Ценообразование в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования выявить основные задачи государства по регулированию цен в условиях рыночной экономики и определить влияние ценовой политики на ценообразование различных категорий товаров.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты формирования цены в условиях рыночной экономики…………………………………………………………5

1.1.Понятие, сущность, функции цены в условиях рыночной экономики………………………………………………………………....……….5

1.2. Принципы ценообразования………………………….………..9

1.3. Методология ценообразования…………….………………….10

1.4. Виды цен……………………………………………………….13

1.5. Факторы, влияющие на процесс ценообразования...……......15

ГЛАВА 2. Анализ динамики цен в условиях рыночной экономики Российской Федерации……………………………………………………….19

2.1. Формирование динамики цен на продукцию отраслей - естественных монополий…………………………………………………….19

2.2. Формирование динамики цен
на продовольственном рынке………………………………………………...21

2.3. Формирование динамики цен на другие виды товаров…...…23

2.4 Проблемы ценообразования в условиях рыночной экономики……………………………………………………………………..24

ГЛАВА 3. Государственное регулирование ценообразования в условиях рыночной экономики………………………………………………………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 110.81 Кб (Скачать)
 

Окончание таблицы 2

  
Картофель ,кг 13 13,6 18,5 17,6 20,8 160,0
Макаронные  изделия из пшеничной  муки высшего сорта, кг 26,5 29,4 41,7 46,8 45,7 172,5
Рис шлифованный, кг 22,6 27,5 39,4 46,4 42,5 188,1
Колбаса вареная I сорта, кг 105,3 112,9 134,5 162 169,1 160,6
Рыба замороженная неразделанная, кг 57,2 60,9 66,4 80,4 78,3 136,9
 

  По  данным, приведенным в таблице 2, за период 2006-2010 год можно проследить за динамикой роста цен товаров на продовольственном рынке. Общая инфляция по продуктам составляет 67,2%. Продовольственный рынок, прежде всего, зависит от рынка естественных монополий. Проследив за динамикой цен в таблице 2, можно сделать вывод о том, что повышение цен на продовольственном рынке могла быть вызвано ростом цен на энергоносители и сырье, ростом мировых цен на продовольственные товары, влияние природных катаклизмов, экономическим кризисом.

  Рассмотрим  влияние роста цены газа на некоторые  продовольственные товары.(рис.2.).  

  

  Рисунок 2.Индексы цен на газ и на некоторые виды продуктов.  

  Из  графика (рис.2) мы видим, что индекс цены на продовольственные товары  в какой-то мере зависит  от индекса цены на природный газ.

  В результате проведенного анализа можно  сделать вывод, что существует зависимость продовольственного рынка от повышения цены на сырье и электроэнергию, потому что это также дополнительные затраты для фирм, производящих продукты. Затраты фирм перекладывают свою тяжесть на потребителя. Изменение спроса потребителей может привести к тому, что останется невостребованным большое количество сырьевых и товарных ресурсов, предназначавшихся для производства продукции. В свою очередь высокие цены из-за нехватки товара способны сохранить потребительский рынок этого продукта, до тех пор, пока он не поступит в нужном объеме.

  Снижение  уровня доходов населения, рост цен  на основные виды продовольствия, не адекватный повышению заработной платы, во многом определяют покупательную способность  и уровень потребления продовольственных  товаров. 

2.3 Формирование динамики  цен на другие  виды товаров  

  Значение  нефти в народном хозяйстве велико: это сырье для нефтехимии в  производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, широкой гаммы  различных пластмасс и готовых  изделий из них, искусственных тканей; источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и  смазок, а также котельного печного  топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт). Следовательно  цена этих нефтепродуктов прямо зависит от цены нефти.

  Приведем  данные  средних цен на другие виды товаров за период 2006 – 2010 гг. по Российской  Федерации.(табл.3) 

 Таблица 3 – Динамика средних цен  и их темп роста на другие виды товаров за 5 лет в рублях 

  
  2006 2007 2008 2009 2010 2010 в % к 2006
Бензин  автомобильный всех марок, т 10991,1 12110,7 15091,8 14048,7 15918,6 144,8
Мазут топочный, т 4754,0 4842,4 7133,4 6543,9 7486,6 157,5
Нефтебитум дорожный жидкий, т 4887,5 4852,3 6877,7 5929,6 6580,1 134,6
Кокс  нефтяной и сланцевый, т 2171,3 3390,1 3282,0 3648,8 3698,8 170,3
Керосин осветительный, т 12581,2 12059,5 15114,8 11501,4 13470,7 107,1
Масла смазочные всех видов, т 19175,9 21907,7 23669,7 19032,3 24507,3 127,8
Каучуки синтетические - всего, т 54890,9 58763,5 80080,6 62211,3 91138,9 166,0
Полиэтилен, т 34973,1 37692,1 38728,0 33554,3 44368,0 126,9
Полипропилен, т 34878,1 33624,8 37737,2 33124,6 44360,0 127,2
 

  В таблице представлены цены на нефть  и нефтепродукты за пять лет. Данные  свидетельствуют о росте цен на эти виды товаров. Соответственно можно сделать вывод, что при повышении цены на нефть, растут  цены на товары, полученные при ее переработке.

  Подробнее влияние роста цены на нефть на некоторые товары полученные при ее переработке можно рассмотреть на графике(рис.3).

  

  Рис.3. Индексы цен на нефть и другие виды товаров. 

  На  данном графике также можно увидеть, как темп роста цены на нефть влияет на темп роста цен некоторых нефтепродуктов.

