Ценообразование в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования выявить основные задачи государства по регулированию цен в условиях рыночной экономики и определить влияние ценовой политики на ценообразование различных категорий товаров.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты формирования цены в условиях рыночной экономики…………………………………………………………5

1.1.Понятие, сущность, функции цены в условиях рыночной экономики………………………………………………………………....……….5

1.2. Принципы ценообразования………………………….………..9

1.3. Методология ценообразования…………….………………….10

1.4. Виды цен……………………………………………………….13

1.5. Факторы, влияющие на процесс ценообразования...……......15

ГЛАВА 2. Анализ динамики цен в условиях рыночной экономики Российской Федерации……………………………………………………….19

2.1. Формирование динамики цен на продукцию отраслей - естественных монополий…………………………………………………….19

2.2. Формирование динамики цен
на продовольственном рынке………………………………………………...21

2.3. Формирование динамики цен на другие виды товаров…...…23

2.4 Проблемы ценообразования в условиях рыночной экономики……………………………………………………………………..24

ГЛАВА 3. Государственное регулирование ценообразования в условиях рыночной экономики………………………………………………………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 110.81 Кб (Скачать)

  2.Функция сбалансированности спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров.

  Балансирующую функцию той или иной степени  выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) происходит и прилив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров или услуг. Использование балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики.

  Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что  устанавливается обратная зависимость  между рыночной ценой и количеством  покупаемых товаров. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров  или услуг зависит от уровня цен. Чем выше цена и характернее тенденция  к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При  уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда  не хватает каких-либо товаров и  услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает большое  количество товаров и услуг данного  вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.

  Характерно  и постепенное убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка. Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию  рыночного предложения этих товаров. Под предложением обычно понимают уже  имеющиеся возможности производства, потенциал ускоренного наращивания мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. С повышением цен увеличивается объем производимых товаров, и наоборот.

  Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения  товаров. По каждому товару цена свидетельствует  о необходимости либо сокращения его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос  имеется). Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень  прибыли. Чем они выше, тем быстрее  растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах  или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска  и продаж товаров. Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение  их равновесия на основе цен реально  лишь на свободном рынке.

  3.Стимулирующая функция цены. Стимулирующая функция цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.

  Посредством цен можно реально стимулировать  научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и  потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли  в цене, надбавками, скидками с цены.

  4.Функция распределения и перераспределения.

  Эта функция цены связана с отклонением  ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают  инструментом распределения и перераспределения  национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Данная функция цены отражается через  акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость  и другие формы изъятия налогового характера, поступающие в бюджет.

  С помощью цены перераспределяется создаваемая  стоимость между производителем и потребителем, между .отдельными слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Применение цен в качестве средства перераспределения национального дохода предпочтительно тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве.

  Функция цены как средство более рационального  размещения производства. С помощью  механизма цен происходит перелив  капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где  имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право  самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.

  Из  вышеизложенного материала можно  сделать вывод: цена как основная категория рынка должна рассматриваться  в тесной связи с рынком - его  закономерностями, условиями и особенностями. 

     Цена и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена в условиях рынка выполняет важные функции и определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы, оказывает влияние на размер прибыли, рентабельность продукции и производства и на уровень жизни общества. 
 
 
 

  1.2 Принципы ценообразования 

  Важным  элементом являются принципы ценообразования, тесно связанные с методами формирования цен.

  Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и изучении влияния на ценообразование объективных экономических законов развития рыночной экономики и прежде всего законов стоимости, спроса и предложения.

  Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей  в национальной экономике системы  цен. В связи с этим необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, спрогнозировать изменение  уровня издержек, спроса, качества товаров, учесть разнообразную информацию, в  том числе экономическую, при установлении цен.

  Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например социальная защита населения или целевая ориентация цен на освоение новой эффективной продукции, повышение ее качества. С этой целью на определенный период времени на принципиально новые виды продукции устанавливаются повышенные цены, обеспечивающие максимальную прибыль.

  Целевые приоритеты и целевая направленность цен могут изменяться на каждом этапе  развития национальной экономики страны.

  Принцип непрерывности процесса ценообразования  определяется его динамичностью и проявляется, во-первых, в том, что продукция на каждом этапе движения от сырья до готового изделия имеет свою цену; во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших и освоением новых видов товаров.

  Принцип единства процесса ценообразования  и контроля за соблюдение» цен  заключается в государственном установлении общих принципов и правил ценообразования, формировании, регулировании и контроле за ценами продукции и услуг отраслей национальной экономики и предприятий-монополистов и в первую очередь в сфере энергетики, нефтяной и газовой промышленности, транспорта, связи, коммунального хозяйства и др. В каждой отрасли национальной экономики имеются свои особенности формирования цен и тарифов; применения к ценам налога на добавленную стоимость, акцизов, надбавок, наценок, скидок; соблюдения уровня рентабельности и себестоимости продукции; формирования себестоимости с учетом утвержденных нормативов, налогов, сборов, платежей и отчислений. В связи с этим выполнение всех общих принципов, правил, рекомендаций, положений по ценообразованию, предусмотренных в законодательном и правовом порядке, является обязательным условием государственной дисциплины цен. Государственный контроль за ценами осуществляется и по товарам, в отношении которых действует режим свободных (договорных) цен.

  Таким образом, цель контроля за соблюдением  государственной дисциплины цен - это  проверка правильности применения установленных  законодательством и нормативными документами общих принципов, положений, рекомендаций и правил ценообразования  в министерствах, ведомствах, органах  управления республик, краев, областей, на предприятиях, в организациях, объединениях, компаниях, фирмах, ассоциациях, концернах.

  Принципы  ценообразования - это постоянно действующие основные положения (направления), характерные для всей системы цен и являющиеся базовыми для нее. Важнейшими принципами ценообразования являются научность обоснования цен, целевая направленность цен, непрерывность процесса ценообразования, единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.  
 

  1.3 Методология ценообразования 

  «Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам». (1.c.4)

  Обоснование цен в условиях рынка строится на использовании всей совокупности методов ценообразования.

  1. Метод “издержки плюс”. Данный метод предполагает расчет цены продажи посредством прибавления к цене производства и к цене закупки, и хранения материалов и сырья фиксированной дополнительной величины – прибыли. Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения – сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет точного способа или формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. Уровень добавления суммы к себестоимости товара или услуги, устраивающий продавца, может быть не принят покупателем.

  Обычно  под издержками понимают затраты, включающие постоянные и переменные затраты. Издержки также рассчитываются на определенную единицу продукции, и тогда определяют средние издержки, состоящие из средних  постоянных затрат и средних переменных затрат. Определяют и предельные издержки, позволяющие оценить пределы  изменений издержек на единицу продукции  по отношению к росту объема производства и продаж.

  Многие  менеджеры предпочитают устанавливать  относительно высокую первоначальную цену на продвигаемый на рынок товар, чтобы быстрее окупить расходы, осуществленные на стадии его разработки и внедрения на рынок, когда объемы продаж относительно невелики. Однако по мере наращивания объемов продаж происходит снижение цены производства и цены продаж, одновременно активизируются усилия по оптимизации каналов сбыта  для сведения к минимуму потерь при  организации массовых продаж.

  2. Метод минимальных затрат. Данный метод предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство конкретной продукции, а не посредством подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных затрат.

  Продажа товара по цене, подсчитанной по такому методу, эффективна в стадии насыщения, когда нет роста продаж и фирма ставит своей целью сохранить объем сбыта на определенном уровне.

  Подобная  политика ценообразования рациональна  также при проведении кампании по внедрению нового товара на рынок, когда  следует ожидать значительного  увеличения объемов продаж указанного товара в результате предложения  его по низким ценам. Хорошие результаты могут быть достигнуты в том случае, когда продажа по низким ценам  способна привести к активному расширению сбыта, что, несмотря на низкую цену, дает достаточную прибыль за счет масштабов  сбыта. Но при неумелом использовании  рассматриваемой методики фирме  грозят убытки. Поскольку цены определяют поставщики товара, при этом не всегда учитываются запросы рынка и  состояние конкурентной борьбы. Поэтому  столь важно установить цену на уровне, обеспечивающем определенную величину прибыльности для фирмы (чуть выше предельных затрат), умело сочетать целевую  прибыль с формированием условий  для принятия данной цены целевым  рынком.

  3. Метод надбавки к цене. Расчет цены продажи в этом случае связан с умножением цены производства, цены закупки и хранения сырья и материалов на определенный коэффициент добавочной стоимости.

  Указанный коэффициент определяется делением общей суммы прибыли от продаж на себестоимость. Возможен также подсчет  данного коэффициента делением общей  суммы прибыли от продаж на цену продаж.

  4. Метод целевого ценообразования. Иначе данный метод именуют методом определения целевой цены или определения цены в соответствии с целевой прибылью. На его основе рассчитывается себестоимость на единицу продукции с учетом объема продаж, который обеспечивает получение намеченной прибыли. Если себестоимость трансформируется из-за уменьшения или увеличения загрузки производственных мощностей и объемов сбыта, используют показатели степени загрузки производственных мощностей с учетом влияния конъюнктуры и других факторов, после чего определяют цену продажи на единицу продукции, которая при этих условиях обеспечила бы целевую прибыль. Но при этом методе цена подсчитывается исходя из интересов продавца и не принимается во внимание отношение покупателя к рассчитываемой цене. Отсюда указанный метод нуждается в определенной корректировке, чтобы учесть, будут ли предполагаемые покупатели приобретать данный товар по расчетной цене или нет.

Информация о работе Ценообразование в условиях рынка