Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:05, реферат
Политика - это один из основополагающих аспектов человеческого существования, одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Каждый человек в той или иной форме или степени имеет дело с политикой, будь то в каком-либо государственном учреждении, предприятии, общественной организации, школе, церкви, разного рода клубах и ассоциациях, профсоюзах или политических партиях и т.д. Сами понятия "политика" и "политическое" характеризуются крайней многозначностью. Например, говорят о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки, школьной политике городских властей, политике дирекции предприятия или школы и, как отмечал М. Вебер, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Поэтому очевидно, что выделение и изучение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений представляет собой трудную, но весьма актуальную задачу. Особенно возрастают роль и значение политики в переломные исторические периоды, когда радикальной трансформации подвергаются сами основы жизнеустройства людей, их идеалы, ценности, мировоззренческие установки, ориентации и т.д. Именно такой период кардинальных изменений переживает в настоящее время наша страна. Очевидно, что для ее духовного и интеллектуального возрождения особую актуальность приобретают переосмысление и перестройка всей системы социальных и гуманитарных наук, среди которых достойное место занимает политология, изучающая мир политического.
Введение
1. Сущность и понятие политической культуры
2. Структура политической культуры
3. Типологизация политической культуры
Заключение
Список использованных источников
Политические ориентиры и ценности могут структурировать политическую культуру и с учетом их различного значения и роли для формирования политической деятельности человека. В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности.
Так, ценностная ориентация
человека на мировоззренческом уровне
встраивает представления о политике
в его индивидуальную картину
мира, индивидуальное восприятие жизни.
Это заставляет его соотносить свои
нравственно-этические
На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Все это придает процессам формирования и развития политической культуры дополнительную сложность и противоречивость. А степень соответствия уровней ценностной ориентации непосредственно определяет характер целостности и внутренней неравновесности политической культуры.
Типичным способом структуризации политической культуры является различение ценностных ориентиров и способов политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим общественным группам. Тем самым политическая культура предстает как совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (и несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.
Такой подход позволяет увидеть, что в конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать, например, религиозные (в Северной Ирландии и Ливане), этнические (в Азербайджане) или элитарные (в переходных обществах) субкультуры. В этом смысле наиболее важными элементами субкультурной дифференциации политической культуры являются личностные особенности лидеров и элиты, характеризующие их способности к выражению интересов рядовых граждан и эффективному управлению и росту легитимации власти.
Простая констатация факта
существования того или иного
комплекса элементов, которые можно
было бы объединить в категорию политической
культуры, сама по себе не снимает вопрос,
как эти элементы реализуются
в конкретном политическом процессе,
в поведении различных групп
и слоев населения. Дело в том,
что одни и те же политические установки,
ценностно-нормативные
Это особенно важно учесть
при оценке и характеристике политической
культуры разных стран и народов.
Необходимо исходить из факта существования
многих региональных и национальных
вариаций политической культуры. Скажем,
нельзя говорить о единой модели политической
культуры для Европы и Ближнего Востока,
западного полушария и
Каждой политической системе соответствует особая, собственная базисная модель (или модели) политической культуры, которая в каждой конкретной стране проявляется в специфически национальных формах. Как правило, важнейшие элементы каждой базовой модели характеризуются универсальностью и определяются общемировоззренческими установками и ориентациями людей независимо от их национально-государственной Принадлежности. В этом качестве в обобщенной, абстрагированной форме они составляют системообразующие компоненты политической культуры и разделяются большинством населения соответствующих стран.
Эти универсалистские компоненты в каждой отдельной стране проявляются в специфически национальных формах, что естественно, поскольку в формировании национального самосознания, самой национальной идентичности участвуют как универсалистские, так и сугубо национально-культурные элементы. Общественно-исторические, национально-культурные, географические, религиозные и иные особенности формирования и эволюции каждой нации и национального самосознания наложили глубокий отпечаток на содержание и форму ее политической культуры.
Все это предполагает необходимость
выделения соответствующих
По его мнению, в англосаксонских странах (США, Великобритании, ряде стран Британского содружества) господствует секулярная, гомогенная политическая культура. Она секулярна в том смысле, что для нее характерны сосуществование множества конкурирующих, но дополняющих друг друга ценностей, установок, ориентации, рациональный расчет при принятии решений и разрешении споров и конфликтов, индивидуализм, экспериментаторство и т.д. В то же время она гомогенна в том смысле, что подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяет основополагающие принципы устройства существующей политической системы, общепринятые нормы и правила игры, ценности. Ролевые структуры - политические партии, заинтересованные группы, средства массовой информации - пользуются значительной самостоятельностью. Отдельные индивиды принадлежат одновременно к множеству взаимно пересекающихся групп. В итоге признается законность всех интересов и позиций, между ними превалирует взаимная терпимость, что создает условия для прочного консенсуса и прагматического политического курса.
Политическая культура континентальных
европейских стран также
Следующий тип Алмонд назвал
доиндустриальной смешанной политической
культурой, характеризующейся
От всех названных типов, по Алмонду, радикально отличается тоталитарная политическая культура. Внешне она по своей гомогенности напоминает первый тип. Но здесь эта гомогенность искусственная, синтетическая. Поэтому отсутствуют добровольные организации и ассоциации, система политической коммуникации контролируется центром, невозможно сколько-нибудь приблизительно определить степень приверженности населения господствующей системе.
Развивая типологию Алмонда,
У. Розенбаум выделяет фрагментированные
и интегрированные типы политической
культуры, между которыми находятся
различные модели и промежуточные
типы. Фрагментированный тип
Интегрированный тип отличается сравнительно высокой степенью консенсуса по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия, высокой степенью различных форм плюрализма (который нужно отличать от фрагментированности).
Согласно типологии, предложенной
Д. Элейзаром, существуют три основных
типа политической культуры: моралистическая,
индивидуалистическая и традиционная.
Другой американский политолог У. Блюм
обосновывал необходимость
Но некоторые соображения
говорят о необходимости
Однако многие страны с
фрагментированными, по типологии Алмонда,
политическими культурами, политически
стабильны. К примеру, консоциативные
демократии в Австрии, Нидерландах,
Швейцарии и Бельгии являются
по своему характеру фрагментированными,
так как состоят из нескольких,
казалось бы, конфликтующих друг с
другом субкультур. Так, в Нидерландах
католики, кальвинисты и неверующие
настолько серьезно конфликтовали
друг с другом, что некоторые исследователи
считали возможным говорить о
существовании здесь трех самостоятельных
субкультур или даже народов. А Швейцария
- это единое сообщество, составленное
в сущности из трех национальных субкультур.
Невозможно не согласиться с утверждением,
что в этих странах в течение
всех послевоенных десятилетий степень
политической стабильности, определенности
и предсказуемости отнюдь не ниже,
если не выше, чем в США, Великобритании
и других странах с гомогенной
или интегрированной
В то же время англосаксонская
Канада, которая по схеме Алмонда
должна принадлежать к гомогенному
типу, часто сотрясается от конфликтов
на национально-культурной почве, которые
в последние два-три
Рассмотрим другую характеристику
- приверженность харизматическому лидеру
- признак, который Алмонд считает
достоянием доиндустриальной или смешанной
политической культуры. Не требуется
особых усилий, чтобы продемонстрировать,
что харизматичность в
политическая культура политология
Можно было бы привести немало
других нестыковок, которые снижают
убедительность рассмотренных типологизаций,
но и высказанные аргументы