Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
должно нарушать права и свободы других лиц. В то же время
гражданско-правовая категория «злоупотребление субъективным
правом»
применяется как в
но-правовой сфере. В сфере публично-правовых отношений, ос-
нованных на власти и подчинения, последствия осуществления
гражданских прав носят обычно опосредованный характер.
При сопоставлении понятий «злоупотребление доминирую-
щим положением» и «злоупотребление субъективными граждан-
скими правами» (ст. 10 ГК) наблюдается их несовпадение, что
обусловлено экономическим содержанием термина «доминирую-
щее положение»,
предполагающего возможность
употреблений
в форме «обычных»
1
См.: Избрехт П. А. Злоупотребление гражданскими правами в сфере
предпринимательской деятельности. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екате-
ринбург, 2005. С. 14.
ность
за совершение которых носит публично-
тер. Поэтому
использование термина «
отношению
к рассматриваемым
но. Соответственно далеко не все противоправные действия, пе-
речисленные в ст. 10 Закона о защите конкуренции, являются
злоупотребление правом. Здесь нужен взвешенный, индивиду-
альный подход.
Данный вывод является принципиальным, поскольку позволя-
ет объяснить установление в законодательном порядке мер пуб-
лично-правовой (административной, уголовной) ответственности
за совершение правонарушений, представляющих собой злоупот-
ребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим по-
ложением на товарных рынках.
Превышение компетенции — следующий вид правонарушений
антимонопольного законодательства. Например, ФАС России не
вправе передавать (делегировать) территориальным органам полно-
мочия, которые выходят за пределы компетенции самого феде-
рального антимонопольного органа. Иными словами, любой выход
ФАС России, ее территориальных органов за установленные Зако-
ном о защите конкуренции, другими федеральными законами, По-
ложением о федеральной антимонопольной службе, Положением
о территориальном органе федеральной антимонопольной службе
пределы
следует рассматривать как
всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.
Исходя из общей и видовой характеристики правонарушения
антимонопольного законодательства, можно сделать вывод о том,
что законодательством установлена административная, граждан-
ско-правовая и уголовная ответственность. Далее, анализируя поло-
жения законодательства в данной сфере правонарушений, необходи-
мо отметить, что законодатель часто использует термин «ответствен-
ность» для обозначения явлений, которые таковыми не являются.
Поэтому
следует различать в
понятия «ответственность» и «санкция». Понятие «санкции» шире
понятия «меры ответственности» и включает также меры защиты1
.
В свою
очередь, меры ответственности
правонарушителя прав без получения каких-либо выгод и компен-
саций2
. Причем
для юридической
1
См.:
Алексеев С. С. Проблемы
1972. С. 379.
2
Такой
взгляд является
(см.: Илларионова
Т. И. Механизм действия
ных мер. Свердловск, 1980. С. 62—76; Малеин Н. С. Имущественная ответст-
венность в хозяйственных отношениях. М., 1968. С. 12; Красавчиков О. А. От-
ветственность, меры защиты и санкции в советском гражданском праве //
Проблемы гражданско-правовой ответственности и зашиты гражданских прав.
Сб. учен. тр. Вып. 27. Свердловск, 1973).ком является указание не только на наступление неблагоприятных
последствий, но и на применение к виновному лицу иных мер го-
сударственно- правового принуждения.
Теперь более подробно рассмотрим отдельные виды правовых
санкций
применительно к
конодательства. Начнем с административно-правовых санкций, кото-
рые можно классифицировать по различным критериям. По содер-
жанию они подразделяются на имущественные и неимущественные
(организационные).
К имущественным санкциям
мер, административный штраф. По целям (функциям) их можно
сгруппировать в санкции: наказания, пресечения, восстановления
и обеспечения. Так, административный штраф представляет собой
и меру административной ответственности, и санкцию наказания за
правонарушение. Предписания антимонопольного органа о прекра-
щении нарушения правил недискриминационного доступа к това-
рам, недобросовестной конкуренции являются санкциями пресечения.
Предписания о восстановлении положения, существовавшего до на-
рушения антимонопольного законодательства, относятся к санкциям
восстановления. И, наконец, предписания о совершении действий,
направленных на обеспечение конкуренции, можно рассматривать
в качестве санкции (меры) обеспечения.
К пресекательным санкциям следует отнести выдаваемые государ-
ственным органам исполнительной власти, органам местного само-
управления, иным органам или организациям, а также государствен-
ным внебюджетным фондам, их должностным лицам предписания об
отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законо-
дательство; о прекращении или об изменении соглашений за анало-
гичные нарушения законодательства. В последнем случае сохраняется
административно-правовая природа применяемой санкции, поскольку
здесь речь идет о соглашениях, на которые не распространяется ре-
жим гражданско-правовых сделок. Не случайно законодатель исполь-
зует в тексте Закона о защите конкуренции слова «прекращение согла-
шения» вместо привычного понятия — «расторжение договора». Рав-
ным образом это относится и к случаям прекращения или
изменения согласованных действий.
В литературе данная точка зрения на классификацию админи-
стративно-правовых санкций разделяется далеко не всеми учены-
ми. Среди представителей административного права распростра-
ненным является мнение, согласно которому все меры админист-
ративно-правового принуждения подразделяются на три группы:
меры взыскания, меры пресечения и меры предупреждения'.
1
См.:
Лунев А. Е. Административная
ответственность за
М, 1961. С. 52—53; Галаган И. А. Административная ответственность в СССР
(государственное и материально-правовое исследование). Воронеж, 1970.
С. 118-119.
Так, В. Д. Ардашкин, критикуя позицию Д. Н. Бахраха, утвержда-
ет, что
восстановительных мер в
и быть не может, а есть меры пресечения1
. Как правило, критика
сторонников концепции «восстановительных санкций» сводится
к тому (кроме указаний на некоторые неудачные примеры), что
восстановление присуще гражданскому праву, регулирующему от-
ношения, построенные на эквивалентно-возмездном принципе,
тогда как административно-правовым отношениям эти признаки
не свойственны.
Такое утверждение не бесспорно. Восстановительные санкции
(меры)
применяются с целью
восстановления прежнего положения вещей2
.
К. Ю. Тотьев подразделяет все административно-правовые
санкции на две большие группы: пресекательные санкции
и меры административной ответственности'. В состав первой
группы входят не только санкции пресечения (в узком смысле
слова), но и восстановительные санкции, а также санкции
обеспечения (например, предписания о совершении действий,
направленных на обеспечение конкуренции). Такой подход
к классификации административно-правовых санкций, на наш
взгляд, не учитывает деление названных санкций по целям
(функциям).
Административный штраф — мера административной ответст-
венности за нарушения антимонопольного законодательства. Надо
обратить внимание на то, что в настоящее время административ-
ная ответственность (равно и иные административно-правовые
санкции) за нарушение требований антимонопольного законода-
тельства закреплена в новом Кодексе РФ об административных
правонарушениях (КоАП). Причем Кодекс не содержит специаль-
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности