Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

нии1

. Отсюда  следует, что иной порядок ценообразования  при за-

ключении  сделок на товарной бирже не используется.

Другой  пример: в соответствии с п. 4 ст. 40 Н К рыночной це-

ной товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при

взаимодействии  спроса и предложения на рынке  идентичных

(а при  их отсутствии — однородных) товаров  (работ, услуг) в со-

поставимых  экономических (коммерческих) условиях. Рыночная

цена  определяется с учетом положений, предусмотренных п. 4—11

настоящей статьи. При этом учитываются обычные  при заключе-

нии сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене

или скидки. В рассматриваемом случае речь идет о так называе-

мом трансфертном ценообразовании и ценах.

Начнем  с того, что в действующем законодательстве понятия

«трансфертное ценообразование», «трансфертные цены»  не упот-

ребляются. Однако в литературе существует целая  палитра взгля-

дов на то, что есть трансфертное ценообразование  в контексте

положений ст. 20 и 40 НК (хотя Кодекс не использует термин

«трансфертное ценообразование»).

В первом (широком) значении под трансфертным ценообразо-

ванием  понимается деятельность по установлению и применению

любых «необычайных», «подозрительных» цен, подлежащих нало-

говому  контролю, в отношении которых  есть основания полагать,

что их величина определена сторонами сделки не рыночным пу-

тем, не для достижения коммерческой цели, а исключительно для

снижения  налоговой нагрузки. Данный подход реализован законо-

дателем в ст. 40 НК. Трансфертные цены в узком (специальном)

значении  — это цены, используемые внутри групп компаний, ме-

жду взаимозависимыми лицами. Здесь трансфертные цены явля-

ются  объективным результатом усложнения системы хозяйствен-

ных связей, а не продуктом налогового планирования. С учетом

того, что  группы компаний могут использовать такие цены в це-

лях налоговой  экономии, для целей налогообложения  контроли-

руется  соответствие применяемых цен рыночному  уровню. Такой

подход  лежит в основе руководства Организации экономического

сотрудничества  и развития по трансфертному ценообразованию

1995 г  .

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой

исчисления  налогов вправе проверять правильность применения

1

 Первоначально  текст документа опубликован:  Ведомости Съезда народ-

ных депутатов  РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 18. Ст. 961. Да-

лее —  Закон о товарных биржах.цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаимозави-

симыми  лицами; по товарообменным (бартерным) операциям;

при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более

чем на 20% в сторону повышения или  в сторону понижения от

уровня  цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным

(однородным) товарам (работам, услугам) в  пределах непродол-

жительного  периода времени (п. 2 ст. 40 НК). Иначе говоря,

российское  законодательство рассматривает трансфертное цено-

образование в качестве одного из средств уклонения  от налого-

обложения, т. е. трансфертное ценообразование  есть налоговое

правонарушение. На наш взгляд, такой подход является одно-

сторонним и не учитывает случаи, когда трансфертное ценооб-

разование законно.

Поэтому в случае обнаружения факта отклонения такой цены

от рыночной более чем на 20% для хозяйствующего субъекта на-

ступают правовые последствия: налоговые органы могут доначис-

лить  налоги исходя из рыночной цены товара (работы, услуги).

Корректировка трансфертной (читай: свободной) цены в  целях

налогообложения производится по правилам п. 3 ст. 40 НК. Это

классический  пример соотношения частных интересов  индивиду-

альных лиц (юридических и физических) и публичных интересов

государства. В данном случае законодатель предпочел  публичный

интерес, с тем чтобы в конечном итоге (через налоги) защитить

частные интересы гражданина и общества в  целом.

Регулируемые  цены формируются также в результате согласия,

достигнутого  между сторонами договора. Однако последние не мо-

гут установить цену выше или ниже границы, обозначенной соот-

ветствующим компетентным государственным органом'. Указанный

вид цен  широко применяется в таких сферах экономики, как топ-

ливно-энергетический комплекс, магистральный транспорт, связь,

производство  продукции и оказание услуг повышенного  социаль-

ного  значения и др.

