Политическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:53, реферат

Краткое описание

Политизация современной жизни - факт очевидный. Нередко беседа, дискуссия по любой теме - желаем мы того или нет - приобретают политический оттенок. Когда же дискуссия обостряется, и кто-нибудь из спорящих переходит на высокий тон, его упрекают в отсутствии политической культуры. Политическую культуру часто отождествляют с образованностью. Считается, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким образованием ее нет. Не менее часто политическую культуру пу

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Политическая культура: понятие и структура……………………………...4
2. Пути и направления формирования политической культуры…………….7
2.1 Типология политических культур………………………………………….7
2.2 Политическое сознание: общая характеристика………………………….12
2.3 Уровни политического сознания…………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемых источников……………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Реферат по п-ии.docx

— 39.35 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Политическая  культура: понятие и структура……………………………...4

2. Пути и направления  формирования политической культуры…………….7

2.1 Типология  политических культур………………………………………….7

2.2 Политическое  сознание: общая характеристика………………………….12

2.3 Уровни политического  сознания…………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………17

Список используемых источников……………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Политизация современной жизни - факт очевидный. Нередко беседа, дискуссия по любой  теме - желаем мы того или нет - приобретают  политический оттенок. Когда же дискуссия  обостряется, и кто-нибудь из спорящих переходит на высокий тон, его упрекают в отсутствии политической культуры.  Политическую культуру часто отождествляют с образованностью. Считается, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким образованием ее нет. Не менее часто политическую культуру путают с политическим поведением.  Термин «политическая культура» впервые употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером в XVIII в. Возникновение же первых концепций политической культуры относится к середине ХХ в. На западе весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли Х. Файер, Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, Л. Пай, М. Дюверже, К. фон Бойм, У. Розенбаум, Р. Роуз, М. Крозье.           Наши отечественные обществоведы активно включились в разработку проблем политической культуры в начале 70-х годов (А. Галкин, Г. Дилигенский, К. Гаджиев).        Актуальность темы определяется тем, что в современных условиях развития общества политическая культура определена как совокупность типичных для конкретной страны форм и образов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.           Задачей данной работы является:1. Изучение политической культуры: понятие и структура; 2. Изучение путей и направлений формирования политической культуры; 3. Изучение типология политических культур; 4.Изучение  политического сознания: общая характеристика; 5. Изучение уровней политического сознания.

     1. Политическая культура: понятие  и структура

     На  политическое поведение граждан  оказывают непосредственное воздействие  не только их взгляды и убеждения, политические симпатии и антипатии, но и зачастую подсознательные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием окружающей социальной сферы и передаваемые из поколения в поколение. Анализ соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры.          а) это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность;       б) это часть духовной культуры общества, включающая в себя те ее элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами;            в) это совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих конкретной социальной общности или конкретной личности;    г) это реализация политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений.   Суммируя все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде ей возможно дать следующее определение.    Политическая культура - это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организации всей политической жизни в обществе.           Как очевидно из приведенных определений, основными характерными чертами политической культуры являются:        - «предписывание» во взаимоотношениях властей и граждан определенных норм, образцов поведения и ценностей. Из них часть оформлена законодательно, а другая часть утверждается в обществе в форме традиций, обрядов, обычаев;            - обеспечение целостности и интегрированности политической сферы. Такое обеспечение происходит через при сущие политической культуре принципы политического поведения, политические идеалы. Именно они способствуют единству и взаимодействию политических институтов и организаций общества;              - координация политическими методами жизнедеятельности общества в целом. Сочетание интересов различных социальных групп, интересов государства и его граждан.       Политическая культура имеет особую структуру. В ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы. Познавательный элемент включает в себя политические знания, политическую образованность и способы политического мышления. Нравственно-оценочный элемент состоит из политических чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных целей.    Поведенческий элемент содержит в себе политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение.         Выделяются три основных уровня политической культуры: мировоззренческий, гражданский и политический.   Мировоззренческий уровень является базовым. На этом уровне происходит самоопределение человека в мире политики. Выбор им тех или иных политических ориентаций и норм политического поведения.     Такой выбор зависит от жизненных позиций человека: от предпочтения им индивидуальных или коллективистских ценностей; от признания им норм западной или восточной цивилизаций; от его религиозного или материалистического мировосприятия; от его отношения к идеологии, насилию и т. п.

     Гражданский уровень. На этом уровне формируется  «ядро» политической культуры. Данный уровень характеризует отношение  людей к власти как к публичному центру господства и принуждения. Человек, соприкасаясь с миром политики, либо вступая в него, неизбежно формирует свое отношение к власти, к ее возможностям и полномочиям. А на основе восприятия власти человек определяется в отношении своих гражданских прав и обязанностей. Именно на гражданском уровне формируется убежденность либо в справедливости подчинения гражданина власти, либо в приоритетности прав (свобод) гражданина по отношению к власти. Для очень многих людей такая внутренняя убежденность более значима, чем их партийные или политико-групповые пристрастия.    Политический уровень. На данном уровне складываются ценностные отношения человека к собственно политическим явлениям: от государства и межгосударственных связей до самовосприятия как субъекта политики. Окончательно «проясняются» взаимоотношения человека и политики. Определяется роль политики в жизни человека. Ценностные ориентации материализуются в политическое (либо аполитичное) поведение. Достигнув этого уровня, люди или активно включаются в политическую жизнь общества, или сознательно устраняются от политики. При этом определенная часть людей занимает и позицию «наблюдателей». Они предпочитают надеяться на то, что их проблемы когда-нибудь решит кто-то другой.  
 
 
 
 
 

2. Пути  и направления формирования политической  культуры

2.1 Типология  политических культур

     Основные  модели политической культуры - тоталитарно-авторитарная и либерально-демократичская.       Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры характеризуется приоритетностью коллективистских качеств гражданина над его индивидуальными качествами. Этой модели присущи следующие характерные черты:            - политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. К основным ценностям относятся: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство;              - политическое информирование общества дозировано и одноканально, монопольно регулируется властями. Активно практикуется политическая цензура;              - политический язык стандартизирован и скуден. Ему присущи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность. Соответствующая символика маловариантна, однообразна и редкооб­новляема;            - политическая культура общества формируется «сверху» на безальтернативной основе;           - уровень политической культуры большей части общества невысок. Политико-культурный прогресс малодинамичен.    Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается «самоизолированностью» от внешнего мира, «замкнутостью» политико-культурного пространства. В пределах этого пространства доминирует насилие, в том числе и прямое. В случае контактирования с внешней средой данная модель политической культуры характеризуется низким уровнем восприимчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью с элементами агрессивности. Но в то же время внутри этой модели ее тоталитарные и авторитарные сферы не бывают пропорциональны. Преобладают либо тоталитарные тенденции, либо авторитарные. В первом случае приведенные выше характеристики присутствуют полностью. Во втором случае в политической культуре соответствующего общества могут присутствовать от дельные либерально-демократические элементы. Либерально-демократическая модель политической культуры характеризуется ориентацией на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацией жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование. Этой, модели присущи следующие характерные черты:            - политические сознание и ценности общества формируются децентрализовано (многоканально), из многообразных источников. Основные ценности: права человека, свобода, плюрализм (т. е. многообразие) в идеологии, политике, экономике, демократия, правопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собственности, приоритетность общественного мнения, гражданское общество, экология и др.;               - политическое информирование общества многоканально и альтернативно. Прямая политическая цензура минимальна, применяется в основании к информации радикального, экстремистского толка;       - существует свобода слова и печати, однако уровень этой свободы различен, Он зависит от финансовых возможностей источников политической информации, их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража изданий;    - политический язык обширен и не стандартен. Непрерывно совершенствуется и обогащается. Политическая символика многовариантна, развивается в режиме модернизации;         - политическое поведение многообразно;        - политическая культура общества находится на достаточном уровне. Ей присущ политико-культурный прогресс, подкрепляющийся технико-технологическим прогрессом.        Названные обстоятельства в совокупности обеспечивают высокодинамичную и активную политическую жизнь общества. Политическая стабильность при этом поддерживается оперативным политическим реформированием, политической корректировкой. Либерально-демократическая модель политической культуры отличается «открытостью» перед внешним политико-культурным пространством. Эта модель обладает способностью к расширению сферы своего влияния. В ее пределах доминирует косвенное политическое насилие. В ряде ситуационных случаев (внешняя угроза, политический, либо социально-экономический кризис и т. п.) в пределах либерально-демократической модели политической культуры могут возникать прецеденты авторитаризма в виде расширения государственного вмешательства в жизнедеятельность общества, ограничения политических прав и свобод граждан, ужесточения политической цензуры и т. п.  Наряду с уровнями и моделями в политической культуре выделяются и типы. Они различаются по особенностям взаимодействия с внешней политико-культурной средой, по специфике, контактирования с другими политико-культурными образованиями, а также по своему внутреннему содержанию. Характеристика основных типов политической культуры:                 1. «Закрытый» тип. Отличается политической замкнутостью. Сориентирован на собственные политические ценности и нормы. Развивается в режиме политико-культурной автономии. Четко привержен к собственным этническим, религиозным (либо идеологическим) историческим, социальным традициям. Невосприимчив к другим системам политических норм и ориентаций. Данному типу свойственны ограничение и регулирование политических пристрастий граждан. Склонность к идеологическому (политико-религиозному) радикализму и прямому насилию. Этот тип тяготеет к тоталитарно-авторитарной модели политической культуры.            2. «Открытый» тип. Восприимчив к инокультурному опыту. Имеет богатые политические традиции, корректируемые в соответствии с изменяющимися реалиями. Развивается в режиме постоянного самореформирования. Отличается высокодинамичной политической жизнью, многообразием политического процесса и высоким уровнем социально-политической мобильности. Политически прагматичен и рационален. Тяготеет к либерально-демократической модели политической культуры.                        З. Патриархальная политическая культура. Данный тип присущ неразвитой культуре, существующей в обществе, в котором идет процесс становления политической системы. У людей - носителей этого культурного типа отсутствует политическая активность и разборчивость. Распространена политическая наивность. Носители этого типа аполитичны, не проявляют интереса к политическим ценностям, нормам и институтам.                              4. Подданническая политическая культура. Носители этого типа предпочитают подчиняться властям. Не пытаются оказывать воздействие на власти политическими методами, имеющимися в их распоряжении. Представителям данного типа свойственны отсутствие активной гражданской позиции, стремление к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы. Они не готовы к активному участию в политической жизни. Для таких людей характерны также надежды, что их проблемы решит кто-нибудь другой.                                                                                 5. Активистская политическая культура. Отличительной чертой этого типа является отчетливая ориентация гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе.          Третий, четвертый и пятый типы политической культуры относятся к категории «чистых», - т. е. достаточно ярко выраженных. Наряду с ними существуют и «смешанные» типы политической культуры:                                  6. Патриархально-подданическая политическая культура.                                            7. Подданическо-активистская политическая культура.                               8. Патриархально-активистская политическая культура. Дело в том, что в реальной политической жизни различные политико-культурные типы взаимодействуют между собой и взаимовлияют друг на друга. В результате этого и образуются «смешанные» типы политической культуры.               9. «Культура гражданина» (относится к числу «смешанных» типов). Данный тип наиболее характерен для буржуазно-демократических политических систем. Он наиболее эффективно сочетает элементы других типов политической стабильности.                     10. Фрагментарная политическая культура. Наиболее отчетливо этот тип наблюдается в обществе, вошедшем в полосу нестабильности, переживающем переходный период и социально-экономическую «ломку». В данном политико-культурном типе отражаются раскол общества, сильная поляризация составляющих его социальных групп, маргинализация общества.                                            11. Интегрированный тип политической культуры. Отличается наличием сравнительно высокой степени общественно-политического согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия и высокой степенью многообразия политической жизни.             На ряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры. Речь идет о специфических «подкультурах» («суб» в данном случае в переводе с латинского означает «под»). Политические субкультуры характерны для конкретных· субъектов политики. Они отличаются своеобразными взглядами, предпочтениями и поведением соответствующих групп людей в сфере политики.

2.2 Политическое  сознание: общая характеристика

Роль  и функции политического сознания Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание.   Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.   Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни. Кроме того, от уровня политического сознания о многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности, как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений. По этим причина состояние политического сознания, как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами.           Политическое сознание во многом является совокупностью политических представлений. Ведь духовная сфера мира политики состоит из представлений. А ничего политического без сознания нет. Политическое сознание носит не только групповой, но и индивидуальный характер. В этом плане она имеет три источника.        Первый источник - семейное окружение человека. Речь идет а совокупности идей и чувств, переданных воспитанием. Соответствующий социально-психологический багаж создает фундамент политического сознания. На его основе формируется личность гражданина.   Второй источник - эта в широком смысле информация. Она поступает к человеку как через общение, так и через средства массовые коммуникации (телевидение, прессу, радио).         Третий источник - эта личный опыт индивида. Он оправергает или подтверждает полученное знание, но в любом случае существенно влияет на процесс формирования и развития политического сознания.

  Названные источники образуют совокупность знаний, которые позволяют политическому «Я» анализировать мир политики и определяться па отношению к нему. При этом знания, полученные от семьи, могут быть представлены как опыт, накопленный различными поколениями, но вместе с тем могут быть и тканью предрассудков. Информация тоже может быть истинной или ложной. Да и жизненный опыт человека, представляющий для него богатство пережитого, может оказаться нетипичным и не отражать политическую реальность. В любом случае человек сам преобразовывает эти факторы в единую более или менее ясную и духовно структурированную политическую систему. У большинства людей этот процесс происходит стихийно, случайно и даже отвлеченно. Более того: большинство людей склонные повторять те политически ориентированные рассуждения, которые им преподавали, или которые они узнали из других внешних источников. Осознание политических проблем, представления о мире политики у людей тесно связаны с их политическими интересами, пристрастиями. Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, философскими учениями, правовыми теориями и нормами, нравственными концепциями, художественными взглядами, эстетическими ценностями. Многие политические учения и ценности, являющиеся продуктам политического сознания, имеют в современном обществе мировоззренческое значение. Поэтому они важны не только для совершенствования политической культуры людей, но и для духовного, цивилизованного развития человечества в целом. В то же время реально несовпадение тех или иных позиций политического сознания в процессе политической деятельности отдельных государств и их объединений, общественных классов, наций, партий. Важна, чтобы обусловленная этим идеологическая и политическая борьба не перерастала в вооруженное противоборство, носила мирный, цивилизованный характер.      Политическое сознание выполняет целый ряд функций:                         1. Регулятивная функция. Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений.                               2. Познавательно-информационная функция. Люди рана или поздно, но неизбежно соприкасаются с миром политики. Даже если они не желают ею заниматься - политика «займется» ими все равна. Она влияет на жизнь и судьбы людей через государства, законы, партии, общественные организации и др. Она «проникает» в людей в виде политической информации.                              3. Оценочная функция. Политическое сознание предназначено не только для осознания (отражения) социально-политической действительности. В его недрах в процессе осознания мира политики вырабатываются и оценки (отношения) к тем или иным политическим явлениям и проблемам                             4. Мобилизующая функция. Политическое сознание помогает людям осознать себя гражданами, которые не только «обязаны» обществу и государству, но и обладают определенными правами, свободами и политическими интересами. В этом плане политическое сознание посредством своей мобилизующей функции побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов, к объединению со своими единомышленниками в политические партии, общественные организации и др.

2.3 Уровни  политического сознания

  Политическое сознание существует на различных уровнях и в различных формах. Прежде всего следует выделить специализированное и массовое политическое сознание.      Специализированное сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Первоначально оно является достоянием немногих. Его носители - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения. Они фиксируют необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию массового сознания в соответствующем направлении. Главное в специализированном сознании - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы (или групп), социального слоя определенных установок.      Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно имеет конкретно-исторический характер, часто переживает периоды подъема и спада. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: политических курсов и тактико-стратегической деятельности тех или иных партий, различных социальных потрясений, содержания конкретно-исторической ситуации и многих других. В реальности возможны различные варианты взаимосвязи специализированного политического сознания (например, политической партии) и массового политического сознания. Иногда то, что бывает теоретически и практически изжито и преодолено конкретной политической партией, может еще долгое время оставаться присущим политическому сознанию общества. Это обстоятельство отмечали многие политические деятели. В политическом сознании можно выделить такие уровни:                            1. Государственный. На данном уровне политического сознания осуществляются выработка и обоснование официальной политики. Одной из главных черт этого уровня является стремление к выражению общих интересов правящих политических сил. Данный уровень политического сознания отличается наибольшей последовательностью в защите существующих политических порядков и принципов управления.                            2. Теоретический. Данный уровень политического сознания представлен различного рода идеями, концепциями, взглядами, точками зрения, имеющими политический характер. Этот уровень тесно связан с наукой и идеологией того или иного общественного класса, правящих кругов. Особенностью теоретического уровня политического сознания является его теснейшая связь с экономическими, правовыми, военно-стратегическими и другими реалиями. Данный уровень отличается также оформлением политических теорий в соответствующие политические программы, декларации и доктрины.

Информация о работе Политическая культура