Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ответы по политологии.docx

— 107.89 Кб (Скачать)

 

 

 

Вопр 36

 

Термин "геополитика" появился в  начале XX в. Геополитика (от гр. gе — Земля + politike — политика) — это учение о географической обусловленности политических явлений, особая отрасль знаний, изучающая связь между землей, географической средой и политикой государств. Это наука о поисках путей устойчивого развития, создания сильного или нормально функционирующего государства. Она исследует пространства, совокупность разных элементов природной и политической обстановки, вынуждающей человека разнообразить свои потребности, способности, трудовые умения и навыки и вместе с этим лучше попять политические процессы, происходящие в стране.  
 
составными элементами (концепциями): 
1) географический детерминизм — концепция, стремящаяся объяснить место страны в системе международных отношений, ее внешнеполитическую деятельность исходя из особенностей географической среды.  
2) образование государств и политических границ; 
3) пространство — основная категория геополитики. Структура пространства предопределяет ход истории, прежде всего политический. Оно является не только территорией государства, но и одним из атрибутов его политической силы 
4) жизненное пространство — эта концепция выработана немецкими геополитиками, но имеет важное значение для судеб всех стран. Именно в пространстве люди находят средства существования, аренду своей деятельности и безопасности.  
5) зона жизненных интересов — земное пространство, представляющее для какой-либо страны жизненно важный, необходимый, стратегический участок, объект, учреждения науки и управления и др.  
6) население республики, продовольственные и демографические проблемы. Народонаселение является важнейшим субъектом геополитики.  
7) государственная безопасность и другие концепции. 
 
Предметом геополитики являются актуальные проблемы существования и развития государства, национальные интересы, закономерная взаимозависимость политики и географических факторов.  
 
К функциям геополитики относятся: 
1) познавательная. Она помогает гражданам, особенно молодежи, студентам, получить необходимую информацию, раскрывающую сущность и основные концепции геополитической теории, познать ее роль в государстве, в межстрановых отношениях и т.д. Ее важнейшее назначение — помочь политикам в выработке национальной стратегии экономического и культурного развития, в создании надежных условий консолидации и жизнеобеспечения народа.  
2) интегральная. Геополитика объединяет в единое целое и пользуется достижениями многих естественных и общественных наук для эффективного решения социально-политических проблем в интересах людей, государства.  
3) аналитико-рекомендателъная. Она исследует территориальную расстановку политических сил как внутри, так и в других (прежде всего в соседних и ведущих) странах в соответствии с их географическим положением, а также вырабатывает конкретные предложения для государственных деятелей, определяющих внутреннюю и внешнюю политику.  
 
4) сохранно-защитительная. Эта функция нацелена на сохранение своего государства и народа как культурно-исторической общности. Геополитика способствует росту экономического и оборонного могущества, увеличению жизненных благ, разрешению проблем государственной безопасности. 
 
Таким образом, основные вопросы геополитики — изучение геополитической практики государства, конфигурации расселения, среды обитания и качества жизни своего парода, отношения с политическими силами соседних и других стран. Изучение их необходимо для того, чтобы укрепить свои политические позиции и свое право па жизненное пространство в данном регионе, чтобы своевременно устранять возможные препятствия на пути социально-экономического развития своей нации. Геополитика в определенном смысле — это психология и стратегия государства. Знать геополитическую программу нации — значит знать ее глубинные инстинкты, овладеть психоанализом парода. 
Следовательно, геополитика изучает соотношение территориальных и политических сил и интересов на географическом пространстве, которое охватывает определенную страну (регион), континент, весь мир.

 

Вопр 37

 

Политический плюрализм  — принцип общественно-политического  и социального развития, базирующийся на существовании нескольких (или  множества) независимых политических знаний. Гарантиями функционирования политического плюрализма являются: существование рыночных отношений, наличие конкуренции, возможность  участия народа в управлении государством, децентрализация государственной  власти, развитая политическая культура личности и общества. Назначение политического  плюрализма — выявление интересов  социальных субъектов через сопоставление  взглядов, мнений, идей в атмосфере  демократических дискуссий для  поиска истины и достижения на ее основе приемлемых, компромиссных решений  во имя общих целей, обеспечения  единства действий различных политических сил. Наиболее полно политический плюрализм  функционирует в демократической  политической системе, предоставляющей  всем гражданам, политическим партиям  и движениям возможность открыто  выражать свои интересы, находить с  помощью взаимных компромиссов их рациональный баланс, возможность создания многочисленных независимых центров политического  влияния, предотвращающих узурпацию  власти сильными общественными группами и даже политическим большинством. Политический плюрализм наиболее ярко проявляется в двухпартийной  или многопартийной системе общества. Многопартийная система означает, что  ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править страной. Создается правящая коалиция или правительство, не располагающее  большинством в парламенте, вынужденное  его получить путем компромисса  с другими партиями. Требование создания многопартийной системы вытекает из попыток привести партийную структуру  в соответствие с плюралистической общественной структурой. Можно выделить следующие наиболее характерные  черты многопартийности: выявление  мнений, интересов и их гармонизация; легитимация (узаконение) демократического строя, отвечающего принципу волеизъявления народа; возможность выбора общественных сил, способных реализовать стоящие  перед обществом задачи; чередование  партий у власти. Развитию многопартийности могут благоприятствовать или мешать различные факторы. В России можно  выделить три последовательных этапа  становления многопартийности.

  1. Первый этап (1985-1987 гг.)— возникают различные неформальные движения, объединения, союзы, народные фронты.
  2. Второй этап (1987 г. — начало 1989 г.) — происходит организационное оформление общественно-политических организаций и движений.
  3. Третий этап (весна 1989 г. — по настоящее время) — процесс рождения политических партий различной направленности, создание межпартийных блоков, союзов, коалиций.

 

Вопр 38

 

Правовое государство: понятие и принципы

Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного “связывания” государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства  возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):

1) наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина, создание для личности  режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное “связывание”  государственной власти правом, формирование для государственных  структур правового режима ограничения  (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое закрепление  в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что “человек, его  права и свободы являются высшей ценностью”. Правовое государство  должно последовательно исполнять  свое главное предназначение — гарантировать  каждому гражданину возможность  всестороннего развития личности. Речь идёт о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как  возможность осуществления функций  государственной власти выступает  вторичной, производной.

Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые  содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных  актах.

Второй основной принцип правового  государства воплощается в жизнь  с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

— разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;

— федерализма, который дополняет  горизонтальное разделение власти еще  и разделением ее по вертикали;

— верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при  строгом соблюдении всех конституционных  процедур, не может быть отменен, изменен  или приостановлен актами исполнительной власти);

— взаимной ответственности государства  и личности и т.д.

Можно выделить и другие принципы правового государства, которые  в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для  них обеспечивающий фон: высокий  уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением  законов всеми субъектами права.

Идея правового государства  есть идея взаимоуправления граж-данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового  государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

 

Вопр 39

 

Вопр 40

 

Понятие законодательная власть имеет несколько значений. Законодательная власть — это: 1) полномочия издавать общеобязательные нормативно-правовые акты, принадлежащие народу, либо делегированные народом своим представителям в парламенте; 2) носитель народного суверенитета, выражение воли народа, интересов народа; 3) система органов государства, имеющих право принимать законы. В современном государстве законодательная власть, как правило, носит представительный характер. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве: законода-тельная власть является первой среди равных. Функции законодательной власти: 1) законодательная функция; 2) представительская функция связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства; 3) учредительная функция состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.

п.; 4) функция контроля и ответственности проявляется в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству. В демократическом государстве высшим представительным и законодательным органом является парламент — собрание представителей народа — депутатов, которые на пленарном заседании обсуждают и принимают решения, прежде всего законы. Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат (одна из них представляет народ, а другая — субъекты федерации), которые, в принципе, обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США — Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет). Иногда, наряду с палатами, особый чин в парламенте составляет глава государства (исторически — в Речи Посполитой, в современном мире — в Великобритании, Индии). Двухпалатная парламентская система имеет место в некоторых унитарных государствах. Это обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).

 

Однопалатные парламенты существуют, главным образом, в странах с  более или менее однородным национальным составом населения или небольших  по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия). Руководство парламентом  осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с  другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов. Парламент и каждая палата на весь срок полномочий образуют комиссии (комитеты). Их разновидности: постоянные, временные, смешанные, специальные. Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача — выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законода-тельной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.


Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"