Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:15, реферат
Понятие и виды конкуренции. Конкуренция — сложное и мно-
гогранное явление. В экономической науке существует две основ-
ные теории на сущность конкуренции: согласно первой конкурен-
ция есть результат (состояние), согласно второй — процесс и ме-
тод'. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отно-
шений между взаимосвязанными элементами (продавцами и поку-
пателями).
пятствием принятию общего систематизирующего закона, закре-
пляющего пределы государственного вмешательства в процессы
ценообразования. Такой закон позволил бы ликвидировать мно-
гие противоречия, а также придать логичность и некую завершен-
ность всей системе государственного регулирования цен.
IV. Публично-правовой
режим осуществления
В рамках настоящего параграфа рассмотрим: понятие, основания
и пределы государственного регулирования цен; органы ценооб-
разования: понятие, виды и компетенция; административные
санкции
за нарушения государственной
Понятие,
основания и пределы
цен. Государственное регулирование цен — одна из форм узако-
ненного вмешательства государства в свободные рыночные отно-
шения. Государственно-правовое регулирование цен проводится
посредством установления: фиксированных цен и тарифов; пре-
дельных цен и тарифов; предельных коэффициентов изменения
цен; предельного уровня рентабельности. Надо особо указать на
административно-правовую природу государственного регулирова-
ния цен и ценообразования в России.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Россий-
ской Федерации находятся основы ценовой политики2
. Однако
в силу ст. 72 Основного закона административное и администра-
тивно-процессуальное законодательство — совместное ведение Рос-
сийской Федерации и ее субъектов. На основании этих положе-
ний Конституции РФ органы государственной власти и местного
'СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 859. Далее - Указ № 221.
2
Политика цен — это действия органов государственной власти, местного
самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществле-
ние регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их
соблюдением (см.: Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под
ред. И. К. Салимжанова. С. 238).самоуправления обеспечивают реализацию ценовой политики и
законодательства о ценах и ценообразовании.
Согласно ст. 424 ГК (п. 1. ) применение цен (тарифов, расце-
нок, ставок
и т. п. ), устанавливаемых или
моченными на то государственными органами, возможно в случа-
ях, предусмотренных законом. Формулировка ст. 424 указывает на
особое значение федеральных законов, которые призваны играть
роль ограничения публичного вмешательства в частноправовые
отношения в сфере ценообразования. При этом на законодателя
возлагается огромная ответственность по определению степени
глубины (границы) такого вмешательства.
Итак, государственное регулирование цен — одна из форм госу-
дарственного
вмешательства в сферу
вовых запретов и ограничений. Такое регулирование (установле-
ние) цен нельзя рассматривать в качестве одного из примеров
произвольного вмешательства государства в частные дела. Соглас-
но ст. 424 ГК применение цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.),
устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то госу-
дарственными органами, возможно в случаях, предусмотренных
законом. Формулировка ст. 424 указывает на особое значение фе-
деральных законов, которые призваны играть роль ограничения
публичного вмешательства в частноправовые отношения. На за-
конодателя возлагается огромная ответственность по определению
степени глубины (границы) такого вмешательства.
С этих позиций Указ № 221 не умаляет прав и законных ин-
тересов участников гражданского оборота. Он лишь систематизи-
рует весь нормативно-правовой блок, посвященный регулирова-
нию цен, и определяет стратегию дальнейшей политики в этой
области. Согласно п. 1 Указа № 221 последующее государствен-
ное регулирование цен будет производиться в основном только
на продукцию естественных монополий. Перечень подобных ор-
ганизаций определяется Правительством РФ. Регулируемые цены
применяются на внутреннем рынке России всеми организациями
независимо от их организационно-правовых форм и форм собст-
венности, если иное не установлено законодательством. Указ
№ 221 предусматривает
также дотирование
ектов, цены (тарифы) на продукцию, товары и услуги которых
подвергнутся регулированию федеральными органами исполни-
тельной власти.
В перечень продукции (товаров) и услуг, государственное ре-
гулирование цен (тарифов) на которые осуществляется Прави-
тельством РФ и федеральными органами исполнительной власти,
входят, в частности: продукция ядерно-топливного цикла; элек-
троэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Фе-
деральной энергетической комиссией; транспортировка нефти
и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; продукция
оборонного назначения; алмазное сырье, драгоценные камни;
протезно-ортопедические изделия; перевозки грузов, погрузоч-
но-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте и др.
Постановлением Правительства РФ № 239 определен пере-
чень продукции, товаров и услуг, государственное регулирование
цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке Российской
Федерации осуществляется органами исполнительной власти
субъектов Федерации. Данный перечень включает: газ природ-
ный, реализуемый
населению и жилищно-
тивам; газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых
нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств); элек-
троэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются ре-
гиональными энергетическими комиссиями; топливо твердое, то-
пливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; пере-
возки пассажиров и багажа всеми видами общественного
транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном
сообщении (кроме железнодорожного транспорта) и др.
Заметно повышается необходимость государственного регули-
рования цен монополий. Монополия заменяет собой конкурен-
цию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулиро-
вать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу
в целом. Своей способностью регулировать общий объем предло-
жения монополисты могут искусственно ограничивать объем про-
дукции и тем самым получать за нее более высокие цены, а
очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Эти цены
и прибыли, превышающие конкурентные, прямо противоречат
интересам потребителей. Поэтому в данной сфере государствен-
ного регулирования цен (тарифов) применяются следующие мето-
ды: установление фиксированных цен (тарифов) на продукцию
(услуги);
установление предельного
бавок (коэффициентов цен); установление предельного уровня
рентабельности и размеров торговых надбавок; декларирование
(согласование) цен и тарифов в органах ценообразования при
формировании
свободных цен и тарифов
листами1
. Причем в ряде регионов (субъектов Федерации) страны
были приняты специальные правовые акты, направленные на не-
допущение необоснованного повышения цен на продукцию (услу-
ги) предприятий, занимающих доминирующее положение на ме-
стном рынке.
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется
и в промышленно развитых странах. Так, Франция является од-
ной из немногих стран, где долгое время существовал жесткий
режим государственного регулирования цен. На протяжении со-
рокалетнего периода (1947—1986 гг.) государственное регулирова-
1
См.:
Яковлев Н. Я. Цены и
(государственное регулирование экономики), который сохранился
до настоящего
времени. Соотношение между
и свободными ценами на товары (услуги) таково: 20% пен регу-
лируется государством, а остальные 80% находятся в режиме сво-
бодного ценообразования. Государственное регулирование цен
действует
в основном на продукцию предприятий-
1
.
Система
государственных органов
менной России политика цен на федеральном уровне осуществля-
ется прежде всего Правительством РФ и федеральными органами
исполнительной власти.
Правительство РФ (орган общей компетенции) в соответствии
с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г.
Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности