Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ответы по политологии.docx

— 107.89 Кб (Скачать)

Характерные черты политической культуры;

1) является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;

2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся  связи между элементами политического  процесса, закрепляет стабильные  стороны политического опыта;

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую  жизнь конкретной страны;

4) обеспечивает целостность и  интегрированность политической сферы;

5) координирует политическими методами  жизнедеятельность общества в  целом, сочетает интересы различных  социальных групп, классов, государства  и личности;

6) предлагает определенные образцы  поведения, нормы взаимоотношений  власти и граждан;

7) характеризует политическое сознание  и политическое поведение основной  массы населения.

Элементы структуры политической культуры:

— политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

— политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);

— политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества и т.д.). Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политаческого строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

99. Типы политической культуры

Политическая культура формируется  под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей.

Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:

1) в зависимости от уровня  общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) в зависимости от степени  согласованности во взаимодействии  политических субкультур в той  или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

3) в зависимости от отношения  к, власти: господствующая и контркультура;

4) в зависимости от отношения  к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) в зависимости от степени  ориентации людей на участие  в политической жизни, в обеспечении  функционирования политической  системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом);

6) в зависимости от стилей  политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) в зависимости от вида политического  режима: демократическая и антидемократическая;

8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;

9) в зависимости от связи с  религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);

10) в зависимости от базовых  ценностей, на которые ориентируется  та или иная общность в политической  деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

 

Вопр 22

Политическое сознание: понятие, структура, функции

Политическое сознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность человека к участию в управлении делами общества и государства.

Политическое сознание — одна из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая  субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные  и теоретические, ценностные и нормативные  представления граждан, опосредствующие  их связи с институтами власти.

Политическое сознание способно опережать  практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти как отдельных людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависит содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.

Сущность политического сознания заключается в том, что это  результат и одновременно процесс  отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.

Функции политического сознания:

1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

По глубине отражения действительности выделяют следующие уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).

В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:

—массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);

— групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

—индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).

 

 

 

Вопр 23

 

Роль идеологии в политике

Идеология — это система ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение к действительности. Политическая же идеология есть систематизированная совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции и интересы и которые выступают зачастую в качестве мотивов их политической деятельности.

Именно в функциональной зависимости  содержания политической идеологии  от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика как  формы общественного сознания. Она  представляет собой систему представлений как о существующей политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения общности, интересы и действия которой данная идеология обслуживает.

В отличие от социально-психологического уровня сознания идеология является систематизированным, логически связанным  духовным образованием. Идеология —  это ценностное сознание, ибо в  ней происходит не просто отражение  каких-либо интересов, а отражение  с оценкой их значимости, соответствия либо несоответствия тенденциям общественного  развития.

В отличие от науки, задачей которой  является поиск истины, функции и идеологии заключаются в следующем:

1) в овладении массовым политическим  сознанием населения, внедрении  в него своих критериев оценки  происходящего, формировании программы,  в соответствии с которой люди  должны ориентироваться в политическом  пространстве (идеология должна  создавать позитивный образ проводимого  политического курса, его соответствия  интересам общества);

2) в стимулировании целенаправленных  действий субъектов политики;

3) в интегрировании общества  на основе определенных интересов,  целей, взглядов, сплочении людей  и аккумулировании их энергии  и т.п.

Идеология — это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика, что проявляется в следующих  ее уровнях:

— теоретическом (на котором формулируются основные положения, выражающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства);

— программном (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и выступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения);

— поведенческом (который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и меру их воплощения в конкретных формах политического участия, в определенном типе политического поведения).

Идеология является одним из важнейших  компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни общественно-политическое движение, ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений  человека, предрасполагают его к  действию, нацеленному на осуществление  признанной им наилучшей формы общественного  устройства (В,А. Мельник).

Идеология и политика в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, программ. Они неизбежно поляризуются на различные (зачастую прямо противоположные) направления с положительными и отрицательными оценками, на левые и правые, революционные и реакционные, прогрессивные и консервативные. Вместе с тем и идеология, и политика способны на компромиссы, взаимоприемлемые решения.

 

Вопр 24

 

Политическое поведение и его виды

Понятие политического поведения  помогает при анализе политической деятельности уяснить ее механизм, структуру, способ достижения целей. Оно  позволяет разнообразные проявления политической деятельности свести к  системе отдельных действий, элементов.

Специфика политического поведения  определяется самой природой политики — установлением политических отношений  между субъектами не только с совместимыми, но и с противоположными интересами, суждениями и направлением активности.

В ходе развития любого политического  процесса возникает ощутимая потребность  в закреплении черт, норм, регуляторов  политического поведения в принципах  политической организации, в при-

дании духовным ориентирам политического действия институциональной формы (например, разработка четких процедур выборов, или принятия решений, или замещения должностей в государственном аппарате и т.п.)

Очевидно, что в политике, как  и во всякой другой сфере, люди ведут  себя по-разному. В зависимости от политического поведения участники политики подразделяются на следующие категории:

— лидеры, возглавляющие политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей;

— активисты — посредники между лидерами и последователями. Они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс;

— последователи. Их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организациях, они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко, что и стимулирует их участие в политической деятельности;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"