Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
С учетом сказанного необходимо проводить различие между
ценой товара и ценой договора. Цена товара (продукции, услу-
ги) — сумма возмещения, уплачиваемая продавцу (исполнителю)
и компенсирующая издержки производства последнего. Тогда как
цена договора включает и цену товара (услуги), и затраты, свя-
занные с передачей (оборотом, обращением) товара, — транспорт-
ные, страховые, налоговые и другие необходимые суммы. Указан-
ное различие не получило четкого закрепления в Гражданском
кодексе. В ст. 485 ГК, озаглавленной «Цена товара», по существу,
идет речь о цене договора. В силу названной статьи покупатель
обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором куп-
ли-продажи. Если она (цена) договором не предусмотрена и не
может быть определена исходя из его условий, оплата осуществ-
ляется по цене, определяемой в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК.
В современной мировой практике часто используется такая
оценочная категория, как «разумная цена». Несмотря на то что
Гражданский кодекс прямо не формулирует названное понятие,
из смысла п. 3 ст. 424 можно сделать вывод о его подразумевае-
мом присутствии. Разумная цена — неодиночное явление. Отече-
ственному гражданскому праву известны «разумные сроки»,
«обычное качество» и другие аналогичные категории.
На наш взгляд, появление разумных цен вызвано следующим
обстоятельством. Кодекс допускает возможность заключения ряда
договоров без согласования сторонами условий о цене, которая
при этом является свободной. Во время исполнения такого обяза-
тельства обоснованно возникает вопрос об объеме встречного
предоставления. Очень часто обнаруживается, что контрагенты
имеют разные точки зрения по поводу цены договора и им не
удается самостоятельно устранить возникшие разногласия. В ито-
ге, известный спор передается на рассмотрение в суд. Использо-
вание последним категории разумной цены позволяет найти вы-
ход из сложившейся ситуации. Таким образом, разумная цена
преследует цель оптимально соотнести, с одной стороны, желание
продавца компенсировать свои издержки и получить максималь-
ную прибыль, с другой — стремление покупателя заплатить наи-
меньшую сумму.
В экономической литературе выделяют и прочие виды цен.
Так, в зависимости от места нахождения рынка сбыта цены назы-ваются биржевыми, аукционными, комиссионными, ценами рын-
ка. По способу установления различают твердые, текущие и под-
вижные цены. Перечень видов цен по разным критериям можно
продолжить. Однако в заключение отметим, что вопрос о класси-
фикации (равно о критериях) цен является спорным и требует
особого внимания исследователей этой проблемы.
И. Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности.
Ценообразование — это, в сжатом виде, процесс формирования це-
ны на товары и услуги1
. Причем указанный процесс исследуется
в основном с точки зрения методологии, методики и модели це-
нообразования.
Процесс (от лат. processus — продвижение) — совокупность по-
следовательных действий для достижения какого-либо результата
2
.
В зависимости от форм движения материи различают процессы
физические, химические, биологические, социальные. Будучи
экономической категорией, ценообразование есть объективное
экономическое явление, иначе говоря, совокупность обществен-
ных отношений, связанных с установлением и применением цен
(тарифов) на товары или услуги.
Правовой аспект ценообразования проявляется в следующем.
Право регулирует систему отношений, складывающихся в процес-
се формирования цен. Причем правовое регулирование ценообра-
зования имеет место в отношении и свободных, и установленных
(регулируемых) государством цен. В данной области применяется
совокупность правовых актов, именуемых «законодательство о це-
нах и ценообразовании».
Второе
направление заключается в
императивном, установлении размеров (уровней) цен в виде пра-
вовых предписаний3
. Так, п. 1 ст. 424 ГК гласит: исполнение до-
говора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон,
а в
предусмотренных законом
навливаемые или регулируемые уполномоченными на то государ-
ственными органами.
С этой точки зрения ценообразование есть юридический про-
цесс, в рамках которого можно условно выделить две стадии:
правотворческую и правоприменительную. На первой стадии про-
1
В
экономической литературе
ценообразование как процесс формирования цены (см.: Цены и ценообразо-
вание: Учебник для вузов/Под ред. И. К. Салимжанова. М., 2001. С. 6; Ма-
ренков Н. Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России: Курс
лекций. М., 2000. С. 4: Уткин Э. А. Указ. соч. С. 3).
2
См.:
Большой энциклопедический
хорова. М., 1991. С. 1076.
3
См.:
Запольский С. В.
сти (административно-правовые вопросы). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
Свердловск, 1975. С. 7.
исходят разработка и принятие правовых актов о ценах и ценооб-
разовании, на второй — их применение (реализация). В условиях
рыночной экономики договорная форма ценообразования наибо-
лее адекватно отвечает современным экономическим условиям
развития общества и государства.
Структурно система ценообразования состоит из двух элемен-
тов: объекта и субъектов ценообразования. Объектами ценообразо-
вания
являются продукция производственно-
чения, товары народного потребления, результаты выполненных
работ, услуги. К субъектам ценообразования относятся органы го-
сударственной власти и управления, предприятия и организации
независимо от форм собственности, а также граждане (физиче-
ские лица). В процессе ее (системы) функционирования происхо-
дит взаимодействие между указанными элементами.
В юридической литературе справедливо обращалось внимание
на необходимость разграничения ценообразования как обуслов-
ленного товарной формой производства экономического инсти-
тута и управления ценообразованием. В последнем случае оно
(управление) заключается во властном воздействии государства
в лице его компетентных органов на волеизъявление участников
экономического процесса по поводу определения им цен на реа-
лизуемую
продукцию и оказываемые
. Однако вряд ли
можно сводить управление ценообразованием лишь к государст-
венному управлению. Существуют различные виды управления:
муниципальное, общественное, частное и др. Например, на уров-
не коммерческой
организации также
процессом ценообразования — органическая составная часть сис-
темы управления организации (предприятия) в целом. Оно
(управление ценообразованием) обеспечивается всей системой
управления предприятием.
С позиции теории управления ценообразование можно рас-
сматривать в качестве системы управления, состоящей из двух
элементов:
управляющей и управляемой
ляющей подсистемой (объектом управления) понимается уровень
цен и цена на продукцию и услуги. Субъектами управления явля-
ются органы государственной власти и местного самоуправления,
а также предприятия (организации), обеспечивающие разработку
и реализацию управленческих решений и воздействия на объект
управления на основе информации о его состоянии. Отсюда
в определении понятия ценообразования должны быть отражены
обе названные стороны системы управления в сочетании.
Ценообразование представляет собой регламентированную пра-
вовыми актами деятельность, в рамках которой осуществляется
целенаправленное
воздействие управляющих
1
См.: Запольский С. В. Указ. соч. С. 5.венные отношения между людьми при формировании и примене-
нии цены.
Как вид упорядочивающей деятельности ценообразование
проявляется через функции. Главная функция любого управле-
ния — выработка и принятие решений. Важнейшими функциями
управления являются также контроль, учет и анализ, которые
предшествуют функции принятия решения. Что касается специ-
альных функций ценообразования, то они, как уже отмечалось,
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности