Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ответы по политологии.docx

— 107.89 Кб (Скачать)

7) политическая социализация (посредством  которой формируется политическое  сознание индивида и он “включается”  в работу конкретных политических  механизмов, благодаря чему происходит  воспроизводство политической системы  путем обучения все новых членов  общества и приобщения их к  политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной  степени соответствия реальной  политической жизни официальным  политическим и правовым нормам).

 

Вопр 11

Государство — это организация  политической власти, содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных интересов

(классовых, общечеловеческих, религиозных,  национальных и т.п.) в пределах  определенной территории.

Государство представляет собой универсальную  территориальную форму организации  политической власти в социально  неоднородном обществе. Государство  — своего рода стержень институционального оформления политической власти.

Понятия “государство” и “политическая  система общества” соотносятся  как часть и целое. Государство  концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя  явления политической жизни через  призму “общеобязательности”. Влияние  же любого другого социального института  в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев.

Всеобщее значение велений государственных  органов обусловлена самим фактом существования общества, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем.

Именно в этом качестве государство  играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность  и устойчивость. Оно выполняет  основной объем деятельности по управлению, Пользуясь ресурсами общества и  упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее  положение в политической системе  общества, так как оно обладает следующими признаками:

— выступает в качестве единственного  официального представителя всего  народа, объединяемого в пределах его территориальных

границ по признаку гражданства;

— интегрирует общество, придает  ему качества единого социального  организма независимо от имеющихся  политических различий и противоречий;

— является носителем государственного суверенитета;

— располагает специальным аппаратом (публичной властью), Предназначенным  для управления обществом;

— обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами,

милицией, службой безопасности и  т.п.);

— имеет, как правило, монополию  на правотворчество;

— владеет специфическим набором  материальных ценностей (государственной  собственностью, бюджетом, валютой  и т.д.).

Происхождение государства

Государство — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства  является дискуссионным, ибо этнографическая  и историческая науки дают все  новые знания о причинах его происхождения. В разных теориях высказываются различные причины возникновения государства: в теологической — Божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической—социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т.д.

В литературе выделяются и некоторые  другие условия, влияющие на образование  государства: географические, этнические, демографические, информационные и  иные.

Таким образом, возникновение государственности  обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как  результат усложнения, прежде всего  социально-экономической жизни, как  инструмент упорядочения совместного  удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных  личностей.

Формирование государства —  длительный процесс, у различных  народов мира он шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение  получила такая форма возникновения  государства, как “азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми  оказа

лись социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство  возникло в результате появления  частной собственности и раскола  общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства  из классовых антагонизмов, развившихся  внутри родового строя.

В Риме образование государства  было ускорено борьбой бесправных плебеев  против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского  государства в значительной степени  связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация  не была приспособлена. Ряд ученых придерживаются мнения, что Германия, Россия и некоторые другие'государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

 

Сущность государства

Определение природы и сущности государства представляет собой  весьма трудную задачу политической науки ввиду многогранности и  сложности данного социального  образования.

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

При рассмотрении сущности государства  важно учитывать, во-первых, что любое  государство есть организация политической власти (формальная сторона); и, во-вторых, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

В изучении сущности государства можно  выделить несколько подходов:

1) классовый, в рамках которого государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. В таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими целями: главным образом как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев населения. Отсюда проблема в постоянном “снятии” напряженности в обществе с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы, как правило, отходят на второй план;

2) общесоциальный, в рамках которого государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. При таком подходе роль государства уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, при преимущественном применении такого метода, как компромисс.

Наряду с этими основными  можно выделить и религиозный, и  национальный, и расовый, и иные подходы  в понимании сущности государства, в рамках которых, соответственно, религиозные, национальные, расовые интересы будут  доминировать в политике конкретного  государства. Указанные подходы  не исключают друг друга и в  своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику того или  иного государства как политического  института.

Иначе говоря, сущность государства  многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства, в зависимости от исторических условий, на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

 

Функции государства

Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства (если цель общества — то, к чему стремится государство, а задачи — цель и средства ее достижения, то функции — лишь основные направления  деятельности государства по решению  стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяют функции); функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного  вида деятельности, функции государства  охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и  каждого органа в отдельности).

В зависимости от продолжительности  действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения — на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.

Внутренние функции современного Российского государства:

1) функция охраны прав и свобод  человека и гражданина, обеспечения  правопорядка (это деятельность  государства, направленная на  защиту интересов личности и  общества, на реальное воплощение  в жизнь ст. 2 Конституции Российской  Федерации, согласно которой “человек, его права и свободы являются  высшей ценностью”);

2) экономическая функция (здесь  весьма важны вопросы о пределах  вмешательства государства в  экономическую сферу, о методах  государственного управления экономическими  отношениями; если в условиях  административной системы управления  экономика регулируется преимущественно  директивами, то в условиях  рыночных отношений — прежде  всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) функция налогообложения (в  современных условиях налог становится  главным методом новой системы  управления, универсальным регулятором,  который используется не только  в экономической сфере, но и  в социальной, и в юридической,  и во внешнеполитической и  т.п.);

4) функция социальной защиты (прежде  всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и других; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

5) экологическая функция (с помощью  законодательства государство устанавливает  правовой режим природопользования, берет на себя обязательства  перед своими гражданами по  обеспечению нормальной среды  обитания и т.д.);

6.) культурная функция (содержание  ее сегодня составляет разносторонняя  государственная поддержка развития  культуры — литературы, искусства,  театра, кино, музыки, средств массовой  информации, науки, образования).

Внешние функции современного Российского государства:

1) функция обороны страны (базируется  на принципе поддержания достаточного  уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его  национальной безопасности, предназначается  для защиты суверенитета и  территориальной целостности, пресечения  угрожающих жизненно важным интересам  России вооруженных конфликтов);

2) функция поддержания мирового  порядка (это деятельность Российского  государства по предотвращению  войны, разоружению, сокращению  химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для  всех режима нераспространения  оружия массовогоуничтожения и новейших военных технологий; участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов);

3) функция сотрудничества с другими  государствами (это разнообразная  деятельность государства, направленная  на установление и развитие  экономических, политических, культурных  и иных отношений, гармонично  сочетающих интересы данного  государства с интересами других  государств) и т.п.

Внешняя деятельность государств (в  том числе и России) в современных  условиях будет эффективной и  плодотворной лишь при базировании  ее на международно-правовых актах  с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов  всех народов, входящих в мировое  сообщество.

 

 

 

Вопр 12

Форма государства

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно  отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что  выражается в понятии “форма государства”.

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория “сущность государства” определяет, в чем заключается  главное, закономерное в государстве, то категория “форма государства” — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в  нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно  связано через

различные территориальные и политические образования с государством в  целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных  институтов.

Форма государства — это его  строение, на которое влияют как  социально-экономические факторы, так  и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные  особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементы формы государства:

— форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"