Содержание
1.
Сущность, структура
и функции политической
культуры
Политическая
культура – это система исторически,
сложившихся, относительно устойчивых,
воплощающих опыт предшествующих поколений
людей установок, ориентации и моделей
поведения (функционирования), проявляющихся
в непосредственной деятельности субъектов
политического процесса, фиксирующих
принципы их отношения к этому процессу
в целом, его основным элементам и тем
самым обеспечивающих воспроизводство
политической жизни общества. [6, 280]
Политическая
культура представляет собой обширную
сферу всей культуры человечества,
непосредственно связанную с политикой.
Она выражается в достигнутом качестве
и направленности политической жизни
общества, в характере политического развития,
политической деятельности людей, функционирования
политических институтов, доминирующих
политических ценностей и образцов поведения.
Результат и мера политической культуры
– политический человек, качество политической
жизни общества в целом.
В
политической культуре отражается широкий
комплекс свойств, присущих процессам
и явлениям политической сферы общества.
В частности, в ней интегрируются определенные
политические знания, ценностные и идеологические
принципы, волевые и эмоциональные политические
установки, традиции и нормы политического
действия, институциональные формы и иные
привычные средства достижения политических
целей. Следовательно, политическая культура
имеет многокомпонентный характер. По
крайней мере, в ее структуре можно выделить
следующие элементы: когнитивный (англ.
соgnitivе – познавательный); нравственно-оценочный,
эмоционально-психологический и установочно-поведенческий. [4,
147]
Когнитивный
элемент: политические знания, политическая
образованность, политическое сознание,
способы политического мышления.
Он предполагает знание и понимание
гражданами политических интересов (личных,
коллективных, государственных, общественных),
Конституции и законов страны, программных
положений основных политических партий
и других общественно-политических сил,
сложившихся в стране политических отношений,
происходящих политических событий и
явлений. В политические знания входит
знание сущности и структуры основных
государственных, партийных и общественно-политических
органов и организаций, основных политических
норм и процедур; форм и способов участия
граждан в общественно-политической жизни,
в управлении обществом и государством;
основных политических процессов международной
жизни.
Нравственно-оценочный
элемент: политические чувства, традиции,
ценности, идеалы, убеждения. Политическая
культура исторически проявлялась,
прежде всего, в понимании и поиске человеком
социального идеала. Наиболее яркое отражение
социальный идеал нашел в политическом
менталитете, под которым понимается еще
и национальный способ видеть мир и действовать
в определенных обстоятельствах. Наиболее
устойчивыми являются традиции в политической
культуре. В известном смысле традиции
выступают как объективное, не зависящее
от воли людей явление. В традициях отлагаются
те элементы предшествующего политического
опыта, которые объективно отвечают интересам
и целям общества. Политические традиции
представляют собой способ передачи образцов
политического сознания и поведения, сформировавшихся
под влиянием социальных факторов.
Эмоционально-психологический
компонент политической культуры составляют
чувства и переживания, которые испытывают
социальные субъекты в связи с их участием
в политических процессах. К таким чувствам
и переживаниям можно отнести, например,
жажду социальной справедливости, нетерпимость
к социальному и национальному угнетению,
любовь к родине, ненависть к врагам, эмоциональный
подъем по поводу политических побед или,
напротив, мучительные переживания в связи
с постигшим поражением. Эмоциональные
чувства и психологические переживания
составляют неотъемлемую сторону политического
сознания и поведения. Сопровождая практически
любые проявления социальной активности
субъекта и направляя ее на достижение
жизненно значимых целей, эмоции и чувства
выступают одним из главных элементов
механизма регулирования политических
отношений. Развитая политическая культура
предполагает формирование у ее носителей
устойчивых стереотипов в области эмоций,
чувств и переживаний.
Установочно-поведенческий
компонент политической культуры составляют
политические установки и соответствующие
стереотипы поведения, которые способствуют
переводу представлений и ценностей в
плоскость практической реализации. Можно
сказать: политическая установка – это
отношение субъекта к политическим
явлениям, политическое поведение – это
тот или иной способ реагирования субъекта
на происходящие события. Политическая
установка и политическое поведение существуют
в органическом единстве, их устойчивые
стереотипы составляют непременный компонент
политической культуры личности, социальной
группы, нации или общества в целом. [4,
149]
Все
рассмотренные элементы политической
культуры относительно самостоятельны
и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются,
образуя специфическую целостность. Характер
политических знаний и представлений,
ценностей и убеждений, эмоциональных
состояний и психологических чувств, позиций
и установок, преобладающих образцов поведения
определяют содержание политической культуры,
присущей данному социальному объекту.
К
функциям политической культуры относятся:
- познавательно-ориентационная
– политическая культура способствует
пониманию смысла политических явлений,
осознанию возможностей и границ политических
действий, степени реализации прав и свобод,
роли политики в жизни общества, сравнению
с другими политическими системами;
- идентификация
– ощущение своей принадлежности к
определенной политической или социальной
группе, понимание ее места в политической
системе общества, форм и способов участия
в политической жизни, в отстаивании интересов
своей общности;
- интеграция
– политическая культура обеспечивает
возможность достижения согласия между
различными политическими группами и
поддержания стабильности системы, ориентируя
на определенный способ выражения и регулирования
политических противоречий. В политической
культуре находит отражение и закрепление
общность социального опыта и исторической
судьбы;
- коммуникационная
– обмен информацией и установление
понимания между участниками политического
процесса на основе общности языка, культурного
кода, политической терминологии, символов.
Она предполагает как обмен информацией
между действующими политическими субъектами,
так и передачу опыта от поколения к поколению
(вертикальная и горизонтальная политическая
коммуникация);
- нормативная
– политическая культура регулирует
политическое поведение на основе принятых
ценностей, правил, способов политического
поведения, большая часть которых дополняется
правовым закреплением норм в законодательстве
и Конституции страны;
- социализация
– политическая культура формирует
определенные политические качества,
способы поведения, навыки для адаптации
в данной политической системе и для отстаивания
своих интересов в существующей системе
распределения властных полномочий. Функция
социализации реализуется через такие
социальные институты, как семья, государство,
политические партии, СМИ (прежде всего
телевидение и газеты), школа, церковь,
армия и др.
Любое
современное общество представляет
собой довольно сложную систему
отношений между различными социальными
группами, которые имеют специфические
политические интересы, а также способы
и возможности их выражения. Это служит
основой для возникновения политических
субкультур.
Политическая
субкультура – это совокупность политических
ориентации и моделей политического поведения,
характерных для определенной социальной
группы или региона и отличающихся в своей
системной целостности от ориентации
и моделей, присущих как другим социальным
группам и регионам, так и нации в целом.
Важнейшие
виды политической субкультуры:
- социально-классовые
(пролетарская, предпринимательская, традиционно-аграрная
и др.);
- национально-этнические,
которые играют особенно заметную роль
в многонациональных государствах, исторически
формировавшихся путем постепенной интеграции
(добровольной или насильственной) других
территорий;
- религиозные,
когда политические лозунги и цели обрамляются
или маскируются религиозными ценностями;
- региональные,
связанные с различной ролью территорий
в историческом развитии страны. Например,
в России существенно различаются политическая
субкультура крупных городов и сельской
местности, Северо-Западного или Уральского
региона и южных областей России. Хрестоматийными
являются также различия региональных
субкультур Севера и Юга в США или Италии;
- поколенческие,
в которых отражается специфика политической
социализации поколений и их оценка современной
политической ситуации и исторического
прошлого. Особенно заметны поколенческие
различия в обществах, которые переживают
период реформирования (например, распределение
политических ориентации и предпочтений
между поколениями в России), тогда как
в политически относительно стабильных
и спокойных
обществах политические различия между
поколениями не столь ярко выражены (в
США, например, до 80% детей голосуют за
те же политические партии, что и их родители).
Наличие
в обществе множества политических
субкультур может оказаться источником
дестабилизации общественно-политической
жизни. Иногда отдельные субкультуры настолько
отличаются от общей политической культуры,
что могут рассматриваться в качестве
самостоятельных контркультур. Стабильности
общества способствует единство его политической
культуры. Видимо, нереальной является
задача преодоления множественности политических
субкультур. Однако можно и следует стремиться
к совместимости между различными субкультурами,
к согласию всех социальных групп по коренным
вопросам жизни общества.
2.
Типологии политической
культуры
Среди
политологов различных стран
остается популярной модель на основе
комбинации трех идеальных типов политических
культур, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой.
Исследуя политическую культуру в США,
Англии, ФРГ, Мексике и Италии, Алмонд и
Верба в конце 50-х начале 60-х годов сформулировали
следующие типы политической культуры:
- патриархальная,
которая существует в обществе, где отсутствует
политическая система или появляются
первые ее ростки;
- подданническая,
которая характеризуется пассивным отношением,
отстранением человека от политической
жизни;
- активистская,
для которой характерна ориентация индивида
на активную роль в политической системе
общества независимо от негативного или
позитивного отношения к этой системе.
В
реальной политической жизни «чистые»
типы политической культуры встречаются
редко, преобладают смешанные формы. В
рамках одного общества различные слои
могут демонстрировать неодинаковую политическую
культуру. Были выделены и описаны три
основных смешанных типа политической
культуры:
- патриархально-подданническая
– большая часть населения как бы и не
затронута политикой, а относительно «продвинутое»
меньшинство, располагая некоторыми знаниями
о политической системе, не допускает
ни малейших сомнений в авторитете государства
и остается пассивным в плане попыток
влияния на политические решения. Такой
тип политической культуры преобладал,
например, в средневековой Европе.
- подданническо-партисипативная
политическая культура предполагает,
что патриархальная культура как отсутствие
представлений о центральной власти сходит
со сцены или исчезает совсем, подавляющее
большинство населения в большей или
меньшей степени осведомленно о политических
институтах и процессах и о тех ограничениях,
правилах, рамках поведения, которые накладываются
ими на политическое поведение.
- патриархально-партисипативная
– смешанный тип политической культуры
возникает там, где в рамках одного общества
сосуществуют традиционно патриархальные
группы с их выключенностью из политического
процесса и политически активные группы
элит с высоким политическим сознанием.
Подобный тип культуры характерен для
развивающихся стран с существующим в
них колоссальным различием между основной
массой населения и элитарными группами.