Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
нии1
. Отсюда
следует, что иной порядок
ключении сделок на товарной бирже не используется.
Другой пример: в соответствии с п. 4 ст. 40 Н К рыночной це-
ной товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при
взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных
(а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в со-
поставимых экономических (коммерческих) условиях. Рыночная
цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. 4—11
настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключе-
нии сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене
или скидки. В рассматриваемом случае речь идет о так называе-
мом трансфертном ценообразовании и ценах.
Начнем
с того, что в действующем
«трансфертное ценообразование», «трансфертные цены» не упот-
ребляются. Однако в литературе существует целая палитра взгля-
дов на то, что есть трансфертное ценообразование в контексте
положений ст. 20 и 40 НК (хотя Кодекс не использует термин
«трансфертное ценообразование»).
В первом (широком) значении под трансфертным ценообразо-
ванием понимается деятельность по установлению и применению
любых «необычайных», «подозрительных» цен, подлежащих нало-
говому контролю, в отношении которых есть основания полагать,
что их величина определена сторонами сделки не рыночным пу-
тем, не для достижения коммерческой цели, а исключительно для
снижения налоговой нагрузки. Данный подход реализован законо-
дателем в ст. 40 НК. Трансфертные цены в узком (специальном)
значении — это цены, используемые внутри групп компаний, ме-
жду взаимозависимыми лицами. Здесь трансфертные цены явля-
ются
объективным результатом
ных связей, а не продуктом налогового планирования. С учетом
того, что группы компаний могут использовать такие цены в це-
лях налоговой экономии, для целей налогообложения контроли-
руется соответствие применяемых цен рыночному уровню. Такой
подход лежит в основе руководства Организации экономического
сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию
1995 г .
Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой
исчисления налогов вправе проверять правильность применения
1
Первоначально текст документа опубликован: Ведомости Съезда народ-
ных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 18. Ст. 961. Да-
лее — Закон о товарных биржах.цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаимозави-
симыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям;
при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более
чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от
уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным
(однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродол-
жительного периода времени (п. 2 ст. 40 НК). Иначе говоря,
российское законодательство рассматривает трансфертное цено-
образование в качестве одного из средств уклонения от налого-
обложения, т. е. трансфертное ценообразование есть налоговое
правонарушение. На наш взгляд, такой подход является одно-
сторонним и не учитывает случаи, когда трансфертное ценооб-
разование законно.
Поэтому в случае обнаружения факта отклонения такой цены
от рыночной более чем на 20% для хозяйствующего субъекта на-
ступают правовые последствия: налоговые органы могут доначис-
лить налоги исходя из рыночной цены товара (работы, услуги).
Корректировка трансфертной (читай: свободной) цены в целях
налогообложения производится по правилам п. 3 ст. 40 НК. Это
классический пример соотношения частных интересов индивиду-
альных лиц (юридических и физических) и публичных интересов
государства. В данном случае законодатель предпочел публичный
интерес, с тем чтобы в конечном итоге (через налоги) защитить
частные интересы гражданина и общества в целом.
Регулируемые цены формируются также в результате согласия,
достигнутого между сторонами договора. Однако последние не мо-
гут установить цену выше или ниже границы, обозначенной соот-
ветствующим компетентным государственным органом'. Указанный
вид цен широко применяется в таких сферах экономики, как топ-
ливно-энергетический комплекс, магистральный транспорт, связь,
производство продукции и оказание услуг повышенного социаль-
ного значения и др.
Думается, что под категорию регулируемых подпадают и такие
цены, размер которых (в целом) хотя и не несет бремя государст-
венного регулирования, но отдельные элементы их (цен) структу-
ры (например, набавки) должны вписываться в конкретные пра-
вовые рамки.
Устанавливаемые (фиксированные) государством цены — край-
ний вариант прямого ценового регулирования, когда продавец
(исполнитель) не имеет права отклониться от них в какую-либо
1
См.: приказ ФСТ от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 «Об утверждении мето-
дических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую
(тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» // Российская
газета. 2004. № 242, 265.
сторону
1
. Они (цены) устанавливаются государством в твердой
сумме.
В зависимости, главным образом, от сферы обслуживания на-
циональной экономики все цены (свободные, регулируемые, уста-
навливаемые) делятся: на оптовые, розничные, цены на продукцию
строительства, тарифы, цены внешнеторговые.
Оптовые (отпускные) цены применяются во взаимоотношениях
между предприятиями-изготовителями, другими поставщиками или
исполнителями, с одной стороны, и покупателями, заказчиками —
с другой. Оптовые (отпускные) цены обычно используются в догово-
рах, сторонами которых являются лица, осуществляющие предприни-
мательскую деятельность. Однако сегодня на этот счет нет четких
правовых предписаний, в ряде методических рекомендаций (указа-
ний) можно
обнаружить положения о субъектах-
Различают оптовые цены промышленности и оптовые цены
предприятия. Первые состоят из себестоимости и прибыли, вто-
рые включают
оптовую цену предприятия и снабженческо-
вую наценку.
Разновидностью оптовых цен являются цены закупочные. Они
устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию, приобре-
таемую у сельских производителей. Закупочные цены, равно как
и оптовые, состоят из себестоимости и прибыли.
Розничные цены на товары формируются исходя из оптовой
(отпускной) цены и торговой надбавки (наценки). Они применя-
ются розничными торговыми или другими организациями, осуще-
ствляющими продажу товаров населению. Под категорию «другие
организации» подпадают и газосбытовые организации, которые
являются перепродавцами, реализующими газ населению, жилищ-
но-строительным кооперативам и другим потребителям. Рознич-
ные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной
деятельности субъектов розничной торговли.
Классификация цен на оптовые и розничные имеет правовое
значение. Во второй части Гражданского кодекса выделяется в ка-
честве самостоятельного вида договор розничной купли-продажи.
В силу ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи
продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность
по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю то-
вар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или
иного использования, не связанного с предпринимательством.
Договор
розничной купли-продажи
ром. В пределах действия договора применяется розничная цена.
В сфере
поставочных отношений
В соответствии со ст. 506 ГК поставщик (продавец), осуществ-
1
См.: Слепое В. А., Николаева Т. Е. Ценообразование: Учебное посо-
бие/Под ред. В. А. Слепова. С. 18.ляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать
в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые
им товары покупателю для использования, как правило, в пред-
принимательской деятельности.
Применительно к строительной продукции говорят о сметных
ценах. В силу ст. 709 ГК в договоре подряда указываются цена
подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Она (цена) включает компенсацию издержек подрядчика и при-
читающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть опре-
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности