Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:52, шпаргалка

Краткое описание

Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности.
Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени.
Марксизм о политике

Файлы: 39 файлов

Конспект по политологии.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

В современном  демократическом обществе партийные  механизмы контроля за элитами дополняются  государственными и общественными  институтами. К таким институтам относятся выборы, средства массовой информации, опросы общественного мнения, группы давления и т.д.

 

  1. Понятие политического лидерства.

В словарях общего характера  термин “лидер” определяется как  глава, руководитель политич. партий, обществ. организаций и как лицо, пользующееся большим авторитетом в каком-л. коллективе.

В филос. словаре лидерство – один из механизмов интеграции групповой деят-ти когда индивид или часть соц. группы берет на себя ф-ции осуществления координации и направления действия всей группы, кот. в свою очередь принимает на себя обязанность подчин. указаниям и требов. данного индивида или части группы. Т.о. лидер – это член группы, принимающий на себя значительно большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы.

Лидерство – как социальное явление внутренне присуще человеку, всем человеческим обществам и является древней формой организации жизни людей.

Наиболее известны сл. концепции лидерства:

  1. теория черт лидера. Объясн. лидерство как чисто соц. и психолог. феномен. Лидером объявл. человека, облад. определ. совокупностью психолог. черт. Способность концептуально мыслить, принимать и исполнять решения, предвидеть их последствия, привлекать к себе внимание и т.д.
  2. ситуационная. Не отрицает первую теорию. Но по её мнению, сущность лидерства заключ. не в индивиде, а в той роли, в кот. нуждается определ. группа людей в определ. ситуации, то есть ситуация порождает лидеров. Некот. говорят, что в кач-ве лидера выступает беспринципный человек, являющийся ф-цией ситуации, кот. действует по обстоятельствам. Недостаток: игнорируется самостоятельность личности.
  3. теория, определяющая роли последователей. На первый план выдвиг. анализ не самих лидеров, а из последователей, их соц. и психолог. потребностей и запросов. Считается, что последователи выбир. лидера, призванного удовлетворять их интересы. Они воспринимают лидера и ситуацию, и в конечном счете принимают или отвергают лидерство, то есть лидер является инструментом соц. группы последователей.
  4. компенсаторская. Идея лидерства рассм-ся как ср-во компенсац. неполноценн., то есть лидером становятся люди, которые перенесли в детстве крушение своих надежд.
  5. синтетическая. Попытка объедин. основные положения первых четырех теорий.

Лидер предстает  как человек, в наиб. степени отвеч. требованиям историч. момента и потребностям опред. соц. сил. И чем выше степень соответствия качеств полит. лидера потребностям обществ. развития тем более значимо его влияние на ход полит. жизни. Критерием эффективности деят-ти лидера явл. степень удовлетворения запросов той общности, кот. прибегла к его услугам. Как объект политики он испытывает влияние и давление различных заинтересов. сторон и д. быть готов к восприятию предложений и требований, к определенным компромиссам в различными политическими силами.

Эволюция  становления политического лидерства проходит несколько стадий:

  1. возникновение общественных движений и выделение их лидеров
  2. образование политический партий, выработка их программных установок и организационных принципов
  3. формирование иерархии партийного политического руководства
  4. борьба за власть, приход партии к власти, участие в управлении страной, делегирование партийных лидеров на руководящие должности.

Руководитель  отличается от лидера:

  1. лидер выдвигается стихийно, благодаря авторитету и личностному влиянию. Руководитель либо назначается либо избирается, то есть получает полномочия в результате целенаправленных действий.
  2. Лидер как правило личность – продукт естественного отбора. Лидерство не стабильно, его нужно постоянно подтверждать. Руководство как правило стабильно. Руководитель наделяется оговоренными законом правами и обязанностями.
  3. Рождение лидера часто происходит в проблемной ситуации, когда надо искать оптимальное решение для выхода их этой ситуации.

 

 

 

 

  1. Теории политического лидерства.

Для понимания политического лидерства необходимо выяснить его природу. Приоритет здесь принадлежит зарубежным политологам. Общая линия исследования шла от анализа черт личности лидера, взаимоотношений лидера и его последователей к разработке классификации различных стилей лидерства.

1. Теория черт закономерно вырастает из анализа идеальных лидеров героев. Важную роль в ее создании сыграл английский ученый XIX в. Ф. Гальтон, психолог и антрополог, который попытался перенести биологические законы на человеческое общество. Суть теории сводится к попыткам выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера. Был собран большой фактический материал. Однако выяснилось, что чисто эмпирическое обобщение личностных черт лидеров не дает ожидаемого эффекта: чем детальнее и подробнее становились перечни черт, тем точнее они совпадали с полным набором психологических и социальных черт личности вообще. В самих исследованиях обнаружились противоречия. Американский политолог Р. Стогдилл, обобщив результаты 124 исследований лидерства, столкнулся с большим разбросом мнений: не было ни одной черты лидера, с которой были бы согласны все авторы. Оспаривались даже такие необходимые лидеру черты как ум, сила воли, принципиальность. Некоторые авторы писали, что волевые и принципиальные люди, способные противостоять массовым настроениям, превращаются в изгоев общества, а лидером становятся те, кто идет на поводу у групповых ожиданий, уступает желанию большинства.

2. Но  это уже приверженцы второй  волны теории черт. Они стали  различать чисто личностные свойства лидеров и черты их поведения, связанные с выполнением определенных политических задач. В этом сказалось влияние бихевиоризма. Фокус понимания переносится на поведение лидера, вводится понятие ситуации и стиля лидера. Сторонники ситуационного подхода исходят из того, что различные черты лидера варьируются в зависимости от ситуации. Американский политолог Ю. Дженнингс отмечал: Нет сомненияния что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великий лидер чувствует ситуацию,... когда он ее может использовать..., обратить в свой актив. (Ашин Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М., 1978. С. 51).

3. Весьма  близка ситуационному подходу  теория определяющей роли последователей. На первый план выдвигается анализ не самих лидеров, а их последователей, их интересов и запросов. Природа лидерства в данном случае исследуется через призму анализа взаимоотношений лидера и ведомых. Группа сама выбирает себе лидера, который удовлетворяет ее. Поэтому тайна лидера не в нем самом, а в психологии и запросах его последователей. Сторонники этой теории считают, что определяющая роль ведомых оказывает на лидера негативное влияние. В этом они видят главную причину ослабления лидерства в настоящее время.

 

 

 

  1. Типы и функции политического лидерства.

Проблема политического  лидерства имеет богатейшую историю  исследования. В современной политической науке существует множество подходов к пониманию сущности лидерства.

Функции политического лидера.

  1. Функция оценки. Дается своевременный всесторонний анализ ситуации.
  2. Мобилизующая. Стремление получить массовую поддержку в осуществлении планов.
  3. Лидер принимает решения.

Типы  лидерства:

  1. традиционное. Основывается на силе традиций, то есть лидеры выявляются, определяются в соответствии с правилами, содержащимися в многолетних обычаях. Такой тип характерен для доиндустриального общества.
  2. харизматическое. Основывается на вере присутствия у человека исключительных качеств, то есть все способности индивида рассматриваются его последователями как сверхестественный дар. Такой тип присущ развивающимся странам.
  3. легальное. Основывается на убежденной вере в законность порядка, его разумность. Лидер избирается демократическим путем. Легальный лидер – выступает как исполнитель государственной воли (бюрократ, чиновник).

Стили лидерства:

  1. авторитарное. Характерно стремление к монопольной власти. Лидер такого типа определяет цели общества и способы их достижения. Он пытается повышать активность своих последователей административными методами.
  2. демократическое. Стимулирует активность последователей путем пробуждения у них чувства собственного достоинства, создание у них атмосферы сотрудничества. Его решения обсуждаются.
  3. невмешивающееся. Стремление уйти от решения имеющихся проблем, обезопасить себя от ответственности, переложить свои функции на ближайших помощников.

Политический  лидер – человек с высоким общественным авторитетом, сильным личностным влиянием, способный аккумулировать и адекватно выразить в своей деятельности интересы определенных социальных сфер.

 

 

  1. Политические действия.

 

 

 

 

  1. Политическое участие.

Та  или иная степень вовлечнности граждан  в ПП называется политическим участием.

Понимание необходимости такого участия рассматривается  по-разному:

В рамках марксистской философии считается, что все граждане должны быть вовлечены в политику поголовно, то есть постоянно принимать активное участие не только в выборах, но и в принятии промежуточных решений.

Другая  точка зрения состоит в том, что  достаточно привлекать людей к голосованию  за лидеров и к дискуссиям по ключевым вопросам. Аргументируются тем, что большинство людей не имеют средств, возможностей, желания к постоянному участию в политике.

Иногда  формы политического участия  классифицируются:

совершенно  пассивная

только  в выборах представительных органов власти

вовлеченность в решения местных политических проблем

активное  участие в предвыборных компаниях

политические  активисты

политическая  активность как профессия

Также выделяют масштабное  локальное, интенсивное  вялотекущее политическое участие.

Формы политического участия:

выборы

референдумы

политический  протест

 

40. роль выборов в политической жизни общества.

 

В современном  мире выборы – это процедура, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании органов власти государства. С выборами связана реализация политических прав граждан.

Выборы – способ существования демократии, смены правящих элит, передача власти мирным путём через волеизъявление народа. Успешное проведение выборов и признание их результатов – важный признак демократического общества. Существуют общенациональные – президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, законодательные собрания штатов и выборы отдельных должностных лиц.

