Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:52, шпаргалка

Краткое описание

Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности.
Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени.
Марксизм о политике

Файлы: 39 файлов

Конспект по политологии.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

В духовной сфере важной особенностью ТР является господство офиц. идеологии, нацеленной на построение нового полит. порядка и созд. нового типа личности.

Тоталитарная  идеология складывается из трёх частей:

1) радик. критика  предшеств. или определённого полит. противника, которого необх. сокрушить.

2) представление  о совершенстве общего будущего, светлого завтра

3) рецептов его  достижения

Тем самым тоталит. идеология  отрицает прошлое и наст. во имя  великого и светлого общества, обосновывая необх. тоталит. перестроения общ-ва. Эта идеол. претенд. на право абсол. истины, и поэтому явл. общеобязат. и не подлежит критике.

Фанатичная  вера в окончательную истину объясняет  поддержку ТР народом. Привержение  общественности официальной идеологии достигается посредством централиз идеологических средств воздействий, монополии на информацию.

 

 

 

 

 

  1. Авторитарный режим.

Авторитарный  режим (АР) – власть, влияние. АР характериз. след. чертами:

  1. Сосредоточение всей власти в руках опред. органа: единол. и коллект. В качестве автократа могут выступать: монарх, военная хунта и т.д.
  2. Ограниченность выборности гос. органов, ограничение полномочий парламента, наделение широкими полномочиями распределительно-исполнительных органов.
  3. Фактический отказ от концепции распределения власти.
  4. Огранич. или полное запрещ. легальной оппозиции. Полит. партии сущ. только формально.
  5. Строгая регламентация и контроль за деятельностью профсоюз и других общественных организаций, политической деятельности отдельных граждан.
  6. Ликвидация или существование ограниченных политических прав и свобод граждан, а так же юридической гарантий их защиты.
  7. Отстран. насел. от участия в контроле над деят. гос-ва, массовое отчужд. насел. от власти.

АР в отличие  от ТР не претендует на контроль за всеми сторонами жизни общ-ва. Обеспечивая любым путём полит. власть, АР не вмешивается в те сферы, кот. не связаны непосредственно с политикой. Для АР хар-но разгосуд. экономики, культуры и соц. сферы. Авторит. общ-во построено по принципу: разрешено всё, кроме политики. Важное отличие АР от ТР сост. в том, что в АР нет «сверхъидеи» или она сильно размыта. Зап. политики утверждают, что АР можно назвать прагматической диктатурой, ТР – идеократической диктатурой. По мнению некот. политологов ТР – крайняя форма АР. АР могут быть: революционные и контрреволюционные, лево и право авторитарные. В развив. странах АР часто принимает форму военного режима.

Следует обратить внимание, что АР в отличие от ТР более гибок, способен к трансформации  и модернизации. АР допускает размежевание и даже поляризацию различных сил и интересов. Способствует зарождению демократии. При справедливой критике АР необходимо видеть и конструктивную роль в некоторых случаях. Не всегда оправдана сугубо негативная оценка ТР и АР. В целом ряде стран АР создали необходимые политические условия для экономической модернизации общества.

 

 

 

 

  1. Демократический режим.

Демократия – (от греч. Власть народа). В основе ДР лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При ДР в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в ДР – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства. Основные признаки ДР:

  1. Проведение гласных свободных выборов, которые предполагают 3 условия:
    1. Свобода выдвижения кандидатур
    2. Свобода избирательного права
    3. Свобода голосования
  2. Постоянное и реальное функционирование выбранной народом власти
  3. Разделение властей в системе государственной власти. Создаётся механизм задержек и противовесов
  4. Наличие многопартийной системы. Беспрепятственная деятельность партий. Главная арена политического соперничества – выборы
  5. Существование легальной оппозиции. В условиях ДР оппозиция является неотъемлемым органом и постоянным элементом политического процесса. Право на оппозицию обеспечивает реальный плюрализм на свободу мнений. Посредством оппозиции мнения сохраняют возможность отстаивать свою точку зрения.
  6. Гласность в работе властей всех уровней. Беспрепятственный доступ СМИ и общества к информации. Действительный контроль со стороны общества за осуществлением власти.
  7. Провозглашение и юридические гарантии прав и свобод граждан, которые являются высшей ценностью демократии. ДР представляет широкий круг политических, социально-экономических и личных прав и свобод.
  8. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Формирование правового государства.

В реальной жизни  демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При  этом она может реализовываться  в 2х видах: представительная и непредставительная демократия. 1-ая связана с деятельностью выборных органов, в которых работают депутаты. 2-ой вид предусматривает референдумы. Рассматриваемая модель ДР – идеальна. Недостатки ДР:

    1. возможность превращения демократии в диктатуру большинства.
    2. демократия пробуждает социальную активность масс, которая может носить как конструктивный, так и деструктивный характер.
    3. Выборность может приходить в противоречие с требован. проф. их деятельности.

 

 

 

  1. Сущность, структура и  функции государства.

Термин гос-во используется для обознач. различных по своей сути явлений.

  1. Государство – страна, в которой живут
  2. Государство – органы власти, аппарат управления
  3. Гос-во понимается как носитель власти, нечто отдающее приказы и распоряж.

Общие признаки государства:

  1. территория – составляет физическую, материальную основу. Если в результате войны, распада территория оказывается завоеванной, то гос-во перестает существовать. Размеры государства могут меняться.
  2. наличие населения – власть гос-ва осущ. по отношению к людям, прожив. на опред. территории. В свою очередь гос-во сущ. потому, что есть люди, кот. оно необх.
  3. наличие спец. госуд. аппарата – осуществлять управление гос-во может только имея спец. систему органов. Однако в гос. аппарате можно выделить наиболее часто встречающиеся элементы (исполнительно-распорядительные органы; органы прокуратуры; суды; органы контроля; органы охраны обществ. порядка; вооруж. силы).
  4. Суверенитет (верховная власть) – суверенное гос-во действует независимо от внешней политики с чем вынуждены считаться и его партнеры. Гос-во обладает суверенитетом независимо от территории, количества населения.
  5. Всеобщность – гос-во распростр. свое влияние на всех жителей этой территории.
  6. Монопольное право на применение принуждения.
  7. Монопольное право на издание з-нов и правовых актов, обязат. для всего насел.
  8. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения.

Гос-во это своеобразная форма организации обществ. жизни, необх. для существ. и нормального  развития страны. От др. полит. форм оно  отлич. наиб. концентрацией власти, наиб. способностью к решению обществ. проблем. Вследствие этого гос-во во многом обеспечивает целостность общ-ва и явл. политич. центром, к кот. тяготеют др. полит. силы. Гос-во существенно влияет на течение всех полит. процессов. Оно выступает и как некая сила, концентрированно выражающая и символизир. общество в целом. Именно гос-во призвано выполнять те ф-ции, без кот. норм. существование общ-ва попросту невозможно. Но эти функции не оставались неизменными. Вместе с тем у любого гос-ва есть обязат. ф-ции, исполнение кот. и оправдывает его существование. Эти ф-ции принято разделять на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся:

  1. защита существующего строя, экономич. и соц.-политической системы общ-ва. Будучи порожденным этой системой гос-во заинтересовано в её сохранении
  2. регуляция эконом. жизни общ-ва. Но степень регулир-я м. быть различной. Однако существов. абсолютно свободной от вмешат-ва гос-ва экономики невозможно.
  3. задача издания законов и соблюдения правопорядка
  4. гос-во призвано регулировать отнош. между соц. группами и слоями общества.

К внешним  функциям относ.:

  1. гос-во обеспечивает целостность страны и ее безопасность
  2. защищает экономич. и полит. интересы страны на международной арене
  3. обеспечивает развитие отношений с другими странами, сотрудничество и участие в междунар. делах.

Соединение  внутренних и внешних функций  позволяет государству оставаться суверенной единицей, не замыкаясь  при этом в себе.

 

 

 
22- Формы государственного правления.

Формы правления  и гос. устр-ва – это способ организации и осуществл. полит. власти:

1.форма правлении  2.форма гос устройства 3.полит  режим

Форма правления гос-вом показывает особенности внутренней организации гос-ва, порядок образования и стр-ру органов гос-ной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, кот. используются ими для осуществл. организующей и управленч. деят-ти. Научное исслед. различных аспектов формы гос-ности имеет важное теоретич. и практич. значение. Малейшие ошибки и просчеты в разреш. этих жизненных вопросов чреваты острыми политич. конфликтами, тяжелыми моральными и матер. потерями, а иногда даже человеч. жертвами. Более полное (конкретное) представл. о форме гос-ва дает анализ 3-х его сост. - формы правлен., гос. устройства, гос.-правового режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов гос-ной власти, их взаимоотношение друг к другу и населению, т.е. эта категория показывает кто и как правит в гос-ве. В зависимости от особенностей формы правления гос-ва подразделяются на монархические и республиканские.

