Стратегии ценообразования в условиях олигополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:34, реферат

Краткое описание

Разработка новых перспективных стратегий ценообразования становится в наше время все более актуальной. Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующие фирмы серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли. Принимая во внимание тот факт, что российский рынок являет собой яркий пример олигополии, исследование методов, моделей и стратегий рыночного ценообразования становится на сегодняшний день довольно актуальной проблемой, решение которой не терпит отлагательства.

Оглавление

Введение
3
1. Ценообразование в рыночной экономике
4-10
1.1. Цена, ее функции
4-6
1.2. Виды цен
6-10
2. Олигополия как модель рынка
11-20
2.1. Основные черты олигопольного рынка
11-13
2.2. Модели олигополистического ценообразования
13-20
3. Стратегии ценообразования при олигополии
21-25
Заключение
26
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

смп.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

Считаю важным отметить и то, что между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как целенаправленной, так и противоречивой. Например, стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, способствует наращиванию товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и иную роль (при ее снижении), что ведет к сокращению предложения товаров. А это в свою очередь приводит к соответствию спроса и предложения когда последнее превышает спрос.

Распределительная функция цены действует совместно  с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствует переливу капитала в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.

Учетная функция  цены зачастую вступает в противоречие со всеми прочими функциями, т.к. в рыночных условия цены зачастую отклоняются от издержек производства и реализации.

Сделаем вывод: взаимосвязи между различными функциями цен должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.

 

Виды цен

Все действующие  в экономике цены взаимосвязаны  и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под воздействие множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков цен, взаимозависимых и взаимодействующих. А блоки цен в свою очередь состоят из более мелких блоков или подблоков.

В основе взаимосвязи  всех цен лежит принцип сообщающихся сосудов. Изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передастся по цепочке во все другие блоки (например, изменение цен на энергоносители).

Взаимосвязь и  взаимозависимость цен входящих в одну систему обусловлена, в  основном, двумя важными обстоятельствами.

  1. Все цены базируются на единой методологической основе – на основных экономических законах: спроса и предложения, а также стоимости.
  2. Все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны.

Вместе с  тем взаимосвязь и взаимозависимость  цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные виды товаров внутри этих блоков.

В зависимости  от ряда экономических признаков  все цены классифицируются по видам и подвидам.

Прежде всего, цены классифицируются в зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики следующим образом:

  1. оптовые цены;
  2. цены на строительную продукцию;
  3. закупочные цены;
  4. тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  5. розничные цены;
  6. тарифы и платные услуги, оказываемые населению;
  7. цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;
  8. надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.

Рассмотрим  более подробно каждый вид цен  в данной классификации.

Оптовые цены. Это  цены, по которым реализуется и  закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота (другое определение – цена товара, продаваемого крупными партиями).

В свою очередь  оптовые цены подразделяются на два  подвида:

  1. оптовые цены предприятия;
  2. оптовые (отпускные) цены промышленности.

Дадим определение оптовым ценам предприятия – это цены, производителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям – другим предприятиям и фирмам, а также сбытовым и оптовым органом. Эти цены призваны обеспечивать дальнейшую хозяйственную деятельность предприятия или организации, иными словами, реализую свою продукцию предприятия должны возместить свои издержки производства и реализации, плюс получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Также на основе оптовых цен предприятия производится анализ и расчеты стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Оптовая цена обращена к производству и тесно связана с ним.

Разновидностью  оптовой цены предприятия является трансфертная цена. Это внутрифирменная цена, применяемая в сделках, расчетах между отдельными подразделениями, филиалами корпораций, как правило, конфиденциально. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и по услугам, в том числе управленческим платежам и процентам за кредит. Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем снижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерним предприятиям, можно существенно повысить конкурентоспособность данного предприятия по сравнению с другими фирмами.   

Использование трансфертных цен за последние годы получают все большее распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится важным элементом международной торговли. И пониженные цены иногда применяются также для уменьшения таможенных пошлин, однако, это противоречит антимонопольному законодательству.

Оптовые цены промышленности – цены, по которым организации  и предприятия-потребители оплачивают продукцию сбыта (оптовым организациям). Они применяются во многих отраслях экономики.

Если оптовые  цены предприятия тяготеют к производству, то оптовые цены промышленности теснее связаны непосредственно с оптовой торговлей.

Разновидностью  оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых скидок). Цена, определяемая путем добавления к биржевой котировке надбавки или вычитание скидки в зависимости от места поставки, других условий, предусмотренных биржевыми правилами, отклонение от биржевого стандарта.

Закупочные  цены – это цены (оптовые), по которым  реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. Существует и другое определение – это цена, по которой государство осуществляет приобретение сельскохозяйственной продукции, других видов товаров у производителей для производительных нужд, в целях поддержания сельскохозяйственного производства. На практике закупочные цены для хозяйств, трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по розничным каналам реализации (заготовительными организациями, на рынке и другими).

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства  оценивается по трем видам цен.

  1. Смежная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта.
  2. Прейскурантная цена, – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за один квадратный метр жилой площади, за один квадратный метр полезной площади и т.д.). Другое определение – цена на продукцию, товары, услуги, зафиксированная в прейскуранте.
  3. Договорная цена – цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками.

Считаю возможным  заявить, что данный вид цен на строительную продукцию с развитием рынка и рыночных отношений должен иметь довольно высокие темпы развития.

Тарифы грузового  и пассажирского транспорта. Данный вид цен представляет собой плату за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей или получателей груза, также с населения.

Розничные цены. Это цены, по которым товары реализуются  в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, причем товар продается в личное потребление в малых или единичных количествах. Разновидностями розничной цены являются:

  • коммерческая цена – свободная (рыночная) цена, которая применяется по товарам, свободно-продаваемым в коммерческих магазинах при наличии государственной цены на такие же изделия или услуги, распределяемые централизовано;
  • аукционная цена – цена товара проданного на аукционе, причем это будет максимальная цена, предложенная за данный товар на аукционных торгах. Тот факт, что аукционная цена может отличаться (и как правило, отличается) от рыночной. Объясняется тем, что она отражает уникальное или редкие свойства и признаки товара, и, в значительной степени, зависит от мастерства лица ведущего аукцион.

Цены классифицируются в зависимости от территории действия. При этом различают:

    1. цена, единые по стране или поясные;
    2. цены региональные (зональные, местные).

Единые, или  поясные цены могут устанавливаться  только на базовые виды продукции, цены на которые уже фиксированы или регулируются государственными органами (энергоносители, электроэнергия и некоторые другие).

Региональные  цены могут быть как оптовыми, так розничными. Они устанавливаются предприятиями-изготовителями, органами местного ценообразования. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. К этому виду цен можно отнести большинство жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению.

Рассмотрим  классификацию цен в зависимости  от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов. Т.к. цена, кроме издержек производства включает также издержки обращения и, в частности, расходы по транспортировке товаров до потребителя, то и географический фактор играет значительную роль в формировании цены. В зависимости от этого экономического признака различают:

  1. Цена ФОБ в месте производства. Установление такой цены на товары означает, что товар передается перевозчику на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к заказчику, который оплачивает все расходы по транспортировке от места нахождения завода к месту назначения. Сторонники установления цен ФОБ в месте происхождения товара считают этот метод самым справедливым приемом оценки транспортных расходов, поскольку каждый заказчик платит сам за себя.
  2. Установление единых цен с включением в них расходов по доставке. Данный метод является полной противоположностью метода ФОБ в месте происхождения товара. В данном случае фирма взимает единую цену с включением в нее одних и тех же транспортных расходов. Сумма транспортных расходов рассчитывается как средняя стоимость всех возможных перевозок. К выгодам данного метода можно отнести относительную простоту применения и возможность установить единую цену в общенациональном масштабе.
  3. Зональные цены. Данный  вид цен представляет собой нечто среднее между единой ценой и ценой ФОБ. Фирма выделяет две или несколько зон. Все заказчики, находящиеся в границах отдельной зоны платят одну и туже суммарную цену,  которая становится выше по мере удаленности зоны. Благодаря этому покупатели в границах каждой отдельной ценовой зоны не получают никаких ценовых преимуществ друг перед другом.
  4. Установление цен применительно к базисному пункту. Такие цены позволяют продавцу выбрать тот или иной город  в качестве базисного и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме равной стоимости доставки из этого пункта независимо оттого, откуда происходит отгрузка. Если все продавцы выберут в качестве базисного пункта один и тот же город, цена с включением расходов по доставке окажется одинаковой для всех клиентов и ценовая конкуренция будет утрачена. Для достижения большей гибкости многие фирмы сегодня выбирают сегодня несколько базисных городов. В этом случае транспортные расходы исчисляются от ближайшего к заказчику базисного пункта.
  5. Установление цен с принятием на себя расходов по доставке. В этом случае, чтобы обеспечить поступление заказов, продавец частично или полностью берет на себя расходы по доставке товара. Это применяется в том случае, если продавец надеется, что, расширив объем производства, он тем самым сможет с лихвой покрыть дополнительные издержки. Этим методом установления цен (этим видом цен) пользуются с целью проникнуть на новые рынки, а также для удержания своего положения на рынке с обостряющейся конкуренцией.

При переходе к  рынку появляется такой классификационный  признак как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. По данному признаку можно выделить следующие виды цен:

  1. Свободные цены. Это цены, свободно складывающиеся на рынке под влиянием конъюнктуры независимо от какого-либо влияния государственных органов, однако государство все же может воздействовать на них (их уровень), но только путем влияния на саму конъюнктуру рынка. Но в тоже время при формировании свободных цен, начальные цены в любом случае определяет производитель продукции, а не продавец. А размер торговой (сбытовой) надбавки строго регламентирован, что позволяет сдерживать необоснованный рост цен.
  2. Регулируемые цены. Это цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, но испытывающие определенное воздействие государственных органов, пользующихся либо методами их прямого ограничения их роста или снижения, либо путем регламентации, либо каким-нибудь другим методом. Необходимость данного вида цен обусловлена тем, чтобы иметь возможность контролировать систему, «не привязанную» к каким-либо ценам на базовые виды продукции, которые, как правило, стремятся уходить от намеченных уровней (чаще в сторону повышения). Это такие товары как: хлеб, уголь, электричество и другие.
  3. Фиксируемые цены. Эти цены прямо устанавливаются государством в лице органов власти и управления.

В переходный период к рыночной экономике преимущественно  действуют два вида цен: свободные и регулируемые. При этом их удельный вес в общей массе цен на производимые и реализуемые товары меняется. Важно отметить, что полный переход к свободным ценам осуществить нельзя, т.к. подобное ценообразование идеально может происходить лишь на тех рынках, где протекают экономические процессы, наиболее полно отвечающие экономическим интересам общества.

Еще одним из видов цен является престижная цена. Это цена, которая устанавливается на изделия очень высокого качества известной фирмы и обладает уникальными свойствами. Данный вид цен рассчитан на покупателя, более обеспокоенного качеством предлагаемого товара, чем его ценой.

На товары, реализуемые  на рынке относительно продолжительное время, существуют следующие виды цен.

  1. Скользящая цена. Цена, устанавливаемая почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижающаяся по мере насыщения рынка (особенно оптовая). Данный вид цен характерен для товаров и услуг массового пользования. Однако такой вид цен связан обратной зависимостью с объемом производства, и для установки такого вида цен необходимо: а) помешать появлению конкурентов; б) повышать качество товара; в) снижать издержки производства.
  2. Долговременная цена. Это цена товары массового спроса, неподверженная изменению в длительное время. Однако в зависимости от конъюнктуры рынка могут вноситься изменения в изделия (уменьшатся их вес или размер, незначительно снижаться качество товара) при сохранении цены.
  3. Цены потребительского сегмента рынка устанавливаются на примерно одни и те же виды товаров и услуг, реализуемых различными социальными группами населения с неодинаковым уровнем дохода (например, на авиа билеты, легковые автомобили). Проблема состоит в том, чтобы установить правильное соотношение цен на различные товары и услуги.
  4. Гибкая цена – цена, которая быстро реагирует на изменение соотношения спроса и предложения на рынке. Применяется, если возможны сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие сроки. Ее использование будет эффективным, если существует не большое число уровней управленческой иерархии, т.е. когда права по принятию решений по ценам делегированы самому нижнему уровню управления.
  5. Преимущественная цена. Это цена, устанавливаемая фирмой занимающей доминирующее положение в отрасли (70-80% - доля рынка) и являющиеся до определенной степени пониженной с целью – препятствовать появлению на рынке новых конкурентов.
  6. Цены на изделия, снятые с производства, выпуск которых прекращен. Это не распродажа по сниженным ценам, а ориентация на строго ограниченный круг покупателей, нуждающихся именно в этих товарах. В таком случае выше, чем на обычные товары (запчасти для автомобилей).
  7. Цена, устанавливаемая ниже, чем у большинства предприятий. Данный вид цен характерен для товаров комплементов, реализуемых другими фирмами по обычной цене. Данный вид цен применяется как реклама.
  8. Договорная цена. Это цена, по которой покупателю предлагаются определенные скидки по сравнению с обычной ценой. У покупателя создается иллюзия получения значительной выгоды для себя в случае приобретения товара в большем количестве, чем ему необходимо (например, при покупке двух кассет – третья бесплатно), но на самом деле основную выгоду получает продавец, т.к. у него увеличивается товарооборот и растет прибыль.

Информация о работе Стратегии ценообразования в условиях олигополии