринимательства, закон-
ность
в предпринимательской
публичных
интересов в
венное
регулирование
быть использованы и в области правового регулирования ценооб-
1
См.:
Денисова И. П. Цены и
1997. С. 38.
2
См.:
Цены и ценообразование:
лимжанова. С. 27—28.
разования. Например, процесс формирования цен тесно связан
с принципом сочетания частных и публичных интересов, особен-
но это касается регулируемых и устанавливаемых цен. Принцип
свободы
конкуренции и ограничения
ности проявляется в установлении монопольно низкой и моно-
польно высокой цены. Правда, законодательство недостаточно
четко в регулирует рассматриваемые вопросы. Отсутствует мето-
дика определения монопольных цен, а также информация о це-
нообразовании. Кроме того, в настоящее время на естественные
монополии есть рычаги воздействия, однако на хозяйствующие
субъекты в других сферах, которые систематически завышают це-
ны независимо от экономической ситуации, таких рычагов прак-
тически нет.
В специальном законе о ценах и ценообразовании следует за-
крепить основные начала (нормы-принципы) законодательства
о ценах и ценообразовании. В качестве примера можно привести
положения ст. 1 ГК и ст. 3 НК.
IV. Законодательство о ценах и ценообразовании и основные на-
правления его совершенствования. В условиях развития рыночной
экономики в России наблюдается процесс формирования пред-
принимательского законодательства, в том числе в области цен
и ценообразования. Пока в этом направлении сделаны лишь пер-
вые шаги и обозначены примерные контуры будущего развития
нормотворческого процесса.
Полагаем, что формирование законодательства о ценах и це-
нообразовании будет происходить прежде всего на федеральном
уровне посредством принятия специальных законов в зависимо-
сти от специфики применения цен в различных отраслях хозяй-
ствования. В рамках этих актов субъектам Федерации, возможно,
будут
предоставлены некоторые
шении регулирования и контроля цен.
Как показывает анализ отечественного законодательства, про-
цесс
нормотворчества в области
вания придерживается именно второго варианта своего развития.
Ранее отмечалось, что в области цен и ценообразования от-
сутствует общий (универсальный) закон. Вместе с тем по некото-
рым вопросам были приняты специальные законы, например За-
кон о тарифах, определяющий экономические, организационные
и правовые основы государственного регулирования тарифов на
электрическую и тепловую энергию в России. Он установил орга-
ны, осуществляющие государственное регулирование тарифов, их
компетенцию, основные принципы государственного регулирова-
ния тарифов в данной сфере экономики.
В большинстве случаев применение государством регулируе-
мых или установленных цен определяется законами, регулирую-
щими
отношения в определенной сфере
народного хозяйства.К числу
закон о монополиях, Федеральный закон от 10 января 2003 г.
№ 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Феде-
рации» (в ред. от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ)', Федеральный за-
кон о местном самоуправлении и др.
Общие положения государственного регулирования деятельно-
сти субъектов естественных монополий в сферах: 1) транспорти-
ровки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
2) транспортировки газа; 3) оказания услуг по передаче электри-
ческой и тепловой энергии; 4) железнодорожной перевозки;
5) оказания
услуг транспортными
портами, общедоступной электрической и почтовой связи закреп-
лены
Федеральным законом о
Кроме материальных норм Закон о монополиях содержит
и процессуальные,
где оговаривается
принятия, исполнения и обжалования решений об осуществлении
мер государственного регулирования. Руководители субъектов ес-
тественных монополий, органы исполнительной власти и местно-
го самоуправления, потребители, общественные организации по-
требителей, их ассоциации и союзы, прокурор вправе обратиться
в суд с заявлением о признании недействительным полностью
или частично решений органов регулирования естественных мо-
нополий. Причем подача заявления в суд приостанавливает ис-
полнение соответствующего решения (ст. 25 Закона).
Деятельность других организаций, занимающих доминирую-
щее положение на рынке, подлежит регулированию посредством
механизмов,
предусмотренных Законом о
Закон (ст. 1) определяет организационные и правовые основы:
защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресече-
ния монополистической деятельности;
недопущения, ограничения, устранения конкуренции феде-
ральными органами исполнительной власти, органами государст-
венной власти субъектов Федерации, местного самоуправления,
иными органами, осуществляющими данные функции, органами
или организациями, а также государственными внебюджетными
фондами, Банком России.
Закон
не предусматривает
регулирование цен.
Соответствующий механизм опосредуется через нормы, на-
правленные на пресечение актов злоупотребления доминирующим
положением и выраженные в недобросовестной конкуренции. Ре-
гулирование производится по факту выявления монопольно высо-
ких (низких) цен.
1
СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 170. Далее - УЖТ.
Законодательство о ценах представлено не только законами.
До сих пор существует целый блок цен, регулируемых подзакон-
ными нормативными правовыми актами (в том числе ведомствен-
ными). В их числе можно назвать Указ Президента РФ от
28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государст-
венного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 8 апреля 2005 г.
№ 410)', постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г.
№ 239 (в ред. от 12 июля 2005 г. № 424) и др.
По мере развития рыночных отношений в России будет посте-
пенно
формироваться и
оно представлено в виде консолидированного Федерального закона
о защите конкуренции.
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности