Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:45, реферат
Политическая культура - составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов, интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы индивидов.
Введение 2
Особенности политической культуры 4
Политическая ориентация 9
Список используемой литературы: 11
Введение
Оглавление
Введение 2
Особенности политической культуры 4
Политическая ориентация 9
Список используемой литературы: 11
Политическая культура - составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов, интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы индивидов.
Особенность политической
Политическая культура - часть духовной
культуры народа и включает
те элементы последней,
Исследователи
давно задаются вопросом: почему в
странах неевропейской культуры
западные политические модели не приживаются,
или, приживаясь по форме, наполняются
при этом принципиально иным содержанием?
Выводы, к которым пришли ученые,
заключаются в том, что форма
реализации этих моделей, их приятие
или неприятие большинством населения
во многом обусловливаются основными
характеристиками его политической
культуры. Поэтому современные
Политическая культура
Эти
элементы обусловлены социально-
Политическая культура
При
всех изменениях социально-экономического,
политико-идеологического и
Во-первых,
подданнический тип политических ориентации
характеризуется общепринятой приверженностью
всего населения к таким
Неорганичное сочетание двух систем ценностей в России было обусловлено ее расположенностью между Западом и Востоком, которые оказывали серьезное влияние на российское общество. Существование относительно свободного индивида в период ранней Киевской Руси сменилось заметным усилением зависимости населения от власти, что было вызвано влиянием Византии. Подданнические политические ориентации идеологически закреплялись принятием христианства в форме православия. Тем самым власть приобрела божественный характер и абсолютную легитимность через божественное право.
Принципы
и механизмы практической реализации
отношений господства и подчинения
между властью и населением были
заимствованы из практики организации
государства у татаро-
Во-вторых, расколотость и неоднородность российской политической культуры обусловили конфронтационный характер отношений между ее носителями. Противоположные представления и образы желаемого справедливого общества, существовавшие у разных социальных групп, при низкой общей культуре российского населения постоянно сталкивались и являлись основой острой, а порой и жестокой, политической борьбы. Именно поэтому Россию сотрясали бесконечные бунты, гражданские войны, революции.
В-третьих, доминирование подданнических политических ориентации было обусловлено концентрацией политического господства в руках правящего класса - так было, начиная с раннего Средневековья. Процесс концентрации политического могущества был вызван тем, что освоение громадных российских просторов при отсутствии развитой технологической, материальной и коммуникационной инфраструктуры можно было осуществлять лишь с помощью сильной власти князей и их дружин. Да и зашита протяженных границ российского государства от воинствующих соседей была возможна при условии концентрации политического и военного могущества. Поэтому главным образом политические факторы (политическая воля монарха, сильное государство, разветвленный бюрократический аппарат, развитая репрессивная система) обеспечивали поступательность развития. Естественно-исторические механизмы социальной эволюции (экономические интересы, собственность, наличие самостоятельного производителя, конкуренция, рынок), порождавшие зрелое гражданское общество и активистские политические ориентации на Западе, в России не получили широкого распространения. В основе дифференциации интересов и статусов лежали не механизмы экономического неравенства (отношения собственности), а отношения власти. Обладание или необладание властью обусловили деление общества на два класса: правящий класс, монополизировавший власть и, следовательно, имеющий исключительные права на управление, собственность, привилегии; и зависимое население, лишенное экономических, социальных и политических прав. Высокая степень концентрации и централизации всех видов власти у правящего класса приводила к тому, что малейшее ослабление его господства оборачивалось нарастанием неуправляемости системы, потерей темпов экономического и социального роста и, в конечном счете, революциями.
В-четвертых,
отсутствие свободного индивида и зрелого
гражданского общества приводит к тому,
что политическая жизнь концентрируется
в рамках правящего класса. Политически
бесправному населению
Следовательно, подданническая политическая культура сформировала устойчивые образцы политического поведения, которые сохраняют свою актуальность в современных условиях, несмотря на революционные потрясения XX в.
Сохранение в советское время в качестве общепринятых стандартов политического поведения подданнических политических ориентации, несмотря на декларации новой власти о широком участии населения в политике, обусловлено рядом причин.
Прежде всего, преодоления социально-экономической и культурной отсталости Советской России можно бьшо достичь через усиление интегрирующей и мобилизующей роли государства. Концентрация экономической, политической и идеологической власти в руках нового правящего класса - партийной номенклатуры, олицетворявшей государство, привела к поглощению общества и индивида. Легитимация партийно-государственной власти, утверждение ореола ее святости, высшей и неоспоримой ценности по сравнению с любой другой формой лояльности характерны для стран со значительным удельным весом маргинальных групп. Именно они стали социальной базой советского тоталитарного режима. Техническая, экономическая и культурная отсталость общества в совокупности с доминировавшими у большинства населения патриархальными отношениями, образом жизни формировали специфические черты культуры политического подданничества советского типа, такие, как потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, потребность в почитании вождей, конформизм и т. д.
Устойчивость
этих черт, передача их из поколения
в поколение были связаны с
особенностями политического
Отражая
и формируя стоящий перед субъектами
сложный мир политики в виде системы
знаний о связях и взаимозависимостях
его различных сторон, политическое
сознание по содержанию представляет
собой, осознание политических интересов
социальных групп, классов, этносов, а
также характера политических отношений
в обществе. Однако этим содержание
политического сознания не исчерпывается.
Последнее всегда есть еще и отношение
(позитивное или негативное) к отражаемой
реальности, ее одобрение или отрицание.
Именно своей оценочной стороной политическое
сознание органически сливается, срастается
с деятельностью социальных субъектов.
Выбор политической ориентации - не одномоментное действие, а процесс, в котором человек корректирует свою ориентацию под воздействием определенных социальноэкономических условий, личных психологических изменений. В этом процессе она идентифицирует себя с отдельным лицом или группой лиц. Политические предпочтения, как правило, формируются в результате макрогруповои («средовой») идентификации. Например, человек может идентифицировать себя с бизнесменами, управленцами, средним классом и т.д. Такие идентификации основываются на соответствующей психологической близости к группе, которой она симпатизирует.
Характерными проявлениями групповых психологических идентификаций является идентификации на национальной почве. Национальная или националдержавная ориентация отражает систему политических предпочтений и предпочтений. Главным ее рычагом является стремление наций, этносов к независимости.
Политический выбор осуществляется на основе определенных ценностей. Для одних доминирующими являются обще-гуманистические ценности, для других - ценности определенной религии, социальной группы и т.д. Выбор может быть и чисто прагматичным, основываться на личностных целях и интересах.
Политические процессы невозможны без участия в них различных субъектов.
Есть
несколько концепций
Теория рационального выбора. Согласно ему большинство людей склонны к рациональному поведения (не отождествлять с логическим поведением), ее сторонники считают, что человек пытается достичь максимального результата за счет оптимальных, а то и малейших усилий.
Мичиганская модель. Предусматривает, что в политической деятельности доминирует партийная идентификация человека, который является результатом или восходящей политической социализации.
Психологическая школа, ее сторонники доминирующими в политическом участии и деятельности считают мотивы и установки человека, пытаются изучить взаимозависимость установок и поведения, конкретных действий человека.
Институциональный подход. По мнению его сторонников, политическое участие зависит не от конкретных психологических характеристик личности, ее социального статуса, уровня образования, а от возможностей граждан (избирателей) влиять на власть.
Реализуется политическое участие в выборах, управлении и самоуправлении, принятии политических решений и осуществлении контроля за их целесообразностью; политических кампаниях (митингах, манифестациях, собраниях), акциях гражданского неповиновения (войнах, революциях) деятельности политических партий, различных общественных объединений, в процессе самостоятельной индивидуальной политической деятельности, ее уровень, масштабы - показатель уровня демократичности общества, общей и политической культуры его граждан, других субъектов политики.