Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:52, шпаргалка
Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности.
Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени.
Марксизм о политике
В духовной сфере важной особенностью ТР является господство офиц. идеологии, нацеленной на построение нового полит. порядка и созд. нового типа личности.
Тоталитарная идеология складывается из трёх частей:
1) радик. критика предшеств. или определённого полит. противника, которого необх. сокрушить.
2) представление
о совершенстве общего
3) рецептов его достижения
Тем самым тоталит. идеология отрицает прошлое и наст. во имя великого и светлого общества, обосновывая необх. тоталит. перестроения общ-ва. Эта идеол. претенд. на право абсол. истины, и поэтому явл. общеобязат. и не подлежит критике.
Фанатичная вера в окончательную истину объясняет поддержку ТР народом. Привержение общественности официальной идеологии достигается посредством централиз идеологических средств воздействий, монополии на информацию.
Авторитарный режим (АР) – власть, влияние. АР характериз. след. чертами:
АР в отличие от ТР не претендует на контроль за всеми сторонами жизни общ-ва. Обеспечивая любым путём полит. власть, АР не вмешивается в те сферы, кот. не связаны непосредственно с политикой. Для АР хар-но разгосуд. экономики, культуры и соц. сферы. Авторит. общ-во построено по принципу: разрешено всё, кроме политики. Важное отличие АР от ТР сост. в том, что в АР нет «сверхъидеи» или она сильно размыта. Зап. политики утверждают, что АР можно назвать прагматической диктатурой, ТР – идеократической диктатурой. По мнению некот. политологов ТР – крайняя форма АР. АР могут быть: революционные и контрреволюционные, лево и право авторитарные. В развив. странах АР часто принимает форму военного режима.
Следует обратить внимание, что АР в отличие от ТР более гибок, способен к трансформации и модернизации. АР допускает размежевание и даже поляризацию различных сил и интересов. Способствует зарождению демократии. При справедливой критике АР необходимо видеть и конструктивную роль в некоторых случаях. Не всегда оправдана сугубо негативная оценка ТР и АР. В целом ряде стран АР создали необходимые политические условия для экономической модернизации общества.
Демократия – (от греч. Власть народа). В основе ДР лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При ДР в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в ДР – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства. Основные признаки ДР:
В реальной жизни демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом она может реализовываться в 2х видах: представительная и непредставительная демократия. 1-ая связана с деятельностью выборных органов, в которых работают депутаты. 2-ой вид предусматривает референдумы. Рассматриваемая модель ДР – идеальна. Недостатки ДР:
Термин гос-во используется для обознач. различных по своей сути явлений.
Общие признаки государства:
Гос-во это своеобразная форма организации обществ. жизни, необх. для существ. и нормального развития страны. От др. полит. форм оно отлич. наиб. концентрацией власти, наиб. способностью к решению обществ. проблем. Вследствие этого гос-во во многом обеспечивает целостность общ-ва и явл. политич. центром, к кот. тяготеют др. полит. силы. Гос-во существенно влияет на течение всех полит. процессов. Оно выступает и как некая сила, концентрированно выражающая и символизир. общество в целом. Именно гос-во призвано выполнять те ф-ции, без кот. норм. существование общ-ва попросту невозможно. Но эти функции не оставались неизменными. Вместе с тем у любого гос-ва есть обязат. ф-ции, исполнение кот. и оправдывает его существование. Эти ф-ции принято разделять на внутренние и внешние.
К внутренним функциям относятся:
К внешним функциям относ.:
Соединение
внутренних и внешних функций
позволяет государству
22- Формы государственного
правления.
Формы правления и гос. устр-ва – это способ организации и осуществл. полит. власти:
1.форма правлении 2.форма гос устройства 3.полит режим
Форма правления гос-вом показывает особенности внутренней организации гос-ва, порядок образования и стр-ру органов гос-ной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, кот. используются ими для осуществл. организующей и управленч. деят-ти. Научное исслед. различных аспектов формы гос-ности имеет важное теоретич. и практич. значение. Малейшие ошибки и просчеты в разреш. этих жизненных вопросов чреваты острыми политич. конфликтами, тяжелыми моральными и матер. потерями, а иногда даже человеч. жертвами. Более полное (конкретное) представл. о форме гос-ва дает анализ 3-х его сост. - формы правлен., гос. устройства, гос.-правового режима.
Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов гос-ной власти, их взаимоотношение друг к другу и населению, т.е. эта категория показывает кто и как правит в гос-ве. В зависимости от особенностей формы правления гос-ва подразделяются на монархические и республиканские.
1. Монархия – власть полностью или частично сосредоточена в монархе и передается по наследству. Монархия - это форма правления, при которой вся полнота гос. власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняй и функции главы гос-ва, функции законодательной, исполнительной властей, он также контролирует правосудие и местное самоуправление.
А) Абсолютная – единоличный носитель суверенитета. Б) Конституционная – ограничение власти парламентом. По степени ограничения: а) Парламентская – ограничение во всех сферах, б) “Дуалистическая” – ограничение в законодат. сфере.
2. Республика- форма правления, при которой гос-ная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единичному органу избираемому на определенный срок. Республика – высшие органы власти избираются народом. По распределению функций между президентом и парламентом: а)Парламентская – единственный избирательный орган, формирует правительство, управление страной правительством. б)Президентская – совмещение главы гос – ва и главы правительства, четкое распределение власти. в)Смешанная – Сильная президентская власть + жесткий контроль правит-ва, двойная ответственность правит-ва.
Монархия - это такая форма правления, при кот. верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Осн. признаками классической монархической формы управления явл.: существование единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монарха по своему усмотрению; юридич. безответств. монарха. Монархия возникла в условиях рабовлад. общ-ва. При феод. она стала осн. формой гос. правления. В бурж. же обществе сохранились лишь традиц., а в основном формальные черты монархич. управления. В свою очередь монархия делится на: абсолютную, ограниченную(парламентарную), дуалистическую, теократическую, парламентарную
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная гос. власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Осн. признаком абсол. монархии явл. отсутствие каких-л. гос. органов, огранич. компетенцию монарха. Возникн. абсолютизма связано с процессом зарождения бурж. отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феод. сословий. К наиболее существенным чертам абсол. монархии относ. ликвид. или полный упадок сословно-представит-х учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непоср. подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.