Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
№ 2-ФК.З «О Правительстве Российской Федерации»
2
разрабаты-
вает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Полномочия Правительства РФ в области государственного регу-
лирования цен (тарифов) нашли отражение в других федеральных
законах. Так, в силу ст. 5 Закона о тарифах Правительство РФ:
устанавливает основы ценообразования на электрическую
и тепловую энергию на территории Российской Федерации;
формирует сводный баланс производства и поставок электри-
ческой энергии (мощности) в рамках Единой энергетической сис-
темы России по субъектам Федерации;
определяет вопросы государственного регулирования тарифов
на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерче-
скими организациями за пределы территорий субъектов
Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемую
коммерческими организациями на федеральный (общероссий-
ский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), элек-
трическую энергию (мощность), поставляемую с федерального
(общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощ-
ности) его субъектам, в том числе поставляемую на экспорт;
утверждает нормативно-методическую основу деятельности ор-
ганов государственного регулирования тарифов;
обеспечивает организацию финансирования деятельности
и развития Единой энергетической системы России.
Указанными полномочиями может обладать федеральный ор-
ган исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Федеральная служба по тарифам является федеральным орга-
ном исполнительной власти, уполномоченным осуществлять пра-
вовое
регулирование в сфере
(тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством
1
См.:
Цены и ценообразование:
С. 257-258.
2
СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
и контроль за их применением, за исключением регулирования
цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных
органов исполнительной власти, а также федеральным органом
исполнительной власти по регулированию естественных монопо-
лий, осуществляющим функции по определению (установлению)
цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связан-
ным с определением (установлением) и применением цен (тари-
фов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Руководство
деятельностью Федеральной
ществляет Правительство РФ. Положение о Федеральной службе
по тарифам утверждено постановлением Правительства РФ от
30 июня 2004 г. № 332'.
Отдельные полномочия в области государственного регулиро-
вания цен (тарифов) закреплены за отраслевыми федеральными
органами исполнительной власти.
Например, Министерство транспорта РФ утверждает правила
формирования, применения тарифов, взимания сборов в области
гражданской авиации, за исключением сборов за аэронавигацион-
ное обслуживание пользователей воздушного пространства Рос-
сийской Федерации, тарифы на международные транзитные же-
лезнодорожные перевозки и др.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
обладает соответствующими полномочиями в отношении цен на
лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
В силу ст. 6 Закона о монополиях органы регулирования есте-
ственных
монополий могут применять
метод регулирования деятельности субъектов естественных моно-
полий. Диспозитивность данной нормы позволяет сделать вывод,
что организация (субъект естественной монополии) вправе само-
стоятельно определять тарифы на свои услуги. И только в случае
нарушения баланса интересов потребителей и непосредственно
монополиста возможно вмешательство государства в процесс це-
нообразования.
В ст. 12 Закона о тарифах определены основания для приня-
тия органами регулирования естественных монополий решений
о применении методов регулирования. При этом оценивается
обоснованность затрат и принимаются во внимание:
издержки производства (реализации) товаров, в том числе за-
работная плата, стоимость сырья и материалов, накладные рас-
ходы;
налоги и другие платежи;
стоимость основных производственных средств, потребности
в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортиза-
ционные отчисления;
1
СЗ РФ. 2004. № 29. Ст. 3049.прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по
различным ценам (тарифам);
удаленность различных групп потребителей от места произ-
водства товаров;
соответствие качества производимых (реализуемых) товаров
спросу потребителей;
государственные дотации и другие меры государственной под-
держки.
На уровне субъектов Федерации вопросами ценообразования
занимаются
законодательные и
уровне муниципальных образований — органы местного само-
управления. В исполнительных органах субъектов Федерации соз-
даются специализированные подразделения по проведению цено-
вой политики.
После распада единой системы органов ценообразования
и контроля цен соответствующие органы ценообразования авто-
номных республик, краев, областей и городов республиканского
подчинения были переименованы и, фигурируя под разными на-
званиями
в структуре органов
тов Федерации,
стали выполнять функции
троля за соблюдением порядка применения регулируемых цен и
тарифов.
Административные
санкции в сфере
санкции применяются в случаях, когда речь идет об установлен-
ных и регулируемых государством ценах. Напротив, санкции не
применяются в отношении свободных (рыночных) цен, согласо-
ванных с покупателями (потребителями). И это понятно, по-
скольку здесь — сфера частноправового регулирования и примене-
ния гражданско-правовых санкций.
О возможности применения административно-правовых (вос-
становительных по своей направленности) санкций прямо гово-
рится в Указе Президента РФ № 221. Установлено (п. 4), что
к предприятиям и организациям, нарушившим нормы (правила)
законодательства
о государственном
фов), должны применяться санкции в виде взыскания всей сум-
мы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере,
а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере. Ука-
занные санкции не применяются в случае, если хозяйствующий
субъект, выявив нарушение, самостоятельно перечислит все из-
лишне полученные суммы в бюджет и одновременно понизит
цены.
Излишне полученные суммы определяются как разница между
фактической выручкой от реализации продукции (оказания услуг)
по завышенным ценам и стоимостью этой же продукции по це-
нам, сформированным в соответствии с действующим законода-
тельством о ценах.
Основания для применения экономических санкций:
завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на
продукцию, товары, услуги;
завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при
декларировании в органах ценообразования;
завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую
предприятиями по межправительственным соглашениям со стра-
нами СНГ и другими государствами;
завышение установленных надбавок (наценок) к ценам и др.
Полученные в результате ценового правонарушения излишние
суммы, а также суммы штрафа взыскиваются в судебном порядке.
Сравнительно недавно применялся бесспорный порядок взыскания
денежный средств, Органы ценообразования на основании прове-
денных ими проверок принимали соответствующее решение о при-
менении санкций. В случае неисполнения указанного решения в
добровольном порядке оно (решение) исполнялось принудительно
путем передачи необходимых документов в органы налоговой ин-
спекции, зарегистрировавшей организацию в качестве налогопла-
тельщика. Такой (бесспорный) порядок был предусмотрен п. 11
постановления Правительства РФ от 19 декабря 1991 г. № 55
«О либерализации цен»
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности