Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:52, шпаргалка
Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности.
Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени.
Марксизм о политике
Смешанная система – соединяет в себе все достоинства и недостатки первой и второй системы (Германия, Россия), избиратель имеет 2 голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за список.
43- Сущность политического конфликта.
Конфликт (от лат столкновение) – столкновение 2-х или более разнонаправл. сил с целью реализ. их интересов в условиях противодействия. Конфликт вечен, потому что невозможно создать такую общ. систему, при кот. требов. всех были бы удовлетворены.
Для Зап. теоретиков конфликт – это неантагонистическое противоречие, убежденность в возможности их регулирования, при этом соц стабильность считается нормальным состоянием общества, а конфликт временным.
Марксисты же считают, что единство временное, а противореч. и конфликт пост.
Политический конфликт – это состояние полит. отношений, в кот. их участники ведут борьбу за ценности и определ. статус власти (нейтрализировать противника).
Сущность конфликта
в несоответствии между тем, что
есть и тем, что должно быть. В
пол. конфликте его участники
противостоят один другому по причине
несовместимости их пол. интересов,
связанных с вопросами осуществ
Ф-ции конфликтов: позитивные и негативные. Позитивные функции проявляются в разрядке напряжения между антагонистами, содействуют формированию соц. необходимого равновесия, укреплении внутригрупповой сплоченности.
Негативные функции:
- угроза интеграции общества
- может неблагоприятно
влиять на необходимые
- несет угрозу ликвидации данной пол системы.
Таким образом, роль конфликта двойственна. Конфликты могут служить началом нового этапа развития. Конфликт может привести к кризису.
Полит. кризис – состояние пол. сист. общества, кот проявляется в углублении и обострении всех конфликтов, в резком усилении пол напряжения. Пол кризис проявляется в падении авторитета правящих кругов, неспособность государства и его органов выполнять необходимые функции, оппозиц. деятельность направлена на ликвидацию данной политической системы. Во всех случаях пол кризис можно рассматривать как переходную систему в новое качество, т.е. как момент развития.
Три типа пол конфликтов:
- конфликт интересов – преобладает в экономически развитых устойчивых гос-вах, где нормой является дележ экономического пирога. Легко поддается урегулированию.
- ценностный конфликт – более характерен для развив. гос-в с неустойчивым гос-венным строем. Приоритет ценностей, которые явл. основой такого пол конфликта – это свобода, равенство, братство.
- конфликт идентификации
– характерен для обществ,
в кот. субъект отождествл. себя
с определенной группой (этнич,
Выделяются также гориз. и вертикальн. пол. конфликты. Гор – это конфликт между индивидами, группами, классами. Вертик - между субъектами пол власти.
Наиболее значительны всеобщие конфликты, но и частные конфликты м. перерасти во всеобщие.
Выделяют разные виды пол конфликтов:
- конфликт общ-экон и соц-пол систем, кот обусловл разные гос интерпретации
-Межгос конфликты (вооруженные и невооруженные)
-Внутрипол конфликты
обусловлены разными
Предметом межнац конфликтов является неурегулированность территор проблем, экономич дискриминация.
Межпарт имеет в качестве своего осн. объекта гос власть. В своей деятельности партии не ограничиваются пол борьбой, а задействуют весь арсенал своих возможностей.
Межлич конф
имеют место как между
Кризисы пол сист могут протекать в 2-х измерениях:
- затрагивать теорет и конст процедуры и органы
- затрагивать соц-экон отношения, отношения собственности
Правительственный кризис выражается в невозможности правительства решить задачи, которые стоят перед ним
Парламентский кризис – измен соотноше сил в органах законод. власти, когда решение парламента расходится с волей большинства граждан.
Кризис правящей партии - в ее идеал. и организац распаде, утрате авторитета.
В последние десятилетия ХХв. проблема перехода от авторитаризма к демократии оказалась в центре внимания политиков и политологов. Это следствие, с одной стороны, большого числа попыток такого перехода, осуществляемых или провозглашаемых многими странами, а с другой - чрезвычайной сложности этого процесса, который нередко заканчивается относительными неудачами, а то и полным провалом.
Образцовой
страной в плане смены
Характер политического процесса в странах Восточной Европы и бывшем Советском Союзе был совершенно иным: не постепенным, эволюционным, а революционным; основанным главным образом не на легальности (законности), а на революционной целесообразности; не последовательным, а параллельным во всех сферах общественной жизни, что вызвало одновременно экономический кризис, крайнее социальное расслоение, политические потрясения, в ряде случаев - распад государственности, разрушение старых стереотипов общественного сознания и замену их новыми.
Обществу приходится жить по средствам, имея столько демократии, сколько оно может себе позволить, чтобы не разрушить основ своей жизни. Во-вторых, переход от авторитаризма к демократии осуществляется в разных странах неодинаково, в том числе в большинстве посткоммунистических государств он, по-видимому, будет происходить волнообразно, сопровождаясь периодами реставрации авторитаризма.
Основные
пути формирования полит культуры. Условием формирования полит
культуры людей явл их включенность в
полит процесс, взаимодействие с полит
реальностью. С полит системой взаимодействуют
различные сферы общественной жизни, все
они в той или иной степени участвуют в
формировании полит культуры, определяют
осн направления этого процесса. Ими явл:
целенаправленная образовательно-
Факторы, влияющие на формирование полит культуры. Известно, что страны, имеющие аналогичные соц-полит системы, могут значительно отличаться друг от друга в полит-культ отношении. Эти различия предопределены, помимо всего прочего, и так наз «внешними», неполитическими, факторами: спецификой исторического развития, геополит положения страны и в особенности экономическими факторами.
Современные концепции полит культуры.
Психологический
подход (школа Г.Алмонда): полит культура
рассматривается как набор
Комплексный, обобщающий подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): полит культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с полит системой, либо сводится к полит отношениям, а в конечном счете не имеет специфического содержания.
Объективистская (нормативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол). полит культура определяется как совокупн. принятых полит системой норм и образцов полит поведения.
Эвристическая концепция (С.Хантингтон): полит культура понимается как гипотетическая нормативная модель желаемого поведения.
50 Уровни
и типы политической культуры.
Дифференциация полит культур осущ в соответствии с тем или иным критерием.
Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии полит субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа полит культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).
Другим критерием выделения типов полит культуры явл базовые ценности, на кот ориентируется та или иная общность в полит деятельности или в полит процессе. В соответствии с этим можно выделить три типа полит культуры.
Культура высокой гражданственности. Базовая ценность - человек с его потребностями и интересами. Полит система в целом и все ее структурные элементы носят демокр характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока полит активность участников полит процесса.
Элитарная полит культура. Базовая полит ценность - власть или властные структуры (гос-во, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, кот ставит полит элита.
Архаическая полит культура. Главная ценность - интересы этноса, к кот они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.
В качестве еще одного критерия выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках полит системы (рынок, гос-во). Приоритетное использование того или иного механизма в полит жизни порождает соотв типы полит культуры - рыночной или бюрократической.
Политическая социализация личности.
Политическая социализация представляет собой процесс включения личности в политику и функционирования в ней. Это формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия.
Включение в политику начинается с раннего детства и продолжается всю сознательную жизнь, т.к. политические установки все время изменяются.
Политическая социализация включает в себя не только освоение политических знаний, но и личную политическую активность человека. На процесс политической социализации человека влияет целая система факторов, которые делятся на политические и неполитические.
Политические факторы – характер и тип государственного устройства, форма государственного правления, тип политического режима, степень развития институтов гражданского общества, тип политической культуры, тип избирательной системы.
Неполитические факторы – уровень образования личности, ее социальное окружение, характер труда личности, ее профессиональная подготовка, морально-нравственные ценности и т.д.
В реальной жизни политические и неполитические факторы настолько тесно переплетены, что их трудно отделить друг от друга.
Функции политической социализации личности.
Информационная функция предполагает передачу человеку определенных политических знаний, необходимых для развития его политического кругозора, для ориентации в быстро изменяющейся политической действительности.
Ценностно-ориентировочная функция призвана приобщить человека к системе исторически сложившихся в данном обществе политических ценностей, идеалов, ориентаций, норм поведения.
Установочно-нормативная тесно связана с предыдущей и охватывает собой процесс, направленный на выработку у формирующейся личности определенного политического мировоззрения.
Поведенческо-деятельностная функция предполагает активное участие личности в политической жизни на основе усвоенных ею знаний и выработанных стереотипов поведения.
В своей совокупности
эти функции выполняют общую за
Либерализм (от лат. либерализ - свобода) – идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающего против любых форм контроля, за экономич. и дух. деятельность личности со стороны светской и церковной власти.
Либерализм появился в эпоху буржуазных революций 16-17 вв. В работах Смита, Монтескье, Локка и др. сформулированы исх. принципы классического либерализма.
Центральное место занимает идея индивидуальной свободы в противоположность феодальному абсолютизму, полностью подчиняющего личность соц порядкам, либерализм отстаивает концепцию естест. прав человека на жизнь. Свобода – отсутствие внешних ограничителей на реализацию сознательн действий индивида, при этом личность должна нести бремя моральной ответственности.