Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное
агентство по образованию ГОУ
ВПО
Всероссийский
заочный финансово-экономический
институт
Кафедра
философии
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по политологии
на тему:
Политическая
культура
Преподаватель:
Челябинск
– 2008
Содержание.
- Введение
(Сущность политической культуры)………………........3
- Структура
и функции политической культуры…............................5
- Типологии
политической культуры…..............................................9
- Специфика
современной российской
политической
культуры....................................................................13
- Заключение….....................................................................................16
- Литература…......................................................................................17
Введение.
Термин
«политическая культура» впервые
появился в XVIII веке в трудах немецкого
философа-просветителя Иоганна Гердера.
Теория же, предполагавшая изучение мира
политики через призму этого концепта,
сформировалась гораздо позднее – только
в конце 50-начале 60-х гг. ХХ столетия в русле
западной политологической традиции.
На
сегодняшний день в политологии
сложилось три основных подхода
в трактовке политической культуры.
- В духовном
смысле политическая культура понимается
как форма общественного сознания или
психического склада социума, не включающая
при этом все практические, поведенческие
формы своего существования (Г. Алмонд,
С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.).
- Другие учёные
видят в политической культуре проявление
нормативных требований (С. Вайт) или совокупность
типичных образцов поведения человека
в политике (Дж. Плейно). В данном случае
политическая культура понимается как
регулятор политического поведения.
- Третьей группой
учёных (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум)
политическая культура интерпретируется
как способ, стиль политической деятельности
человека, предполагающий воплощение
его убеждений, идеалов, принципов и прочих
базовых воззрений в практическом поведении.
Несмотря
на определённые различия в концептуальной
трактовке политической культуры, можно
увидеть, что общепризнанным стало
то, что центральная роль в политической
культуре принадлежит ценностным ориентациям,
представляющим специфическую мотивационную
систему человеческого поведения.
Воспроизводя
традиции, политическая культура представляет
собой форму освоенного человеком
того позитивного наследия, которое
оставлено ему предшествующими поколениями.
Это процесс постепенный, а главное –
избирательный, регулируемый пристрастиями
каждого человека в отдельности. Поэтому
у политической культуры не существует
никаких механизмов контроля, кроме ограничений
человеческого сознания.
В
целом политическая культура является
качественной характеристикой политической
сферы, критерием её зрелости. Введение
термина «политическая культура»
в своё время было вызвано потребностью
определения направленности политической
деятельности (конструктивная или негативная,
созидательная или разрушительная). Определяя
характер и содержание политических взаимодействий,
политическая культура является конечной
детерминантой политики, основополагающим
объяснительным принципом.
Таким
образом, политическая культура представляет
собой совокупность типичных для конкретной
страны форм и образцов поведения людей
в публичной сфере, воплощающих их ценностные
представления о смысле и целях развития
мира политики и закрепляющих устоявшиеся
там нормы и традиции взаимоотношения
государства, личности и общества [1, с.
309]. Она включает в себя не только политические
идеалы, ценности и установки, но и действующие
нормы политической жизни. Политическая
культура определяет наиболее типичные
образцы и правила политического поведения.
Структура
и функции политической
культуры.
В
политической культуре отражается широкий
комплекс свойств, присущих процессам
и явлениям политической сферы общества.
В частности, в ней интегрируются
определённые политические знания, ценностные
и идеологические принципы, волевые и
эмоциональные политические установки,
традиции и нормы политического действия,
институциональные формы и иные привычные
средства достижения политических целей.
Следовательно, политическая культура
имеет многокомпонентный характер. В её
структуре можно выделить следующие
элементы:
- Когнитивный,
или познавательно-информационный,
элемент политической культуры составляют
знания о политике, об отдельных её элементах
и аспектах: о политической системе и её
отдельных институтах, о политическом
режиме, механизме власти и управления,
о принятии решений и их реализации, о
носителях властных полномочий, о собственном
месте в политической жизни, компетентности
и эффективности участия в политической
деятельности. То есть в качестве когнитивного
элемента выступают устойчивые стереотипы
политического сознания во всех его формах
и проявлениях.
Стереотипы
политического сознания могут носить
характер теоретических обобщений
либо существовать в форме обыденных
представлений. Устойчивые политические
представления существенным образом влияют
на развитие политического процесса, они
являются необходимой предпосылкой его
определённости, последовательности и
предсказуемости.
- Нормативно-оценочный
элемент политической культуры образуют
характерные для данного общества, определённой
социальной группы, отдельного индивида
политические ценности, нормы, цели, идеалы.
Нормативно-оценочный компонент является
своеобразным эталоном, по которому данный
социальный субъект даёт оценку существующим
политическим отношениям, ходу политического
процесса, выносит вердикт о соответствии
или несоответствии своим социально-политическим
нормам, целям, идеалам.
- Эмоционально-психологический
компонент политической культуры составляют
чувства и переживания, которые испытывают
социальные субъекты в связи с их участием
в политических процессах. К таким чувствам
и переживаниям можно отнести: жажду социальной
справедливости, нетерпимость к социальному
и национальному угнетению, любовь к родине,
ненависть к врагам, эмоциональный подъём
по поводу политических побед и т.п. Сопровождая
практически любые проявления социальной
активности субъекта и направляя её на
достижение жизненно значимых целей, эмоции
и чувства выступают одним из главных
элементов механизма регулирования политических
отношений.
