Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:52, шпаргалка
Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности.
Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени.
Марксизм о политике
В РБ политика в области религии основывается на законе «о свободе вероисповедания». Закон предусматривает учет интересов различных религиозных конфессий.
Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе
употребляется в разных
обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью
раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали,
представляющих отдельные
время целостного феномена, каким является власть. Для этого
необходимо исследование власти на самых разных уровнях её
функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка
парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о
природе власти и механизмах властвования является едва ли не
главной задачей
Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в
частности, политической, были предприняты ещё в ранний период
политической истории Индии, Китая и Греции. Например то, что
древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или
«главенство», имело и другое значение - «первоначало» или
«первопричина» - по-видимому, было не случайным совпадением, но
смутной догадкой о природе власти.
Власть, в отличие от физического
насилия, оказывает
на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По
существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является
уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда,
когда так направляет уважающего её, что тот оказывается на в
состоянии осуществлять
на подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти.
Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют
существенную часть
Концепция власти - одна из
ведущих теоретических концеп
способствующая исследованию политических отношений и пониманию
механизма деятельности
Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме
власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который
трактует власть как «
согласно мнению которого «
лицо внутри социального
свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в
действии, Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает
способность человека не столько действовать самому, сколько
взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет
власть как не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а
действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-
то». Ф. Бурлацкий в философском словаре 1986г. придерживается
мнения, мнения, что «власть есть в общем смысле способность и
возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее
воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо
средства - авторитета, права, насилия».
13.Политическая власть.
Главная цель политики –
в достижении, сохранении и упрочнении
власти, в укреплении экономического
и общественно-политического
Типы определения власти:
Широко распространенным в политологии является определение, данное Максом Вебером. Он считал, что власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других.
Наиболее обобщенное определение власти содержится в словарях. Канадский словарь социальных наук определяет власть как:
В философском словаре власть трактуется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее действие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия.
Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью.
В современном обществе задачи власти след:
Ядром политической власти является государственная власть. При появлении аппарата гос. служащих, принудительных учреждений появляется государственная власть. Полит. власть более широкое понятие чем государственная.
Черты гос. власти:
Власть возникла как потребность общества в саморегуляции, сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общностей людей. Естественноисторический характер власти проявляется в её преемственности; власть никогда не исчезает; власть постоянно видоизменяется, развивается во времени, то есть она динамична, но содержание и формы власти связаны с этапом развития цивилизации.
К основным формам власти относятся:
господство, руководство, управление, реализация, контроль
Макс Вебер выделил 3 типа господства:
Если власть опирается только на принуждение, то возможности её достаточно ограничены. Властные отношения основыв. на взаимосвязи принуждения и согласия.
Авторитет власти, степень доверия в глазах народа обозначается понятием легитимность. Экономическое господство социальной группы закономерно ведет к её политическому господству. Но это обстоятельство не обеспечивает автоматический доступ к власти конкретным лицам.
Власть произрастает из субъективных различий людей, объективной неоднородности, их положения в обществе, следовательно и источники власти разнообразны.
Источники власти:
Одним из важнейших свойств, характеризующих политическую власть, является ее легитимность (термин "легитимизм" возник в начале XIX в. и обозначал политическое движение во Франции, ставившее целью восстановить власть короля как единственную законную, в отличие от власти узурпатора Наполеона). Различают легитимность власти по происхождению или по способу установления (по наследству на основе традиций при монархическом правлении или на основе всеобщих выборов при демократическом правлении) и легитимность как определенное состояние власти, когда граждане доб-ровольно и сознательно признают право власти предписывать им поведение, следуя ее за-конам. Легитимна власть, с которой согласен народ, в противном случае она нелегитимна. "Тот, кто принимает хоть какую-то долю власти иными путями, чем те, которые предпи-саны законами сообщества, не имеют права на то, чтобы ему повиновались..., а, следова-тельно, является не тем лицом, на которое дал согласие народ" (Локк Д.).
Исследователи уделяли большое внимание выявлению сущности легитимно-сти. Так, С.М.Липсет определяет легитимность как "способность системы создать и под-держать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими из возможных для общества". Х.Линц дает во многом сходное с Липсетом толкование сути легитимности политической системы: "Убеждение в том, что, несмотря на все их промахи и недостатки, существующие политические институты являются наи-лучшими, нежели какие-либо другие, которые могли быть установлены и которым следо-вало бы в результате подчиниться".
М.Вебер разработал типологию легитимности (господства), выделив три ос-новных ее типа:
традиционное господство - авторитет "вечно вчерашнего", авторитет нравов, освящен-ных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение. Примером является монархия;
харизматическое господство - авторитет личного дара, преданность и доверие, вызы-ваемое наличием качеств вождя у человека (откровений, героизма и т.д.), подобно тому, как его осуществляет пророк, князь, военачальник, партийный вождь. Образцы харизма Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, Цезаре, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.;
легальное, рациональное господство. Это господство в силу веры в обязательность ле-гального установления и деловой компетентности носителей власти, обоснованной ра-ционально созданными правилами (законами).
Одним из подходов, которые используются в анализе политической системы общества является, институциональный подход. С точки зрения этого подхода политическая система представляет собой систему институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Понятие институт произошло от латинского institutum – установление, учреждение, и имеет несколько значений: институт брака, собственности, названия ВУЗ и НИИ. Политический институт – это элемент политической системы (государство, партии, общественные организации, политические институты). В состав политической системы общества входят следующие элементы:
Гос-во, политические партии и общественные организации образуют политическую организацию как подсистему в политической системе общества.
Политические нормы и политические отношения как элементы политической системы общества.
Политические нормы. Норма – предел возможного. Разрешено то, сто не запрещено. Основу социальных норм образует право, закон. Именно право через закон служит основой функционирования как государства, так и общественных организаций. Важнейшим законом для функционирования государства является Конституция, а деятельность политических партий основана на законе о политических партиях. Конституция закрепляет и основу политического – правового статуса личности. Это делается в разделе Личность, общество, государство. В систему социальных конституционных норм входят также и политические нормы – политические обычаи и традиции, политическая мораль.