Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

№ 2-ФК.З  «О Правительстве Российской Федерации»

2

 разрабаты-

вает  и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Полномочия  Правительства РФ в области государственного регу-

лирования цен (тарифов) нашли отражение в  других федеральных

законах. Так, в силу ст. 5 Закона о тарифах  Правительство РФ:

устанавливает основы ценообразования на электрическую

и тепловую энергию на территории Российской Федерации;

формирует сводный баланс производства и поставок электри-

ческой  энергии (мощности) в рамках Единой энергетической сис-

темы  России по субъектам Федерации;

определяет  вопросы государственного регулирования  тарифов

на электрическую  и тепловую энергию, поставляемую коммерче-

скими организациями за пределы территорий субъектов

Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемую

коммерческими организациями на федеральный (общероссий-

ский) оптовый  рынок электрической энергии (мощности), элек-

трическую энергию (мощность), поставляемую с  федерального

(общероссийского)  оптового рынка электрической  энергии (мощ-

ности) его субъектам, в том числе  поставляемую на экспорт;

утверждает  нормативно-методическую основу деятельности ор-

ганов государственного регулирования тарифов;

обеспечивает  организацию финансирования деятельности

и развития Единой энергетической системы России.

Указанными  полномочиями может обладать федеральный ор-

ган исполнительной власти в области регулирования  тарифов.

Федеральная служба по тарифам является федеральным  орга-

ном исполнительной власти, уполномоченным осуществлять пра-

вовое регулирование в сфере государственного регулирования цен

(тарифов)  на товары (услуги) в соответствии  с законодательством

1

 См.: Цены и ценообразование: Учебник  / Пол ред. В. Е. Есипова.

С. 257-258.

2

СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

и контроль за их применением, за исключением регулирования

цен и  тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных

органов исполнительной власти, а также федеральным  органом

исполнительной  власти по регулированию естественных монопо-

лий, осуществляющим функции по определению (установлению)

цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связан-

ным с  определением (установлением) и применением  цен (тари-

фов) в  сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Руководство деятельностью Федеральной службы по тарифам осу-

ществляет Правительство РФ. Положение о  Федеральной службе

по тарифам  утверждено постановлением Правительства  РФ от

30 июня 2004 г. № 332'.

Отдельные полномочия в области государственного регулиро-

вания цен (тарифов) закреплены за отраслевыми  федеральными

органами  исполнительной власти.

Например, Министерство транспорта РФ утверждает правила

формирования, применения тарифов, взимания сборов в  области

гражданской авиации, за исключением сборов за аэронавигацион-

ное обслуживание пользователей воздушного пространства Рос-

сийской Федерации, тарифы на международные транзитные же-

лезнодорожные перевозки и др.

Министерство  здравоохранения и социального  развития РФ

обладает  соответствующими полномочиями в отношении  цен на

лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

В силу ст. 6 Закона о монополиях органы регулирования есте-

ственных  монополий могут применять ценовое  регулирование как

метод регулирования деятельности субъектов  естественных моно-

полий. Диспозитивность данной нормы позволяет  сделать вывод,

что организация (субъект естественной монополии) вправе само-

стоятельно  определять тарифы на свои услуги. И  только в случае

нарушения баланса интересов потребителей и непосредственно

монополиста возможно вмешательство государства  в процесс це-

нообразования.

В ст. 12 Закона о тарифах определены основания для приня-

тия органами регулирования естественных монополий  решений

о применении методов регулирования. При этом оценивается

обоснованность  затрат и принимаются во внимание:

издержки  производства (реализации) товаров, в  том числе за-

работная  плата, стоимость сырья и материалов, накладные рас-

ходы;

налоги  и другие платежи;

стоимость основных производственных средств, потребности

в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортиза-

ционные отчисления;

1

 СЗ  РФ. 2004. № 29. Ст. 3049.прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по

различным ценам (тарифам);

удаленность различных групп потребителей от места произ-

водства товаров;

соответствие  качества производимых (реализуемых) товаров

спросу  потребителей;

государственные дотации и другие меры государственной под-

держки.

На уровне субъектов Федерации вопросами  ценообразования

занимаются  законодательные и исполнительные органы, а на

уровне  муниципальных образований —  органы местного само-

управления. В исполнительных органах субъектов Федерации соз-

даются  специализированные подразделения  по проведению цено-

вой политики.

После распада единой системы органов  ценообразования

и контроля цен соответствующие органы ценообразования  авто-

номных  республик, краев, областей и городов  республиканского

подчинения  были переименованы и, фигурируя  под разными на-

званиями  в структуре органов исполнительной власти субъек-

тов Федерации, стали выполнять функции государственного кон-

троля за соблюдением порядка применения регулируемых цен и

тарифов.

Административные  санкции в сфере ценообразования. Данные

санкции применяются в случаях, когда  речь идет об установлен-

ных и  регулируемых государством ценах. Напротив, санкции не

применяются в отношении свободных (рыночных) цен, согласо-

ванных  с покупателями (потребителями). И это понятно, по-

скольку здесь — сфера частноправового  регулирования и примене-

ния гражданско-правовых санкций.

О возможности  применения административно-правовых (вос-

становительных  по своей направленности) санкций  прямо гово-

рится в Указе Президента РФ № 221. Установлено (п. 4), что

к предприятиям и организациям, нарушившим нормы (правила)

законодательства  о государственном регулировании  цен (тари-

фов), должны применяться санкции в виде взыскания  всей сум-

мы излишне  полученной выручки и штрафа в таком же размере,

а при  повторном нарушении — штрафа в двойном размере. Ука-

занные  санкции не применяются в случае, если хозяйствующий

субъект, выявив нарушение, самостоятельно перечислит все из-

лишне полученные суммы в бюджет и одновременно понизит

цены.

Излишне полученные суммы определяются как  разница между

фактической выручкой от реализации продукции (оказания услуг)

по завышенным ценам и стоимостью этой же продукции  по це-

нам, сформированным в соответствии с действующим  законода-

тельством о ценах.

Основания для применения экономических санкций:

завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на

продукцию, товары, услуги;

завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при

декларировании  в органах ценообразования;

завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую

предприятиями по межправительственным соглашениям  со стра-

нами  СНГ и другими государствами;

завышение установленных надбавок (наценок) к  ценам и др.

Полученные  в результате ценового правонарушения излишние

суммы, а также суммы штрафа взыскиваются в судебном порядке.

Сравнительно  недавно применялся бесспорный порядок  взыскания

денежный  средств, Органы ценообразования на основании прове-

денных  ими проверок принимали соответствующее  решение о при-

менении санкций. В случае неисполнения указанного решения в

добровольном  порядке оно (решение) исполнялось  принудительно

путем передачи необходимых документов в  органы налоговой ин-

спекции, зарегистрировавшей организацию в  качестве налогопла-

тельщика. Такой (бесспорный) порядок был предусмотрен п. 11

постановления Правительства РФ от 19 декабря 1991 г. № 55

«О либерализации  цен»

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности