Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:52, шпаргалка

Краткое описание

Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности.
Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени.
Марксизм о политике

Файлы: 39 файлов

Конспект по политологии.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

В РБ политика в  области религии основывается на законе «о свободе вероисповедания». Закон предусматривает учет интересов различных религиозных конфессий.

 

 

  1. Сущность власти.

Понятие «власть»  в  обыденной  жизни  и  в  научной  литературе

    употребляется в разных смыслах.  При глубоком  рассмотрении  вопроса

    обнаруживается,  что  понятие   «власть»  не  может  быть  полностью

    раскрыто лишь с точки зрения  экономики и политики, права и   морали,

    представляющих отдельные аспекты  такого многослойного  и   в  то  же

    время  целостного  феномена,  каким  является  власть.  Для   этого

    необходимо  исследование  власти  на  самых   разных   уровнях   её

    функционирования  в  обществе,   истории   и   культуре.   Разгадка

    парадоксов властных отношений  и приращение всякого нового  знания  о

    природе власти  и  механизмах  властвования  является  едва  ли  не

    главной задачей фундаментальной  политологии.

        Первые попытки разобраться в  парадоксах и механизмах  власти,  в

    частности, политической,  были  предприняты  ещё  в  ранний  период

    политической истории  Индии,  Китая  и  Греции.  Например  то,  что

    древнегреческое   слово   «архе»,   обозначавшее    «власть»    или

    «главенство»,  имело  и   другое  значение   -   «первоначало»   или

    «первопричина» - по-видимому, было  не  случайным  совпадением,  но

    смутной догадкой о природе  власти.

        Власть, в отличие от физического  насилия, оказывает  воздействие

    на тело, душу и ум, пронизывает  их, подчиняет закону своей воли. По

    существу своему она  подобна  авторитету.  Коррелятом  её  является

    уважение; этическую ценность она  представляет тогда и только  тогда,

    когда так направляет  уважающего  её,  что  тот  оказывается   на  в

    состоянии осуществлять большее  количество более высоких   ценностей,

    на  подвергаясь  непосредственно   воздействию  со  стороны   власти.

    Власть  нуждается  в   оправдании,   и   эти   попытки   составляют

    существенную часть политической  истории.

        Концепция власти -  одна  из  ведущих  теоретических  концепций,

    способствующая  исследованию  политических  отношений  и  пониманию

    механизма деятельности государства  и политической системы.

  Среди крупнейших теоретиков, имеющих   исследования  по  проблеме

    власти, необходимо в первую очередь  отметить  Б.  Рассела,  который

    трактует власть как  «создание   намеченного  эффекта»,  М.  Вебера,

    согласно мнению которого «власть  есть возможность  того,  что   одно

    лицо внутри социального отношения   будет  в  состоянии  осуществить

    свою  волю,  несмотря  на  сопротивление  других,   участвующих   в

    действии,  Х.  Арендт,  которая   полагала,  что  «власть   означает

    способность  человека  не  столько  действовать   самому,   сколько

    взаимодействовать с другими  людьми», П. Морриса, который определяет

    власть как не просто способ  воздействия на кого-то  или   что-то,  а

    действие  как процесс, направленный  на изменение кого-то или   чего-

    то». Ф.  Бурлацкий  в  философском   словаре  1986г.  придерживается

    мнения, мнения, что «власть  есть  в  общем  смысле  способность  и

    возможность  осуществлять   свою   волю,   оказывает   определяющее

    воздействие на деятельность, поведение  людей с помощью  какого-либо

    средства - авторитета, права, насилия».

 

 

13.Политическая власть.

Главная цель политики –  в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким образом, для политики как общественного явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью и деятельностью властвования.

Типы  определения власти:

  1. бихевиористские – власть явл. особым типом поведения, основана на возможности изменения поведения других людей.
  2. телеологические – власть – это достиж. опред. целей, получ. наличных результ.
  3. инструменталистские – трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия.
  4. структуралистские – власть – как особый род отношений между управляющим и управляемым
  5. определение власти как влияния оказываемого на других
  6. конфликтное определение – сводится к возможности принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтной ситуации

Широко распространенным в политологии является определение, данное Максом Вебером. Он считал, что власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других.

Наиболее обобщенное определение власти содержится в  словарях. Канадский словарь социальных наук определяет власть как:

  1. способность осуществляемую или нет, производить определенный эффект
  2. влияние, осуществляемое человеком или группой какими-либо средствами, на поведение других людей

В философском  словаре власть трактуется как способность  и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее действие на деятельность, поведение людей  с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия.

Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью.

В современном  обществе задачи власти след:

  1. поддержание общественного порядка и стабильности
  2. выявление ограничений и разрешение конфликтов
  3. достижение общественного согласия
  4. применение насилия и принуждения во имя сохранения стабильности общества
  5. управление делами общества и т.д.

Ядром политической власти является государственная власть. При появлении аппарата гос. служащих, принудительных учреждений появляется государственная власть. Полит. власть более широкое понятие чем государственная.

Черты гос. власти:

  1. Наличие особого аппарата гос. служащих
  2. Право издавать законы и распоряжения, обязательные для всего наеления
  3. Возможность обращаться к средствам организованного и правового принуждения, монополия на принуждение членов общества к выполнению своих обязанностей.

Власть возникла как потребность общества в саморегуляции, сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общностей людей. Естественноисторический характер власти проявляется в её преемственности; власть никогда не исчезает; власть постоянно видоизменяется, развивается во времени, то есть она динамична, но содержание и формы власти связаны с этапом развития цивилизации.

К основным формам власти относятся:

господство, руководство, управление, реализация, контроль

Макс  Вебер выделил 3 типа господства:

  1. традиционное, как отношение слуги и господина, правителя и подданного
  2. харизматическое – вера в исключительные качества лидера, ожидание от его деятельности определенных успехов, свершений
  3. легитимное – господство права, закона перед которыми равны и простые граждане и власть имущие

Если власть опирается только на принуждение, то возможности её достаточно ограничены. Властные отношения основыв. на взаимосвязи  принуждения и согласия.

Авторитет власти, степень доверия в глазах народа обозначается понятием легитимность. Экономическое господство социальной группы закономерно ведет к её политическому господству. Но это обстоятельство не обеспечивает автоматический доступ к власти конкретным лицам.

Власть произрастает из субъективных различий людей, объективной  неоднородности, их положения в обществе, следовательно и источники власти разнообразны.

Источники власти:

  1. физ.сила – изначально она являлась основанием власти. Опирается на страх как факт достижения желаемого поведения
  2. богатство
  3. знания
  4. занимаемое положение – принадлежность к привилегированному сословию является гарантом власти
  5. организация – позволяет людям, её составляющим, ставить перед собой и осуществлять такие цели, которые не могут быть достигнуты никем из них порознь.

 

 

 

  1. Легитимность политической власти.

Одним из важнейших свойств, характеризующих политическую власть, является ее легитимность (термин "легитимизм" возник в начале XIX в. и обозначал политическое движение во Франции, ставившее целью восстановить власть короля как единственную законную, в отличие от власти узурпатора Наполеона). Различают легитимность власти по происхождению или по способу установления (по наследству на основе традиций при монархическом правлении или на основе всеобщих выборов при демократическом правлении) и легитимность как определенное состояние власти, когда граждане доб-ровольно и сознательно признают право власти предписывать им поведение, следуя ее за-конам. Легитимна власть, с которой согласен народ, в противном случае она нелегитимна. "Тот, кто принимает хоть какую-то долю власти иными путями, чем те, которые предпи-саны законами сообщества, не имеют права на то, чтобы ему повиновались..., а, следова-тельно, является не тем лицом, на которое дал согласие народ" (Локк Д.).

     Исследователи уделяли большое внимание выявлению сущности легитимно-сти. Так, С.М.Липсет определяет легитимность как "способность системы создать и под-держать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими из возможных для общества". Х.Линц дает во многом сходное с Липсетом толкование сути легитимности политической системы: "Убеждение в том, что, несмотря на все их промахи и недостатки, существующие политические институты являются наи-лучшими, нежели какие-либо другие, которые могли быть установлены и которым следо-вало бы в результате подчиниться".

