Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
делена путем составления сметы.
Когда работа выполняется в соответствии со сметой, состав-
ленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится ча-
стью
договора подряда с момента
ком. Гражданский кодекс (п. 4 ст. 709) различает приблизитель-
ную и твердую цену работы (смету). При отсутствии других
указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
В частности, подрядчик не вправе требовать увеличения твер-
дой цены, а заказчик ее уменьшения, даже если в момент за-
ключения
договора подряда исключалась
смотреть полный объем подлежащих выполнению работ или
необходимых для этого расходов.
Тарифы — цены на товары особого свойства, именуемые «услу-
ги». Сфера услуг есть отношения, в рамках которых предприятию
или гражданину оказывается услуга; причем услуга как экономи-
ческая категория1
. В этом качестве услуга не является вещью,
равно как купля-продажа остается продажей товара независимо
от наличия в товарном процессе (товарообороте) «элементов» об-
служивания покупателя.
С учетом сферы обслуживания различают тарифы оптовые
(тарифы грузового транспорта, связи, энергии и др.) и розничные
(тарифы на услуги населения). Так, государственное регулирова-
ние тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществля-
ется в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г.
№ 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на элек-
трическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (в ред.
от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ)
2
. Причем тарифы на электриче-
скую и тепловую энергию (мощность) устанавливаются как на
оптовом, так и на розничном (потребительском) рынке.
И, наконец, цены внешнеторговые применяются при осуществ-
лении экспортно-импортных операций. В силу п. 10 Указа Пре-
зидента РФ от 17 сентября 1992 г. № 1089 «О государственном
регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов» (в ред. от
' См.: Шешенин
Е. Д. Классификация
по оказанию услуг // Гражданское право и сфера обслуживания. Межвуз. сб.
науч. тр. Свердловск, 1984. С. 42.
2
СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1316. Далее-Закон о тарифах.
23 июля 2001 г. № 902)' поставка в страны СНГ угля, нефти,
природного газа и продуктов нефтепереработки осуществляется
по внешнеторговым ценам на условиях, предусмотренных двусто-
ронними (многосторонними) межправительственными соглаше-
ниями, но не ниже цен промышленности, действующих на тер-
ритории Российской Федерации.
Используя такой критерий, как территориальная принадлеж-
ность рынка товаров (услуг), цены можно подразделить на мест-
ные, региональные, внутригосударственные (национальные) и ми-
ровые. Формирование и установление свободных местных, регио-
нальных,
внутригосударственных и
соответственно локальному, региональному, общегосударственному
и мировому спросу и предложению.
Размер (уровень) регулируемых (устанавливаемых) местных цен
определяется органами местного самоуправления. Так, в силу ст. 31
Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ)" органы местного
самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на
продукцию предприятий, учреждений и организаций, находящихся
в их собственности. В свою очередь, региональные цены подвер-
жены воздействию со стороны компетентных органов власти кон-
кретных субъектов Федерации и включают регулируемые цены ме-
стных (региональных) рынков. Это достаточно сложный вопрос;
он касается проблемы разграничения нормотворческой компетен-
ции Российской Федерации и ее субъектов.
Внутригосударственным регулируемым (устанавливаемым) це-
нам свойственна «пестрая палитра»; они состоят из цен, регули-
руемых (устанавливаемых) на местных и региональных рынках, с
одной стороны, и цен, подчиненных исключительно федерально-
му законодательству, — с другой. Постановление Правительст-
ва РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению госу-
дарственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 12 июля
2005 г. № 424) содержит перечень продукции производствен-
но-технического назначения, товаров народного потребления
и услуг,
на которые государственное
на внутреннем рынке осуществляют Правительство РФ и феде-
ральные органы исполнительной власти3
. Правда, в последнем пе-
речне названы услуги транспортных, снабженческо-сбытовых
и торговых организаций, по которым органам исполнительной
1
Собрание
актов Президента и
2
СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506. Далее — Закон о местном самоуправлении.
3
Первоначально текст документа опубликован: СЗ РФ. 1995. № 11.
Ст. 997.власти
субъектов Федерации
дарственное регулирование цен и надбавок.
Что касается мировых регулируемых (устанавливаемых) цен,
то пока нет объективных предпосылок говорить о сложившейся
интеграции в рассматриваемой сфере. Законодательство мирового
сообщества еще не достигло уровня императивного регулирования
частных экономических отношений. Однако сейчас можно на-
блюдать
примеры межгосударственного
пример, в силу п. 2 ст. 1 Соглашения от 6 января 1995 г. «О та-
моженном союзе», заключенного между Правительством РФ
и Правительством Республики Беларусь, договаривающиеся Сто-
роны планируют отменить в торговле друг с другом товарами,
происходящими с их территории, таможенные пошлины, налоги
и сборы,
имеющие эквивалентное
ные ограничения. Кроме этого, Стороны будут устанавливать
и применять в отношениях с третьими странами одинаковый тор-
говый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного
регулирования внешней торговли1
.
Размер (уровень) большинства оптовых цен (и на внутригосу-
дарственном, и на мировом рынках) зависит от базисных условий
поставки. Суть этих условий заключается в распределении между
поставщиком и покупателем расходов по транспортировке, стра-
хованию товара и определению момента перехода рисков и пр.
с учетом места (географического пункта), названного в договоре.
Так, если иное не предусмотрено соглашением между его участ-
никами, свободные оптовые цены российского рынка определя-
ются на условиях франко — вагон (судно), станция (порт, при-
стань) отправления или франко — транспортные средства на скла-
де предприятия-поставщика. Использование метода франко (от
итал. franco — свободный) позволяет точно определить расходы
(издержки)
каждого контрагента по
Участники внешнеторговых сделок чаще всего используют ус-
ловия поставки, содержащиеся в Инкотермс, — «международные
правила толкования внешнеторговых терминов и определений»
2
.
Диспозитивность Правил позволяет сторонам внешнеэкономиче-
ского контракта самостоятельно определять объем обязательств
по оплате товаров (продукции) и других сопутствующих расходов,
связанных с транспортировкой, страхованием, уплатой таможен-
ных платежей и т. п. Однако во избежание ошибок в толковании
положений договора и соответственно различного рода недоразу-
мений рекомендуется применять именно Инкотермс. Например,
цена на условиях СИФ (стоимость, страхование и фрахт) четко
1
См.:
Бюллетень международных
2
Инкотермс
2000. Международные правила
терминов и определений / Пер. с англ. Международная торговая палата //
ИПС «КонсультантПлюс».
обозначает, что все расходы по перевозке грузов, оплате таможен-
ных сборов, страхованию принимает на себя продавец до момен-
та пересечения
борта корабля в порту
(франко на борту) передвигает границу таких расходов до момен-
та доставки товаров на борт корабля. Условие ФАС (франко
у борта судна) освобождает продавца от дополнительных расхо-
дов, необходимых после того, как груз доставлен до причала, ука-
занного порта отгрузки.
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности