Политическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:43, реферат

Краткое описание

Западными политологами было замечено, что даже при¬мерно равные условия развития политических отношений порождают большое разнообразие политических систем. Исследования подтвердили, что, помимо расстановки и соотношения социально-классовых сил, в развитии политических систем большую роль играет политическая куль¬тура населения.

Оглавление

1.
2. Понятие, структура и функции политической культуры………..
Типы политических культур………………………………………
Список используемой литературы……………………………….. 3

Файлы: 1 файл

КР - Политическая культура.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

- социализирующая - представляя не что иное, как на­копленный сообществом и воплощённый в идеях, нормах, идеалах, ценностях, институтах, стереотипах поведения опыт политической жизни, политическая культура выступает в качестве объективной основы процесса превращения зало­женного в явлениях культуры содержания в достояние ин­дивидов, освоения ими необходимых для участия в полити­ке знаний и навыков; будучи в этой связи механизмом пере­дачи от поколений к поколениям наличного опыта, полити­ческая культура обеспечивает историческую преемствен­ность и непрерывность политической жизни [2, с. 331].

Некоторые авторы в качестве особых функций полити­ческой культуры называют также политическое воспита­ние, политическую идентификацию, политическую адапта­цию и другое. Данные задачи можно рассматривать как частные проявления указанных выше функций политической культуры. В самом деле, процесс политической социализации личности включает в себя и момент сознательного воздействия различных политичес­ких институтов на индивидов с целью формирования у них определённых политических представлений и навыков, что и есть политическое воспитание. Политическая идентифи­кация индивидов как процесс осознания ими своей принад­лежности к той или иной социальной группе или общнос­ти в целом одновременно есть и проявление их социализа­ции. То же можно сказать и о политической адаптации: умение приспосабливаться к постоянно меняющейся поли­тической обстановке и адекватно реагировать на происходящие события также приобретается в процессе социализа­ции личности.

В политической культуре отражается широкий комплекс свойств,  присущих процессам и явлениям политиче­ской сферы общества. В частности, в ней интегрируются оп­ределённые политические знания, ценностные и идеологические принципы, волевые и эмоциональные политические установки, традиции и нормы политического действия, институциональные формы и иные привычные средства дости­жения политических целей. Следовательно, политическая культура представляет собой сложносоставной социально-политический феномен. По крайней мере, в структуре её содержания можно выделить следующие элементы: когнитивный (от англ. cognitive - познавательный); нормативно-оценочный и эмоционально-психологический [2, с. 332].

Когнитивный, или познавательно-информационный, эле­мент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее характерные для той или иной соци­альной группы типичные, укоренившиеся представления о разные аспектах политической жизни общества: о политической системе и её отдельных институтах; о политическом ре­жиме, механизме власти и управления; о принятии решений и их реализации; о носителях властных полномочий; о соб­ственном месте в политической жизни, компетентности и эффективности участия в политической деятельности. Сло­вом, в качестве когнитивного элемента политической культуры выступает устойчивые стереотипы политического со­знания во всех его формах и проявлениях.

Стереотипы политического сознания могут носить харак­тер теоретических обобщений либо существовать в форме обыденных представлений. Во всех случаях источниками их формирования выступает как правдивая информация, так и непроверенные факты, слухи и дезинформация. Однако не­зависимо от того, являются ли сложившиеся политические представления правдивыми или ложными, соответствующий носитель политической культуры руководствуется ими в своей деятельности как истинными. Устойчивые политичес­кие представления весьма существенным образом влияют на развитие политического процесса, они являются необходи­мой предпосылкой его определённости, последовательности и предсказуемости [2, с. 332].

Нормативно-оценочный элемент политической культуры образуют характерные для данного общества, определённой социальной группы, отдельного индивида политические цен­ности, нормы, цели, идеалы. Нормативно-оценочный компо­нент политической культуры является своеобразным этало­ном, по которому данный социальный субъект даёт оценку существующим политическим отношениям, ходу политичес­кого процесса, отдельным социально-политическим явлениям, выносит вердикт об их соответствии или несоответствии своим социально-политическим нормам, данностям и идеа­лам. Содержание и направленность устойчивых ценностных ориентаций обусловливают место политических явлений в жизни личности, группы, общества.

Эмоционально-психологический компонент политической культуры, иначе называемый политической психологией, со­ставляют чувства и переживания, которые испытывают со­циальные субъекты в связи с их участием в политических процессах. К таким чувствам и переживаниям можно отнес­ти, например, жажду социальной справедливости, нетерпи­мость к социальному и национальному угнетению, любовь к родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъём по пово­ду политических побед или, напротив, мучительные пережи­вания в связи с постигшим поражением. Составной частью данного компонента политической культуры являются поли­тические символы, к которым принято относить флаг, герб и гимн государства, памятные даты и общественные ритуалы - военные парады, торжественные собрания, праздничные шествия и тому подобное. Эмоциональные состояния и психологиче­ские переживания составляют неотъемлемую сторону поли­тического поведения людей, сопровождая практически лю­бые проявления социальной активности субъекта и направ­ляя её на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений. Развитая полити­ческая культура предполагает формирование у её носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств и переживаний [2, с. 333].

Психологиче­ские аспекты политического поведения различных социаль­ных субъектов издавна привлекают к себе внимание иссле­дователей. К настоящему времени на стыке политологии и психологии сформировалась особая научная дисциплина - политическая психология, предметом которой являются субъективные механизмы политического поведения, влия­ние на него сознания и подсознания, эмоций и воли людей.

В качестве совокупного, или интегрированного, результа­та перечисленных составляющих политическую культуру элементов выступают политические установки и ориентации социальных субъектов, которые отражают их внутреннюю готовность к проявлению тех или иных стереотипов поведе­ния. Иными словами, политические установки есть предуготовленность субъекта к некоему восприятию социально-политической действительности, они способствуют переводу складывающихся у него представлений о политических яв­лениях, выносимых суждений относительно их соответст­вия разделяемым общественным ценностям и переживае­мых при этом эмоционально-психологических состояний в плоскость практического действия. Можно сказать и так: по­литическая установка - это внутреннее отношение субъекта к политическим явлениям, а стереотип политичес­кого поведения - это адекватный имеющейся у него уста­новке способ внешнего проявления этого отношения.

Все рассмотренные элементы политической культуры от­носительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических переживаний, установок и ориентаций, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типы политических культур

 

В современных обществах существуют различные типы политических культур. Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба провели исследование политической культуры в ряде стран - США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мекси­ке. На основе научного анализа результатов исследования выделили следующие типы политической культуры:

- патриархальную, или провинциальную;

- подданническую;

- активистскую (партисипаторную, или гражданскую) [1, с. 205].

Патриархальная политическая культура присуща субъектам, политические интересы которых не выходят за рамки своего первичного сообщества. Её отличительной чертой является полное отсутствие у человека какого бы то ни было интереса к политике, политической власти политическим институтам. В современных условиях та­кой тип политической культуры характерен для люмпе­низированных слоёв и племенных сообществ.

Подданническая политическая культура отличается оп­ределённым интересом граждан к функционированию по­литической системы, её отдельных институтов, к деятельно­сти политических властей. Однако сами они не проявляют особой политической активности, а свои надежды на созда­ние благополучной жизни возлагают на власть и вождей.

Активистская политическая культура характеризует­ся постоянной ориентацией социальных субъектов на су­ществующую политическую систему, её структуры - власть, различные политические и общественные объединения. Носители такого типа политической культуры заинтересо­ваны не только в эффективной деятельности политиче­ской власти, но и сами стремиться принимать активное уча­стие в управлении государственными и общественными делами [1, с. 205].

При этом Алмонд и Верба отмечают, что в реальной политической практике происходит сочетание всех трёх типов политической культуры. В результате образуются но­вые, смешанные типы политический культуры:

- патриархально-подданическая;

- подданическо-активисткий;

- патриархально-активистский.

Патриархально-подданическая политическая культу­ра существует в обществах, которые находятся на этапе перехода от провинциализма к структурированной поли­тической власти, когда члены общества отдают предпоч­тение центральным институтам власти, а не местным. Этот тип политической культуры отчётливо проявился в стра­нах Западной Европы в период становления здесь абсолютных монархий [1, с. 206].

Подданическо-активисткая политическая культура ха­рактеризуется тем, что значительная часть граждан стано­вится политически активной и ориентированной на поли­тическую систему. Политическая культура этого типа до­минировала в конце XIX - начале XX веков во Франции, в Гер­мании, Италии.

Патриархально-активистский тип политической культуры характерен для стран, которые переходят на путь свободы и демократии. Политическая культура этого пе­риода характеризуется эклектичностью и перманентнос­тью. По мере продвижения политической системы в сто­рону демократии происходит формирование партисипаторной культуры [1, с. 206].

Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Алмонд и Верба предложили назвать «граждан­ской культурой», или «культурой гражданина». В своей основе гражданская культура - это партисипаторная поли­тическая культура, которая интегрировала определённые эле­менты патриархальной и подданнической культур. В обществе с гражданской культурой в основном существуют кон­сенсус всех политических сил относительно легитимности политических институтов, содержания государственной по­литики, терпимость в отношении политического плюрализ­ма, политическая компетентность большинства граждан [1, с. 206].

В политической литературе встречаются и другие типо­логии политической культуры. Ряд исследователей выде­ляет замкнутые и открытые типы.

Замкнутые полити­ческие культуры ориентируются на собственные представ­ления о политической жизни, на свои национальные тра­диции и обычаи. В наибольшей степени они характерны для стран Востока.

Открытые политические культуры на­ряду с сохранением своих традиций, ценностей и норм проявляют интерес и к другим политическим идеям, взгля­дам и моделям политического и общественного устройства. Они открыты для изучения и восприятия их политическо­го опыта, политических идей, норм и принципов [1, с. 207].

В рамках той или иной национальной политической культуры различают элитарную и массовую политическую культуру.

Элитарная - это культура политической власти, политических и общественных объединений, других актив­ных участников политического процесса общества.

Массо­вая политическая культура - это культура подданных, или рядовых граждан общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Белякович, Н.Н. Политология: учеб. пособие / Н.Н. Белякович. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007. – 408 с.

2. Мельник, В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник. – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск: Выш. шк., 2006. – 543 с.

3. Политология: Учебник / В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.Н. Егоров и др.; Под ред. В.А. Бобкова и И.Н. Браима. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Экоперспектива», 2003. – 352 с.

 

 

 

 

 

 

 

6

 



Информация о работе Политическая культура