     М.Вебер разработал типологию легитимности (господства), выделив три ос-новных ее типа:

   традиционное господство - авторитет "вечно вчерашнего", авторитет нравов, освящен-ных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение. Примером является монархия;

   харизматическое господство - авторитет личного дара, преданность и доверие, вызы-ваемое наличием качеств вождя у человека (откровений, героизма и т.д.), подобно тому, как его осуществляет пророк, князь, военачальник, партийный вождь. Образцы харизма Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, Цезаре, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.;

   легальное, рациональное господство. Это господство в силу веры в обязательность ле-гального установления и деловой компетентности носителей власти, обоснованной ра-ционально созданными правилами (законами).

 

 

 

  1. Понятие политической системы.

 

Одним из подходов, которые используются в анализе  политической системы общества является, институциональный подход. С точки  зрения этого подхода политическая система представляет собой систему институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Понятие институт произошло от латинского institutum – установление, учреждение, и имеет несколько значений: институт брака, собственности, названия ВУЗ  и НИИ. Политический институт – это элемент политической системы (государство, партии, общественные организации, политические институты). В состав политической системы общества входят следующие элементы:

  1. государство
  2. политические партии
  3. общественные организации
  4. политические нормы
  5. политические отношения
  6. политическое сознание и политическая культура.

Гос-во, политические партии и общественные организации  образуют политическую организацию  как подсистему в политической системе общества.

Политические  нормы и политические отношения  как элементы политической системы  общества.

Политические  нормы. Норма – предел возможного. Разрешено то, сто не запрещено. Основу социальных норм образует право, закон. Именно право через закон служит основой функционирования как государства, так и общественных организаций. Важнейшим законом для функционирования государства является Конституция, а деятельность политических партий основана на законе о политических партиях. Конституция закрепляет и основу политического – правового статуса личности. Это делается в разделе Личность, общество, государство. В систему социальных конституционных норм входят также и политические нормы – политические обычаи и традиции, политическая мораль.

Вопросы.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

42.txt

— 2.10 Кб (Скачать)

43.txt

— 2.06 Кб (Скачать)

44.txt

— 1.96 Кб (Скачать)

Содержание.txt

— 2.42 Кб (Скачать)

48.txt

— 1.47 Кб (Скачать)

1.txt

— 1.01 Кб (Скачать)

49.txt

— 1.74 Кб (Скачать)

2.txt

— 1.56 Кб (Скачать)

51.txt

— 2.09 Кб (Скачать)

3.txt

— 1.48 Кб (Скачать)

52.txt

— 2.56 Кб (Скачать)

4.txt

— 3.36 Кб (Скачать)

55.txt

— 3.32 Кб (Скачать)

5.txt

— 6.36 Кб (Скачать)

7.txt

— 3.25 Кб (Скачать)

10.txt

— 2.36 Кб (Скачать)

11.txt

— 2.72 Кб (Скачать)

13.txt

— 4.69 Кб (Скачать)

15.txt

— 5.63 Кб (Скачать)

16.txt

— 2.45 Кб (Скачать)

17.txt

— 4.78 Кб (Скачать)

18.txt

— 2.42 Кб (Скачать)

19.txt

— 2.02 Кб (Скачать)

20.txt

— 2.42 Кб (Скачать)

21.txt

— 3.06 Кб (Скачать)

22.txt

— 12.77 Кб (Скачать)

23.txt

— 5.06 Кб (Скачать)

24.txt

— 4.38 Кб (Скачать)

25.txt

— 3.08 Кб (Скачать)

26.txt

— 1.03 Кб (Скачать)

27.txt

— 1.15 Кб (Скачать)

29.txt

— 1.37 Кб (Скачать)

30.txt

— 2.41 Кб (Скачать)

35.txt

— 3.68 Кб (Скачать)

37.txt

— 1.81 Кб (Скачать)

40.txt

— 1.21 Кб (Скачать)

41.txt

— 787 байт (Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"