Люди выдвигают  представителей, пользующихся их доверием, и добровольно передают часть своих прав. Власть, избранная самими людьми – легитимная.

Выборы – это форма  контроля масс за правящими кругами. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы – возможность сменить  её, привести к власти оппозицию. Выборы – эффективны только если в государстве действует избирательное право. Различают активное и пассивное избирательное право.

Избирательное право – совокупность законов, регулирующих процедуру выборов (кто может избираться, порядок выборов, подведение итогов, порядок отзыва и т.д.)

 

 

  1. Основные принципы выборов.

 

Активное  избирательное право – право человека избирать, лично участвовать в выборах. Осуществление такого права может быть прямым (депутаты избираются гражданами непосредственно) и косвенно.

Пассивное избирательное право – право быть избранным, т.е. право – быть кандидатом на определённую должность.

Принцип всеобщности – все совершеннолетние граждане государства, независимо от пола, местожительства, расы, имеют право участвовать в выборах. В большинстве государств мира действует этот принцип. Но он никогда не соблюдался в полной мере. Существует большое количество методов ограничения избирательного права.

Цензы – установленные законом обязательные требования, которыми должен обладать гражданин для получения права в участии в голосовании.

 

 

  1. Виды избирательных систем.

Избирательная система – совокупность законов, с помощью которых определяются результаты голосования. Существует много избирательных систем, но всё их разнообразие сводится к 3-ём типам:

- мажоритарная

- пропорциональная

- смешанная

Избирательная система, в основе которой лежит  принцип большинства при определении  результатов голосования называется мажоритарной.

- абсолютное  большинство – (побеждает кандидат, получивший 1 + 50% голосов)

- квалифицируемое  большинство – (победителю необходимо набрать установленное большинство голосов – обычно >0.5)

Главное достоинство  этой системы – учёт мнения большинства.

Выборы по этой системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые  могут сформировать стабильное правительство. Основной недостаток – она не полностью выражает политическую волю населения.

В случае пропорциональной системы избиратели голосуют за партийные списки (по сути – за программу). Партийные списки м. быть различных видов. Часть стран придерживается принципа жёстких (закрытых) списков. Следовательно, голосуют за список целиком. Если в списке 7 кандидатов, а партия выиграла 3 места, то депутатами станут 3 первых кандидата. В случае открытых списков, избиратели могут изменить позиции кандидатов в списке, отдавая ему преференцию. Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый для избрания кандидата (общее число голосов делится на число депутатских по округу). Эта система стимулирует многопартийность, создаёт возможности для существования небольших полит. партий. Она даёт возможность принимать решения, которые больше учитывают политические интересы разных групп населения. Недостатки: в условиях возрастания количества партий затруднено формирование правительства (оно нестабильно). Пропорциональная система не даёт возможности оценить личные качества кандидата в полной мере, т.к. голосование идёт за список.

Вопросы.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

42.txt

— 2.10 Кб (Скачать)

43.txt

— 2.06 Кб (Скачать)

44.txt

— 1.96 Кб (Скачать)

Содержание.txt

— 2.42 Кб (Скачать)

48.txt

— 1.47 Кб (Скачать)

1.txt

— 1.01 Кб (Скачать)

49.txt

— 1.74 Кб (Скачать)

2.txt

— 1.56 Кб (Скачать)

51.txt

— 2.09 Кб (Скачать)

3.txt

— 1.48 Кб (Скачать)

52.txt

— 2.56 Кб (Скачать)

4.txt

— 3.36 Кб (Скачать)

55.txt

— 3.32 Кб (Скачать)

5.txt

— 6.36 Кб (Скачать)

7.txt

— 3.25 Кб (Скачать)

10.txt

— 2.36 Кб (Скачать)

11.txt

— 2.72 Кб (Скачать)

13.txt

— 4.69 Кб (Скачать)

15.txt

— 5.63 Кб (Скачать)

16.txt

— 2.45 Кб (Скачать)

17.txt

— 4.78 Кб (Скачать)

18.txt

— 2.42 Кб (Скачать)

19.txt

— 2.02 Кб (Скачать)

20.txt

— 2.42 Кб (Скачать)

21.txt

— 3.06 Кб (Скачать)

22.txt

— 12.77 Кб (Скачать)

23.txt

— 5.06 Кб (Скачать)

24.txt

— 4.38 Кб (Скачать)

25.txt

— 3.08 Кб (Скачать)

26.txt

— 1.03 Кб (Скачать)

27.txt

— 1.15 Кб (Скачать)

29.txt

— 1.37 Кб (Скачать)

30.txt

— 2.41 Кб (Скачать)

35.txt

— 3.68 Кб (Скачать)

37.txt

— 1.81 Кб (Скачать)

40.txt

— 1.21 Кб (Скачать)

41.txt

— 787 байт (Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"