Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
Вопр 36
Термин "геополитика" появился в
начале XX в. Геополитика (от гр. gе — Земля
+ politike — политика) — это учение о географической
обусловленности политических явлений,
особая отрасль знаний, изучающая связь
между землей, географической средой и
политикой государств. Это наука о поисках
путей устойчивого развития, создания
сильного или нормально функционирующего
государства. Она исследует пространства,
совокупность разных элементов природной
и политической обстановки, вынуждающей
человека разнообразить свои потребности,
способности, трудовые умения и навыки
и вместе с этим лучше попять политические
процессы, происходящие в стране.
составными элементами (концепциями):
1) географический детерминизм — концепция,
стремящаяся объяснить место страны в
системе международных отношений, ее внешнеполитическую
деятельность исходя из особенностей
географической среды.
2) образование государств и политических
границ;
3) пространство — основная категория
геополитики. Структура пространства
предопределяет ход истории, прежде всего
политический. Оно является не только
территорией государства, но и одним из
атрибутов его политической силы
4) жизненное пространство — эта концепция
выработана немецкими геополитиками,
но имеет важное значение для судеб всех
стран. Именно в пространстве люди находят
средства существования, аренду своей
деятельности и безопасности.
5) зона жизненных интересов — земное пространство,
представляющее для какой-либо страны
жизненно важный, необходимый, стратегический
участок, объект, учреждения науки и управления
и др.
6) население республики, продовольственные
и демографические проблемы. Народонаселение
является важнейшим субъектом геополитики.
7) государственная безопасность и другие
концепции.
Предметом геополитики являются актуальные
проблемы существования и развития государства,
национальные интересы, закономерная
взаимозависимость политики и географических
факторов.
К функциям геополитики относятся:
1) познавательная. Она помогает гражданам,
особенно молодежи, студентам, получить
необходимую информацию, раскрывающую
сущность и основные концепции геополитической
теории, познать ее роль в государстве,
в межстрановых отношениях и т.д. Ее важнейшее
назначение — помочь политикам в выработке
национальной стратегии экономического
и культурного развития, в создании надежных
условий консолидации и жизнеобеспечения
народа.
2) интегральная. Геополитика объединяет
в единое целое и пользуется достижениями
многих естественных и общественных наук
для эффективного решения социально-политических
проблем в интересах людей, государства.
3) аналитико-рекомендателъная. Она исследует
территориальную расстановку политических
сил как внутри, так и в других (прежде
всего в соседних и ведущих) странах в
соответствии с их географическим положением,
а также вырабатывает конкретные предложения
для государственных деятелей, определяющих
внутреннюю и внешнюю политику.
4) сохранно-защитительная. Эта функция
нацелена на сохранение своего государства
и народа как культурно-исторической общности.
Геополитика способствует росту экономического
и оборонного могущества, увеличению жизненных
благ, разрешению проблем государственной
безопасности.
Таким образом, основные вопросы геополитики
— изучение геополитической практики
государства, конфигурации расселения,
среды обитания и качества жизни своего
парода, отношения с политическими силами
соседних и других стран. Изучение их необходимо
для того, чтобы укрепить свои политические
позиции и свое право па жизненное пространство
в данном регионе, чтобы своевременно
устранять возможные препятствия на пути
социально-экономического развития своей
нации. Геополитика в определенном смысле
— это психология и стратегия государства.
Знать геополитическую программу нации
— значит знать ее глубинные инстинкты,
овладеть психоанализом парода.
Следовательно, геополитика изучает соотношение
территориальных и политических сил и
интересов на географическом пространстве,
которое охватывает определенную страну
(регион), континент, весь мир.
Вопр 37
Политический плюрализм
— принцип общественно-
Вопр 38
Правовое государство: понятие и принципы
Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного “связывания” государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений.
Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.
Для правового государства
1) наиболее полное обеспечение
прав и свобод человека и
гражданина, создание для личности
режима правового
2) наиболее последовательное “
Первый принцип нашел свое закрепление
в ст. 2 Конституции Российской Федерации,
где установлено, что “человек, его
права и свободы являются высшей
ценностью”. Правовое государство
должно последовательно исполнять
свое главное предназначение — гарантировать
каждому гражданину возможность
всестороннего развития личности. Речь
идёт о такой системе социальных
действий, при которой права человека
и гражданина являются первичными,
естественными, в то время как
возможность осуществления
Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.
Второй основной принцип правового
государства воплощается в
— разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;
— федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
— верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);
— взаимной ответственности государства и личности и т.д.
Можно выделить и другие принципы
правового государства, которые
в той или иной мере вытекают из
вышеприведенных и создают для
них обеспечивающий фон: высокий
уровень правосознания и
Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж-данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.
Вопр 39
Вопр 40
Понятие законодательная власть имеет несколько значений. Законодательная власть — это: 1) полномочия издавать общеобязательные нормативно-правовые акты, принадлежащие народу, либо делегированные народом своим представителям в парламенте; 2) носитель народного суверенитета, выражение воли народа, интересов народа; 3) система органов государства, имеющих право принимать законы. В современном государстве законодательная власть, как правило, носит представительный характер. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве: законода-тельная власть является первой среди равных. Функции законодательной власти: 1) законодательная функция; 2) представительская функция связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства; 3) учредительная функция состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.
п.; 4) функция контроля и ответственности проявляется в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству. В демократическом государстве высшим представительным и законодательным органом является парламент — собрание представителей народа — депутатов, которые на пленарном заседании обсуждают и принимают решения, прежде всего законы. Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат (одна из них представляет народ, а другая — субъекты федерации), которые, в принципе, обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США — Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет). Иногда, наряду с палатами, особый чин в парламенте составляет глава государства (исторически — в Речи Посполитой, в современном мире — в Великобритании, Индии). Двухпалатная парламентская система имеет место в некоторых унитарных государствах. Это обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).
Однопалатные парламенты существуют, главным образом, в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия). Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов. Парламент и каждая палата на весь срок полномочий образуют комиссии (комитеты). Их разновидности: постоянные, временные, смешанные, специальные. Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача — выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законода-тельной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.