Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:52, шпаргалка
Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности.
Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени.
Марксизм о политике
Политические отношения. Политические отношения – отношения между классами, политическими группами, между государством и гражданами по поводу власти в связи с выработкой и осуществлением политики. Политические отношения выражают взаимодействие субъектов политической власти, при котором происходит обмен политической информацией. В структуре политических отношений различают конфликты, компромиссные и консенсусные (согласительные) отношения. В результате сложных политических отношений появляются правящие силы (партии и оппозиция).
Функции политической системы общества.
Вход. Это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на неё и способно её изменить.
Выход. Ответная реакция на взаимодействия, преобразования политической системой, её специализированными институтами в решения. Решения передаются как информационный сигнал в среду.
Обратная связь между ВХОДОМ и ВЫХОДОМ осуществляется через окружающую среду. Это так называемая петля обратной связи.
На ВХОД политической системы подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования направленные в адрес властей, они служат сигналом о наличии в обществе определённых потребностей. Во-вторых, на ВХОДЕ существует импульс поддержки. Поддержка – есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. К функциям на входе политической системы относятся политическая социализация и рекрутирование, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На ВЫХОДЕ политическая система выполняет функции нормотворчества (законотворчества), применения правил и норм, контроль за соблюдением правил и норм.
Функции политической системы на выходе.
Входящие и
выходящие функции тесно
16. Типология политических систем.
Идеи типологизации ПС возникли в ответ на потребности в нормативных категориях и методах сравнительного анализа ПС. В качестве критериев могут выноситься различные основания (соц., политич.). Коренное отличие ПС – распределение политич. власти на различных этапах развития: между несколькими самостоят. объединениями или в руках одного:
1.Демократич. или конституционные ПС
2.Автократические ПС.
Маркс по типу формации и характерной соц. – экономич. cтруктуре различал рабовладельческую, феодальную, буржуазн. и соц-кую ПС
Политические
системы могут
По принципу соединения элементов: Моноцентрические, плюралистические. Моноцентрические пс выстроены строго вертикально, полит институты подчиняются в строгой иерархии и управляются из единого центра.
плюсы:
1.- Возможность быстрого принятия решения и их реализации.
2.- Возможность
быстро проконтролировать
3.- Отсутствие конфронтации.
минусы:
1.- Большая зависимость принятия решения от воли отдельных людей.
2.- Отсутствие политической конкуренции.
3.- Отсутствие обратной связи, т.е. отрыв от общества.
Плюралистическая пс.
3 условия плюрализма:
1. Наличие у каждой группы своих
представителей полит жизни об-
плюсы:
1. Не допускает сосредоточение власти в одних руках. 2. Меньше зависит от личных качеств тех, кто обладает властью. 3. Децентрализация власти, распределение её между различными центрами. 4. Основана на постоянном взаимодействии власти и народа.
минусы:
Способность нарушения целостности общества.
17- Основные тенденции изменений политической системы Республики
Беларусь.
В процедуре
укрепления феодального порядка
в ВКЛ появляется опубликованные
на древне-белорусском языке
В 16 веке в Беларуси множество гуманистов. Многие из них имеют умеренные политические взгляды, выступали лишь за совершенствование и реформирование демократического общества. Они: Гусовский, Будный, Сапега и другие. Часть выступала за радикальные изменения существующего государственного строя, за уничтожение крепостного права, за превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразное проявление крепостничества выступал Будный (1530-1593). В предисловии к Катехизису осудил взяточничество, аморальность, невежество католических священников. В своем главном политическом произведении «О светской власти» (1583) он выступил с критикой феодализма. Он требовал ограничения шляхецкого произвола, равенства всех сословий перед законом. В этом труде он обосновал свой политический идеал – монархию, во главе с просвященным монархом. Он выдвигал положения о божественном происхождении власти и воля Бога обязательна для всех. Власть бывает несправедлива, т.к. люди используют ее в корыстных целях. Будный сформулировал основную доктрину, обусловленную необходимостью власти. К ним он относил установление порядков в государстве, охрану интересов личности и государства.
К числу крупных мыслителей Белоруссии относятся Волон, Сапега. Большая часть их публикаций посвящена религиозным вопросам. Вместе с тем довольно четко и основательно отражены политические идей в частности идея правового государства. Они считали, что всякая власть неизбежно вырождается в тиранию, если она не будет опираться на право, жестко ограничивать свою деятельность законами. Уважение к праву. Эти идей в 3 статуте. Основной политической темой в трудах бел. мыслителей 16-18 веков является борьба с польскими феодалами. Один из них - Казимир Лыщинский «Трактат о не существовании Бога». Изложены оригинальные атеистические, общ.-политические идеи. Сторонник идеи утопического социализма в Беларуси. В своей утопии высказывал идей имущественной революции, всеобщности труда, справедливого деления материальных богатств, осуждал войны.
После трагического
финала восстания 1930-1930 в Беларуси начало
формироваться революционно-
Савич – создал «демократическое общество» (тайная революционная организация), выступал за освобождения крестьян от крепостничества через вооруженное восстание. За право каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между народами Беларуси, России, Польши, Украины.
Калиновский – взгляды:
критика феодально-крепостнических отношений;
идеал справедливого
общественного строя, в котором
созданы все условия для
пути осуществления этого идеала.
Развивая идеи
русских революционных
Тоталитарный режим (ТР) – означает (to totalis) целостный, полный, весь и т.д. Возникло в начале 20 гг. в Италии для хар-ки режима Муссолини. Позже оно вошло в политику и служит для обознач. режима – к полному, тоталитарному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Для ТР хар-на строгая регламентация, политизация и санкционирование всей жизнедеят-ти общ-ва, начиная с экономики и оканчивая искусством. Происх. огосударствление всей общественности, фактически уничтож. не зависящая от гос-ва общественная жизнь. Происх. превращение человека в простой придаток государственного механизма. Партия гос. власти выступает здесь как главный стержень, на котором базируется всё гос. устройство. Важной чертой ТР является фетишизация власти.
В политической сфере ТР соответствуют следующие черты:
1) монополизация власти в руках одной партии.
2) срастание
партии и государственного
3) правящая партия принимает статус государства в государстве
4) однопартийная
система, недопущение
5) созд. строго иерархичной вертик. системы управл., увенчанной фигурой вождя
6) формир. власти на всех ур-нях через закрытые каналы бюрокр. номенклатуры
7) фактически отчуждение граждан от полит. процесса
8) максимальное ограничение прав и свобод гражданина, умаление права и закона
9) монопольный
контроль над вооружёнными
10) террор, насилие
как средство политической
В экономич. сфере устан. монопольный контроль партийно-государственного аппарата над хоз. деятельностью, централиз. планы руководства и управл. экономикой.