1. Монархия –  власть полностью или частично  сосредоточена в монархе и  передается по наследству. Монархия - это форма правления, при которой вся полнота гос. власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняй и функции главы гос-ва, функции законодательной, исполнительной властей, он также контролирует правосудие и местное самоуправление.

 А) Абсолютная – единоличный носитель суверенитета. Б) Конституционная – ограничение власти парламентом. По степени ограничения: а) Парламентская – ограничение во всех сферах, б) “Дуалистическая” – ограничение в законодат. сфере.

2. Республика- форма правления, при которой гос-ная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единичному органу избираемому на определенный срок. Республика – высшие органы власти избираются народом. По распределению функций между президентом и парламентом: а)Парламентская – единственный избирательный орган, формирует правительство, управление страной правительством. б)Президентская – совмещение главы гос – ва и главы правительства, четкое распределение власти. в)Смешанная – Сильная президентская власть + жесткий контроль правит-ва, двойная ответственность правит-ва.

Монархия - это такая форма правления, при кот. верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Осн. признаками классической монархической формы управления явл.: существование единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монарха по своему усмотрению; юридич. безответств. монарха. Монархия возникла в условиях рабовлад. общ-ва. При феод. она стала осн. формой гос. правления. В бурж. же обществе сохранились лишь традиц., а в основном формальные черты монархич. управления. В свою очередь монархия делится на: абсолютную, ограниченную(парламентарную), дуалистическую, теократическую, парламентарную

Абсолютная  монархия - такая форма правления, при которой верховная гос. власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Осн. признаком абсол. монархии явл. отсутствие каких-л. гос. органов, огранич. компетенцию монарха. Возникн. абсолютизма связано с процессом зарождения бурж. отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феод. сословий. К наиболее существенным чертам абсол. монархии относ. ликвид. или полный упадок сословно-представит-х учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непоср. подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

Вопросы.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

42.txt

— 2.10 Кб (Скачать)

43.txt

— 2.06 Кб (Скачать)

44.txt

— 1.96 Кб (Скачать)

Содержание.txt

— 2.42 Кб (Скачать)

48.txt

— 1.47 Кб (Скачать)

1.txt

— 1.01 Кб (Скачать)

49.txt

— 1.74 Кб (Скачать)

2.txt

— 1.56 Кб (Скачать)

51.txt

— 2.09 Кб (Скачать)

3.txt

— 1.48 Кб (Скачать)

52.txt

— 2.56 Кб (Скачать)

4.txt

— 3.36 Кб (Скачать)

55.txt

— 3.32 Кб (Скачать)

5.txt

— 6.36 Кб (Скачать)

7.txt

— 3.25 Кб (Скачать)

10.txt

— 2.36 Кб (Скачать)

11.txt

— 2.72 Кб (Скачать)

13.txt

— 4.69 Кб (Скачать)

15.txt

— 5.63 Кб (Скачать)

16.txt

— 2.45 Кб (Скачать)

17.txt

— 4.78 Кб (Скачать)

18.txt

— 2.42 Кб (Скачать)

19.txt

— 2.02 Кб (Скачать)

20.txt

— 2.42 Кб (Скачать)

21.txt

— 3.06 Кб (Скачать)

22.txt

— 12.77 Кб (Скачать)

23.txt

— 5.06 Кб (Скачать)

24.txt

— 4.38 Кб (Скачать)

25.txt

— 3.08 Кб (Скачать)

26.txt

— 1.03 Кб (Скачать)

27.txt

— 1.15 Кб (Скачать)

29.txt

— 1.37 Кб (Скачать)

30.txt

— 2.41 Кб (Скачать)

35.txt

— 3.68 Кб (Скачать)

37.txt

— 1.81 Кб (Скачать)

40.txt

— 1.21 Кб (Скачать)

41.txt

— 787 байт (Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"