Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:15, реферат
Цель: определить влияние политической культуры на политическую систему общества.
Задача:
1. Определить, что представляет собой понятие «политическая культура»;
2. Разобрать структуру и функции политической культуры;
3. Выяснить, какую роль играет политическая культура в политической системе общества.
Введение………………………………………………………………………3
I. Понятие политическая культура и его содержание……………………...4
1.1 Структура политической культуры……………………………………...8
II. Роль политической культуры в политической системе общества….….10
Заключение…………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………..15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
I. Понятие политическая культура и его содержание……………………...4
1.1 Структура политической культуры……………………………………...8
II. Роль политической культуры в политической системе общества….….10
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Чрезвычайно важной причиной и необходимым условием функционирования политической сферы общества является политическая культура, как составляющая общей, в частности психологической, культуры общества, социальных групп и индивидов.
Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространённых и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов.
Цель: определить влияние политической культуры на политическую систему общества.
Задача:
1. Определить, что представляет собой понятие «политическая культура»;
2. Разобрать структуру и функции политической культуры;
3. Выяснить, какую роль играет политическая культура в политической системе общества.
I.ПОНЯТИЕ "ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ.
Впервые термин "политическая культура" использовал в XVIII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Естественно, он не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Возникновение же первых концепций политической культуры относится к середине XX в. На западе весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли X. Файер, Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, Л. Пай, М. Дюверже, К. фон Бойм, У. Розенбаум, Р. Роуз, М. Крозье. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью её измерений.
Анализ соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры:
а) это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность;
б) это часть духовной культуры общества, включающая в себя те ее элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами;
в) это совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих конкретной социальной общности или конкретной личности;
г) это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений.
Суммируя все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде ей возможно дать следующее определение.
Политическая культура - это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организации всей политической жизни в обществе.
Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти - индивида - общества.
У каждого народа есть некий политико-культурный генотип, который как бы передаётся от поколения к поколению и оказывает определяющее воздействие на политические реальности, на взаимоотношения общества, индивида и государства. При этом важно отметить: политическая культура - явление динамичное, развивающееся, постоянно обогащающееся в своём содержании и формах, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира, будь то промышленная, научно-техническая или иная революция.
Значимость политической культуры для личности, группы, общества находит отражение в ее функциях. Можно выделить следующие основные функции политической культуры.
Теоретико-познавательная функция заключается в полном и конкретном познании тех или иных сторон политической жизни общества, в понимании ее как целостного явления. Это накапливание политических знаний, систематизация их, вооружение ими граждан общества.
Функция удовлетворения политических потребностей. Эта функция связана с ростом значения политики как социального феномена. Если в начале нашего века политике отводилась роль “ночного сторожа” свободы индивида, то сейчас ни один человек не может чувствовать себя свободным от политики. Политика — необходимость и потребность современного человека, поскольку она является указателем и ограничителем его многообразных действий. Это способствует формированию потребностей людей не только в политических убеждениях и оценках, но часто и в политической активности, в формах участия, кажущихся человеку наиболее предпочтительными. Для современного общества в целом характерен чрезмерно высокий интерес к политике.
Воспитательная функция заключается в формировании политического сознания граждан: политических ценностей, чувств, испытываемых к властям, правительству, политической системе в целом, оценок, суждений, мнений о политике и др. Она включает закрепление и передачу из поколения в поколение политических норм, ценностей, установок.
Коммуникативная функция. Совместное участие людей в политическом процессе способствует их общению, а, следовательно, взаимопониманию. Оно предполагает наличие определенной взаимозависимости людей, которая должна основываться на контактах между ними и на осознанной общности в политических взглядах и убеждениях. Условием реализации этой функции является такое положение, когда люди участвуют в политическом процессе и при этом чувствуют, что они свободны поддерживать любые политические партии и силы.
Интегративная функция политической культуры прямо следует из коммуникативной. Процесс формирования политической культуры общества, отдельных индивидов способствует объединению разнородных элементов общественной системы, повышению уровня ее целостности и организованности. Она содействует упорядочению отношений между индивидами, политическими партиями, государством и пр.
Нормативная функция служит обеспечению стабильности политической системы и направлена на обеспечение посредством использования политических норм такого поведения граждан, которое служило бы эффективному достижению ее цели. Представляющие собой единообразные правила поведения в политическом процессе, политические нормы призваны упорядочивать повторяющиеся действия механизмов политической системы общества, делая его функционирование более предсказуемым и организованным.
1.1СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
В структуре политической культуры исследователи выделяют прежде всего субъект и объект. Субъектом политической культуры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и различные социальные группы: классы, нации, народности и т.д. На каждом из этих уровней субъект политической культуры – это носитель и хранитель определенных политических ценностей.
Не менее важно и выделение объекта, на который направлены ориентации и убеждения субъекта. Таким объектом может служить сама политическая система и ее отдельные компоненты: политический режим, политические институты, партии, организации и пр.
Если структурировать политическую культуру индивида, то здесь следует выделить, прежде всего, политические знания и убеждения. Вместе с тем овладение политической культурой предполагает не только приобретение индивидом определенной суммы знаний и выработку прочных убеждений, но и способность человека к эффективным политически действиям, качественное осуществление их в сфере политических отношений. Иначе говоря, политическая культура – это процесс накопления политических знаний, превращение этих знаний в убеждения и установки, а далее – их реализация в конкретной политической деятельности.
Некоторые исследователи в структуре политической культуры вычленяют, прежде всего, политическое сознание, политические теории и доктрины. Эти духовные элементы политической культуры отражают достигнутый уровень политических отношений.
Другим ее элементом, с их точки зрения, выступает культура политических отношений. Между политическим сознанием и политическими отношениями существует диалектическая взаимосвязь и вместе с тем между ними не следует ставить знак равенства. Политическое сознание оказывает огромное воздействие на политические отношения, оно, в конечном счете, определяет их.
Следующим элементом политической культуры общества выделяется культура взаимоотношения политических учреждений с массами, которые аккумулируют и направляют волю и энергию социальных групп и классов на достижение поставленных политических целей. Решение этих задач во многом зависит от стиля и методов работы государственных органов, их взаимоотношений с массами.
Выделяется и такой элемент политической культуры, как национальные государственные символы. Ряд авторов считает эти символы цементирующим элементом любой политической системы и лежащей в ее основе политической культуры.
Наконец, отмечается и такой элемент рассматриваемого нами явления, как политические традиции, представляющие собой наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в политической жизни общества в течение длительного времени. Традиции политической деятельности создают ту историческую почву, на которой развивается политическая культура.
II.РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА.
Основные параметры бытия и роли политической культуры в обществе задаются фундаментальными характеристиками общей культуры, частью которой она является. Изучение проблем культуры, ее места и роли в обществе имеет богатую традицию. В последние годы произошло значительное обогащение представлений о сущности этого феномена, механизме, с помощью которого он регулирует общественную жизнь. Выявлена ограниченность подхода к культуре как к сумме, набору материальных и духовных ценностей, достижений, акцент перенесен на ее изучение как специфического способа человеческой деятельности, природа которого обусловлена ее творческим характером. В рамках такого подхода культура определяется как «творческая, созидательная деятельность человека, как прошлая, воплощенная, опредмеченная в ценностях, традициях, нормах и т. д., передающих от поколения к поколению исторический опыт человечества, так и прежде всего настоящая, основывающаяся на распредмечивании этих ценностей, норм и пр., т. е. актуализирующая содержание этого опыта в творческих способностях индивидов в процессе преобразования человеком его собственного предметного мира и мира общественных отношений».
Для понимания социального значения и роли политической культуры существенно важно учитывать специфическую диалектику культуры, смысл которой заключается в противоречивом единстве творчества, обновления и сохранения достигнутого, образца, нормы. Разрывы этих двух аспектов культуры в теории и на практике оборачиваются серьезными потерями: искажением культурного процесса, сведением его к одной из сторон при игнорировании другой, попытками оторвать обновление от его исторических оснований или, наоборот, отношением к любой новации как к антикультуре.
Существуют некоторые весьма глубокие основания единства и взаимообращенности политики и культуры: и та, и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, их субъективным миром, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осуществления власти, а ее собственное развитие находится в зависимости от политических преобразований. Например, политика в условиях тоталитарного общества способна серьезно деформировать содержание и функционирование всех сфер культуры. Среди основных каналов влияния культуры на политику называют социализацию индивидов, дающую возможность участия в политической жизни, создание и введение системы ценностей, формирование эталонов поведения, моделей институтов и социальных систем. Однако факт единства, взаимодействия политики и культуры не означает их тождества. Эти явления различаются по сферам действия и функционирования, смысл политики — в развитии и преобразовании власти, смысл культуры — в развитии и преобразовании личности.
Единство политики и культуры при учете их своеобразия и не тождественности выражается в понятии «политическая культура», отражающем факт зависимости средств регуляции политической жизни от исторического развития, их возникновение в результате деятельности человека. Политическая культура — это совокупность средств, каналов, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение человека в политику и его деятельность в ней. Ведь для определения ее качеств, направленности, социального значения важны форма связи между политическими институтами и личностью, сознанием и поведением людей в сфере политических отношений. Эта практическая функция сознания, идея единства всех духовных компонентов политической жизни, а также влияние прошлого политического опыта на актуальное политическое действие и отражается в категории политической культуры. Она воплощает комплекс специфических для политики средств регуляции и детерминации деятельности. Политическое событие, например, может быть вызвано голодом, а может наступить и как реакция на нарушение политических прав, привилегий и т. д. Естественно, уровень политической культуры людей, способных откликнуться на второй повод, выше, нежели людей, не подверженных воздействию таких специфичных только для политики стимулов. Политическое бескультурье — это состояние, когда данная сфера социальных отношении не рассматривается индивидом или социальной группой как сколько-нибудь значимая для обеспечения полноты существования, реализации их основных интересов и потребностей.
Политическая культура служит каналом взаимодействия личности и политической власти. Ее основное назначение заключается в осуществлении не отстранения, а присоединения людей к политической системе и политической деятельности. Она связана с сущностными ее чертами: целенаправленностью, осуществлением властных функций в обществе, упорядочивающим воздействием на весь спектр социальных отношений.
Эти свойства политической культуры фиксируются в разнообразных ее определениях, принятых в современной политической теории: «особая модель ориентации в политических действиях» (Г. Алмонд); «система убеждений, верований и чувств, которые придают порядок и значимость политическому процессу и которые обеспечивают принятие основополагающих правил, направляющих поведение в политической системе» (Л. Пай) ; «система убеждений о моделях политического поведения и политических институтах» (С. Верба); «модель ориентации и поведения в политике» (В. Розенбаум) ; «совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан» (Е. Вятр) ; «идеологическое, надстроечное явление, особая разновидность культуры, качество, способ (формы, уровни и т. д.) духовно-практической деятельности и отношений, обеспечивающих отражение, закрепление и реализацию коренных классовых и общественных интересов...» (Н. Кейзеров) .
Современные представления о политической культуре исходят из признания органического единства в ней двух начал: духовного, идеологического и практического, деятельного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Для функционирования политической системы исключительно большое значение имеет и характер доминирующей в обществе политической культуры, являющейся качественной характеристикой всей политической жизни, политических институтов, отношений и процессов. Без ее углубленного изучения невозможно понять реальную политическую жизнь любого общества, в частности политические отношения и механизм политической власти.
Таким образом, политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций (т.е. стремительных, обвальных изменений) чаще всего заканчивается либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения адаптировать для себя новые цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития). Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Гаджиев К.С. Политология. Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2003. – 488 с.
2. Панарин А.С. Политология. Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2000. – 480 с.
3. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 559 с.
8