Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ответы по политологии.docx

— 107.89 Кб (Скачать)

Политические аспекты идеи соборности:

— провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни и ее политической организации;

— государство рассматривается  как посредник между церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается  в него;

— нераздельность нравственности и  политики, своеобразный “антимакиавеллизм и антилиберализм”, т.е. невозможность сведения сферы мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям.

Крупнейший последователь К. Маркса, под руководством которого политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин (1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом.

Он подчеркивал значение просвещения  рабочего класса интеллигентами и профессиональными  революционерами для его превращения  в решающую силу политической борьбы.

Ленин рассматривал социальную революцию  не как хаотичный взрыв, а как  процесс, которым можно управлять  политическими методами, однако явно преувеличивал роль и возможности  насилия в общественной жизни (“все великие вопросы в жизни народов  решаются только силой.

 

Вопр 6

Вопр 7

Государственная власть - ее ресурсы и функции

Государственная власть - это  важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями  по управлению страной. В современном  демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник – не божественная воля и не харизматические  свойства правителя, а суверенитет  народа; его волей, выраженной в конституции  страны, определяется характер государственной  власти и формы её осуществления. 
Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведение в жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений как в самом государстве, так и на международном уровне. 
Ресурсы власти – это средства, которыми субъект политических отношений влияет на объект политических отношений для достижения поставленных целей.  
Экономические ресурсы – материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые для процессов производства и потребления. 
Социальные ресурсы – группы и слои общества, чья поддержка необходима власти для проведения своей политики. 
Культурно-информационные ресурсы – знания, информация и средства их распространения – средства массовой информации, система образования, культурные учреждения и т. д. 
Принудительные ресурсы – оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства. 
Демографические ресурсы – основа воспроизводства всех остальных видов ресурсов власти – люди. 
По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.  
Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.  
 
Охрана существующих форм собственности - В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.  
Охрана правопорядка - важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.  
Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.  
Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.  
С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.  
В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.  
Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

Вопр 8

Природа и функции политической власти

Политическая власть возникает, формируется  в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием  интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость  преодоления сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в принудительной форме.

Функции политической власти как инструмента социального управления:

— сохранение социальной целостности;

— реализация потребностей и интересов  осуществляющих властные функции социальных групп;

— регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма. Политическая власть должна обеспечить сочетание  разных сторон, отраслей социальной жизни  таким образом, чтобы они действительно  дополняли, а не подрывали существование  друг друга;

— поддержание необходимых для  общества пропорций между производством  и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а  стимулировали развитие друг друга.

Разрыв и противопоставление функций  политической власти может существенно  ослабить и дестабилизировать всю  систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису. Условием обеспечения оптимальности  в сочетании функций политической власти служит некоторая степень  автономии государства от взаимодействующих  в обществе интересов, возвышения над  ними. Политическая власть достигается  при условии, если интересы государства  преобладают, доминируют в случае конфликта  с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.

 

Типы истолкования власти

В истолковании власти и причин ее возникновения в обществе существует несколько традиций, сохраняющихся  в литературе с древних времен. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что каждая из них  фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальных процессах ее генезиса и функционирования взаимодействуют друг с другом.

Основные типы истолкования власти:

1) биологический (К. Лоренц, Дж. Уилсон). В его рамках власть рассматривается в качестве механизма обуздания, связывания человеческой агрессивности, укорененной в наиболее глубоких инстинктах человека как биосоциального существа, сама же агрессия рассматривается как инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду и существующий как у животных, так и у человека;

2) социально-экономический (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Причина и сущность власти видится в неравенстве и расколе общества на враждебные классы, в необходимости обеспечения управления делами социальной целостности в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической дифференциации общества, в рамках которой “комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?”. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 303);

3) философско-рационалистический. При таком подходе власть рассматривается в качестве следствия, порождения самой специфики рационального человеческого сознания, заложенной в ней неискоренимой тенденции к доминированию, подчинению как окружающего мира, так и себе подобных. Власть — это способ мышления, связанный со стремлением к обеспечению господства над природой и над другими людьми;

4) философско-иррационалиспшческий. Для Ф. Ницше власть — это воля и способность к самоутверждению. 3. Фрейд и его последователи делают акцент на инстинктивной, психологической природе стремления к власти и к повиновению, находя его источники в самой структуре человеческого бессознательного, формирующейся под воздействием социальных условий, связанных с ранним детством,

сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и  повиновение.

25. Легитимность политической власти и ее типы

Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и  справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать  к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать  нелегитимной.

Легитимная власть порождает у  руководителей право на управление и соответственно обязанность у  населения подчиняться им.

Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то Легитимность — это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,— легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Типы легитимности политической власти:

1) рациональный — власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

2) идеологический — власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

3) традиционный — власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

4) харизматический (персональный) — власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в “чистом виде”. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются  при доминировании одного из них.

О степени легитимиости политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.

Во все времена предметом  постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей  власти и политики, т.е. обеспечение  их признания и одобрения со стороны  подвластных. Чтобы добиться усиления поддержки массами, они стремятся  воздействовать на сознание людей всеми  средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.

 

Вопр 9

. Политическая система общества: понятие и структура

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие “политическая система” показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Понятие “система” означает в  политологии все действия и структуры, так или иначе влияющие на процесс  принятия и осуществления политических решений.

Любая система общества, в том  числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное  множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория “политическая  система” позволяет более четко  понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться  во взаимосвязи и взаимозависимости  отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структура политической системы:

— политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

— политическое сознание, характеризующее  психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

— социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь  общества и процесс осуществления  политической власти;

— политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

— политическая практика, состоящая  из политической деятельности и совокупного  политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория “политическая власть”. Именно понятие “власть” наиболее полно характеризует процесс функционирования политической системы.

 

ВОПР 10

Функции политической системы

Функции политической системы

Сущность политической системы  общества наиболее ярко проявляется  в ее функциях.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти  определенной социальной

группы или большинства членов данного общества (политической

системой устанавливаются и  осуществляются конкретные формы и  методы властвования — демократические  и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами  жизнедеятельности людей в интересах  отдельных социальных групп или  большинства населения (действие  политической системы как управляющей  включает постановку целей, задач,  путей развития общества, конкретных  программ деятельности политических  институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих  целей и задач (без огромной  организаторской работы, людских,  материальных и духовных ресурсов  многие поставленные цели и  задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения  на политическом уровне данных  интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных  субъектов политических отношений  посредством распределения материальных  и духовных ценностей в соответствии  с теми или иными идеалами  конкретного общества (именно в  сфере распределения сталкиваются  интересы разнообразных общностей  людей);

6) интеграция общества, создание  необходимых условий для взаимодействия  различных элементов его структуры  (объединяя разные политические  силы, политическая система пытается  сглаживать, снимать неизбежно возникающие  в обществе противоречия, преодолевать  конфликты, устранять коллизии);

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"