Ценообразование в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования выявить основные задачи государства по регулированию цен в условиях рыночной экономики и определить влияние ценовой политики на ценообразование различных категорий товаров.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты формирования цены в условиях рыночной экономики…………………………………………………………5

1.1.Понятие, сущность, функции цены в условиях рыночной экономики………………………………………………………………....……….5

1.2. Принципы ценообразования………………………….………..9

1.3. Методология ценообразования…………….………………….10

1.4. Виды цен……………………………………………………….13

1.5. Факторы, влияющие на процесс ценообразования...……......15

ГЛАВА 2. Анализ динамики цен в условиях рыночной экономики Российской Федерации……………………………………………………….19

2.1. Формирование динамики цен на продукцию отраслей - естественных монополий…………………………………………………….19

2.2. Формирование динамики цен
на продовольственном рынке………………………………………………...21

2.3. Формирование динамики цен на другие виды товаров…...…23

2.4 Проблемы ценообразования в условиях рыночной экономики……………………………………………………………………..24

ГЛАВА 3. Государственное регулирование ценообразования в условиях рыночной экономики………………………………………………………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 110.81 Кб (Скачать)

  Независимо  от того, насколько «обоснованы» эти  фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие  нарушения получили название «горизонтальное  фиксирование цен».

  Во  избежание подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели  не должны: консультироваться или  обмениваться информацией с конкурентами о ценах, скидках, условиях реализации и кредита; подвергать обсуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами о  временном сокращении производства с целью поддержания высоких  цен.

  Нарушением, преследуемым законом, является также  «вертикальное фиксирование цен». Оно  проявляется в том, что производители  или оптовая торговля требуют  продажи своего товара по конкретным ценам, контролируя  таким образом розничные цены. Государство также запрещает и ценовую дискриминацию, если она приносит ущерб конкуренции. Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свой товар разным покупателям – участникам каналов сбыта на одних и тех же условиях.

      3. Издержки по производству и реализации продукции

  Основу  цены изделия составляют издержки, связанный с его производством  и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цены. В состав издержек входят затраты  как зависящие (уровень использования  сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность труда), так и независящие (транспортные тарифы, стоимость сырья, материалов, сырья) от деятельности предприятия.

  4. Ценовая конкуренция

  Конкуренция подталкивает фирмы к совершенствованию  своей продукции, детальному обоснованию  цены на нее. При этом фирма может  ориентироваться или на рынок продавца или на рынок покупателя. На рынке продавца доминирующее положение занимает продавец – производитель товара. В этих условиях фирме легче функционировать, поскольку ее продукция находиться вне конкуренции. На рынке покупателя доминирующее положение занимает покупатель. И от того, насколько фирма сумеет учесть  меняющиеся запросы покупателя и вовремя удовлетворить их и зависит ее благополучие.

  Ценовая конкуренция воздействует на цену товара через такие факторы, как отраслевые особенности производства (например, капитало- или трудоемкое); жизненный цикл товара (на какой стадии жизненного цикла находится товар); тип продукции (например, серийная или единичная); имидж фирмы; объем поставок; взаимоотношения между продавцом и покупателем (характер взаимоотношений может определяться контрактом); условия платежа.

  5. Состояние финансовой системы, а именно: уровень и тенденции доходов населения, покупательская способность денежной единицы, уровень и динамика инфляции, изменение паритета национальной валюты и др.

  6. Участники каналов товаропродвижения.

  Все они стремятся увеличить объем  реализации и прибыли и установить больший контроль над ценами. Фирма-производитель влияет на цену товара, используя систему монопольного товародвижения, сводя до минимума продажу товаров через магазины, торгующие по сниженным ценам.

  Чтобы достигнуть согласия всех участников канала сбыта в решениях по ценам, производителю необходимо: обеспечить соответствующую долю прибыли каждому  участнику для покрытия его расходов и получения доходов; предоставить гарантии оптовой и розничной  торговле в получении продукции  по самым низким ценам; предложить особые согласия, включающие скидки с цены па определенный период или бесплатную партию товаров для стимулирования закупок оптовой и розничной  торговлей.

