Политическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:05, реферат

Краткое описание

Политика - это один из основополагающих аспектов человеческого существования, одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Каждый человек в той или иной форме или степени имеет дело с политикой, будь то в каком-либо государственном учреждении, предприятии, общественной организации, школе, церкви, разного рода клубах и ассоциациях, профсоюзах или политических партиях и т.д. Сами понятия "политика" и "политическое" характеризуются крайней многозначностью. Например, говорят о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки, школьной политике городских властей, политике дирекции предприятия или школы и, как отмечал М. Вебер, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Поэтому очевидно, что выделение и изучение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений представляет собой трудную, но весьма актуальную задачу. Особенно возрастают роль и значение политики в переломные исторические периоды, когда радикальной трансформации подвергаются сами основы жизнеустройства людей, их идеалы, ценности, мировоззренческие установки, ориентации и т.д. Именно такой период кардинальных изменений переживает в настоящее время наша страна. Очевидно, что для ее духовного и интеллектуального возрождения особую актуальность приобретают переосмысление и перестройка всей системы социальных и гуманитарных наук, среди которых достойное место занимает политология, изучающая мир политического.

Оглавление

Введение
1. Сущность и понятие политической культуры
2. Структура политической культуры
3. Типологизация политической культуры
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реферат 2.docx

— 42.04 Кб (Скачать)

Политические ориентиры  и ценности могут структурировать  политическую культуру и с учетом их различного значения и роли для  формирования политической деятельности человека. В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и  собственно политические ценности.

Так, ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне встраивает представления о политике в его индивидуальную картину  мира, индивидуальное восприятие жизни. Это заставляет его соотносить свои нравственно-этические представления (о добре, смысле жизни) с особенностями политической сферы, формировать представления о роли политики в достижении им своих главных жизненных целей. В рамках гражданских ориентиров человек осознает свои возможности как участника публичных отношений, в которых действуют особые органы и институты (органы государственного управления, суд и др.), чья деятельность влияет на наличие и реализацию его прав и свобод. С точки зрения собственно политических представлений человек вырабатывает свое отношение к практическим формам деятельности конкретного правительства, партий, официальных лиц и т.д.

На каждом из этих уровней  у человека могут складываться довольно противоречивые представления. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно  быстрее, нежели мировоззренческие  принципы, в силу чего восприятие новых  целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Все это придает процессам формирования и развития политической культуры дополнительную сложность и противоречивость. А степень соответствия уровней ценностной ориентации непосредственно определяет характер целостности и внутренней неравновесности политической культуры.

Типичным способом структуризации политической культуры является различение ценностных ориентиров и способов политического  поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим общественным группам. Тем самым политическая культура предстает как совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (и несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.

Такой подход позволяет увидеть, что в конкретных странах и  государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать, например, религиозные (в Северной Ирландии и Ливане), этнические (в Азербайджане) или элитарные (в переходных обществах) субкультуры. В этом смысле наиболее важными элементами субкультурной дифференциации политической культуры являются личностные особенности лидеров и элиты, характеризующие их способности к выражению интересов рядовых граждан и эффективному управлению и росту легитимации власти.

3. Типологизация политической культуры

 

Простая констатация факта  существования того или иного  комплекса элементов, которые можно  было бы объединить в категорию политической культуры, сама по себе не снимает вопрос, как эти элементы реализуются  в конкретном политическом процессе, в поведении различных групп  и слоев населения. Дело в том, что одни и те же политические установки, ценностно-нормативные ориентации и идейно-политические принципы у  разных людей и социальных групп  в конкретном политическом поведении  проявляются по-разному. Поэтому  в каждой политической культуре можно  выделить совокупность черт и характеристик, которые придают ей определенный колорит, некоторую специфику. В  рамках единой политической культуры выделяются отдельные субкультуры, в которых в той или иной концентрации преобладают конфессиональные, этнические, региональные или другие начала.

Это особенно важно учесть при оценке и характеристике политической культуры разных стран и народов. Необходимо исходить из факта существования  многих региональных и национальных вариаций политической культуры. Скажем, нельзя говорить о единой модели политической культуры для Европы и Ближнего Востока, западного полушария и дальневосточного региона и т.д.

Каждой политической системе  соответствует особая, собственная  базисная модель (или модели) политической культуры, которая в каждой конкретной стране проявляется в специфически национальных формах. Как правило, важнейшие элементы каждой базовой модели характеризуются универсальностью и определяются общемировоззренческими установками и ориентациями людей независимо от их национально-государственной Принадлежности. В этом качестве в обобщенной, абстрагированной форме они составляют системообразующие компоненты политической культуры и разделяются большинством населения соответствующих стран.

Эти универсалистские компоненты в каждой отдельной стране проявляются  в специфически национальных формах, что естественно, поскольку в  формировании национального самосознания, самой национальной идентичности участвуют  как универсалистские, так и сугубо национально-культурные элементы. Общественно-исторические, национально-культурные, географические, религиозные и иные особенности  формирования и эволюции каждой нации  и национального самосознания наложили глубокий отпечаток на содержание и  форму ее политической культуры.

Все это предполагает необходимость  выделения соответствующих моделей  политической культуры. Уже авторы, впервые обратившиеся к данной проблематике, предложили собственные типологизации  политических культур. Так, Г. Алмонд выделил  гомогенный, фрагментированный, смешанный  и тоталитарный типы.

По его мнению, в англосаксонских  странах (США, Великобритании, ряде стран Британского содружества) господствует секулярная, гомогенная политическая культура. Она секулярна в том смысле, что для нее характерны сосуществование множества конкурирующих, но дополняющих друг друга ценностей, установок, ориентации, рациональный расчет при принятии решений и разрешении споров и конфликтов, индивидуализм, экспериментаторство и т.д. В то же время она гомогенна в том смысле, что подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяет основополагающие принципы устройства существующей политической системы, общепринятые нормы и правила игры, ценности. Ролевые структуры - политические партии, заинтересованные группы, средства массовой информации - пользуются значительной самостоятельностью. Отдельные индивиды принадлежат одновременно к множеству взаимно пересекающихся групп. В итоге признается законность всех интересов и позиций, между ними превалирует взаимная терпимость, что создает условия для прочного консенсуса и прагматического политического курса.

Политическая культура континентальных  европейских стран также секулярна, но, в то же время, как подчеркивал  Алмонд, она фрагментирована. Во фрагментированной  политической культуре среди различных  группировок нет необходимого согласия относительно основополагающих правил политической игры. Общество разделено, или фрагментировано, на множество  субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами и стереотипами, часто  не совместимыми друг с другом. В  качестве наиболее характерного примера  Алмонд приводит Францию в период Третьей и Четвертой республик  и Италию, политическая культура которых  была фрагментирована на противоборствующие субкультуры, укорененные в разных институтах. Групповые лояльности усиливали  друг друга. Например, католики голосовали за партии католической ориентации, входили  в католические профсоюзы, читали католические газеты и даже выбирали близких друзей среди католиков. Подобным же образом  организовывали и ограничивали свои связи коммунисты. Способность заинтересованных групп, партий и средств массовой информации переводить потребности  и требования в приемлемые политические альтернативы была сильно ограничена. В то же время взаимное усиление социальных, религиозных и политических лояльностей стимулирует противоречия между различными субкультурами. В  результате для стран с этим типом  политической культуры характерна политическая нестабильность.

Следующий тип Алмонд назвал доиндустриальной смешанной политической культурой, характеризующейся сосуществованием традиционных и вестернизированных институтов, ценностей, норм и ориентации. Речь идет о таких атрибутах западной политической системы, как парламент, избирательная система, бюрократия и т.д., которые в той или иной модифицированной форме наложены на традиционалистские реалии соответствующих стран. Как результат такого наложения возникает особый тип, который, используя терминологию М. Вебера, Алмонд назвал харизматической политической культурой. Она часто формируется в условиях эрозии традиционных норм, нарушения считавшихся священными обычаев и связей, роста чувства неустойчивости и неопределенности и т.д. В результате в поисках защиты и устойчивости люди обращают свой взор к харизматическому лидеру. Такое смещение создает сложнейшие проблемы с точки зрения коммуникации и координации в обществе. Здесь различные группы часто имеют совершенно разное видение стоящих перед обществом политических проблем. В итоге нестабильность и непредсказуемость являются не отклонением от нормы, а неизбежным результатом такой политической культуры. Она господствует в модернизирующихся развивающихся странах.

От всех названных типов, по Алмонду, радикально отличается тоталитарная политическая культура. Внешне она  по своей гомогенности напоминает первый тип. Но здесь эта гомогенность искусственная, синтетическая. Поэтому отсутствуют  добровольные организации и ассоциации, система политической коммуникации контролируется центром, невозможно сколько-нибудь приблизительно определить степень  приверженности населения господствующей системе.

Развивая типологию Алмонда, У. Розенбаум выделяет фрагментированные  и интегрированные типы политической культуры, между которыми находятся  различные модели и промежуточные  типы. Фрагментированный тип характеризуется  отсутствием консенсуса относительно принципов политического устройства общества. Этот тип господствует в  большинстве африканских и латиноамериканских стран, отчасти в северной Ирландии и Канаде В его основе лежит  заметная социальная, социокультурная, конфессиональная, национально-этническая и иная фрагментация общества. Это  создает условия для идеологической непримиримости и бескомпромиссности между конфликтующими группами, препятствует выработке неких общепринятых правил политической игры и т.д.

Интегрированный тип отличается сравнительно высокой степенью консенсуса по основополагающим вопросам политического  устройства, преобладанием гражданских  процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия, высокой степенью различных форм плюрализма (который нужно отличать от фрагментированности).

Согласно типологии, предложенной Д. Элейзаром, существуют три основных типа политической культуры: моралистическая, индивидуалистическая и традиционная. Другой американский политолог У. Блюм обосновывал необходимость выделения  только либеральной и коллективистской политических культур. Очевидно, что  рассмотренные типологии обладают рядом достоинств, поскольку в  них предприняты попытки выделить модели политической культуры исходя из факта существования у различных  народов и стран специфических  национальных социокультурных, конфессиональных, традиционно-исторических и иных особенностей.

Но некоторые соображения  говорят о необходимости корректировки  этих типологизаций. Например, лишь с  довольно серьезными оговорками можно  принять схему Г. Алмонда и  его коллег, которые пытались определить различия между гомогенной И фрагментированной  политическими культурами по их способности  обеспечить стабильность политической системы. Попытаемся пояснить данный тезис  на конкретных примерах. В качестве типичного образца фрагментированной  политической культуры как правило, приводилась итальянская. И действительно, результаты многих исследований показывают наличие в этой стране высокого уровня социального отчуждения и недоверия. Итальянцы скептически оценивают  свои возможности влиять на политические институты и процессы, на принятие политических решений. Партийная система  также фрагментирована на разного  рода левые, центристские и правые партии, часть из которых находится в  оппозиции к существующему социальному, экономическому и политическому  порядку. О фрагментированности  политической культуры свидетельствует, в частности, характерная для  политической жизни Италии частая смена  правительств.

Однако многие страны с  фрагментированными, по типологии Алмонда, политическими культурами, политически  стабильны. К примеру, консоциативные демократии в Австрии, Нидерландах, Швейцарии и Бельгии являются по своему характеру фрагментированными, так как состоят из нескольких, казалось бы, конфликтующих друг с  другом субкультур. Так, в Нидерландах  католики, кальвинисты и неверующие настолько серьезно конфликтовали  друг с другом, что некоторые исследователи  считали возможным говорить о  существовании здесь трех самостоятельных  субкультур или даже народов. А Швейцария - это единое сообщество, составленное в сущности из трех национальных субкультур. Невозможно не согласиться с утверждением, что в этих странах в течение  всех послевоенных десятилетий степень  политической стабильности, определенности и предсказуемости отнюдь не ниже, если не выше, чем в США, Великобритании и других странах с гомогенной или интегрированной политической культурой.

В то же время англосаксонская  Канада, которая по схеме Алмонда  должна принадлежать к гомогенному  типу, часто сотрясается от конфликтов на национально-культурной почве, которые  в последние два-три десятилетия  не раз грозили государственной  целостности этой страны. Что касается США, которые действительно отличаются высокой степенью политической стабильности, то не составляет секрета, что здесь  серьезные исследователи выделяют целый ряд субкультур расово-этнического, национально-культурного, конфессионального  и регионального характеров.

Рассмотрим другую характеристику - приверженность харизматическому лидеру - признак, который Алмонд считает  достоянием доиндустриальной или смешанной  политической культуры. Не требуется  особых усилий, чтобы продемонстрировать, что харизматичность в различных  ее формах и модификациях приобретает особую актуальность в наиболее развитых странах современного мира. Более того, харизматические лидеры и харизма как факторы, определяющие симпатии и антипатии избирателей и соответственно их выбор, стали важнейшими элементами политической культуры всех типов в эпоху информационной революции и электронных средств массовой информации. Что касается тоталитарного типа политической культуры, то харизма в крайних формах - поклонения вождю-фюреру - также является ее неотъемлемой составной частью.

политическая  культура политология

Можно было бы привести немало других нестыковок, которые снижают  убедительность рассмотренных типологизаций, но и высказанные аргументы достаточно наглядно указывают на необходимость  нахождения более приемлемых критериев  типологизаций политических культур  современного мира. При этом главным  условием является учет основных типов  или моделей политических систем, в рамках которых формируются  и функционируют соответствующие  типы политических культур. Нельзя сказать, что Г. Алмонд и его коллеги  полностью игнорировали этот момент. Но здесь, как было показано в гл.4, проблема состоит в неприемлемости самого определения политической системы, которое ими предлагается.

Информация о работе Политическая культура