Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
1
. Огромные суммы взыскивались без суда.
Административные санкции (больше известные в законодатель-
стве и на практике под названием «экономические санкции») име-
ют давнюю историю. Например, с 1971 г. органам Госстандарта,
вневедомственного и ведомственного контроля было предоставлено
право взыскивать так называемые экономические санкции, приме-
няемые за нарушение стандартов и технических условий. В даль-
нейшем наметилась тенденция к расширению сферы применения
экономических санкций; была образована система правовых (вос-
становительных) санкций. Такие санкции применяются в области
строительства, охраны окружающей среды и др.
Следует согласиться с мнением о том, что применение эко-
номических санкций носит в принципе фискальный характер.
У государства появляется вторичный имущественный интерес
(помимо уплаты предприятиями налогов и неналоговых плате-
жей) по
изъятию части прибыли
ских санкций"'. Такое изъятие производится без учета вины пред-
приятия. Для их применения достаточно, например, установить
сам факт
нарушения государственной
(в нашем случае — дисциплины цен).
1
СП РФ. 1992. № 1—2. Ст. 8. Утратило силу (кроме п. 11) в связи с при-
нятием постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 600 (СЗ РФ.
1995. № 27. Ст. 2574).
2
См.:
Запольский С. В.
просы). М„ 1983. С. 120-121.Действительно, экономические санкции в форме изъятия при-
были (выручки)
— продукт административно-
управления экономикой. Им нет места в развитой рыночной эко-
номике.
Отметим, что многие принципиальные положения, связанные
с процедурой применения экономических санкций, до сих пор не
урегулированы законодательством. Так, не определен период,
в течение которого возможно применение этих санкций. Полно-
стью
отсутствуют нормы
щие порядок проведения проверок органами ценообразования.
Нигде
не предусмотрена обязанность
соответствующие документы для проверки.
Ряд затронутых вопросов решается в рамках законов о защите
конкуренции и монополиях. Но действие этих законов распро-
страняется только на ограниченный круг субъектов.
Особый механизм применения санкций предусматривается для
хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положе-
ние на товарном рынке. Согласно п. 1 ст. 10 Закона о защите
конкуренции установление монопольной цены является формой
злоупотребления доминирующим положением. Руководствуясь
ст. 23 названного Закона, антимонопольный орган вправе дать
соответствующему хозяйствующему субъекту предписание о прекра-
щении
злоупотребления своим
вершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Такое
предписание может служить
покупателя или самого антимонопольного органа в арбитражный
суд с иском об изменении или о расторжении договора. В случае
неисполнения этого предписания доход, полученный от монопо-
листической деятельности или недобросовестной конкуренции,
подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимоно-
польного органа (п. 3 ст. 51).
Аналогичная процедура применения санкций предусмотрена
Законом о монополиях. Нарушитель установленной цены пере-
числяет всю прибыль, полученную в результате правонарушения,
в федеральный бюджет в срок, определенный решением органа
регулирования естественной монополии. В случае если эти суммы
не будут перечислены, названный орган вправе обратиться в суд
с иском
о взыскании необоснованно
ст. 24 Закона о монополиях).
Действующее законодательство устанавливает административ-
ную ответственность граждан (в том числе индивидуальных
предпринимателей), должностных лиц и юридических лиц за на-
рушение государственной дисциплины цен (ст. 14.6 КоАП). Завы-
шение или занижение регулируемых государством цен (тарифов,
расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо
услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подоб-
ного),
завышение или занижение
нок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному),
по табачным изделиям завышение максимальной розничной це-
ны, указанной производителем на каждой потребительской упа-
ковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования
цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка
ценообразования влечет наложение административного штрафа на
граждан в размере от 20 до 25 МРОТ; на должностных лиц — от
40 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ. От-
ветственность за нарушение настоящей статьи предприятиями
розничной
торговли или индивидуальными
не может быть возложена на производителя или поставщика та-
бачных изделий (п. 2 ст. 14.6 КоАП).
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности