Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
— лидеры мнения, не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создают “поля” эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг тех или иных проблем, делают их объектом всеобщего внимания; к ним обращаются за советом, но не за директивой для действия.
Вопр 25
Сущность и структура политического процесса
Политический процесс определяется как “смена состояний политической системы, ее функционирование в режиме времени” (М.В. Ильин). Этим понятием обозначаются многообразные длящиеся во времени политические события или последовательность сменяющихся политических событий.
Основные виды политических процессов:
— формирование органов политической системы (институализация): в ходе нее создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;
— воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования; нетрудно видеть, что политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и т действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии, при использовании таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;
— принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.
Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.
Поскольку политические процессы затрагивают,
причем весьма существенно, социальные
интересы, а они различны, люди неоднозначно
относятся к разным их типам, отдавая
предпочтение одним и принижая значение
или вообще игнорируя другие. Крайними
позициями в отношении к
Влпр 26
Международные отношения и мировая политика
Международные отношения — это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные (их субъектами служат не государства, а разнообразные неправительственные организации), культурные, информационные и т.д. Современные тенденции международных отношений:
— интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности;
— формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле. К их числу относятся сохранение мира, минимизация военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями и преступностью;
— демилитаризация и демократизация — постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем (так как они оказываются все менее эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающей к ним стороны), а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.
Мировая политика — это часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Современной доминантой мировой политики служит стремление к поддержанию безопасности в разнообразных ее аспектах: военном, экологическом, правовом, технологическом, информационном и т.д.
Вопр 27
Вопр 28
Вопр 29
Вопр 30
Реформа характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечении полноты, радикальности и всесторонности их, но на доведении этих преобразований до конца. Считается, что такие изменения как бы вытягивают за собой цепь всех остальных социальных перемен. Большое значение при этом придается обеспечению всеобщей поддержки переменам, достижению согласия в обществе относительно их проведения, так как считается, что, по крайней мере, в первых шагах реформы заинтересовано все общество. Последствия и размах политических, социальных преобразований, наступающих в ходе реформ, могут быть такими, как и в революции, в которую они, кстати, очень часто перерастают, но ее существенное отличие от революции — в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.
Вопр 31
Проблемы формирования политической культуры общества.
Основные пути формирования полит культуры. Условием формирования
политической культуры людей является их включенность в политический процесс,
взаимодействие с политической реальностью. С политической системой
взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной
степени участвуют в формировании полит культуры, определяют основные
направления этого процесса. Ими являются: целенаправленная
образовательно-
государствава, полит партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ,
воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового
коллектива, клубов и организаций по интересам.
Факторы, влияющие на формирование политической культуры. Известно, что
страны, имеющие аналогичные соц-полит системы, могут значительно отличаться
друг от друга в полит-культ отношении. Эти различия предопределены, помимо
всего прочего, и так называемыми “внешними”, неполитическими, факторами:
спецификой исторического развития, геополитическим положением страны и в
особенности экономическими факторами.
Вопр 32
Политический конфликт - столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества.
Ф-ии. Положительные.
- объективного выражения неудовлетворенности;
- разрядки напряженности;
- достижения внутригрупповой сплоченности;
- коммуникативно-информационная;
- стимуляция социальных изменений.
Отрицательные.
- создает угрозу интеграции общества, ликвидации данной политической системы;
- может отрицательно влиять на авторитет и функционирование власти;
- материально-разрушительная и жизненно-опасная;
- духовно – деградирующая.
Решение: сила, переговоры, сотрудничество.
Вопр 33
Процесс усвоения индивидами
или их группами ценностей и норм политической
культуры, присущих конкретному обществу
и позволяющих эффективно выполнять политические
роли и функции и тем самым обеспечивать
сохранение самого общества и политической
системы, называется политической социализацией.
Теория политической социализации
формировалась как составная часть общей
теории социализации,
объясняющей взаимоотношения индивида
и общества. Социализация (от лат. socialis
– «общественный») – это процесс воспроизводства личностью социального
опыта, позволяющий ей функционировать
в качестве полноправного члена общества.
В политическом
развитии личности важную
роль играют агенты политической социализации.
К непосредственным агентам политической социализации
относятся политические
институты и организации (партии, движения), политические
элиты и лидеры, группы интересов.
К числу агентов политической социализации
относятся и неполитические
факторы: семья, группы сверстников, система
образования, общественные организации,
СМИ.
На процесс политической социализации
влияют также социально-экономические
условия, образ жизни человека, национальные
традиции и т. д.
Процесс политической социализации
различается по типам:
1) гармонический тип характеризуется
не только принятием личностью существующих политического
порядка и власти, но и уважительным отношением
к государству, политической
системе в целом. Здесь наблюдается гармония
между властью и личностью, предполагается
ответственное выполнение правил, норм
и обязанностей личности перед
властью, власти перед личностью. По
сути дела, это идеальный тип социализации,
обеспечивающий бесконфликтное развитие политической
системы и личности;
2) плюралистический тип предполагает
толерантность по отношению к ценностям
и убеждениям других людей, нормы политического
поведения которых признаются равноправными;
3) гегемонистский тип характерен для общества
закрытого типа.
Его сущностью является установка
на резко отрицательное отношение
4) конфликтный тип характеризуется борьбой
между различными политическими группировками
общества, в основе которой лежат различные,
но вместе с тем взаимосвязанные интересы.
Различаются также первичная и вторичная
стадии политической социализации.
На первичной стадии формируется базовая политическая идентификация личности, ее политическая позиция.
Вторичный этап политической социализации
продолжается на протяжении всей сознательной
жизни человека
Вопр 34
Политика и средства массовой информации
(СМИ)
СМИ представляют собой учреждения, созданные
для открытой, публичной передачи с помощью
специаль¬ного технического инструментария
различных сведений любым людям. СМИ —
важнейшие инструменты реали¬зации политического
процесса.
Их отличительные черты:
1. публичность, т. е. неограниченный и надперсональный
круг потребителей;
2. наличие специальных технических приборов
аппаратуры;
3. непрямое разде¬ленное в пространстве
и во времени взаимодействие коммуникационных
партнеров;
4. однонаправленность взаимодействия
от коммуникатора к реципиенту, невоз¬можность
перемены их ролей;
5. непостоянный, дисперсивный характер
их аудитории.
К СМИ относятся пресса, массовые справочники,
радио, телевидение, кино- и звукозапись,
видеозапись.
Политические функции СМИ:
1. информационная;
2. образовательная;
3. социализационная;
4. функция критики и контроля;
5. артикуляция различных общественных
интере¬сов, конституирования и интеграции
политических субъ¬ектов;
6. мобилизационная;
7. инновационная (инициирование политических
изменений и постановка политических
проблем);
8. оперативная (обслуживание СМИ политики
оп¬ределенных партий и ассоциаций);
9. формирование общественности и общественного
мнения.
Политическое манипулирование — скрытое
управ¬ление политическим сознанием и
поведением людей с целью принудить их
действовать (или бездейство¬вать) вопреки
собственным интересам. Оно основано на
лжи и обмане, преследует корыстные цели
и без долж¬ной борьбы с ним может стать
главной функцией СМИ, в результате чего
свести на нет официально провозгла¬шаемые
государством демократические принципы.
Способы манипулирования достаточно многочислен¬ны:
социально-политические мифы, прямая подтасовка
фактов, замалчивание неугодной информации,
распро¬странение лжи и клеветы, полуправда,
наклеивание яр¬лыков и многое другое.
Вопр 35
Под основами конституционного
строя Российской Федерации принято
понимать положения (нормы, статьи) Конституции,
в которых отражены наиболее важные
и принципиальные черты государства.
Ни одна норма права не может противоречить
основам конституционного строя. Не
могут противоречить им и решения
должностных лиц, государственных
органов и граждан
Основы конституционного строя закрепляют
форму государственной власти в стране.
"Российская Федерация, - отмечается
в статье 1 Конституции, - есть демократическое
федеративное правовое государство с
республиканской формой правления"
Россия - демократическое государствоДемократизм
проявляется и в признании России как
светского государства. Религиозные объединения
отделены от него и равны перед законом
ст. 14 Конституции РФ гласит: "Никакая
религия не может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной".
Россия - правовое государство
Это предполагает установление и поддержание
взаимоотношений с гражданами и их различными
объединениями на основе норм закона,
права. Высшей юридической силой обладает
Конституция Российской Федерации. Она
имеет прямое действие и применяется на
всей территории России без ограничения
и изъятия каких-либо положений. Законы
и иные акты должны исходить из Конституции,
верховенство которой обеспечивает единство,
согласованность и стабильность всей
правовой системы страны.Непременным
условием формирования правового государства
в России является распространение на
ее территории норм международного права.
С этой целью Конституция РФ устанавливает,
что общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры нашей
страны являются составной частью ее правовой
системы.
Россия - федеративное государство
На ее территории сегодня проживает около
130 национальностей и этнических групп.
Поэтому важнейшей задачей является обеспечение
союза, мира и согласия между ними, сохранение
целостности страны. Этому в наибольшей
степени соответствует федеративное устройство
нашего государства
Оно состоит из республик,
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области и автономных
округов - равноправных субъектов Федерации.
Все они обладают определенным государственно-правовым
положением (статусом) Разграничение
полномочий между ними и федеральными
органами власти осуществляется Конституцией,
федеративным и иными договорами
Регулирование взаимоотношений
между самими субъектами Российской
Федерации осуществляется путем
заключения договоров и соглашений.
При этом Федерация позволяет
органично сочетать общие интересы
всего многонационального народа России
с интересами каждой нации и народности.
Россия – государство с республиканской
формой правления
Верховная государственная власть и местное
самоуправление в ней осуществляются
выборными органами, избираемыми населением
на определенный срок Это представляет
широкие возможности для реального воплощения
принципа народовластия