  Повышение цен на нефтепродукты, как один из важнейших видов энергоносителей, вызывает увеличение цен на промышленную продукцию. В условиях кризисного состояния большого числа отраслей экономики, опережающий рост цен на топливо относительно цен на готовую продукцию вызывает усиление инфляции издержек в экономике, ведет к снижению рентабельности энергоемких производств и росту числа банкротств в промышленности и сельском хозяйстве, снижению жизненного уровня населения. Отсюда можно сделать вывод — выход из общеэкономического кризиса во многом зависит от снижения затрат на энергоносители. 

    1. Проблемы  ценообразования в условиях рыночной экономики
 

  Цены  на продукцию отраслей естественных монополистов, учитывая их основополагающее место в хозяйстве, во многом играют определяющую роль в ценообразовании  всей экономики. Отсутствие действенного механизма государственного регулирования  цен в естественных монополиях стало  одной из основных причин высокой  инфляции, источником макроэкономических диспропорций. Поэтому повышение  эффективности ценообразования  в отраслях, относящихся к естественным монополиям, является сегодня одной из ключевых задач российской экономики. Отсутствие системного подхода со стороны государства в области ценообразования привело к тому, что все последнее десятилетие продолжается рост цен на все виды топлива и электроэнергию по всем группам потребителей и сохраняется устойчивая диспропорция между уровнем тарифов для промышленности и потребителей, имеющих более льготные тарифы, в первую очередь, населения и сельского хозяйства. Предпринятые в последние годы шаги по развитию оптового рынка энергоресурсов не привели к ожидаемому снижению тарифов, а, напротив, к их дальнейшему повышению.

  Ввиду того, что естественные монополии, как  правило, производят продукцию, необходимую  для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими  ресурсов, неплатежи за продукцию  естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах  экономики государства. Распространение  неплатежей - результат ценовой дискриминации  естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

  Отсутствие  мер, способствующих оптимизации общих  ценовых отношений в агропромышленном комплексе, - одна из острейших современных  проблем АПК. Цены на продукцию АПК  растут быстрее, чем цены на продукцию  промышленности, приобретаемую селом. Необходимы меры по совершенствованию инфраструктуры аграрного и продовольственного рынков с целью усиления защиты интересов производителей сельскохозяйственной продукции, по дальнейшему насыщению АПК техникой и технологическими линиями на основе лизинга для того, чтобы не происходило завышения цен заводами-изготовителями, по разработке и внедрению необходимых механизмов, обеспечивающих формирование оптовых цен на продукцию, реализуемую по лизингу.

  Следует обратить внимание на несовершенство существующего законодательства в  области ценообразования. Размытость и неоднозначность формулировок некоторых законов позволяет  предпринимателям необоснованно завышать уровень цен. В тоже время российская налоговая система ставит предприятие  в столь жесткие условия, что  для того чтобы выжить приходиться  переступать закон и обманывать покупателя. Еще недавно решения по ценам принимались исходя из издержек и рентабельности. Кризисные годы экономических преобразований в России изменили состояние дел: высокая инфляция, рост цен на сырье, рост процентных ставок, обострение конкуренции, снижение покупательной способности -все эти факторы усилили роль ценообразования.

  Таким образом, в России существуют проблемы ценообразования, которые требуют тщательного анализа и специальных мер по их устранению. В первую очередь стоит уделить внимание анализу проблем ценообразования в отраслях естественных монополий и на продовольственном рынке. Отсутствие системного подхода и несовершенство законодательства может привести высокой инфляции, росту цен на сырье и топливо, росту процентных ставок и снижению покупательной способности.

  3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 
 

      Регулирование ценообразования необходимая часть государственной политики. В зависимости от состояния экономики степень такого воздействия государства на цены меняется. Оно позволяет контролировать цены монополий, не допустить инфляционного роста цен. Оно способствует созданию нормальной конкуренции. Государство осуществляет свою политику цен через создание определённой рыночной структуры, принятие антимонопольного законодательства с целью защиты потребителей, устранения недобросовестной деловой практики. Регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий является одной из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового регулирования ценообразования.

        Для повышения эффективности ценообразования в естественных монополиях  государственное регулирование должно быть направлено на осуществление следующих задач:

  1. Обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и компаний-монополистов (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов). 

   2. Определение тарифов для различных групп потребителей на основе реальных затрат.

  3. Создание экономических условий, при которых предприятиям естественных монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новую технику и технологии, повышать эффективность использования инвестиции.

   4. Использование ценового механизма государственного регулирования деятельности естественных монополий при проведении макроэкономической политики.

  5.Выравнивание или дифференциация тарифов в отдельных регионах с целью обеспечения их рационального развития.

      Государственное регулирование – это воздействие на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. Выделяются три уровня в регулировании ценообразования: установление государством фиксированных цен; установления условий ценообразования для предприятий; свободные (договорные) цены. Регулирование цен представляет собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс. В годы экономической реформы регулирование цен в России получило достаточно широкое распространение, и трудно предположить, что в настоящее время от него смогут отказаться как региональные, так и федеральные органы власти. Регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий является одной из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового регулирования ценообразования. Эффективность государственного регулирования ценовых условий на продукцию и услуги естественных монополий оказывает значительное влияние на функционирование предприятий реального сектора. Пока еще не сформирована необходимая экономико-правовая среда. В частности, необходимо сформировать законодательную базу, регламентирующую работу регулирующих органов.

Информация о работе Ценообразование в условиях рынка