Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:53, реферат
Политизация современной жизни - факт очевидный. Нередко беседа, дискуссия по любой теме - желаем мы того или нет - приобретают политический оттенок. Когда же дискуссия обостряется, и кто-нибудь из спорящих переходит на высокий тон, его упрекают в отсутствии политической культуры. Политическую культуру часто отождествляют с образованностью. Считается, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким образованием ее нет. Не менее часто политическую культуру пу
Введение…………………………………………………………………………3
1. Политическая культура: понятие и структура……………………………...4
2. Пути и направления формирования политической культуры…………….7
2.1 Типология политических культур………………………………………….7
2.2 Политическое сознание: общая характеристика………………………….12
2.3 Уровни политического сознания…………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемых источников……………………………………………..18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Политическая
культура: понятие и структура……………………………
2. Пути и направления
формирования политической
2.1 Типология
политических культур…………………………
2.2 Политическое
сознание: общая характеристика…………………………
2.3 Уровни политического сознания…………………………………………..15
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников……………………………………………..
Введение
Политизация современной жизни - факт очевидный. Нередко беседа, дискуссия по любой теме - желаем мы того или нет - приобретают политический оттенок. Когда же дискуссия обостряется, и кто-нибудь из спорящих переходит на высокий тон, его упрекают в отсутствии политической культуры. Политическую культуру часто отождествляют с образованностью. Считается, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким образованием ее нет. Не менее часто политическую культуру путают с политическим поведением. Термин «политическая культура» впервые употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером в XVIII в. Возникновение же первых концепций политической культуры относится к середине ХХ в. На западе весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли Х. Файер, Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, Л. Пай, М. Дюверже, К. фон Бойм, У. Розенбаум, Р. Роуз, М. Крозье. Наши отечественные обществоведы активно включились в разработку проблем политической культуры в начале 70-х годов (А. Галкин, Г. Дилигенский, К. Гаджиев). Актуальность темы определяется тем, что в современных условиях развития общества политическая культура определена как совокупность типичных для конкретной страны форм и образов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества. Задачей данной работы является:1. Изучение политической культуры: понятие и структура; 2. Изучение путей и направлений формирования политической культуры; 3. Изучение типология политических культур; 4.Изучение политического сознания: общая характеристика; 5. Изучение уровней политического сознания.
1. Политическая культура: понятие и структура
На политическое поведение граждан оказывают непосредственное воздействие не только их взгляды и убеждения, политические симпатии и антипатии, но и зачастую подсознательные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием окружающей социальной сферы и передаваемые из поколения в поколение. Анализ соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры. а) это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность; б) это часть духовной культуры общества, включающая в себя те ее элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами; в) это совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих конкретной социальной общности или конкретной личности; г) это реализация политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений. Суммируя все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде ей возможно дать следующее определение. Политическая культура - это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организации всей политической жизни в обществе. Как очевидно из приведенных определений, основными характерными чертами политической культуры являются: - «предписывание» во взаимоотношениях властей и граждан определенных норм, образцов поведения и ценностей. Из них часть оформлена законодательно, а другая часть утверждается в обществе в форме традиций, обрядов, обычаев; - обеспечение целостности и интегрированности политической сферы. Такое обеспечение происходит через при сущие политической культуре принципы политического поведения, политические идеалы. Именно они способствуют единству и взаимодействию политических институтов и организаций общества; - координация политическими методами жизнедеятельности общества в целом. Сочетание интересов различных социальных групп, интересов государства и его граждан. Политическая культура имеет особую структуру. В ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы. Познавательный элемент включает в себя политические знания, политическую образованность и способы политического мышления. Нравственно-оценочный элемент состоит из политических чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных целей. Поведенческий элемент содержит в себе политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение. Выделяются три основных уровня политической культуры: мировоззренческий, гражданский и политический. Мировоззренческий уровень является базовым. На этом уровне происходит самоопределение человека в мире политики. Выбор им тех или иных политических ориентаций и норм политического поведения. Такой выбор зависит от жизненных позиций человека: от предпочтения им индивидуальных или коллективистских ценностей; от признания им норм западной или восточной цивилизаций; от его религиозного или материалистического мировосприятия; от его отношения к идеологии, насилию и т. п.
Гражданский
уровень. На этом уровне формируется
«ядро» политической культуры. Данный
уровень характеризует
2. Пути
и направления формирования
2.1 Типология политических культур
Основные
модели политической культуры - тоталитарно-авторитарная
и либерально-демократичская. Тоталитарно-авторитарная
модель политической культуры характеризуется
приоритетностью коллективистских качеств
гражданина над его индивидуальными качествами.
Этой модели присущи следующие характерные
черты: - политическое сознание и ценности
общества формируются централизованно,
государством. В соответствии с ними государственные
интересы важнее интересов отдельных
людей, социальных групп. К основным ценностям
относятся: порядок, лояльность, политическое
доверие, поддержка государственной политики,
единая идеология, политическое единство;
- политическое информирование общества
дозировано и одноканально, монопольно
регулируется властями. Активно практикуется
политическая цензура; - политический
язык стандартизирован и скуден. Ему присущи
категоричность, а нередко и ограниченность,
шаблонность. Соответствующая символика
маловариантна, однообразна и редкообновляема;
- политическая культура общества формируется
«сверху» на безальтернативной основе;
- уровень политической культуры большей
части общества невысок. Политико-культурный
прогресс малодинамичен. Тоталитарно-авторитарная
модель политической культуры отличается
«самоизолированностью» от внешнего мира,
«замкнутостью» политико-культурного
пространства. В пределах этого пространства
доминирует насилие, в том числе и прямое.
В случае контактирования с внешней средой
данная модель политической культуры
характеризуется низким уровнем восприимчивости
и толерантности (терпимости), а также
жестокостью с элементами агрессивности.
Но в то же время внутри этой модели ее
тоталитарные и авторитарные сферы не
бывают пропорциональны. Преобладают
либо тоталитарные тенденции, либо авторитарные.
В первом случае приведенные выше характеристики
присутствуют полностью. Во втором случае
в политической культуре соответствующего
общества могут присутствовать от дельные
либерально-демократические элементы. Либерально-
2.2 Политическое сознание: общая характеристика
Роль и функции политического сознания Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание. Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок. Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни. Кроме того, от уровня политического сознания о многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности, как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений. По этим причина состояние политического сознания, как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами. Политическое сознание во многом является совокупностью политических представлений. Ведь духовная сфера мира политики состоит из представлений. А ничего политического без сознания нет. Политическое сознание носит не только групповой, но и индивидуальный характер. В этом плане она имеет три источника. Первый источник - семейное окружение человека. Речь идет а совокупности идей и чувств, переданных воспитанием. Соответствующий социально-психологический багаж создает фундамент политического сознания. На его основе формируется личность гражданина. Второй источник - эта в широком смысле информация. Она поступает к человеку как через общение, так и через средства массовые коммуникации (телевидение, прессу, радио). Третий источник - эта личный опыт индивида. Он оправергает или подтверждает полученное знание, но в любом случае существенно влияет на процесс формирования и развития политического сознания.
Названные
источники образуют совокупность знаний,
которые позволяют политическому «Я»
анализировать мир политики и определяться
па отношению к нему. При этом знания, полученные
от семьи, могут быть представлены как
опыт, накопленный различными поколениями,
но вместе с тем могут быть и тканью предрассудков.
Информация тоже может быть истинной или
ложной. Да и жизненный опыт человека,
представляющий для него богатство пережитого,
может оказаться нетипичным и не отражать
политическую реальность. В любом случае
человек сам преобразовывает эти факторы
в единую более или менее ясную и духовно
структурированную политическую систему.
У большинства людей этот процесс происходит
стихийно, случайно и даже отвлеченно.
Более того: большинство людей склонные
повторять те политически ориентированные
рассуждения, которые им преподавали,
или которые они узнали из других внешних
источников. Осознание политических проблем,
представления о мире политики у людей
тесно связаны с их политическими интересами,
пристрастиями. Политическое сознание
взаимосвязано и взаимодействует с другими
формами общественного сознания: экономическими
воззрениями, философскими учениями, правовыми
теориями и нормами, нравственными концепциями,
художественными взглядами, эстетическими
ценностями. Многие политические учения
и ценности, являющиеся продуктам политического
сознания, имеют в современном обществе
мировоззренческое значение. Поэтому
они важны не только для совершенствования
политической культуры людей, но и для
духовного, цивилизованного развития
человечества в целом. В то же время реально
несовпадение тех или иных позиций политического
сознания в процессе политической деятельности
отдельных государств и их объединений,
общественных классов, наций, партий. Важна,
чтобы обусловленная этим идеологическая
и политическая борьба не перерастала
в вооруженное противоборство, носила
мирный, цивилизованный характер. Политическое
сознание выполняет целый ряд функций:
1. Регулятивная функция. Политическое
сознание регулирует социальное поведение
людей на основе восприятия действительности,
а также на основе совокупности вырабатываемых
им политических идей, норм, представлений
и убеждений.
2. Познавательно-информационная функция.
Люди рана или поздно, но неизбежно соприкасаются
с миром политики. Даже если они не желают
ею заниматься - политика «займется» ими
все равна. Она влияет на жизнь и судьбы
людей через государства, законы, партии,
общественные организации и др. Она «проникает»
в людей в виде политической информации.
2.3 Уровни политического сознания
Политическое сознание существует на различных уровнях и в различных формах. Прежде всего следует выделить специализированное и массовое политическое сознание. Специализированное сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Первоначально оно является достоянием немногих. Его носители - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения. Они фиксируют необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию массового сознания в соответствующем направлении. Главное в специализированном сознании - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы (или групп), социального слоя определенных установок. Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно имеет конкретно-исторический характер, часто переживает периоды подъема и спада. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: политических курсов и тактико-стратегической деятельности тех или иных партий, различных социальных потрясений, содержания конкретно-исторической ситуации и многих других. В реальности возможны различные варианты взаимосвязи специализированного политического сознания (например, политической партии) и массового политического сознания. Иногда то, что бывает теоретически и практически изжито и преодолено конкретной политической партией, может еще долгое время оставаться присущим политическому сознанию общества. Это обстоятельство отмечали многие политические деятели. В политическом сознании можно выделить такие уровни: 1. Государственный. На данном уровне политического сознания осуществляются выработка и обоснование официальной политики. Одной из главных черт этого уровня является стремление к выражению общих интересов правящих политических сил. Данный уровень политического сознания отличается наибольшей последовательностью в защите существующих политических порядков и принципов управления. 2. Теоретический. Данный уровень политического сознания представлен различного рода идеями, концепциями, взглядами, точками зрения, имеющими политический характер. Этот уровень тесно связан с наукой и идеологией того или иного общественного класса, правящих кругов. Особенностью теоретического уровня политического сознания является его теснейшая связь с экономическими, правовыми, военно-стратегическими и другими реалиями. Данный уровень отличается также оформлением политических теорий в соответствующие политические программы, декларации и доктрины.