  7. Потребители - важный фактор, оказывающий значительное влияние на цены. Любой предприниматель должен видеть глубокую взаимосвязь между ценой и восприятием ее различными потребителями. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснить двумя причинами: воздействием законов спроса и предложения и ценовой эластичности и неодинаковой реакцией покупателей различных сегментов рынка на цену. Именно эти причины легли в основу деления всех покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках на четыре группы:

  • покупатели, проявляющие большой интерес, при выборе покупки к ценам, качеству, ассортименту предлагаемых товаров (большое влияние на эту группу покупателей оказывает реклама, раскрывающая дополнительные полезные свойства  этого товара), это так называемая группа экономных покупателей;
  • покупатели, создавшие себе «образ» товара, которым они хотят владеть, и чутко реагирующие на все характеристики, приближающие или удаляющие их от «образа», — это персонифицированные покупатели; они требуют к себе особого внимания и чуткого обслуживания;
  • покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и делают их по уже давно сложившейся традиции, эта группа покупателей называется «этичные покупатели»; они готовы заплатить более высокую цену за товар, продаваемый в этом магазине, подчас пренебрегая широким ассортиментом товаров других магазинов;
  • покупатели,   мало  интересующиеся  ценами,   — «апатичные покупатели».

         Из всех факторов, влияющих на ценообразование основное воздействие на движение цен, оказывает динамика цены производства товара. Рост производительности труда, снижение затрат орудий труда и сырья на единицу продукции вызывают снижение цены производства, и наоборот. Поэтому можно было бы ожидать, что с ускорением темпов научно-технического прогресса произойдет снижение рыночных цен. Однако практика показывает, что в развитых странах достижения научно-технического прогресса не приводят в ряде отраслей к снижению стоимости товаров. Это объясняется тем, что действие других факторов, таких как политика монополий и инфляция, оказывается более сильным.

  Таким образом, цена представляет собой тонкий гибкий инструмент и в тоже время довольно мощный рычаг управления экономикой. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм .Цена, являясь регулятором экономики, отражает всю совокупность рыночных отношений и закономерности развития экономики , поэтому необходимо понимать природу, сущность цены, ее теоретические основы и практическую значимость для общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ  ЦЕН В УСЛОВИЯХ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

  2.1 Формирование динамики  цен на продукцию  отраслей – естественных монополий и топливно-энергетических ресурсов 

         Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

       Приведем данные  средних цен на некоторые виды естественных монополий за период 2006 – 2010 г. по Российской  Федерации.(табл.1) 

  Таблица 1 –Динамика средних цен и  темп их роста на некоторые виды продукций естественных монополий и топливно-энергетические ресурсы за  5 лет в рублях 

  
  2006 2007 2008 2009 2010 2010 в % к 2006
Нефть добытая, т 5278,30 5502,9 6918,66 5466,53 6633,89 125,68
Газ природный, тыс м3 388,7 417,7 492,99 591,67 615,043 158,23
Электроэнергия, отпущенная различным  категориям потребителей, МВт ч 998,5 1152 1385,12 1648,78 1940,72 194,36
Теплоэнергия, Гкал 392,3 454,1 537,35 604,56 652,18 166,25
 

      Как свидетельствуют данные таблицы 1 можно проследить за ростом всех показателей. За период 2006-2010 гг. цена на нефть выросла на 25,7 %, газ природный - на 58,2%, электроэнергия - на 94,4%, теплоэнергия - на 66,2%. В среднем рост всех показателей составил 61,1%. Значительное увеличение цен на продукцию естественных монополий приведет к дальнейшему повышению всех категорий товаров, в особенности на энергозатратную продукцию и продукцию, в большей степени, зависящую от естественных монополий. Учитывая ценообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на производимую ими продукцию, явился фактором макроэкономической инфляции. Предельные издержки естественных монополий растут. Причины этого роста разнообразны. В газовой и нефтяной отрасли – это истощение гигантских месторождений и расширение добычи газа в месторождениях с суровыми климатическими и горно-геологическими условиями, износ магистральных газопроводов, строительство новых магистральных газопроводов. В электроэнергетике – это ввод новых генерирующих и передающих электроэнергию мощностей, нарастающий износ основных фондов, рост стоимости труда и пр. Рост предельных издержек производства природного газа и электроэнергии сопряжен с негативными последствиями как для экономики страны в целом, так и для отдельных ее отраслей. Прежде всего, снижается конкурентоспособность российских производителей и экономики в целом.

  Далее можно рассмотреть, как влияет повышение  цены газа на цены электроэнергии и теплоэнергии. (рис.1). 

  

  Рисунок 1. Индексы цен на продукцию естественных монополий. 

    В составе затрат предприятия  теплоснабжения и электроснабжения  большой удельный вес занимают  затраты на топливо. В качестве  энергоносителя может выступать газ. Из данного графика мы видим что, темп роста средних тарифов на электроэнергию выше темпов роста цен на газ.

  В результате анализа мы выяснили, что  рост внутренних цен монополий в значительной мере обусловлен недостаточным уровнем конкуренции. Следует отметить, что естественная монополия-это довольно устойчивая  форма хозяйствования, и вряд ли она изживёт себя, пока существуют отрасли, потребность населения в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества. Существует много споров о способах  регулирования естественных монополий, и это понятно, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, ведь  на самом деле систем  регулирования естественных монополий далеко не совершенна. Поэтому, вероятнее всего, что методы  государственного  регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного род перемены смогут удовлетворить всех, следовательно, этот  вопрос будет одним из основных  в поисковом плане, и интерес общества к нему, никогда не угаснет. 
 

  2.2 Формирование динамики  цен  на продовольственном рынке

  Либерализация цен и переход к свободным  ценам на продовольственные товары привели к существенным изменениям конъюнктуры продовольственного рынка  в России. Одной из проблем, от которой зависит устойчивость сельскохозяйственного производства, и эффективность его экономики является создание рыночной инфраструктуры. Для сельскохозяйственных  предприятий, ориентированных в недалёком прошлом в основном на удовлетворение государственных потребностей, с переходом к рыночным отношениям не был создан адекватный механизм обмена, а именно инфраструктура рынка, маркетинг продовольствия и сельхозпродукции, информационная система товародвижения, ценообразования и др. Такое положение сложилось из-за того, что государство и его структурные подразделения в регионах в начале реформы фактически  самоустранились от выработки стратегии развития и регулирования этого жизненно важного сектора экономики. Между тем, становление рыночной экономики в агропромышленном производстве невозможно без системы организованных рынков.

  Приведем  данные  средних цен на некоторые  виды  продовольственных товаров за период 2006 – 2010 г. по Российской  Федерации. (табл.2).

  Таблица 2 – Динамика средних цен и темп их роста на некоторые виды продуктов на продовольственном рынке за 3 года в рублях  

  
  2006 2007 2008 2009 2010 2010 в % к 2006
Сахар - песок, кг 26,1 22 23,8 30,6 36,1 138,5
Говядина  бескостная, кг 179,5 192 217,9 253,9 263,3 146,7
Масло сливочное, кг 106,4 123,9 168,2 180,1 213,2 200,4
Хлеб  ржаной, ржано-пшеничный, кг 15,9 18,4 24 26,0 26,7 167,9
Молоко пастеризованное стерилизованное 2,5-3,2% жирности, л 18,1 20,9 27,1 30,8 34,1 188,5
Сметана, кг 64,9 74 93,3 97,4 103,5 159,6
Сыры  сычужные твердые  и мягкие, кг 141,8 171,7 220,7 209,6 244,3 172,3
Яйца  куриные, 10 шт. 23,6 28,6 35,5 34,6 34,4 145,8
Пшено,кг 13,5 16,3 25,9 23,4 24,6 182,2
Крупа гречневая-ядрица, кг 22,9 24,7 27,2 26,8 43,2 188,6

Информация о работе Ценообразование в условиях рынка