Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:38, контрольная работа
Политика как деятельность, тем более как профессия, предполагает определенную культуру, технологию осуществления такого рода деятельности. Однако в современной политической науке наблюдается большой разброс мнений относительно того, что представляет собой политическая культура. В частности, некоторые авторы насчитывают более 30 ее определений. Сам термин «политическая культура» впервые был введен в оборот немецким философом-просветителем И. Г. Гердером (1744 - 1803).
1. Понятие «политическая культура»
2. Носители политической культуры
3. Структура политической культуры
4. Типы политических культур
5. Понятие политическая субкультура
6. Национальные черты политической культуры
7. Политическая культура и политическая система
Министерство
образования республики Беларусь
Гомельский
государственный технический
им. П.О. Сухого
Кафедра
« Политология »
Реферат на
тему :
«Политическая
культура»
Выполнил
студент группы Э-41
Коцур А.З.
Принял преподаватель
Лешков А.Н.
Гомель 2000
План реферата
1. Понятие
«политическая культура»
2. Носители
политической культуры
3. Структура
политической культуры
4. Типы политических
культур
5. Понятие
политическая субкультура
6. Национальные
черты политической культуры
7. Политическая
культура и политическая
Политика
как деятельность, тем более как
профессия, предполагает определенную
культуру, технологию осуществления
такого рода деятельности. Однако в
современной политической науке
наблюдается большой разброс
мнений относительно того, что представляет
собой политическая культура. В частности,
некоторые авторы насчитывают более
30 ее определений. Сам термин «политическая
культура» впервые был введен в оборот
немецким философом-просветителем И.
Г. Гердером (1744 - 1803).
Подходить
к рассмотрению данного понятия
целесообразно на основе предварительного
уяснения более общего понятия —
культура. Этот термин имеет латинское
происхождение, и изначальный его
смысл — возделывание, воспитание,
образование, развитие, почитание. Авторы
философского
Деятельность
людей в политической сфере представлена
системой политических идей, способов
и норм поведения, а также специфическими
учреждениями. Они есть результат
исторического опыта, в них закрепляются
память и навыки деятельности отдельных
людей и социальных групп по регулированию
своих отношений в рамках политически
организованного сообщества. Совокупность
стереотипов политического сознания и
поведения, присущих социальным субъектам
и обществу в целом, и составляют политическую
культуру, т. е. политическая культура
есть исторически сложившиеся, относительно
устойчивые политические представления,
убеждения и ориентации, а также обусловленные
ими модели и нормы политического поведения,
проявляющиеся в действиях субъектов
политических отношений.
Данное определение
сопроводим кратким пояснением. Здесь
принципиальное значение принадлежит
термину «стереотип». Мы исходим из
имеющего методологическое значение положения
о том, что в делах культуры достигнутым
надо считать то, что вошло в быт, привычки
людей. Поэтому политическая культура
включает в себя не всё политическое сознание
и политическое поведение, а усвоенные
представления, навыки, умения, которые
типичны, характерны для данных социальных
субъектов. Она как бы образует матрицу
политического процесса, «отливающую»
сознание и поведение его субъектов в
устойчивые, воспроизводимые на протяжении
определенного исторического периода
формы.
Как было замечено,
существуют различные подходы к
определению политической культуры.
В политологической литературе особое
значение придается результатам
исследования данного вопроса, полученным
американскими социологами Г. Пауэллом
и Г. Алмондом. Их понимание политической
культуры принято считать классической.
Приведем его для сравнения и полноты
изложения: «Политическая культура есть
совокупность индивидуальных позиции
и ориентации участников данной политической
системы. Это субъективная сфера, образующая
основание политических действий и придающая
им значение». Нетрудно убедиться, что
данное определение не расходится в своей
сути с тем, которое приведено выше, хотя
и акцентирует внимание на субъективной
стороне изучаемого явления.
Таким образом,
понятия «политическое
В качестве
носителей политической культуры выступают
субъекты политических отношений: личности,
социальные группы, классы, нации, общество,
а также институциональные субъекты власти.
Политическая
культура общества — это преимущественно
политическая культура доминирующих социальных
групп. Она отражает главным образом интересы,
общественное положение и особенности
исторического развития соответствующей
социальной общности. Вместе с тем политическая
культура общества несет на себе печать
исторических традиций, национальных,
географических, культурных, религиозных
и иных факторов, унаследованных от прошлого.
Складывающаяся
в обществе политическая культура по
ходу исторического развития приспосабливается
к социальным, в том числе классовым
интересам, носитель которых занимает
в политической системе господствующее
положение. Со сменой приоритетов в общественном
развитии, обусловленной выдвижением
на первый план иных социальных интересов,
доминирующая политическая культура претерпевает
определенные изменения, которые, однако,
не происходят быстро и автоматически,
поскольку в данном случае затрагиваются
глубоко укоренившиеся политические стереотипы.
Политическая
культура личности формируется под
воздействием политической культуры
социального класса и общества в
целом. Личность воспринимает стереотипы
политического мышления, ориентации и
поведения, свойственные социальной среде,
в которой данная личность находится.
Вместе с тем политическая культура каждого
человека характеризуется и индивидуальными
чертами, в которых отражены личностный
опыт, уровень знаний, психологические
особенности. Политическая культура личности
проявляется в уровне политических знаний,
приверженности определенным ценностям,
степени гражданской активности, в стиле
поведения.
В политической
культуре отражается широкий комплекс
свойств, присущих процессам и явлениям
политической сферы общества. В частности,
в ней интегрируются
Когнитивный
элемент политической культуры составляют
доминирующие в обществе или наиболее
характерные для той или иной
социальной группы типичные, укоренившиеся
представления о разных аспектах
политической жизни общества: о политической
системе и ее отдельных институтах; о
политическом режиме, механизме власти
и управления; о принятии решений и их
реализации; о носителях властных полномочий;
о собственном месте в политической жизни,
компетентности и эффективности участия
в политической деятельности. Словом,
в качестве когнитивного элемента политической
культуры выступают устойчивые стереотипы
политического сознания во всех его формах
и проявлениях.
Стереотипы
политического сознания могут носить
характер теоретических обобщений либо
существовать в форме обыденных представлений.
Во всех случаях источниками их формирования
выступают как правдивая информация, так
и непроверенные факты, слухи и дезинформация.
Однако независимо от того, являются ли
сложившиеся политические представления
правдивыми или ложными, сответствующий
носитель политической культуры руководствуется
ими в своей деятельности как истинными.
Устойчивые политические представления
весьма существенным образом влияют на
развитие политического процесса, они
являются необходимой предпосылкой его
определенности, последовательности и
предсказуемости.
Нормативно-оценочный
элемент политической культуры образуют
характерные для данного
Эмоционально-психологический
компонент политической культуры составляют
чувства и переживания, которые
испытывают социальные субъекты в связи
с их участием в политических процессах.
К таким чувствам и переживаниям
можно отнести, например, жажду социальной
справедливости, нетерпимость к социальному
и национальному угнетению, любовь к родине,
ненависть к врагам, эмоциональный подъем
по поводу политических побед или, напротив,
мучительные переживания в связи с постигшим
поражением. Эмоциональные чувства и психологические
переживания составляют неотъемлемую
сторону политического сознания и поведения.
Сопровождая практически любые проявления
социальной активности субъекта и направляя
ее на достижение жизненно значимых целей,
эмоции и чувства выступают одним из главных
элементов механизма регулирования политических
отношений. Развитая политическая культура
предполагает формирование у ее носителей
устойчивых стереотипов в области эмоций,
чувств и переживаний.
Эмоционально-психологический
компонент политической культуры включает
в себя также и иррациональные факторы
в сознании и поведении, которые представляют
собой сложные и не поддающиеся простому
причинно-следственному объяснению побудительные
мотивы в действиях людей. Такие факторы
проявляются в форме политических мифов,
которые есть не что иное, как вера людей
в то или иное «светлое», «прекрасное»
будущее. Как и предубеждения, политические
мифы есть, главным образом, продукт эмоциональной
деятельности людей и опираются на общественные
авторитеты. Но в отличие от предубеждений
они характеризуются относительной долговечностью
и продолжают существовать при определенных
изменениях в политической обстановке.
Сказанное
о сущности политических мифов вовсе
не означает, что в их структуре
отсутствует какое бы то было рациональное
содержание, и что их следует полностью
отождествлять с фальшью. Напротив, политические
мифы теснейшим образом переплетены с
определенными знаниями и представлениями
о социальной действительности. Однако
более важной является их функция регулятора
политического поведения на основе эмоционально-психологических
механизмов. Они выступают в роли своеобразного
компенсатора недостатка научных знаний
в сфере политики. Как известно, наука
может обеспечить лишь частичный и подлежащий
корректировке образ реального мира, исходя
из которого нельзя быть абсолютно уверенным
в правильности своих действий. Такую
уверенность придает политический миф,
который и есть иррациональная по своей
природе абсолютная вера в конечную победу,
в достижимость поставленных целей. Вот
почему каждое крупное политическое движение
стремится облечь свои цели в формы мифа»
принимаемого массами как надежда, наполняющая
смыслом и воодушевлением их коллективные
действия.
Установочно-поведенческий
компонент политической культуры составляют
политические установки и соответствующие
стереотипы поведения, которые способствуют
переводу представлений и ценностей в
плоскость практической реализации. Можно
сказать: политическая установка — это
отношение субъекта к политическим явлениям,
политическое поведение — это тот или
иной способ реагирования субъекта на
происходящие события. Политическая установка
и политическое поведение существуют
в органическом единстве, их устойчивые
стереотипы составляют непременный компонент
политической культуры личности, социальной
группы, нации или общества в целом.
Все рассмотренные
элементы политической культуры относительно
самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны,
тесно переплетаются, образуя специфическую
целостность. Характер политических знаний
и представлений, ценностей и убеждений,
эмоциональных состояний и психологических
чувств, позиций и установок, преобладающих
образцов поведения определяют содержание
политической культуры, присущей данному
социальному объекту.