Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

1

. Огромные  суммы взыскивались без суда.

Административные  санкции (больше известные в законодатель-

стве  и на практике под названием «экономические санкции») име-

ют давнюю историю. Например, с 1971 г. органам Госстандарта,

вневедомственного и ведомственного контроля было предоставлено

право взыскивать так называемые экономические  санкции, приме-

няемые  за нарушение стандартов и технических  условий. В даль-

нейшем  наметилась тенденция к расширению сферы применения

экономических санкций; была образована система правовых (вос-

становительных) санкций. Такие санкции применяются  в области

строительства, охраны окружающей среды и др.

Следует согласиться с мнением о том, что применение эко-

номических  санкций носит в принципе фискальный характер.

У государства  появляется вторичный имущественный  интерес

(помимо  уплаты предприятиями налогов  и неналоговых плате-

жей) по изъятию части прибыли предприятия в виде экономиче-

ских  санкций"'. Такое изъятие производится без учета вины пред-

приятия. Для их применения достаточно, например, установить

сам факт нарушения государственной хозяйственной  дисциплины

(в нашем  случае — дисциплины цен).

1

 СП  РФ. 1992. № 1—2. Ст. 8. Утратило силу (кроме п. 11) в связи с при-

нятием  постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 600 (СЗ РФ.

1995. №  27. Ст. 2574).

2

 См.: Запольский С. В. Самофинансирование  предприятий (правовые во-

просы). М„ 1983. С. 120-121.Действительно, экономические санкции в форме изъятия при-

были (выручки) — продукт административно-командной  системы

управления  экономикой. Им нет места в развитой рыночной эко-

номике.

Отметим, что многие принципиальные положения, связанные

с процедурой применения экономических санкций, до сих пор не

урегулированы законодательством. Так, не определен  период,

в течение  которого возможно применение этих санкций. Полно-

стью  отсутствуют нормы процессуального  характера, регулирую-

щие порядок  проведения проверок органами ценообразования.

Нигде не предусмотрена обязанность предприятий  представлять

соответствующие документы для проверки.

Ряд затронутых вопросов решается в рамках законов  о защите

конкуренции и монополиях. Но действие этих законов  распро-

страняется  только на ограниченный круг субъектов.

Особый  механизм применения санкций предусматривается  для

хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положе-

ние на товарном рынке. Согласно п. 1 ст. 10 Закона о защите

конкуренции установление монопольной цены является формой

злоупотребления доминирующим положением. Руководствуясь

ст. 23 названного Закона, антимонопольный орган вправе дать

соответствующему  хозяйствующему субъекту предписание  о прекра-

щении злоупотребления своим доминирующим положением и со-

вершении  действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Такое предписание может служить основанием для обращения

покупателя  или самого антимонопольного органа в арбитражный

суд с  иском об изменении или о расторжении  договора. В случае

неисполнения  этого предписания доход, полученный от монопо-

листической деятельности или недобросовестной конкуренции,

подлежит  взысканию в федеральный бюджет по иску антимоно-

польного  органа (п. 3 ст. 51).

Аналогичная процедура применения санкций предусмотрена

Законом о монополиях. Нарушитель установленной цены пере-

числяет всю прибыль, полученную в результате правонарушения,

в федеральный  бюджет в срок, определенный решением органа

регулирования естественной монополии. В случае если эти суммы

не будут  перечислены, названный орган вправе обратиться в суд

с иском  о взыскании необоснованно полученной прибыли (п. 4

ст. 24 Закона о монополиях).

Действующее законодательство устанавливает административ-

ную ответственность  граждан (в том числе индивидуальных

предпринимателей), должностных лиц и юридических лиц за на-

рушение государственной дисциплины цен (ст. 14.6 КоАП). Завы-

шение или занижение регулируемых государством цен (тарифов,

расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо

услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подоб-

ного), завышение или занижение установленных  надбавок (наце-

нок) к  ценам (тарифам, расценкам, ставкам  и тому подобному),

по табачным изделиям завышение максимальной розничной  це-

ны, указанной  производителем на каждой потребительской упа-

ковке (пачке), нарушение установленного порядка  регулирования

цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка

ценообразования влечет наложение административного  штрафа на

граждан в размере от 20 до 25 МРОТ; на должностных  лиц — от

40 до  50 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ. От-

ветственность за нарушение настоящей статьи предприятиями

розничной торговли или индивидуальными предпринимателями

не может  быть возложена на производителя  или поставщика та-

бачных  изделий (п. 2 ст. 14.6 КоАП).

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности