Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

С учетом сказанного необходимо проводить различие между

ценой товара и ценой договора. Цена товара (продукции, услу-

ги) —  сумма возмещения, уплачиваемая продавцу (исполнителю)

и компенсирующая издержки производства последнего. Тогда  как

цена  договора включает и цену товара (услуги), и затраты, свя-

занные  с передачей (оборотом, обращением) товара, — транспорт-

ные, страховые, налоговые и другие необходимые  суммы. Указан-

ное различие не получило четкого закрепления  в Гражданском

кодексе. В ст. 485 ГК, озаглавленной «Цена  товара», по существу,

идет  речь о цене договора. В силу названной статьи покупатель

обязан  оплатить товар по цене, предусмотренной  договором куп-

ли-продажи. Если она (цена) договором не предусмотрена  и не

может быть определена исходя из его условий, оплата осуществ-

ляется  по цене, определяемой в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК.

В современной  мировой практике часто используется такая

оценочная категория, как «разумная цена». Несмотря на то что

Гражданский кодекс прямо не формулирует названное  понятие,

из смысла п. 3 ст. 424 можно сделать вывод  о его подразумевае-

мом присутствии. Разумная цена — неодиночное явление. Отече-

ственному гражданскому праву известны «разумные  сроки»,

«обычное  качество» и другие аналогичные  категории.

На наш  взгляд, появление разумных цен вызвано  следующим

обстоятельством. Кодекс допускает возможность заключения ряда

договоров без согласования сторонами условий  о цене, которая

при этом является свободной. Во время исполнения такого обяза-

тельства  обоснованно возникает вопрос об объеме встречного

предоставления. Очень часто обнаруживается, что контрагенты

имеют разные точки зрения по поводу цены договора и им не

удается самостоятельно устранить возникшие  разногласия. В ито-

ге, известный  спор передается на рассмотрение в  суд. Использо-

вание последним категории разумной цены позволяет найти вы-

ход из сложившейся ситуации. Таким образом, разумная цена

преследует  цель оптимально соотнести, с одной  стороны, желание

продавца  компенсировать свои издержки и получить максималь-

ную прибыль, с другой — стремление покупателя заплатить наи-

меньшую сумму.

В экономической  литературе выделяют и прочие виды цен.

Так, в  зависимости от места нахождения рынка сбыта цены назы-ваются биржевыми, аукционными, комиссионными, ценами рын-

ка. По способу установления различают  твердые, текущие и под-

вижные  цены. Перечень видов цен по разным критериям можно

продолжить. Однако в заключение отметим, что  вопрос о класси-

фикации (равно о критериях) цен является спорным и требует

особого внимания исследователей этой проблемы.

И. Ценообразование  как вид экономико-правовой деятельности.

Ценообразование — это, в сжатом виде, процесс  формирования це-

ны на товары и услуги1

. Причем  указанный процесс исследуется

в основном с точки зрения методологии, методики и модели це-

нообразования.

Процесс (от лат. processus — продвижение) — совокупность по-

следовательных  действий для достижения какого-либо результата

2

.

В зависимости  от форм движения материи различают  процессы

физические, химические, биологические, социальные. Будучи

экономической категорией, ценообразование есть объективное

экономическое явление, иначе говоря, совокупность обществен-

ных отношений, связанных с установлением и  применением цен

(тарифов)  на товары или услуги.

Правовой  аспект ценообразования проявляется  в следующем.

Право регулирует систему отношений, складывающихся в процес-

се формирования цен. Причем правовое регулирование  ценообра-

зования имеет место в отношении и  свободных, и установленных

(регулируемых) государством цен. В данной  области применяется

совокупность  правовых актов, именуемых «законодательство о це-

нах и  ценообразовании».

Второе  направление заключается в непосредственном, обычно

императивном, установлении размеров (уровней) цен  в виде пра-

вовых предписаний3

. Так,  п. 1 ст. 424 ГК гласит: исполнение до-

говора  оплачивается по цене, установленной соглашением сторон,

а в  предусмотренных законом случаях  применяются цены, уста-

навливаемые или регулируемые уполномоченными  на то государ-

ственными органами.

