Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат

Краткое описание

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-

гогранное явление. В экономической науке существует две основ-

ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-

ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-

тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-

шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-

пателями).

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование предпринимательской.doc

— 504.00 Кб (Скачать)
ustify">Рассмотренная схема развития законодательства о ценах пре-

пятствием принятию общего систематизирующего закона, закре-

пляющего  пределы государственного вмешательства  в процессы

ценообразования. Такой закон позволил бы ликвидировать  мно-

гие противоречия, а также придать логичность и некую завершен-

ность всей системе государственного регулирования  цен.

IV. Публично-правовой  режим осуществления ценообразования.

В рамках настоящего параграфа рассмотрим: понятие, основания

и пределы  государственного регулирования цен; органы ценооб-

разования: понятие, виды и компетенция; административные

санкции за нарушения государственной дисциплины цен.

Понятие, основания и пределы государственного регулирования

цен. Государственное  регулирование цен — одна из форм узако-

ненного вмешательства государства в свободные рыночные отно-

шения. Государственно-правовое регулирование  цен проводится

посредством установления: фиксированных цен  и тарифов; пре-

дельных цен и тарифов; предельных коэффициентов  изменения

цен; предельного  уровня рентабельности. Надо особо указать на

административно-правовую природу государственного регулирова-

ния цен  и ценообразования в России.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении  Россий-

ской  Федерации находятся основы ценовой  политики2

. Однако

в силу ст. 72 Основного закона административное и администра-

тивно-процессуальное законодательство — совместное ведение  Рос-

сийской Федерации и ее субъектов. На основании  этих положе-

ний Конституции  РФ органы государственной власти и  местного

'СЗ  РФ. 1995. № 10. Ст. 859. Далее - Указ № 221.

2

 Политика  цен — это действия органов  государственной власти, местного

самоуправления  и субъектов ценообразования, направленные на осуществле-

ние регулирования  цен в народном хозяйстве, сфере  услуг и контроля за их

соблюдением (см.: Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под

ред. И. К. Салимжанова. С. 238).самоуправления обеспечивают реализацию ценовой политики и

законодательства  о ценах и ценообразовании.

Согласно  ст. 424 ГК (п. 1. ) применение цен (тарифов, расце-

нок, ставок и т. п. ), устанавливаемых или регулируемых уполно-

моченными на то государственными органами, возможно в случа-

ях, предусмотренных  законом. Формулировка ст. 424 указывает  на

особое  значение федеральных законов, которые  призваны играть

роль  ограничения публичного вмешательства  в частноправовые

отношения в сфере ценообразования. При этом на законодателя

возлагается огромная ответственность по определению  степени

глубины (границы) такого вмешательства.

Итак, государственное  регулирование цен — одна из форм госу-

дарственного  вмешательства в сферу ценообразования в виде пра-

вовых запретов и ограничений. Такое регулирование (установле-

ние) цен  нельзя рассматривать в качестве одного из примеров

произвольного вмешательства государства в  частные дела. Соглас-

но ст. 424 ГК применение цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.),

устанавливаемых или регулируемых уполномоченными  на то госу-

дарственными  органами, возможно в случаях, предусмотренных

законом. Формулировка ст. 424 указывает на особое значение фе-

деральных законов, которые призваны играть роль ограничения

публичного  вмешательства в частноправовые отношения. На за-

конодателя  возлагается огромная ответственность  по определению

степени глубины (границы) такого вмешательства.

С этих позиций Указ № 221 не умаляет прав и законных ин-

тересов участников гражданского оборота. Он лишь систематизи-

рует  весь нормативно-правовой блок, посвященный  регулирова-

нию цен, и определяет стратегию дальнейшей политики в этой

области. Согласно п. 1 Указа № 221 последующее  государствен-

ное регулирование  цен будет производиться в основном только

на продукцию  естественных монополий. Перечень подобных ор-

ганизаций определяется Правительством РФ. Регулируемые цены

применяются на внутреннем рынке России всеми  организациями

независимо  от их организационно-правовых форм и  форм собст-

венности, если иное не установлено законодательством. Указ

№ 221 предусматривает  также дотирование хозяйствующих  субъ-

ектов, цены (тарифы) на продукцию, товары и  услуги которых

подвергнутся  регулированию федеральными органами исполни-

тельной власти.