Эмоционально-психологический
компонент политической культуры включает
в себя также политические мифы,
которые есть не что иное, как
вера людей в то или иное «светлое»,
«прекрасное» будущее. Мифы, главным
образом, есть продукт эмоциональной деятельности
людей и опираются на общественные авторитеты.
Они характеризуются относительной долговечностью
и продолжают существовать при определённых
изменениях в политической обстановке.
- Установочно-поведенческий
компонент политической культуры составляют
политические установки и соответствующие
стереотипы поведения, которые способствуют
переводу представлений и ценностей в
плоскость практической реализации. То
есть, политическая установка – это отношение
субъекта к политическим явлениям, а политическое
поведение – это тот или иной способ реагирования
субъекта на происходящие события.
Все
рассмотренные компоненты политической
культуры относительно самостоятельны
и вместе с тем взаимосвязаны,
тесно переплетаются, образуя специфическую
целостность.
К
функциям политической культуры относят
следующие:
- идентификации,
т.е. политическая культура позволяет
человеку осознать свою принадлежность
к определённому государству, политическому
сообществу;
- ориентации
– предоставления возможности человеку
ориентироваться в политических событиях,
понимать их смысл и собственные возможности
в реализации своих прав и интересов;
- адаптации,
или приспособления к изменяющимся политическим
условиям;
- социализации,
или обретения человеком свойств, позволяющих
ему реализовывать свои права и интересы
в определённых социально-экономических
условиях;
- интеграции,
т.е. политическая культура позволяет
различным гражданам сосуществовать в
рамках определённого политического образования,
сохранять целостность общества и государства;
- коммуникации,
или обеспечения взаимодействия всех
субъектов и политических институтов
на основе использования общепринятой
терминологии, символики, стереотипов;
- нормативная
– политическая культура регулирует политическое
поведение на основе принятых ценностей,
правил, способов политического поведения,
большая часть которых дополняется правовым
закреплением норм в законодательстве
и Конституции страны.
В
любом обществе наряду с политической
культурой существуют различные
политические субкультуры. Этот термин
обычно используется для обозначения
политических ориентаций, значительно
отличающихся от ориентаций, доминирующих
в данном обществе. Это могут быть субкультуры
конфессиональных (например, исламская),
региональных, демографических (например,
женская, молодёжная), этнических и других
групп. Особенности каждой из подобных
политических субкультур обусловлены
различиями положения общественных групп
в экономической и социальной структуре
общества, а также этническими, расовыми,
религиозными, образовательными, половозрастными
и другими особенностями их носителей.
Наличие
в обществе множества политических
субкультур может оказаться источником
дестабилизации общественно-политической
жизни. Стабильности общества способствует
единство его политической культуры.
Поэтому следует стремиться к совместимости
между различными субкультурами, к согласию
всех социальных групп по фундаментальным
вопросам жизни общества.
Типологии
политической культуры.
На
протяжении развития разнообразных
государств и народов выработано множество
типов политической культуры, выражающих
преобладание в стиле политического поведения
граждан определённых ценностей и стандартов,
форм взаимоотношений с властями, а также
иных элементов, сложившихся под доминирующим
воздействием географических, духовных,
экономических и прочих факторов.
В
основании типологии политических
культур могут лежать факторы, отражающие,
к примеру, специфику разнообразных
политических систем (Х. Экстайн), стран
и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов
ориентации граждан в политической игре
(в частности, моралистских, индивидуальных
или традиционных – Д. Элазар), открытость
(дискурсивность) или закрытость политических
ценностей к инокультурным контактам
(Р. Шварценберг), внутреннюю целостность
культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические
различия (Е. Вятр), общекультурные поведенческие
особенности человека (М. Даглас), отличия
деятельности элитарных и неэлитарных
слоёв и т.д.
Особую
известность в науке получила
классификация политической культуры,
предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в
книге «Гражданская культура». Они выделили
три «чистых» типа политической культуры:
- «Приходская»
(или патриархальная) политическая культура
присуща социальным общностям, политические
интересы которых не выходят за рамки
своей общины, деревни или района. Характеризуется
отсутствием у людей интереса к политическим
институтам, к центральной власти. Такая
культура характерна для народов, находящихся
на стадии племенного строя.
- Подданническая
политическая культура отличается сильной
ориентацией социальных субъектов на
политическую систему и результаты деятельности
властей, но слабым участием в обеспечении
функционирования этой системы. Носители
подданнической политической культуры
осознают существование специализированных
политических институтов, имеют к ним
отношение негативное или позитивное,
но не склонны принимать участие в политической
деятельности. От центральной власти поданные
в этом случае ожидают либо приказов, либо
благ.
- Культура
участия (партисипативная) характеризуется
сильной ориентацией на существующую
политическую систему и на активное участие
в политической жизни общества. Носители
такой культуры заинтересованы не только
в том, что им даёт политическая система,
но и в том, чтобы играть активную роль
в обеспечении функционирования её институтов.