С этой точки зрения ценообразование есть юридический про-

цесс, в  рамках которого можно условно выделить две стадии:

правотворческую и правоприменительную. На первой стадии про-

1

 В  экономической литературе большинство  исследователей определяют

ценообразование как процесс формирования цены (см.: Цены и ценообразо-

вание: Учебник для вузов/Под ред. И. К. Салимжанова. М., 2001. С. 6; Ма-

ренков  Н. Л. Цены и ценообразование в  рыночной экономике России: Курс

лекций. М., 2000. С. 4: Уткин Э. А. Указ. соч. С. 3).

2

 См.: Большой энциклопедический словарь:  В 2 т. / Под ред. А. М. Про-

хорова. М., 1991. С. 1076.

3

 См.: Запольский С. В. Государственная  дисциплина цен в промышленно-

сти (административно-правовые вопросы). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

Свердловск, 1975. С. 7.

исходят разработка и принятие правовых актов  о ценах и ценооб-

разовании, на второй — их применение (реализация). В условиях

рыночной  экономики договорная форма ценообразования  наибо-

лее адекватно  отвечает современным экономическим  условиям

развития  общества и государства.

Структурно  система ценообразования состоит из двух элемен-

тов: объекта  и субъектов ценообразования. Объектами  ценообразо-

вания являются продукция производственно-технического назна-

чения, товары народного потребления, результаты выполненных

работ, услуги. К субъектам ценообразования  относятся органы го-

сударственной власти и управления, предприятия  и организации

независимо  от форм собственности, а также граждане (физиче-

ские  лица). В процессе ее (системы) функционирования происхо-

дит взаимодействие между указанными элементами.

В юридической литературе справедливо обращалось внимание

на необходимость  разграничения ценообразования  как обуслов-

ленного товарной формой производства экономического инсти-

тута  и управления ценообразованием. В  последнем случае оно

(управление) заключается во властном воздействии государства

в лице его компетентных органов на волеизъявление участников

экономического  процесса по поводу определения им цен на реа-

лизуемую  продукцию и оказываемые услуги1

. Однако  вряд ли

можно сводить управление ценообразованием лишь к государст-

венному управлению. Существуют различные виды управления:

муниципальное, общественное, частное и др. Например, на уров-

не коммерческой организации также осуществляется управление

процессом ценообразования — органическая составная часть сис-

темы  управления организации (предприятия) в целом. Оно

(управление  ценообразованием) обеспечивается  всей системой

управления  предприятием.

С позиции  теории управления ценообразование  можно рас-

сматривать  в качестве системы управления, состоящей  из двух

элементов: управляющей и управляемой подсистем. Под управ-

ляющей  подсистемой (объектом управления) понимается уровень

цен и  цена на продукцию и услуги. Субъектами управления явля-

ются  органы государственной власти и  местного самоуправления,

а также  предприятия (организации), обеспечивающие разработку

и реализацию управленческих решений и воздействия  на объект

управления  на основе информации о его состоянии. Отсюда

в определении  понятия ценообразования должны быть отражены

обе названные  стороны системы управления в сочетании.

Ценообразование представляет собой регламентированную пра-

вовыми  актами деятельность, в рамках которой  осуществляется

целенаправленное  воздействие управляющих органов  на общест-

1

 См.: Запольский С. В. Указ. соч. С. 5.венные отношения между людьми при формировании и примене-

нии цены.

Как вид  упорядочивающей деятельности ценообразование

проявляется через функции. Главная функция  любого управле-

ния —  выработка и принятие решений. Важнейшими функциями

управления  являются также контроль, учет и анализ, которые

предшествуют  функции принятия решения. Что касается специ-

альных  функций ценообразования, то они, как  уже отмечалось,

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности