Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:43, реферат
Западными политологами было замечено, что даже при¬мерно равные условия развития политических отношений порождают большое разнообразие политических систем. Исследования подтвердили, что, помимо расстановки и соотношения социально-классовых сил, в развитии политических систем большую роль играет политическая куль¬тура населения.
1.
2. Понятие, структура и функции политической культуры………..
Типы политических культур………………………………………
Список используемой литературы……………………………….. 3
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный технологический университет»
Факультет издательского дела и полиграфии
Контрольная работа по дисциплине «политология»
Студентки IV курса, 1 группы
Проверил
Содержание
1.
2. | Понятие, структура и функции политической культуры………..
Типы политических культур………………………………………
Список используемой литературы……………………………….. | 3
10
12
|
1. Понятие, структура и функции политической культуры
Западными политологами было замечено, что даже примерно равные условия развития политических отношений порождают большое разнообразие политических систем. Исследования подтвердили, что, помимо расстановки и соотношения социально-классовых сил, в развитии политических систем большую роль играет политическая культура населения. Пионерами в исследовании феномена политической культуры были американские учёные Г. Алмонд, С.С. Верба, Г. Пауэлл [3, с. 256].
Термину «политическая культура» впервые был употреблён немецким философом-просветителем И. Г. Гердером (1744 - 1803) в работе «Идеи к философии истории человечества». Как категория политической науки он введён американским учёным Г. Алмондом. Теперь без этого термина немыслимо ни одно серьёзное исследование по проблемам функционирования политической системы общества. Однако, несмотря на широкое употребление данной категории, в современной политической науке наблюдается большой разброс мнений относительно того, что представляет собой политическая культура, каково соотношение между данным политическим феноменом и политической системой общества. В частности, некоторые авторы насчитывают более 30 определений понятия «политическая культура» [2, с. 326].
Подходить к рассмотрению данного понятия целесообразно на основе предварительного уяснения более общего понятия - культура. Этот термин имеет латинское происхождение и изначальный его смысл - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Данными терминами принято обозначать изменение природных объектов под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Преобразуя предметы своего труда, человек придаёт им определённое содержание, наделяет теми или иными функциями, включает их в систему своих ценностей. Всё то, что выделяет человек из естественной природы, преобразует по своему усмотрению и привносит в свою жизнь, принято называть объектами или продуктами культуры. Со временем слово «культура» стало вбирать в себя все более широкий круг объектов, явлений и действий, отличительным признаком которых выступает их человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, после чего культура обретала также смысл «образование», «воспитание».
Таким образом, понятие «культура» многоаспектно. Неудивительно, что возникли расхождения в понимании культуры и было предложено множество её определений. В философском энциклопедическом словаре под культурой понимается специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Если употребить более краткое выражение, культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, в которых закрепляются и передаются от поколения к поколению достигнутые результаты деятельности людей в различных областях общественной жизни [2, с. 327].
Политика как деятельность, тем более как профессия, также предполагает определённую технологию своего осуществления. Эта технология представлена совокупностью устоявшихся политических идей, принципов, способов и норм поведения политических субъектов, а также системой специфических социальных учреждений или, что то же самое, политических институтов. Они есть результат исторического опыта, в них закрепляются память и навыки деятельности отдельных людей и социальных групп по регулированию своих отношений в рамках политически организованного сообщества. Совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих социальным субъектам и обществу в целом, и составляет политическую культуру.
Таким образом, политическую культуру можно определить как исторически сложившиеся, относительно устойчивые, воплощающие опыт предшествующих поколений людей политические представления, убеждения и установки, а также стереотипы и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений данного общества и обеспечивающие воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. Можно дать и более сжатое определение: политическая культура - это совокупность устоявшихся политических знаний; убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности членов данного общества [2, с. 327].
Принципиальное значение в нём принадлежит термину стереотип. Поэтому политическая культура заключает в себе не любые проявления политического сознания и политического поведения, а прочно усвоенные политические идеи и представления, устоявшиеся навыки и умения политического действия, которые стали обычными, типичными, характерными для данных социальных субъектов. Политическая культура как бы образует матрицу политического процесса, «отливающую» сознание и поведение его субъектов в устойчивые, воспроизводимые на протяжении определённого исторического периода формы.
Существуют различные подходы к определению политической культуры. В политологической литературе особое значение придаётся результатам исследования данного вопроса, полученным американскими социологами Г. Пауэллом и Г. Алмондом. Их дефиницию политической культуры принято считать классической. Для сравнения и полноты изложения можно привести следующий пример: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Нетрудно убедиться, что данное определение не расходится в своей сути с тем, которое приведено выше, хотя оно и акцентирует внимание на субъективной стороне изучаемого явления [2, с. 328].
Таким образом, понятия «политическое сознание» и «политическая культура» близки по своему содержанию, но не тождественны. Если с помощью первого раскрываются процессы отражения феномена политики в сознании людей, с помощью второго показывается, как феномены самого политического сознания реализуются и закрепляются в образцах и нормах политической деятельности. Политическая культура предстаёт как единство социально-политических знаний, оценок, ориентаций людей и норм, навыков, образцов политического поведения. Совокупное действие этих элементов политики и задаёт качественную определённость и устойчивость мышлению и деятельности её субъектов.
В качестве носителей политической культуры выступают, прежде всего, первичные субъекты политических отношений: личности, социальные группы, классы, нации и общество как целостность [2, с. 328].
Патетическая культура общества - это преимущественно политическая культура доминирующих социальных групп, в политических ценностях и нормах закрепляются главным образом интересы, общественное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности. Вместе с тем политическая культура общества несёт на себе печать исторических традиций, национальных, географических, культурных, религиозных и иных факторов, унаследованных от прошлого.
Складывающаяся в обществе политическая культура по ходу исторического развития приспосабливается к социальным, в том числе классовым интересам, носитель которых занимает в политической системе господствующее положение. Со сменой приоритетов в общественном развитии, обусловленной выдвижением на первый план иных социальных интересов, доминирующая политическая культура претерпевает определённые изменения, которые, однако, не происходят быстро и автоматически, поскольку в данном случае затрагиваются глубоко укоренившиеся политические стереотипы [2, с. 329].
Политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социального класса и общества в целом. Личность воспринимает стереотипы политического мышления, ориентации и поведения, свойственные социальной среде, в которой данная личность находится. Вместе с тем политическая культура каждого человека характеризуется и индивидуальными чертами, в которых отражены личностный опыт, уровень знаний, психологические особенности. Политическая культура личности проявляется в уровне политических знаний, приверженности определённым ценностям, степени гражданской активности, в стиле поведения.
Носителями политической культуры являются также и вторичные субъекты политических отношений. Институты власти, политические партии, общественные организации есть не что иное, как результат объективации, то есть выражения в доступной восприятию форме опыта политической жизни различных социальных субъектов. Будучи субъектами политических отношений, политические институты выступают тем самым и носителями политической культуры данного общества [2, с. 329].
Между политической культурой и политической системой общества, таким образом, существует тесная взаимосвязь. Стереотипы политического сознания и поведения различных социальных субъектов объективируются в политической системе общества. В политических институтах и политико-правовых нормах получают своё закрепление сложившиеся в данном обществе стереотипы политического мышления и действия, а политический режим выступает как итог политико-культурного развития общества. Вместе с тем существует и обратное влияние, хотя и менее сильное, на базе одной и той же политической культуры могут возникать и эффективно действовать различные модификации политической системы, в том числе и отличающиеся существенно [2, с. 330].
Политическая культура, таким образом, аккумулирует накопленный сообществом опыт политической жизни. Вне культуры, и политической культуры в частности, невозможна полноценная жизнедеятельность общества на любом этапе его исторического развития. Роль политической культуры в обеспечении функционирования общества и социальной деятельности составляющих его субъектов многозначна. Иными словами, политическая культура выполняет определённые функции по обеспечению жизнедеятельности политически организованного сообщества. Разными авторами указывается различное их количество. По крайней мере, к числу основных из них могут быть отнесены: интеграционная, коммуникативная, регулятивная и социализирующая [2, с. 330]:
- интеграционная - посредством общих для всех индивидов знаний и представлений о политической действительности, общепринятых социальных идеалов, норм и ценностей, схожих чувств и переживаний в связи с происходящими политическими событиями, привычных образцов поведения политическая культура сближает и сплачивает различные социальные субъекты, обеспечивает возможность их сосуществования в рамках единого сообщества, создаёт условия для поддержания динамического равновесия политической системы и общества в целом;
- коммуникативная - посредством общезначимых идей, понятий, символов, норм, ценностей, схожих эмоционально-психологических состояний индивидов политическая культура позволяет обеспечивать взаимопонимание различных социальных субъектов, их устойчивое общение и взаимодействие в рамках институтов государства других политических институтов, а также согласованное функционирование всех элементов политической системы и общества в целом;
- регулятивная - благодаря устоявшимся политическим представлениям, ценностным ориентациям, принятым в данном сообществе нормам поведения политическая культура позволяет устанавливать и обеспечивать приемлемый для различных социальных групп баланс их интересов, находить пути урегулирования или смягчения возникающих социальных конфликтов и коллизий, поддерживать необходимый уровень доверия между носителями власти и подвластными;