Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

делена  путем составления сметы.

Когда работа выполняется в соответствии со сметой, состав-

ленной  подрядчиком, смета приобретает  силу и становится ча-

стью  договора подряда с момента подтверждения  ее заказчи-

ком. Гражданский кодекс (п. 4 ст. 709) различает приблизитель-

ную и  твердую цену работы (смету). При  отсутствии других

указаний  в договоре подряда цена работы считается  твердой.

В частности, подрядчик не вправе требовать увеличения твер-

дой цены, а заказчик ее уменьшения, даже если в момент за-

ключения  договора подряда исключалась возможность  преду-

смотреть  полный объем подлежащих выполнению работ или

необходимых для этого расходов.

Тарифы  — цены на товары особого свойства, именуемые «услу-

ги». Сфера  услуг есть отношения, в рамках которых предприятию

или гражданину оказывается услуга; причем услуга как экономи-

ческая  категория1

. В этом  качестве услуга не является  вещью,

равно как купля-продажа остается продажей товара независимо

от наличия  в товарном процессе (товарообороте) «элементов» об-

служивания  покупателя.

С учетом сферы обслуживания различают тарифы оптовые

(тарифы  грузового транспорта, связи, энергии  и др.) и розничные

(тарифы  на услуги населения). Так, государственное  регулирова-

ние тарифов  на электрическую и тепловую энергию осуществля-

ется  в соответствии с Федеральным  законом от 14 апреля 1995 г.

№ 41-ФЗ «О государственном регулировании  тарифов на элек-

трическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (в ред.

от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ)

2

. Причем  тарифы на электриче-

скую  и тепловую энергию (мощность) устанавливаются  как на

оптовом, так и на розничном (потребительском) рынке.

И, наконец, цены внешнеторговые применяются при  осуществ-

лении экспортно-импортных операций. В силу п. 10 Указа Пре-

зидента РФ от 17 сентября 1992 г. № 1089 «О государственном

регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов» (в ред. от

' См.: Шешенин  Е. Д. Классификация гражданско-правовых  обязательств

по оказанию услуг // Гражданское право и сфера обслуживания. Межвуз. сб.

науч. тр. Свердловск, 1984. С. 42.

2

СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1316. Далее-Закон о тарифах.

23 июля 2001 г. № 902)' поставка в страны  СНГ угля, нефти,

природного  газа и продуктов нефтепереработки осуществляется

по внешнеторговым ценам на условиях, предусмотренных двусто-

ронними (многосторонними) межправительственными  соглаше-

ниями, но не ниже цен промышленности, действующих  на тер-

ритории Российской Федерации.

Используя такой критерий, как территориальная  принадлеж-

ность рынка товаров (услуг), цены можно  подразделить на мест-

ные, региональные, внутригосударственные (национальные) и ми-

ровые. Формирование и установление свободных  местных, регио-

нальных, внутригосударственных и мировых  цен подчинено

соответственно локальному, региональному, общегосударственному

и мировому спросу и предложению.

Размер (уровень) регулируемых (устанавливаемых) местных цен

определяется  органами местного самоуправления. Так, в силу ст. 31

Федерального  закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ)" органы местного

самоуправления  осуществляют регулирование цен  и тарифов на

продукцию предприятий, учреждений и организаций, находящихся

в их собственности. В свою очередь, региональные цены подвер-

жены  воздействию со стороны компетентных органов власти кон-

кретных субъектов Федерации и включают регулируемые цены ме-

стных (региональных) рынков. Это достаточно сложный вопрос;

он касается проблемы разграничения нормотворческой компетен-

ции Российской Федерации и ее субъектов.