Думается, что под категорию регулируемых подпадают и такие

цены, размер которых (в целом) хотя и не несет бремя государст-

венного регулирования, но отдельные элементы их (цен) структу-

ры (например, набавки) должны вписываться в конкретные пра-

вовые рамки.

Устанавливаемые (фиксированные) государством цены —  край-

ний вариант  прямого ценового регулирования, когда продавец

(исполнитель)  не имеет права отклониться  от них в какую-либо

1

 См.: приказ ФСТ от 6 августа 2004 г.  № 20-э/2 «Об утверждении мето-

дических  указаний по расчету регулируемых тарифов  и цен на электрическую

(тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» // Российская

газета. 2004. № 242, 265.

сторону

1

. Они  (цены) устанавливаются государством  в твердой

сумме.

В зависимости, главным образом, от сферы обслуживания на-

циональной  экономики все цены (свободные, регулируемые, уста-

навливаемые) делятся: на оптовые, розничные, цены на продукцию

строительства, тарифы, цены внешнеторговые.

Оптовые (отпускные) цены применяются во взаимоотношениях

между предприятиями-изготовителями, другими  поставщиками или

исполнителями, с одной стороны, и покупателями, заказчиками —

с другой. Оптовые (отпускные) цены обычно используются в догово-

рах, сторонами  которых являются лица, осуществляющие предприни-

мательскую  деятельность. Однако сегодня на этот счет нет четких

правовых  предписаний, в ряде методических рекомендаций (указа-

ний) можно  обнаружить положения о субъектах-потребителях.

Различают оптовые цены промышленности и оптовые  цены

предприятия. Первые состоят из себестоимости  и прибыли, вто-

рые включают оптовую цену предприятия и снабженческо-сбыто-

вую наценку.

Разновидностью  оптовых цен являются цены закупочные. Они

устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию, приобре-

таемую  у сельских производителей. Закупочные цены, равно как

и оптовые, состоят из себестоимости и прибыли.

Розничные цены на товары формируются исходя из оптовой

(отпускной)  цены и торговой надбавки (наценки). Они применя-

ются  розничными торговыми или другими  организациями, осуще-

ствляющими  продажу товаров населению. Под  категорию «другие

организации»  подпадают и газосбытовые организации, которые

являются  перепродавцами, реализующими газ населению, жилищ-

но-строительным кооперативам и другим потребителям. Рознич-

ные цены обеспечивают необходимые условия  для прибыльной

деятельности  субъектов розничной торговли.

Классификация цен на оптовые и розничные  имеет правовое

значение. Во второй части Гражданского кодекса  выделяется в ка-

честве  самостоятельного вида договор розничной  купли-продажи.

В силу ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи

продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность

по продаже  товаров в розницу, обязуется  передать покупателю то-

вар, предназначенный  для личного, семейного, домашнего  или

иного использования, не связанного с предпринимательством.

Договор розничной купли-продажи является публичным догово-

ром. В  пределах действия договора применяется  розничная цена.

В сфере  поставочных отношений используется оптовая цена.

В соответствии со ст. 506 ГК поставщик (продавец), осуществ-

1

 См.: Слепое В. А., Николаева Т. Е.  Ценообразование: Учебное посо-

бие/Под  ред. В. А. Слепова. С. 18.ляющий предпринимательскую  деятельность, обязуется передать

в обусловленный  срок или сроки производимые или  закупаемые

им товары покупателю для использования, как  правило, в пред-

принимательской деятельности.

Применительно к строительной продукции говорят  о сметных

ценах. В силу ст. 709 ГК в договоре подряда  указываются цена

подлежащей  выполнению работы или способы ее определения.

Она (цена) включает компенсацию издержек подрядчика и при-

читающееся  ему вознаграждение. Цена работы может быть опре-

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности