Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа
Цель исследования выявить основные задачи государства по регулированию цен в условиях рыночной экономики и определить влияние ценовой политики на ценообразование различных категорий товаров.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты формирования цены в условиях рыночной экономики…………………………………………………………5
1.1.Понятие, сущность, функции цены в условиях рыночной экономики………………………………………………………………....……….5
1.2. Принципы ценообразования………………………….………..9
1.3. Методология ценообразования…………….………………….10
1.4. Виды цен……………………………………………………….13
1.5. Факторы, влияющие на процесс ценообразования...……......15
ГЛАВА 2. Анализ динамики цен в условиях рыночной экономики Российской Федерации……………………………………………………….19
2.1. Формирование динамики цен на продукцию отраслей - естественных монополий…………………………………………………….19
2.2. Формирование динамики цен
на продовольственном рынке………………………………………………...21
2.3. Формирование динамики цен на другие виды товаров…...…23
2.4 Проблемы ценообразования в условиях рыночной экономики……………………………………………………………………..24
ГЛАВА 3. Государственное регулирование ценообразования в условиях рыночной экономики………………………………………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33
Итак, в отраслях - естественных монополиях необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению описанных выше проблем:
1.Регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, но лучшим решением может стать создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности, которые бы действовали на основе открытой контрактной системы. В первую очередь надо отделить производственные функции от транспортных и распределительных. Следует выделить вспомогательные виды деятельности (ремонт, строительство, машиностроение и т.д.), которые хотя обычно и имеют специализированную направленность, но могут осуществляться на конкурентных принципах. Таким же образом необходимо преобразовать предприятия социальной инфраструктуры, передать их в муниципальную собственность или приватизировать;
2.Регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью и доступностью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые инвестиции;
3.Потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды. При этом следует отметить нецелесообразность и практическую неосуществимость реструктуризации существующих монопольных структур на данном этапе развития социально-экономических отношений в России. Однако, уже в настоящее время должны быть созданы условия для возникновения и развития независимых частных и государственных компаний, которые конкурировали бы с предприятиями-монополистами. Такие компании будут строить свои отношения с потребителями на прямых договорных отношениях, а регулированию будет подвергаться размер платы за пользование сетями монопольных структур. Для этого необходим свободный и преимущественный доступ этих компаний к сетевой структуре соответствующих отраслей. Так, всем производителям электроэнергии и природного газа необходим открытый, носящий недискриминационный характер доступ к транспортным системам, а междугородным и международным телефонным операторам - открытый и равный доступ к сетям общего пользования. Задачей органов регулирования является обеспечение такого свободного доступа для потенциальных участников рынка. Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки, также должны быть открытыми и недискриминационными;
4. В дальнейшей перспективе при условии стабилизации экономики России представляется возможной более глубокая реструктуризация потенциально конкурентных сфер отраслей-естественных монополий с ликвидацией существующих холдинговых компаний и образованием нескольких конкурирующих производителей.
5.Должен быть реконструирован механизм корпоративно-акционерного управления компаниями, работающими системе естественных монополий. В настоящее время федеральное правительство владеет контрольными пакетами акций, но зачастую его роль как собственника является номинальной, и администрация осуществляет управление предприятиями без учетов интересов собственника. В рыночных экономиках держатели акций или их представители, совет директоров оказывают решающее влияние на выработку стратегии развития предприятия. Такой механизм позволяет регулирующим органам участвовать в процессе принятия решений через определение разрешенного уровня цен (или нормы прибыли на вложенный капитал). Низкий уровень корпоративно-акционерного управления уменьшает возможность органов регулирования влиять на поведение предприятий.
Механизм
государственного воздействия на продовольственный
рынок в стране, направленный на
стабилизацию роста цен на основные
продукты питания должен быть предусмотрен
в Федеральном законе и соответственно
в законодательных актах
Первоочередными мерами по стабилизации
продовольственного рынка является изменение
импортных и экспортных пошлин, ограничение
торговых наценок относительно первоначальной
отпускной цены производителя продукции
на социально-значимые продукты питания.
Цена должна сделать выгодным расширение
производства и увеличение темпов производства.
Стабилизировав цены на социально-значимые
товары, торговые сети и производители
компенсируют свои потери в среднем и
премиум-сегменте.
Другими
мерами по стабилизации продовольственного
рынка должны являться мониторинги
сырьевых запасов, продуктов на предприятиях
переработки и предприятиях торговли,
мониторинг запасов зерна и интервенции
на зерновом рынке, а также мониторинг
цен на продукты питания. Министерство
сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации, Министерство экономики
Российской Федерации, Министерство финансов
Российской Федерации и Министерство
торговли Российской Федерации на основании
расчетов экономической эффективности,
анализа развития рыночных отношений
и с учетом интеграции российского рынка
продовольствия с международным рынком
совместно должны разработать предложения
о формировании системы цен на социально-значимые
продукты питания и предельных коэффициентов
соотношения уровней цен на конечную продукцию
и закупаемое сельскохозяйственное сырье.
Указанные министерства должны разработать
предложения по номенклатуре сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия, по
которым целесообразно ввести защитные
меры во внешней торговле и таможенно-тарифной
политике для поддержки российских сельскохозяйственных
производителей.
Разрабатываемым законопроектом органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации должны быть обязаны обеспечить
применение, где это целесообразно, предельных
коэффициентов соотношения уровней цен
на конечную продукцию и закупаемое сельскохозяйственное
сырье, способствовать созданию отраслевых
союзов и ассоциаций, защищающих интересы
сельскохозяйственных товаропроизводителей
и населения на аграрном и продовольственном
рынках.
Таким образом, ценовая политика государства
не является совершенной. Для наилучшего
функционирования ценовой политики необходимо
оптимизировать некоторые меры по регулированию.
Важнейшее условие дальнейших экономических
преобразований в нашей стране - целесообразно
установленная и эффективно действующая
система ценообразования, от которой зависит
разработка целостной системы экономических
методов управления хозяйством, финансовое
оздоровление, дальнейшее развитие рыночных
отношений, достижение сбалансированности
национальной экономики, рост национального
дохода и повышение эффективности конечных
результатов финансово-хозяйственной
деятельности предприятий различных форм
собственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цена и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена в условиях рынка выполняет важные функции и определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы, оказывает влияние на размер прибыли, рентабельность продукции и производства и на уровень жизни общества.
Принципы ценообразования - это постоянно действующие основные положения (направления), характерные для всей системы цен и являющиеся базовыми для нее. Важнейшими принципами ценообразования являются научность обоснования цен, целевая направленность цен, непрерывность процесса ценообразования, единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
Существуют различные методы образования цены. В рыночной экономике цена строится на использовании всей совокупности методов ценообразования. В основном на рынке используются следующие методы: «издержки плюс», минимальных затрат ,надбавки к цене, целевого ценообразования, определения цены продажи на основе анализа минимальных пределов убытков и прибылей, на основе анализа минимального пика убытков и прибылей и метод с ориентацией на конкуренцию.
Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых и продаваемых товаров. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, между ними существует взаимосвязь.
Из всех факторов, влияющих на ценообразование основное воздействие на движение цен оказывает динамика цены производства товара. Рост производительности труда, снижение затрат орудий труда и сырья на единицу продукции вызывают снижение цены производства, и наоборот. Поэтому можно было бы ожидать, что с ускорением темпов научно-технического прогресса произойдет снижение рыночных цен. Однако практика показывает, что в развитых странах достижения научно-технического прогресса не приводят в ряде отраслей к снижению стоимости товаров. Это объясняется тем, что действие других факторов, таких как политика монополий и инфляция, оказывается более сильным.
Таким образом, цена представляет собой тонкий гибкий инструмент и в тоже время довольно мощный рычаг управления экономикой. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм. Цена, являясь регулятором экономики, отражает всю совокупность рыночных отношений и закономерности развития экономики , поэтому необходимо понимать природу, сущность цены, ее теоретические основы и практическую значимость для общества в целом.
В результате анализа мы выяснили, что рост внутренних цен монополий в значительной мере обусловлен недостаточным уровнем конкуренции.
Следует отметить, что естественная монополия - это довольно устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли она изживёт себя, пока существуют отрасли, потребность населения в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества. Существует много споров о способах регулирования естественных монополий, и это понятно, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, ведь на самом деле систем регулирования естественных монополий далеко не совершенна. Поэтому, вероятнее всего, что методы государственного регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного род перемены смогут удовлетворить всех, следовательно, этот вопрос будет одним из основных в поисковом плане, и интерес общества к нему, никогда не угаснет.
Также существует зависимость продовольственного рынка от повышения цены на сырье и электроэнергию, потому что это также дополнительные затраты для фирм, производящих продукты. Затраты фирм переложат свою тяжесть на потребителя. Изменение спроса потребителей может привести к тому, что останется невостребованным большое количество сырьевых и товарных ресурсов, предназначавшихся для производства продукции. В свою очередь высокие цены из-за нехватки товара способны сохранить потребительский рынок этого продукта, до тех пор, пока он не поступит в нужном объеме.
Снижение
уровня доходов населения, рост цен
на основные виды продовольствия, не адекватный
повышению заработной платы, во многом
определяют покупательную способность
и уровень потребления
Повышение
цен на нефтепродукты, как один из
важнейших видов
В России существуют проблемы ценообразования, которые требуют тщательного анализа и специальных мер по их устранению. В первую очередь стоит уделить внимание анализу проблем ценообразования в отраслях естественных монополий и на продовольственном рынке. Отсутствие системного подхода и несовершенство законодательства может привести высокой инфляции, росту цен на сырье и топливо, росту процентных ставок и снижению покупательной способности.
Таким образом, ценовая политика государства не является совершенной. Для наилучшего функционирования ценовой политики необходимо оптимизировать некоторые меры по регулированию. Важнейшее условие дальнейших экономических преобразований в нашей стране - целесообразно установленная и эффективно действующая система ценообразования, от которой зависит разработка целостной системы экономических методов управления хозяйством, финансовое оздоровление, дальнейшее развитие рыночных отношений, достижение сбалансированности национальной экономики, рост национального дохода и повышение эффективности конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности.
Таким
образом, в ходе курсовой работы мы выявили
основные задачи государства по регулированию
цен в условиях рыночной экономики и определить
влияние ценовой политики на ценообразование
различных категорий товаров. Поставленная
в курсе работы цель выполнена.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