Ценообразование в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования выявить основные задачи государства по регулированию цен в условиях рыночной экономики и определить влияние ценовой политики на ценообразование различных категорий товаров.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты формирования цены в условиях рыночной экономики…………………………………………………………5

1.1.Понятие, сущность, функции цены в условиях рыночной экономики………………………………………………………………....……….5

1.2. Принципы ценообразования………………………….………..9

1.3. Методология ценообразования…………….………………….10

1.4. Виды цен……………………………………………………….13

1.5. Факторы, влияющие на процесс ценообразования...……......15

ГЛАВА 2. Анализ динамики цен в условиях рыночной экономики Российской Федерации……………………………………………………….19

2.1. Формирование динамики цен на продукцию отраслей - естественных монополий…………………………………………………….19

2.2. Формирование динамики цен
на продовольственном рынке………………………………………………...21

2.3. Формирование динамики цен на другие виды товаров…...…23

2.4 Проблемы ценообразования в условиях рыночной экономики……………………………………………………………………..24

ГЛАВА 3. Государственное регулирование ценообразования в условиях рыночной экономики………………………………………………………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 110.81 Кб (Скачать)

  МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» 

  КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 

    
 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА

  По  курсу «Экономическая теория

  На  тему: «Ценообразование в условиях рынка» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнил  студент 2 курса

  Экономического  факультета

  Группа 521         

                                                                                      Е.Е.Тимофеева

   

  Зарегистрировано  на кафедре

  ________________       _____

                        дата                                       № 
 
 
 
 

  Ижевск 2011

  СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты формирования цены в условиях рыночной экономики…………………………………………………………5

                 1.1.Понятие, сущность, функции цены в условиях рыночной экономики………………………………………………………………....……….5

                 1.2. Принципы ценообразования………………………….………..9

             1.3.  Методология ценообразования…………….………………….10

           1.4.   Виды цен……………………………………………………….13

              1.5.   Факторы, влияющие на процесс ценообразования...……......15

ГЛАВА 2. Анализ динамики цен в условиях рыночной экономики Российской Федерации……………………………………………………….19

               2.1. Формирование динамики цен на продукцию отраслей - естественных монополий…………………………………………………….19

               2.2. Формирование динамики цен

на продовольственном  рынке………………………………………………...21

               2.3. Формирование динамики цен на другие виды товаров…...…23

               2.4 Проблемы ценообразования в условиях рыночной экономики……………………………………………………………………..24

ГЛАВА   3. Государственное регулирование ценообразования в условиях рыночной экономики………………………………………………………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ 

  Цена - важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны, что приобрело особенное значение в условиях рынка. Цена - это один из четырех важнейших покупательских мотивов в выборе товаров длительного пользования. Информация о ценообразовании и ценах конкурирующих фирм представляет собой стратегический интерес. Многие компании изучают цены, сложившиеся на рынке, в целях информационного обеспечения конкурентной борьбы, реализации возможности повышения рентабельности, определения своей ценовой ниши. Даже в условиях слабо насыщенного рынка и недостаточно интенсивной конкуренции изучение цен - объективная необходимость, особенно с учетом низкого уровня жизни значительной части населения нашей страны (и вследствие этого его особого отношения к ценам).

  Теория  стоимости и в настоящее время  не потеряла актуальности, не только оставаясь  одним из вопросов теоретической  экономики, но и имея большую практическую значимость. Все современные модели ценообразования, используемые фирмами  в рыночной экономике, восходят к  проблеме общественно необходимых  затрат труда и их общественной полезности.

  Ценообразование оказывает огромное влияние на результаты финансово-экономической деятельности рыночной экономики. Особенно усилилась  роль цен в последнее время  в связи с переходом к рыночным условиям функционирования. Мировой  опыт ценообразования и ценовых  взаимоотношений в России плохо  освоен и применяется недостаточно эффективно. Необходимо более глубокое изучение теоретических вопросов ценового механизма, требуются конкретные меры по его совершенствованию. Необоснованное использование ценового механизма, отказ от управления и планирования цен, ошибки в ценовой политике отрицательно повлияли на российскую рыночную экономику. В связи с этим произошло падение  темпов экономического роста. В рыночных условиях хозяйствования проблемы формирования цен являются весьма важными и  сложными. Сложность обусловлена  многообразием теоретических подходов к ценообразованию в методологическом ракурсе.

  Цель  исследования выявить основные задачи государства по регулированию цен в условиях рыночной экономики и определить влияние ценовой политики на ценообразование различных категорий товаров.

  В условиях допереходного периода к рынку проблемы ценообразования широко разрабатывались многими видными учеными-экономистами как в целом, так и в разрезе отраслей и регионов, (В.В.Новожилов, С.С.Шаталин, В.Р.Боев, Э.А.Сагайдак, Н.А.Борхунов, Л.И.Холод и др) . Зарубежная экономическая литература по проблемам теории цен и ценообразования довольно обширна. Можно выделить работы Маршалла К., Леонтьева В., Самуэльсона П., Макконела и Стенли Брю, Фишера и др.

  Для реализации темы необходимо решить следующие  задачи:

  1. Рассмотреть понятия цены, ценообразования, рыночной цены.

  2. Рассмотреть сущность и основные функции цены.

  3. Изучить методологию ценообразования, изучить основные виды цен и факторы ценообразования.

  5. Проанализировать формирование динамики цен на продукцию отраслей -естественных монополий и топливно - энергетических ресурсов.

  6. Проанализировать формирование динамики цен на продовольственном рынке.

  7. Выявить проблемы ценообразования в  условиях рыночной экономики.

  8. Рассмотреть какую ценовую политику  должно проводить государство  и основные задачи по регулированию  цен. 

  Объектом  исследования является взаимосвязи и взаимозависимости цен и тарифов различных видов возникающих как на различных стадиях воспроизводственного процесса, так и в процессе реализации товаров и услуг; сферы государственного воздействия на процессы ценообразования возможности влияния государства на уровень и динамику цен и тарифов.

  Методы  исследования:

  1.Монографический  метод.

  2.Абстрактно- логический.

  3.Экономико-статистический. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 
 

    1.1 Понятие, сущность, функции цены в условиях рыночной экономики 

  Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь  это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению  и использованию ВВП и национального  дохода.(6.c.4).

        Появление товарных, а затем металлических и бумажных денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец и покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования являются производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара. При втором - в основу установления цены лежит конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.

         Сторонниками первого подхода были такие известные экономисты, как Адам Смит, Давид Риккардо. Ими были заложены основы так называемых трудовых теорий цены. Последовательным сторонником таких теорий являлся и К. Маркс. Он ввел понятие общественно полезных затрат труда, соответствующих средним условиям и квалификации. При таком подходе производственный труд лишен конкретных особенностей. Его принято называть «абстрактным трудом». Общественно полезные затраты труда на производство товара образуют его стоимость. Согласно этим теориям цена товара есть денежное выражение его стоимости.

       С точки зрения потребителя цена товара есть сумма денег, которую он способен уплатить продавцу в конкретных рыночных условиях. Данная концепция лежит в основе всех нетрудовых теорий цены. При таком понимании в цене отражается положение товара на рынке, а именно нужда в этом товаре, потребность в нем. Чем выше потребительские достоинства товара, тем большую цену готов заплатить покупатель.

      «Современные теории рассматривают цену как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов: спроса, потребительского выбора, предложения».(7.c.24).

  И так, дадим определение понятиям цены, рыночной цены и ценообразования.

  «Ценаденежное выражение стоимости товара - продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар».(4. c.4).

  Рыночная  цена – это цена согласованная продавцом и покупателем.

  В условиях рыночной экономики значение цены определяет структуру и объем  производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу  прибыли, рентабельность продукции  и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества.

  «Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги.

  Основные  этапы включают процесс ценообразования, который следует начинать с постановки целей и задач, которые фирма  считает наиболее важными. Если четко  определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Так как каждое предприятие  имеет индивидуальные особенности, то и цели у них будут разными». (3.с.8).

  Наиболее  значимыми целями ценообразования  являются обеспечение выживаемости, максимизация прибыли и удержание  рынка.

  Ценообразование, является активной частью всего ценового механизма. Оно предопределяет величину цены. Но люди не видят сам процесс  ценообразования, так как  он скрыт, они видят только результат, т.е. цену.

  Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике.

  1.Функция учета и изменения затрат общественного труда. Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг, исходя из затрат труда. Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель - в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.

Информация о работе Ценообразование в условиях рынка