Внутригосударственным регулируемым (устанавливаемым) це-

нам свойственна  «пестрая палитра»; они состоят из цен, регули-

руемых (устанавливаемых) на местных и региональных рынках, с

одной стороны, и цен, подчиненных исключительно  федерально-

му законодательству, — с другой. Постановление Правительст-

ва РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению госу-

дарственного  регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 12 июля

2005 г.  № 424) содержит перечень продукции  производствен-

но-технического назначения, товаров народного потребления

и услуг, на которые государственное регулирование  цен (тарифов)

на внутреннем рынке осуществляют Правительство  РФ и феде-

ральные органы исполнительной власти3

. Правда, в последнем пе-

речне названы услуги транспортных, снабженческо-сбытовых

и торговых организаций, по которым органам  исполнительной

1

 Собрание  актов Президента и Правительства  РФ. 1992. № 12. № 929.

2

 СЗ  РФ. 1995. № 35. Ст. 3506. Далее — Закон о местном самоуправлении.

3

 Первоначально  текст документа опубликован:  СЗ РФ. 1995. № 11.

Ст. 997.власти субъектов Федерации предоставлено  право вводить госу-

дарственное регулирование цен и надбавок.

Что касается мировых регулируемых (устанавливаемых) цен,

то пока нет объективных предпосылок  говорить о сложившейся

интеграции  в рассматриваемой сфере. Законодательство мирового

сообщества  еще не достигло уровня императивного  регулирования

частных экономических отношений. Однако сейчас можно на-

блюдать примеры межгосударственного регулирования  цен. На-

пример, в силу п. 2 ст. 1 Соглашения от 6 января 1995 г. «О та-

моженном  союзе», заключенного между Правительством РФ

и Правительством Республики Беларусь, договаривающиеся Сто-

роны  планируют отменить в торговле друг с другом товарами,

происходящими с их территории, таможенные пошлины, налоги

и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количествен-

ные ограничения. Кроме этого, Стороны будут устанавливать

и применять  в отношениях с третьими странами одинаковый тор-

говый режим, общие таможенные тарифы и  меры нетарифного

регулирования внешней торговли1

.

Размер (уровень) большинства оптовых цен (и на внутригосу-

дарственном, и на мировом рынках) зависит от базисных условий

поставки. Суть этих условий заключается в распределении между

поставщиком и покупателем расходов по транспортировке, стра-

хованию товара и определению момента  перехода рисков и пр.

с учетом места (географического пункта), названного в договоре.

Так, если иное не предусмотрено соглашением между его участ-

никами, свободные оптовые цены российского  рынка определя-

ются  на условиях франко — вагон (судно), станция (порт, при-

стань) отправления или франко — транспортные средства на скла-

де предприятия-поставщика. Использование метода франко (от

итал. franco — свободный) позволяет точно  определить расходы

(издержки) каждого контрагента по соответствующему  договору.

Участники внешнеторговых сделок чаще всего используют ус-

ловия поставки, содержащиеся в Инкотермс, — «международные

правила толкования внешнеторговых терминов и  определений»

2

.

Диспозитивность Правил позволяет сторонам внешнеэкономиче-

ского контракта самостоятельно определять объем обязательств

по оплате товаров (продукции) и других сопутствующих  расходов,

связанных с транспортировкой, страхованием, уплатой таможен-

ных платежей и т. п. Однако во избежание ошибок в толковании

положений договора и соответственно различного рода недоразу-

мений рекомендуется применять именно Инкотермс. Например,

цена  на условиях СИФ (стоимость, страхование и фрахт) четко

1

 См.: Бюллетень международных договоров. 1995. № 10.

2

 Инкотермс  2000. Международные правила толкования  внешнеторговых

терминов  и определений / Пер. с англ. Международная  торговая палата //

ИПС «КонсультантПлюс».

обозначает, что все расходы по перевозке  грузов, оплате таможен-

ных сборов, страхованию принимает на себя продавец до момен-

та пересечения  борта корабля в порту покупателя. Цена ФОБ

(франко  на борту) передвигает границу  таких расходов до момен-

та доставки товаров на борт корабля. Условие ФАС (франко

у борта  судна) освобождает продавца от дополнительных расхо-

дов, необходимых  после того, как груз доставлен  до причала, ука-

занного порта отгрузки.

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности