Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:43, реферат
Западными политологами было замечено, что даже при¬мерно равные условия развития политических отношений порождают большое разнообразие политических систем. Исследования подтвердили, что, помимо расстановки и соотношения социально-классовых сил, в развитии политических систем большую роль играет политическая куль¬тура населения.
1.
2. Понятие, структура и функции политической культуры………..
Типы политических культур………………………………………
Список используемой литературы……………………………….. 3
- социализирующая - представляя не что иное, как накопленный сообществом и воплощённый в идеях, нормах, идеалах, ценностях, институтах, стереотипах поведения опыт политической жизни, политическая культура выступает в качестве объективной основы процесса превращения заложенного в явлениях культуры содержания в достояние индивидов, освоения ими необходимых для участия в политике знаний и навыков; будучи в этой связи механизмом передачи от поколений к поколениям наличного опыта, политическая культура обеспечивает историческую преемственность и непрерывность политической жизни [2, с. 331].
Некоторые авторы в качестве особых функций политической культуры называют также политическое воспитание, политическую идентификацию, политическую адаптацию и другое. Данные задачи можно рассматривать как частные проявления указанных выше функций политической культуры. В самом деле, процесс политической социализации личности включает в себя и момент сознательного воздействия различных политических институтов на индивидов с целью формирования у них определённых политических представлений и навыков, что и есть политическое воспитание. Политическая идентификация индивидов как процесс осознания ими своей принадлежности к той или иной социальной группе или общности в целом одновременно есть и проявление их социализации. То же можно сказать и о политической адаптации: умение приспосабливаться к постоянно меняющейся политической обстановке и адекватно реагировать на происходящие события также приобретается в процессе социализации личности.
В политической культуре отражается широкий комплекс свойств, присущих процессам и явлениям политической сферы общества. В частности, в ней интегрируются определённые политические знания, ценностные и идеологические принципы, волевые и эмоциональные политические установки, традиции и нормы политического действия, институциональные формы и иные привычные средства достижения политических целей. Следовательно, политическая культура представляет собой сложносоставной социально-политический феномен. По крайней мере, в структуре её содержания можно выделить следующие элементы: когнитивный (от англ. cognitive - познавательный); нормативно-оценочный и эмоционально-психологический [2, с. 332].
Когнитивный, или познавательно-информационный, элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее характерные для той или иной социальной группы типичные, укоренившиеся представления о разные аспектах политической жизни общества: о политической системе и её отдельных институтах; о политическом режиме, механизме власти и управления; о принятии решений и их реализации; о носителях властных полномочий; о собственном месте в политической жизни, компетентности и эффективности участия в политической деятельности. Словом, в качестве когнитивного элемента политической культуры выступает устойчивые стереотипы политического сознания во всех его формах и проявлениях.
Стереотипы политического сознания могут носить характер теоретических обобщений либо существовать в форме обыденных представлений. Во всех случаях источниками их формирования выступает как правдивая информация, так и непроверенные факты, слухи и дезинформация. Однако независимо от того, являются ли сложившиеся политические представления правдивыми или ложными, соответствующий носитель политической культуры руководствуется ими в своей деятельности как истинными. Устойчивые политические представления весьма существенным образом влияют на развитие политического процесса, они являются необходимой предпосылкой его определённости, последовательности и предсказуемости [2, с. 332].
Нормативно-оценочный элемент политической культуры образуют характерные для данного общества, определённой социальной группы, отдельного индивида политические ценности, нормы, цели, идеалы. Нормативно-оценочный компонент политической культуры является своеобразным эталоном, по которому данный социальный субъект даёт оценку существующим политическим отношениям, ходу политического процесса, отдельным социально-политическим явлениям, выносит вердикт об их соответствии или несоответствии своим социально-политическим нормам, данностям и идеалам. Содержание и направленность устойчивых ценностных ориентаций обусловливают место политических явлений в жизни личности, группы, общества.
Эмоционально-психологический компонент политической культуры, иначе называемый политической психологией, составляют чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в политических процессах. К таким чувствам и переживаниям можно отнести, например, жажду социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, любовь к родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъём по поводу политических побед или, напротив, мучительные переживания в связи с постигшим поражением. Составной частью данного компонента политической культуры являются политические символы, к которым принято относить флаг, герб и гимн государства, памятные даты и общественные ритуалы - военные парады, торжественные собрания, праздничные шествия и тому подобное. Эмоциональные состояния и психологические переживания составляют неотъемлемую сторону политического поведения людей, сопровождая практически любые проявления социальной активности субъекта и направляя её на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений. Развитая политическая культура предполагает формирование у её носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств и переживаний [2, с. 333].
Психологические аспекты политического поведения различных социальных субъектов издавна привлекают к себе внимание исследователей. К настоящему времени на стыке политологии и психологии сформировалась особая научная дисциплина - политическая психология, предметом которой являются субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли людей.
В качестве совокупного, или интегрированного, результата перечисленных составляющих политическую культуру элементов выступают политические установки и ориентации социальных субъектов, которые отражают их внутреннюю готовность к проявлению тех или иных стереотипов поведения. Иными словами, политические установки есть предуготовленность субъекта к некоему восприятию социально-политической действительности, они способствуют переводу складывающихся у него представлений о политических явлениях, выносимых суждений относительно их соответствия разделяемым общественным ценностям и переживаемых при этом эмоционально-психологических состояний в плоскость практического действия. Можно сказать и так: политическая установка - это внутреннее отношение субъекта к политическим явлениям, а стереотип политического поведения - это адекватный имеющейся у него установке способ внешнего проявления этого отношения.
Все рассмотренные элементы политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических переживаний, установок и ориентаций, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту.
2. Типы политических культур
В современных обществах существуют различные типы политических культур. Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба провели исследование политической культуры в ряде стран - США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексике. На основе научного анализа результатов исследования выделили следующие типы политической культуры:
- патриархальную, или провинциальную;
- подданническую;
- активистскую (партисипаторную, или гражданскую) [1, с. 205].
Патриархальная политическая культура присуща субъектам, политические интересы которых не выходят за рамки своего первичного сообщества. Её отличительной чертой является полное отсутствие у человека какого бы то ни было интереса к политике, политической власти политическим институтам. В современных условиях такой тип политической культуры характерен для люмпенизированных слоёв и племенных сообществ.
Подданническая политическая культура отличается определённым интересом граждан к функционированию политической системы, её отдельных институтов, к деятельности политических властей. Однако сами они не проявляют особой политической активности, а свои надежды на создание благополучной жизни возлагают на власть и вождей.
Активистская политическая культура характеризуется постоянной ориентацией социальных субъектов на существующую политическую систему, её структуры - власть, различные политические и общественные объединения. Носители такого типа политической культуры заинтересованы не только в эффективной деятельности политической власти, но и сами стремиться принимать активное участие в управлении государственными и общественными делами [1, с. 205].
При этом Алмонд и Верба отмечают, что в реальной политической практике происходит сочетание всех трёх типов политической культуры. В результате образуются новые, смешанные типы политический культуры:
- патриархально-подданическая;
- подданическо-активисткий;
- патриархально-активистский.
Патриархально-подданическая политическая культура существует в обществах, которые находятся на этапе перехода от провинциализма к структурированной политической власти, когда члены общества отдают предпочтение центральным институтам власти, а не местным. Этот тип политической культуры отчётливо проявился в странах Западной Европы в период становления здесь абсолютных монархий [1, с. 206].
Подданическо-активисткая политическая культура характеризуется тем, что значительная часть граждан становится политически активной и ориентированной на политическую систему. Политическая культура этого типа доминировала в конце XIX - начале XX веков во Франции, в Германии, Италии.
Патриархально-активистский тип политической культуры характерен для стран, которые переходят на путь свободы и демократии. Политическая культура этого периода характеризуется эклектичностью и перманентностью. По мере продвижения политической системы в сторону демократии происходит формирование партисипаторной культуры [1, с. 206].
Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Алмонд и Верба предложили назвать «гражданской культурой», или «культурой гражданина». В своей основе гражданская культура - это партисипаторная политическая культура, которая интегрировала определённые элементы патриархальной и подданнической культур. В обществе с гражданской культурой в основном существуют консенсус всех политических сил относительно легитимности политических институтов, содержания государственной политики, терпимость в отношении политического плюрализма, политическая компетентность большинства граждан [1, с. 206].
В политической литературе встречаются и другие типологии политической культуры. Ряд исследователей выделяет замкнутые и открытые типы.
Замкнутые политические культуры ориентируются на собственные представления о политической жизни, на свои национальные традиции и обычаи. В наибольшей степени они характерны для стран Востока.
Открытые политические культуры наряду с сохранением своих традиций, ценностей и норм проявляют интерес и к другим политическим идеям, взглядам и моделям политического и общественного устройства. Они открыты для изучения и восприятия их политического опыта, политических идей, норм и принципов [1, с. 207].
В рамках той или иной национальной политической культуры различают элитарную и массовую политическую культуру.
Элитарная - это культура политической власти, политических и общественных объединений, других активных участников политического процесса общества.
Массовая политическая культура - это культура подданных, или рядовых граждан общества.
Список используемой литературы
1. Белякович, Н.Н. Политология: учеб. пособие / Н.Н. Белякович. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007. – 408 с.
2. Мельник, В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник. – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск: Выш. шк., 2006. – 543 с.
3. Политология: Учебник / В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.Н. Егоров и др.; Под ред. В.А. Бобкова и И.Н. Браима. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Экоперспектива», 2003. – 352 с.
6