В перечень продукции (товаров) и услуг, государственное ре-

гулирование цен (тарифов) на которые осуществляется Прави-

тельством РФ и федеральными органами исполнительной власти,

входят, в частности: продукция ядерно-топливного цикла; элек-

троэнергия  и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Фе-

деральной энергетической комиссией; транспортировка  нефти

и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; продукция

оборонного  назначения; алмазное сырье, драгоценные  камни;

протезно-ортопедические изделия; перевозки грузов, погрузоч-

но-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте и др.

Постановлением  Правительства РФ № 239 определен  пере-

чень  продукции, товаров и услуг, государственное  регулирование

цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке Российской

Федерации осуществляется органами исполнительной власти

субъектов Федерации. Данный перечень включает: газ природ-

ный, реализуемый  населению и жилищно-строительным коопера-

тивам; газ сжиженный, реализуемый населению  для бытовых

нужд (кроме  газа для заправки автотранспортных средств); элек-

троэнергия  и теплоэнергия, тарифы на которые  регулируются ре-

гиональными энергетическими комиссиями; топливо  твердое, то-

пливо печное бытовое и керосин, реализуемые  населению; пере-

возки пассажиров и багажа всеми видами общественного

транспорта  в городском, включая метрополитен, и пригородном

сообщении (кроме железнодорожного транспорта) и др.

Заметно повышается необходимость государственного регули-

рования цен монополий. Монополия заменяет собой конкурен-

цию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулиро-

вать  на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу

в целом. Своей способностью регулировать общий  объем предло-

жения монополисты могут искусственно ограничивать объем про-

дукции  и тем самым получать за нее более высокие цены, а

очень часто и устойчивую экономическую  прибыль. Эти цены

и прибыли, превышающие конкурентные, прямо  противоречат

интересам потребителей. Поэтому в данной сфере  государствен-

ного  регулирования цен (тарифов) применяются  следующие мето-

ды: установление фиксированных цен (тарифов) на продукцию

(услуги); установление предельного уровня  цен и предельных над-

бавок (коэффициентов цен); установление предельного  уровня

рентабельности  и размеров торговых надбавок; декларирование

(согласование) цен и тарифов в органах ценообразования при

формировании  свободных цен и тарифов предприятиями-монопо-

листами1

. Причем  в ряде регионов (субъектов Федерации)  страны

были  приняты специальные правовые акты, направленные на не-

допущение необоснованного повышения цен на продукцию (услу-

ги) предприятий, занимающих доминирующее положение  на ме-

стном рынке.

Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется

и в  промышленно развитых странах. Так, Франция является од-

ной из немногих стран, где долгое время существовал жесткий

режим государственного регулирования цен. На протяжении со-

рокалетнего периода (1947—1986 гг.) государственное  регулирова-

1

 См.: Яковлев Н. Я. Цены и ценообразование:  Учебное пособие. С. 82.ние представляло  собой составную часть политики «дирижизма»

(государственное  регулирование экономики), который  сохранился

до настоящего времени. Соотношение между регулируемыми

и свободными ценами на товары (услуги) таково: 20% пен  регу-

лируется  государством, а остальные 80% находятся в режиме сво-

бодного ценообразования. Государственное  регулирование цен

действует в основном на продукцию предприятий-монополистов

1

.

Система государственных органов регулирования  цен. В совре-

менной  России политика цен на федеральном  уровне осуществля-

ется  прежде всего Правительством РФ и  федеральными органами

исполнительной  власти.

Правительство РФ (орган общей компетенции) в  соответствии

с Федеральным  конституционным законом от 17 декабря 1997 г.

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности