Политическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:25, контрольная работа

Краткое описание

Термин «политическая культура» впервые появился в XVIII веке в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась гораздо позднее – только в конце 50-начале 60-х гг. ХХ столетия в русле западной политологической традиции.

Оглавление

1. Введение (Сущность политической культуры)………………........3
2. Структура и функции политической культуры…............................5
3. Типологии политической культуры…..............................................9
4. Специфика современной российской
политической культуры....................................................................13
5. Заключение….....................................................................................16
6. Литература…......................................................................................17

Файлы: 1 файл

Контрольная по политологии..doc

— 87.50 Кб (Скачать)

    В реальной политической жизни «чистые» типы политической культуры встречаются  редко, преобладают смешанные формы: патриархально-подданическая, подданическо-активистская и патриархально-активистская.

    По  степени однородности политических ориентаций выделяют гомогенную (интегрированность, однородность) и фрагментарную (внутренняя неоднородность, расколотость) политические культуры. Примером интегрированной политической культуры могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосуществования в политическом сообществе, т.е консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе.

    Политическая  культура континентально-европейских стран  (а также России) фрагментарна. Культура общества здесь разделена или фрагментирована на множество субкультур со своими ценностями, нормами и образцами поведения, часто несовместимыми друг с другом. Во фрагментарной политической культуре нет необходимого согласия относительно основополагающих правил «политической игры» [6, с. 237]. В результате для стран с этим типом политической культуры характерна политическая нестабильность.

    По  преобладающему механизму воспроизводства  политической жизни можно выделить рыночную и этатистскую (государственно-бюрократическую) политическую культуру (концепция Э.Я Баталова).

    В рыночной политической культуре политика понимается людьми как разновидность  бизнеса и рассматривается в  качестве акта свободного обмена деятельностью граждан. Политик – это бизнесмен, чья цель состоит в достижении наибольшей выгоды. Характерными чертами рыночной политической культуры являются сильная ориентация на конкурентную борьбу и ярко выраженный индивидуализм.

    Этатистская политическая культура демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий участия в ней индивидов и групп. Это приводит к стремлению установить контроль и над конкурентной борьбой и по возможности ограничить её, минимизировать политические конфликты, устанавливая приоритет государственных интересов над интересами индивида или группы. Такой тип политической культуры характерен, например, для Швеции и Германии.

    Помимо  вышеназванных типологий возможны и иные. Например, существует типология, основанная на различиях политических режимов – тоталитарного, авторитарного и демократического, каждый из которых формирует свою политическую культуру.

    Чрезвычайно плодотворным представляется цивилизационный  подход к политической культуре, когда она делится на западную и восточную. Западная культура воплощает ценности гуманизма, человеческой свободы, плюрализма мнений и убеждений. Для неё характерен индивидуализм и отношение к праву как важнейшему и определяющему орудию власти. Важны ценности политического диалога, достижения компромисса и уважения партнёра. Государство в западной культуре воспринималось как институт, защищающий права и свободы человека, поддерживающий его социальные инициативы.

    В отличие от этих принципов специфика восточных культур имела следующие характерные черты: признание божественного происхождения власти, приоритет государства над личностью, отсутствие такой ценности, как права и свободы личности, обожествление правителей, большая роль традиционных норм и т.д. Другими словами, восточные культуры ближе к типу подданнической культуры, нежели к активистской.

    Несмотря  на противоположность политических ценностей западного и восточного типов, в нашем государстве сформировался  некий синтез этих норм и представлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Специфика современной российской

политической  культуры.

    Современная российская политическая культура характеризуется  сочетанием свойств, особенностей, сформировавшихся в результате предшествующей ей истории  и тех ценностей и норм, которые стали результатом осуществления политической модернизации.

    Базовые ценности российской политической культуры сложились под воздействием многих факторов, не утративших своё влияние  и в настоящее время. Прежде всего  к ним можно отнести геополитические причины, выражающиеся, в частности, в особенностях лесостепного ландшафта России; в наличии на большей части территории континентального климата; в громадных размерах освоенной человеком территории, предъявляющих особые требования к жёсткости  стягивающих её политических конструкций.

    Собственное влияние на доминирующие черты современной  российской политической культуры оказали  и общецивилизационные факторы, отразившие самые показательные  формы организации совместной жизни  россиян, их базовые ценности и ориентиры. Например, к ним можно отнести:

  • социокультурную срединность между ареалами Востока и Запада;
  • «догоняющий» тип развития страны;
  • пестроту этнического состава населения;
  • постоянную ориентацию государства на чрезвычайные методы управления;
  • мощное влияние византийских традиций (доминирование коллективных форм социальной жизни; доминирующее положение православия (однако, при наличии нескольких религиозных конфессий));
  • отсутствие традиций правовой государственности;
  • низкую роль механизмов самоуправления и самоорганизации населения и т.д.

    Длительное  и противоречивое влияние всех этих факторов в настоящее время привело  к формированию политической культуры российского общества, которую можно  охарактеризовать как внутренне  расколотую, горизонтально и вертикально поляризованную культуру. Эта специфика заключается в неинтегрированности и фрагментированности политической культуры России. Отечественные исследователи отмечают характерную для российской политической культуры гетерогенность, отсутствие национального согласия по базовым социально-политическим проблемам, наличие конфликтующих субкультур, что порождает социальную напряжённость и, как следствие, политическую нестабильность в обществе. Взаимооппонирующие субкультуры не дают возможности выработать единые ценности политического устройства России, совместить её культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.

    Характерными  чертами российской политической культуры являются ориентация значительной части населения на личности политических деятелей, кампанейский подход к решению политических проблем. Однако современной политической культуре России свойственна низкая степень доверия населения к государственным институтам власти. Разочарование в политике в целом находит выражение в низкой электоральной активности населения.

    В сложившихся условиях актуальная задача – формирование общих ценностей  и норм, которые могли бы объединить российское общество. Трансформировать в этом направлении политико-культурные качества российского общества можно путём реального изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надёжно контролируемым представителям народа. Нашему обществу необходимо последовательное укрепление индивидуальной и общественной духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в управление государством и контроль за его деятельностью.

    События последних лет, в частности становление  правовой системы, развитие федерализма, совершенствование законотворческого  процесса, поиски компромисса между  законодательной и исполнительной властью, функционирование многопартийной системы и другие позитивные элементы, позволяют сделать оптимистический прогноз развития политической культуры в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Политическая  культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества.

    Структура политической культуры включает два  типа компонентов: компоненты, относящиеся  к сфере политического сознания (знания, оценки, чувства и т.д.), и компоненты, относящиеся к сфере политического поведения (образцы, стереотипы поведения).

    Политическая  культура выполняет ряд важных функций, связанных с сосуществованием человека и системы ценностей политической культуры.

    Наряду  с понятием «политическая культура»  существует понятие «политическая  субкультура», которое означает совокупность политических ориентаций, значительно  отличающихся от ориентаций, доминирующих в данном обществе.

    К настоящему моменту сформировалось большое количество типологии политических культур. Наиболее важные из них – классификация Г. Алмонда и С. Вербы, концепция В. Розенбаума, Э. Баталова).

    Политическая  культура весьма важна для всех государств, поэтому необходим грамотный  подход правительств к формированию ценностей и убеждений общества. 
 
 
 
 
 
 

    Литература.

  1. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 477с.
  2. Мельник В.А. Политология: Учеб. – 3-е изд., испр. – Мн.: Выш. шк., 1999. – 495с.
  3. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998. – 368с.
  4. Политология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2002 – 367с.
  5. Политология: Учебник. – М.: Дело, 2002. – 424с.
  6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Политология: экзаменационные ответы. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 320с.

Информация о работе Политическая культура